Значение правильной речи в жизни современного человека

Содержание

Почему речь современного человека должна быть правильной

Значение правильной речи в жизни современного человека

Одним из условий формирования социально активной личности является овладение человеческой речью – способностью произносить отдельные звуки, слова, фразы. Ее практическое применение принято называть языком.

Какая бывает речь? Должен ли человек совершенствовать свое умение говорить? Как можно устранить дефекты речи? Далеко не полный перечень вопросов, которые становятся интересны родителям сразу, как только их ребенок произносит первые слова.

Для чего нужна речь

Ученые выделяют несколько основных функций речи, о которых должен знать каждый.

  1. Речь является своеобразным инструментом, при помощи которого люди обмениваются друг с другом чувствами, мыслями. Язык выступает в качестве средства общения.
  2. Благодаря речи происходят усвоение и передача коллективного опыта, накопленного человечеством. Посредством языка люди познают мир, в котором живут.
  3. Для достижения результатов деятельности человек обязан ее организовать и спланировать. Этот процесс возможен только тогда, когда он владеет языковыми навыками.
  4. При помощи речи человек способен воздействовать на чувства и мысли других людей.

Перечисленные функции в полной мере раскрывают значение языка в жизни человечества.

Какая бывает речь

Если рассматривать язык в плане существования его форм, то можно выделить устную и письменную. Во время письма или чтения работает письменная речь. Какая устная форма используется человеком? Слушание и говорение – это разновидности устной речи.

Если брать во внимание количество участников разговора, то речь может быть диалогической или монологической. Перевод с греческого позволяет понять, что диалог – это разговор двух или нескольких лиц, а монолог – это высказывание одного человека.

С точки зрения дефектологов, речь бывает правильная или неправильная. Подобную же оценку языку дают лингвисты. По их мнению, правильная – это грамотная речь, но она может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. Неправильная же (безграмотная) содержит большое количество языковых ошибок.

Важно ли умение говорить грамотно

Спор о том, какая должна быть речь человека, в научной педагогической среде возникает довольно часто. Эта проблема волнует и молодое поколение, и старшее. Большинство людей все-таки склоняются к тому, что язык должен быть грамотным, то есть красивым.

Умение говорить правильно не рождается вместе с человеком. Этому навыку нужно обучаться. Процесс освоения языка начинается в дошкольном детстве и продолжается в течение всей жизни. Для достижения результата недостаточно одного лишь желания. Потребуется приложить определенные усилия и затратить немало времени.

Человек, освоивший искусство говорить, всегда производит хорошее впечатление, он выгодно выделяется на фоне окружающих. Употребляемые обороты речи указывают на уровень его культуры. Считается, что человек, умеющий контролировать поток слов, фраз, звуков, способен управлять и разумом.

Итак, владение правильным красивым языком с положительной его окраской – это огромное достоинство человека.

Какие бывают дефекты речи

Неполадки в работе артикуляционного аппарата являются показателями неправильной речи. Косноязычие доставляет массу неприятностей, которые могут касаться как личной жизни, так и продвижения по службе, отношения окружающих к человеку.

Ребенок, испытывающий сложности в работе речевых органов, обязательно будет иметь проблемы с обучением в школе. Они могут иметь отношение к общей успеваемости, формированию почерка, орфографической грамотности, овладению техникой чтения.

Какая может быть речь человека при неправильной работе соответствующих органов?

  1. Нечеткое проговаривание или искаженное произношение отдельных звуков – ребенок картавит, шепелявит.
  2. Непроговаривание окончаний в словах.
  3. Нарушение очередности звуков в слове – их взаимозамена.
  4. Бедный словарный запас.
  5. Неумение строить связные высказывания.
  6. Нарушение темпа произношения слов (замедленный или быстрый), заикание.

Причины нарушений

Разобравшись с тем, какая бывает речь при неправильной работе артикуляционного аппарата, стоит обратить внимание на причины, которые могли повлиять на возникшие проблемы. А истоки нарушений бывают самые разнообразные.

Одна из причин, вызывающих сбой в работе речевых органов, — это разного рода травмы, которые могли быть получены ребенком во время родов или в первые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории наиболее тяжелых. Не менее серьезна и та, которая относится к наследственной предрасположенности.

Кроме того, речевые нарушения могут возникнуть при недостаточном развитии фонематического слуха, что приводит к неспособности ребенка воспринимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже существенно влияет на уровень развития языка.

