Знание определение

Знания – это… Понятие, категории и структура знаний

Знание определение

Когда мы говорим о знаниях, все – от мала до велика – понимают, о чем идет речь. Но если попросить кого-либо дать четкую формулировку, охарактеризовать сущность понятия «знания», справится далеко не каждый. В чем же она состоит? О понятии и структуре знаний мы и поговорим сегодня.

Слово в словаре

Определения понятия «знание» в словаре выглядят следующим образом:

  1. Обладание определенными сведениями, осведомленность в одной или нескольких областях. (Чтобы быть хорошим педагогом нужно обладать знанием жизни).
  2. Результат познавательной деятельности, который проверен практикой, ее адекватное отражение в людском сознании. (Знание основ предмета – вот конек этого студента).
  3. Набор сведений в области какой-либо науки или ее отрасли. (Знания, полученные на уроках английского, очень помогают Егору в путешествиях за границу).

Рассмотрим эти толкования более подробно.

Истинное знание

Как указано выше, в одном из значений слово «знание» – это итог такого вида человеческой деятельности, как познание мира. Как правило, под знанием подразумевается лишь такой результат познания, которому присуща неизменная истинность. Этот результат должен быть обоснован либо фактически, либо логически и подразумевает проверку чувствами или практикой.

Таким образом, при рассуждении о знаниях чаще всего имеются в виду знания, являющиеся истинными. Истинным знанием считается правильное отражение окружающей действительности в мышлении конкретного человека или в общественном мышлении. То есть оно является идеей, описанием или же сообщением о том, что существует на самом деле.

Получение истинных знаний, представлений о глубинной структуре явлений и предметов, об их значимых взаимосвязях является целью науки, для осуществления которой она применяет научные методы.

Узкий и широкий смысл

Знание отдельного человека или группы людей – это владение информацией, которая проверена тем или иным способом и дает возможность решать какие-либо практические задачи. Знанию противопоставляется незнание (то есть дефицит проверенных сведений о чем-либо), а также и вера.

Такое понятие о знании является более упрощенным, более узким толкованием знания.

Если говорить о более широкой, философской интерпретации, то, согласно ей, знание является образом реальности субъекта, существующим в виде понятий и представлений.

Широкий подход к пониманию знания делает его ближе, приравнивает к понятию информации. А это приводит к постановке сложного вопроса о видах знания, таких как:

  • Истинное и ложное (дезинформация).
  • Обыденное.
  • Знание, понимаемое как мнение.
  • Знание в виде оценки.
  • В виде подражания.

Как правило, знание фиксируют, придают ему объективность, выражают с помощью языковой или другой знаковой системы или формы. Но исходя из того, что понимать под знанием, возможен и вариант утверждения, что оно также может фиксироваться в чувственных образах, получаться через непосредственное восприятие.

Многообразие форм

Процесс познания не ограничивается только научной сферой. Знание в различных его формах присутствует и за рамками науки. При этом всем формам общественного сознания присущи специфические, характерные только для них формы знания. Здесь имеются в виду, например, такие виды сознания, как наука, философия, политика, религия, мифология.

Кроме этого, различаются еще и формы знаний, которые имеют такие основы, как понятийная, символическая, художественно-образцовая.

К первым в истории формам знания относится игровое познание. Оно построено на правилах и целях, которые условно принимаются участниками действия. Эта форма дает возможность возвыситься над повседневной жизнью, не задумываться о получении выгоды, вести себя свободно, насколько это позволяют нормы, установленные в игре. При этом допускается обман партнеров и утаивание истины.

Данный вид познания окружающего мира носит характер обучающе-развивающего. В процессе его осуществления выявляются возможности и способности человека, раздвигаются психологические границы при общении.

Какие виды знаний бывают?

Существуют самые разные виды знаний. К ним относятся, например, такие, как:

  • Научные знания.
  • Вненаучные.
  • Обыденно-практические (здравый смысл).
  • Интуитивные.
  • Религиозные.

Далее рассмотрим подробнее некоторые из них.

Обыденно-практическое

Это знание, которое появилось в самые ранние исторические периоды. Сведения, которые оно содержало, были элементарными данными о природе и обо всем окружающем мире. Они, в частности, включали в себя:

  • Простой здравый смысл.
  • Различные приметы.
  • Назидания старших младшим.
  • Рецепты приготовления пищи и снадобий.
  • Личный опыт отдельных людей и их групп.
  • Сложившиеся традиции.