Большое значение на формирование способности малыша говорить, слушать, читать или писать могут оказывать его родители и близкое окружение. Например, замена живого общения просмотром телепередач непременно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые дефекты, считая, что проблема устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.

Где устраняют дефекты речи

Прежде чем заниматься исправлением недостатков, специалист, к которому обратился пациент, обязан установить причины возникших затруднений. Именно от них зависят методы и приемы, которые будут использованы в работе.

Если на развитие речи влияют отклонения неврологического характера или они связаны с неправильным строением артикуляционных органов, то, кроме логопеда, потребуется хирург или невролог. Комплексный подход к работе с людьми, имеющими отклонения в развитии речи, дает наибольший эффект.

Логопедические занятия с ребенком могут проводиться специалистами в школах, детских садах. Подобные кабинеты открываются при детских поликлиниках или в центрах развития ребенка.

Логопед ведет занятия, используя многочисленные методики, приемы и техники.

Упражнения направлены на разработку артикуляционного аппарата, моторики, умения ребенка наблюдать, сравнивать, анализировать, выражать свои эмоции.

Огромную помощь в преодолении речевых трудностей малыша оказывают родители, занимаясь с ним дома. Врачи и педагоги, объяснив взрослым, какая может быть речь ребенка при регулярных занятиях, дают конкретные задания. Все рекомендации в обязательном порядке должны выполняться. Только при таком подходе можно получить устойчивый положительный результат.

Где обучают правильной красивой речи

Если у человека появляется желание совершенствовать стиль языка, его выразительность, пополнять словарный запас, то для этого отлично подойдут специальные речевые курсы.

Многие люди считают, что подобные занятия нужны лишь для овладения иностранными языками, но это не так. Изучается на них также и речь родная. Какая она может стать после обучения? Это с удовольствием демонстрируют люди, прошедшие курс.

Для развития красивой грамотной речи у школьников ведутся специальные факультативные занятия, предусмотренные учебной программой.

На что направлены речевые упражнения

Задания, направленные на развитие языка, можно выполнять совместно с преподавателем, самостоятельно или группой. Упражнения, предложенные ниже, также дают понимание о правильной речи.

Итак, она должна быть какая? Хорошая речь отличается лаконичностью, богатым словарным запасом. Использование средств выразительности только украшает язык.

статьи

  • Нужно ли развивать свою речь
  • Реагирует ли младенец на освещение и речь чужих ему людей
  • Можно ли самостоятельно развить интуицию

Техника речи, как у телеведущих

Равняться надо на лучших. К примеру, выбиваются из общей толпы телеведущих и журналистов Соловьев, Сорокина, Нагиев. Они не только безупречно виртуозны, но еще и обладают шармом. Отличной дикцией отличаются Тина Канделаки, Татьяна Толстая. По мнению специалистов-«речевиков», любая ошибка на экране — это неуважение к аудитории.

При этом есть и исключения. Например, Сванидзе совершенно не владеет техникой речи, но заставляет себя слушать. Чтобы стать исключением, следует быть слишком незаурядной личностью. Речь образованного умного человека должна быть не только содержательна, но и понятна и интересна, доброжелательна и вежлива, а главное — грамотна.

Чтобы человека слушали, чтобы держать внимание и влиять на аудиторию, надо уметь убеждать людей, удерживать внимание, а для этого нужна разговорная речь. Для достижения этого политики обращаются к специалистам. Человек, который не способен слышать себя и окружающих, не способен учиться.

Раз не способен учиться, значит, не способен руководить. А учиться следует постоянно. К примеру, Борис Ельцин имел команду специалистов в области сценической речи, однако упорно читал по бумажке и пребывал в уверенности, что со стороны его речь выглядит искренней.

Сегодня своей речью занимаются не только кандидаты в депутаты, актеры, телеведущие, но и бизнесмены, руководители предприятий.

Нужен ли преподаватель по технике речи

Без преподавателя человек способен красиво и правильно говорить, при условии что в нем с раннего детства не подавляли ораторские способности. Ребенок поет и кричит, читает вслух книги, выступает у доски в школе, поет песни – все это и есть развитие речи.

Для публичного человека голос — это его инструмент, который можно постоянно совершенствовать. Именно педагог поможет верно определить методы работы с речью, учитывая индивидуальные особенности.

Однако современные техники успешного ораторства давно есть в свободном доступе, и при желании начать их осваивать может каждый.