Обыденно-практическому знанию присущ характер устности, несистемности, бездоказательности. Оно служит основой, на которой зиждется ориентация людей в окружающей среде, основывается их каждодневное поведение и предвидение событий. Как правило, в нем присутствует множество ошибок и противоречий. Оно относится к вненучным.

Научное и вненаучное знание

Научное – это знание, которое в отличие от обыденно-практического, основывается на рационализме, объективности и универсальности. Оно претендует на всеобщую значимость. Научное познание является действием, в процессе которого добывается истинное, объективное знание. В его задачу входят описание, объяснение, а также предсказание процессов и явлений, присущих действительности.

В ходе развития такого вида познания случаются научные революции, в процессе которых происходит смена теорий и принципов. Их сменяют периоды нормального научного развития, когда идет углубление знаний и их детализация.

Характерными чертами научного знания являются его:

  • Основанность на логическом мышлении.
  • Наличие доказательств.
  • Повторяемость результатов.
  • Стремление к избавлению от ошибок и к снятию противоречий.

Форма научного знания является самой младшей среди прочих форм, относящихся к вненаучному знанию.

Существует мнение, что последнее не является чьей-либо выдумкой, оно генерируется определенными интеллектуальными сообществами по другим нормам и эталонам, отличающимся от рационалистических.

У них есть свои собственные источники и инструменты познания. В истории культуры эти формы знания, относимые к области вненаучного, объединяются в таком понятии, как эзотеризм.

Какими бывают научные знания?

Научные знания по способу их получения подразделяются на два вида. Они могут быть:

  • Эмпирические, получаемые на основе чувственного опыта или методом наблюдения.
  • Теоретические, добываемые с помощью анализа абстрактных моделей.

Нужно отметить, что научные знания в любой ситуации должны опираться на доказательства, будь они эмпирическими или теоретическими.

Теоретические знания основываются на абстракциях и аналогиях, схемах, отражающих природу и структуру объектов. А также процессы их изменения, которые протекают в предметной области.

Эти знания помогают в объяснении различных явлений и могут быть использованы для прогнозов, касающихся поведения объектов.

Виды вненаучных знаний

Кроме уже рассмотренных обыденно-практических, существуют и другие виды вненаучных знаний, это:

  • Паранаучные – несовместимы с имеющимся познавательным стандартом, включают мысли или учения о различных феноменах, не объясняя их с точки зрения критериев, присущих науке.
  • Лженаучные – это знания, с помощью донесения которых сознательно эксплуатируются предрассудки и домыслы. Их характеризует нетерпимость к доводам их опровергающим, претенциозность, малограмотный пафос. Не обладают универсальностью, систематичностью, обнаруживают себя через квазинаучность.
  • Квазинаучные – ищут приверженцев через опору на принуждение и насилие. Обнаруживают свой расцвет в условиях, когда наука имеет строго иерархическую структуру, когда пресекается критика, жестко проявляется идеология. Например, шельмование кибернетики, «лысенковщина».
  • Антинаучные – сознательно искажающие научные представления об окружающем мире. Связываются с вечной потребностью человека найти простое лекарство от всех недугов. Возникают во времена нестабильности в обществе.
  • Псевдонаучные – проявляются в интеллектуальной активности, которая спекулирует на популярных теориях (о снежном человеке, лох-несском чудовище).

Источник: https://www.nastroy.net/post/znaniya---eto-ponyatie-kategorii-i-struktura-znaniy

Что такое знание? Определение по обществознанию, категории знаний

Знание определение

Знания являются основой нашего существования в этом мире, созданном человеком по законам, сформированным человеческим социумом. Огромные массивы информации различного плана стали нашим наследием, благодаря открытиям предков.

Знания и умения – вот то, на что ориентирует нас та система, в которую мы попадаем чуть ли не сразу после рождения. И это замечательно, что мы можем воспользоваться готовыми данными, делая на их основе свои выводы.

Но что такое знание? Определение по обществознанию и другие понятия, сопутствующие этому, интересуют нас в нашей статье. Надеемся, что собранная информация поможет осознанно подойти к проблеме знаний и принять их значение в жизни современного человека.

Что такое знание? Определение по обществознанию

Одна из наук обо всех явлениях, связанных с общественной жизнью человека, – это обществознание. Она дает нам понятное определение этого термина. Итак, в соответствии с терминологией обществознания, знание – это результат познавательной (в других источниках – когнитивной) деятельности человека.

Кроме того, знание – это некая форма, в которой существуют сформулированные выводы и фиксированные факты, систематизируются и сохраняются с целью передачи и использования.

Кроме непосредственного вопроса, что такое знание (определение по обществознанию мы привели выше) стоит разобраться и в сопутствующих понятиях. Самым актуальным для полного рассмотрения вопроса считаем понятие познание.

Познание – это процесс, через который человек получает те или иные знания. Факты об объективной реальности отражаются в сознании человека, занимая там свое место. Субъектом познания является сам человек, а объектом – тот массив фактов о явлениях и предметах действительности, собранный и представленный в определенном виде.

Характеристики знаний

Расшифровкой понятия “знание” занимается не только обществознание, но и философия, психология. Так, в современной философии до сих пор актуальны споры по поводу того, какая полученная информация является знанием.

По сложившемуся мнению современных мыслителей, чтобы перейти в эту категорию, информация должна обладать некоторыми признаками, а именно, быть истинной, подтвержденной и заслуживающей доверия.

Как можно увидеть, все критерии весьма относительны и субъективны. В этом и причина открытости данного вопроса для современных наук, к которым относятся и вопросы по обществознанию.

Знание – обширная категория обществознания. Поэтому неизбежна и широкая классификация этого понятия. Включает оно множество различных критериев, одни из которых – очевидные, другие же – результат мысли исследователей-философов.

Так, одна из очевидных классификаций знаний – по носителю, иными словами, по местонахождению знаний. Как мы можем представить, хранятся они в памяти людей, печатных изданиях, всевозможных электронных носителях, в базах данных и прочих.

Более интересная, на наш взгляд, классификация знаний, – по степени научности. В соответствии с ней, знания бывают научными и ненаучными. Каждый вид имеет свои подвиды.

Так, научные знания могут быть эмпирическими (полученными в результате собственных наблюдений, познания) и теоретическими (восприятие как истины абстрактных моделей данных о мире – таблиц, схем, абстракций, аналогий).

Разновидностей ненаучных знаний больше, и они сами по себе интересны как категории. К ненаучным знаниям относятся те, которые являются данными об элементарных бытовых вещах, – обыденно-практические. Псевдонаучные знания – те, что оперируют известными научными гипотезами, еще не нашедшими подтверждения или опровержения.

Лженаучные знания – это то, что мы называем предрассудками, заблуждениями, домыслами. Существуют также квазинаучные (насаждаемые теориями, но не подтвержденные фактами), антинаучные (утопические, подрывающие представление о реальности), паранаучными (которым пока не представляется возможности отыскать подтверждение).

Вопросы по обществознанию рассматривают небольшую часть видов знаний. Однако с целью самообразования интересно знать о существующих теориях и разделениях информационных массивов, накопленных человечеством.

Заключение

Мы рассмотрели в нашей статье одно из основополагающих определений науки обществознания – знание. Так что такое знание? Определение по обществознанию говорит нам, что это результат познавательной деятельности человека, а также и форма, в которой хранится и передается этот результат.

Современная классификация знаний очень широка и учитывает множество критериев. И наши обыденные, и профессиональные знания, и исключительно научные факты, и утопические гипотезы – все это отдельные виды и подвиды знаний.

Надеемся, наша статья оказалась интересной для вас.

Источник: https://FB.ru/article/226500/chto-takoe-znanie-opredelenie-po-obschestvoznaniyu-kategorii-znaniy

Определение понятия Знание. Знания и информация в познании

Знание определение

Орехов Виктор Дмитриевич, к.т.н

Рассмотрены основные характеристики понятия – знание. Дано современное определение понятия знание. Представлено соотношение знания и информации, явного и неявного знания, место знания в процессе познания. Рассмотрены системные схемы знания в рамках познания и реальной действительности.

Ключевые слова: знание, научное знание, понятие, определение, информация, познание, мышление, явное знание.

По мере приближения эпохи «Знания» возрастает и важность корректного определения и понимания понятия знание. В последние годы в связи с развитием ряда новых научных направлений таких, как кибернетика, управление знаниями, системный подход, понимание понятия знание существенно изменилось, но зачастую мы видим устаревшее понимание понятия знание.

1. Определения понятия знание

В словарях можно увидеть такое определение этого понятия: «Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека» [1].

В этом определении данного понятия существенным является то, что знание – это результат познания действительности.

Постулируется также критерий проверки практикой, а также то, что носителем знаний является мышление человека. Вопросы кодификации и значимости знаний остаются за рамками этого определения данного понятия.

Отметим также, что алгоритмы проверки знания практикой и верности отражения в мышлении человека нельзя считать объективными.

Классик философии науки Карл Поппер считал, что требовать обоснования для научного знания не рационально. Он утверждал, что научное знание рационально не из-за его обоснования, а поскольку мы способны критически его анализировать.

В работе «Logik der Forschung, 1934» [2] Поппер указывал на то, что научное знание появляется не из-за появления новых обоснований, а из-за критики гипотез, которые предлагаются для решения новых проблем.

Научное знание имеет эмпирический и теоретический уровень, причем корректно доказать верность теорий невозможно.

Согласно Википедии (02.01 2016 г.): «Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе».

Довольно странно, что на первое место в таком определении понятия знания здесь ставится некая форма, хотя смысл знания заключен именно в его содержании. Делается также робкая попытка обозначить роль знания в деятельности человечества.

В некоторых определениях понятия знание за исходную позицию принимается функция знания. Например: «Знания – основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, а также стратегии принятия решения в этой области» [3]. Обращает внимание то, что в этом определении понятия отделяются основные знания от рутинных.

2. Соотношение понятий знание и информация

Известно утверждение некого мудреца, которое гласит: «унция знания стоит фунт информации…». В этом определении знание соотносится с близким по природе объектом — информацией.

Известна также модель иерархии знаний [4], которая представлена на рис. 1.

Однако, применительно к этой модели, если достаточно понятно в каком виде представляются данные, информация и знание, то этого нельзя сказать о мудрости.

Рис. 1. Модель иерархии знаний по Skyrme and Amidone

Ряд авторов считают, что знания в отличие от информации должны быть полезными, т. е. готовыми к продуктивному применению в определенном контексте [5, 6]. Такое свойство важно для знаний, используемых конкретной организацией или человеком. Знание же объективных законов природы или общества практически всегда может найти применение.

Для преобразования информации в знание используется процесс осмысления, который включает в себя следующие этапы: сбор информации, ее анализ, синтез нового, обмен наработками с коллегами и повторное использование [4].

Еще один подход к преобразованию информации в знание представляет собой процедуру , которая включает в себя [4]:

  1. Сравнение: как информация о данной ситуации соотносится с другими?
  2. Следствия: какие последствия может иметь информация для действий?
  3. Связи: как данная информация соотносится с другой?
  4. Суждения: что об этой информации думают другие люди?

3. Явное и неявное знания

Знание может быть представлено в явном виде (кодифицировано, формализовано) или неявном (скрытом, неформализованном). Явное знание выражается в словах, цифрах, знаках, формулах, схемах, образах и т.д. Такое знание легко передается и размножается, поэтому оно доступно всему человечеству и оказывает влияние на продуктивную деятельность.

В представленных выше определениях понятия знание подчеркивалась важность проверки знаний. Однако проверить фактически можно только явное знание.

В процессе мышления и практической деятельности люди в основном оперируют неявными знаниями, находящимися в их разуме. При этом в явное знание может быть преобразована лишь малая часть неявного знания, то, что удается кодифицировать и не является рутинным знанием.

Явное и неявное знания находятся в тесной взаимосвязи. Четыре вида трансформации в процессе создания знания, согласно работе Нонака и Такеучи [7], представлены на рис.

2 (в скобках даны синонимы оригинальных терминов; явное знание визуализировано стопкой книг, а неявное – силуэтом головы).

Рис. 2. Виды трансформации знания в процессе его создания

Следует отметить, что характеристики носителей и создателей знания постоянно развиваются со временем, что открывает новые возможности создания, как явного, так и неявного знания.

4. Знание и системный подход

С точки зрения системного подхода важно понимать, в какой надсистеме находится данная система (знание) и какую функцию она в ней выполняет.

Для знаний такой надсистемой является система «познания» или «мыслимого» [5]. Кроме знания в эту надсистему входят (рис.

3) такие системы, как данные, информация, гипотезы, ложные знания, органы чувств и мышления, носители информации, устаревшие знания и др.

Рис. 3. Системная карта надсистемы познания

В надсистему познания входят также методики познания, проверки знаний практикой и верности их отражения в мышлении человека, однако они являются подсистемами знания.

Последовательность преобразований, которые происходят с прообразами знаний в ходе познания, условно представлена на рис. 4. На схеме справа даны общие названия прообразов знаний, а слева – возможные их реализации. Стрелкой обозначено то направление, в котором движется познание человечества, расширяя сферу познанного и стремясь в будущем наиболее полно познать действительность.


Рис. 4. Знания в процессе познания

Познавательный процесс движется не только в указанном выше направлении, но на отдельных этапах и в противоположном. Вместе с тем, данная схема демонстрирует, что знание никогда не бывает абсолютным и досконально проверенным на соответствие действительности. Оно содержит динамическую смесь различного типа знаниеобразных структур.

Таким образом, мы подошли к системному пониманию типов знания в процессе познания. Подводя итог анализу характеристик знания, сформулируем краткое определение понятия знание.

Знание – это существенные результаты познания реальной действительности, являющиеся основой образования, производственной деятельности и закономерного развития человечества, отраженные в мышлении или на носителях информации и прошедшие критическую проверку квалифицированными экспертами.

Выводы

  1. Предложено уточненное определение понятия Знание: существенные результаты познания реальной действительности, являющиеся основой образования, производственной деятельности и закономерного развития человечества, отраженные в мышлении или на носителях информации и прошедшие критическую проверку квалифицированными экспертами.
  2. Показано системное место знания в системе познания и реальной действительности.

Литература

  1. Знание в философии. Викия. http://ru.science.wikia.com/wiki/
  2. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. М., Прогресс. 1983. http://skepdic.ru/wp-content/uploads/2013/05/popper.pdf
  3. Гаврилова Т.А., Червинская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М. : Радио и связь, 1992.
  4. Skyrme, D. J. and Amidone, D. M. Creating the Knowledge-Based Business, Wimbledon, Business Intellegence Ltd. 1997.
  5. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знания. Издательство «Экономика», 2007. – Стр 23.
  6. Управление знаниями в организациях: Учеб.-метод. пособие / Подгот. Н.М. Жаворонковой. Жуковский, 2007. – С. 18.
  7. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. – М., 2003. – С.88.
  8. Орехов В.Д. Прогнозирование развития человечества с учетом фактора знания: Моногр. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2015. – 210 с.

Источник: http://world-evolution.ru/2016/opredelenie-ponyatiya-znanie/

Знание и познание

Кроме непосредственного вопроса, что такое знание (определение по обществознанию мы привели выше) стоит разобраться и в сопутствующих понятиях. Самым актуальным для полного рассмотрения вопроса считаем понятие познание.

Познание – это процесс, через который человек получает те или иные знания. Факты об объективной реальности отражаются в сознании человека, занимая там свое место. Субъектом познания является сам человек, а объектом – тот массив фактов о явлениях и предметах действительности, собранный и представленный в определенном виде.

Классификации знаний

Знание – обширная категория обществознания. Поэтому неизбежна и широкая классификация этого понятия. Включает оно множество различных критериев, одни из которых – очевидные, другие же – результат мысли исследователей-философов.

Так, одна из очевидных классификаций знаний – по носителю, иными словами, по местонахождению знаний. Как мы можем представить, хранятся они в памяти людей, печатных изданиях, всевозможных электронных носителях, в базах данных и прочих.

Более интересная, на наш взгляд, классификация знаний, – по степени научности. В соответствии с ней, знания бывают научными и ненаучными. Каждый вид имеет свои подвиды.

Так, научные знания могут быть эмпирическими (полученными в результате собственных наблюдений, познания) и теоретическими (восприятие как истины абстрактных моделей данных о мире – таблиц, схем, абстракций, аналогий).

Разновидностей ненаучных знаний больше, и они сами по себе интересны как категории. К ненаучным знаниям относятся те, которые являются данными об элементарных бытовых вещах, – обыденно-практические. Псевдонаучные знания – те, что оперируют известными научными гипотезами, еще не нашедшими подтверждения или опровержения.

Лженаучные знания – это то, что мы называем предрассудками, заблуждениями, домыслами. Существуют также квазинаучные (насаждаемые теориями, но не подтвержденные фактами), антинаучные (утопические, подрывающие представление о реальности), паранаучными (которым пока не представляется возможности отыскать подтверждение).

Вопросы по обществознанию рассматривают небольшую часть видов знаний. Однако с целью самообразования интересно знать о существующих теориях и разделениях информационных массивов, накопленных человечеством.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.