Ни для кого не секрет, что грамотная речь украшает человека. Но чаще всего в повседневной жизни, на Новый год или другой праздник можно встретить довольно ограниченный лексикон, изобилующий различными сленговыми или даже нецензурными выражениями.

Литературный язык постепенно становиться редкостью. Это печально. Особенно нелепо и неприятно выглядят дети, позволяющие себе «крепкие» высказывания.

А ведь они – прямое следствие поведения взрослых, которые чаще всего не в полной мере отдают отчёт тому, что говорят, а потом удивляются, услышав от своих чад неприличное или неправильное слово.

Итак, грамотная речь – это непременное качество любого взрослого человека. Поэтому очень важно развивать в себе привычку говорить правильно.

Во-первых, это самым благотворным образом сказывается на впечатлении, производимом на окружающих людей, способствует расширению словарного запаса, украшает речь, делает приятным и содержательным собеседником.

Во-вторых, повышает самооценку. В-третьих, способствует формированию и развитию грамотной речи у детей.

Как говорится, век живи – век учись. Постоянное развитие и самосовершенствование отличный способ поддерживать себя на должном интеллектуальном уровне.

Многие согласятся, что бытовая рутина, окружающая нас повсюду, в существенной степени сужает кругозор и способствует ограничению умственных возможностей.

Современный человек начинает мыслить в одном направлении, больше утомляется, становится более ленивым. Развитие собственной речи даёт новую пищу для ума, стимулирует память и увеличивает кругозор.

Отличным началом будет приобретение словаря иностранных слов, которые всё чаще можно встретить в русском языке. Находясь в дорожной пробке, отдыхая после работы или просто сидя за завтраком можно несколько минут полистать его, одновременно прочитав и запомнив несколько новых определений.

Стоит заменить час сидения за компьютером на чтение классического произведения и спустя некоторое время можно отметить у себя положительные сдвиги в виде неосознанного, так сказать автоматического, употребления в речи новых литературных слов.

Прослушивание аудиокниг, ведение личного дневника или других развёрнутых записей, так же хорошо способствуют пополнению словарного запаса и более ясной формулировке собственных мыслей.

Источники: http://.ru/article/154578/kakaya-byivaet-rech-kakoy-doljna-byit-rech-cheloveka-kakie-byivayut-defektyi-rechi, http://www.kakprosto.ru/kak-251659-nuzhno-li-razvivat-svoyu-rech, http://dis.finansy.ru/art/mix/044gramrech.htm

Источник: https://sovetyisekrety.ru/raznoe/pochemu-rech-sovremennogo-cheloveka-dolzhna-byt-pravilnoj.html

Роль речи в развитии личности

Значение правильной речи в жизни современного человека

Процесс овладения речью, который активно развивается в раннем возрасте, является революционным в психическом развитии человека. С помощью речи перестраиваются все психические процессы:

  • память,
  • мышление,
  • воображение,
  • чувства,
  • эмоции.

Именно речь помогает человеку управлять свои поведением, выстраивать воображаемые ситуации, фантазировать и осознавать свои действия. Именно речь освобождает человека от внешней ситуационной привязанности, и строить мир во внутреннем плане личности.

Слово является особым знаком, несущим в себе общечеловеческое значение, которое не просто имеет конкретный предметный смысл, но и включает в себя мысли, образы и абстрактные понятия.

Замечание 1

В процессе овладения речью человек овладевает существующей знаковой системой, которая в последствии становится мощнейшим орудием мышления, саморегуляции и общения в целом.

Основные функции речи

Основная первоначальная функция речи – это организация процесса коммуникации. Прежде всего, речь – это средство общения и высказывания. Общение, основанное на передаче мысли и переживаний, требует построения адекватной системы средств, в качестве которой и выступает речь.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Общение по своей сути предполагает обязательное обобщение и развитие словарного значения, так как в процессе передачи информации необходимо отнести содержание коммуникации к той или иной известной группе явлений.

Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. В период раннего детства происходит пересечение данных процессов и возникает совершенно новая форма психической жизни человека.

Проявляясь в общении и являясь основным средством мышления человека, речь способствует возникновению совершенно новой формы жизнедеятельности человека – речевому мышлению.

Речевое мышление является наиболее специфичным для человека и обладает безграничными возможностями.

Речь включена во все психические процессы человека и невозможна без участия языка, который хранит в себе запас слов и грамматических формул, способствующих эффективному процессу построения коммуникации между людьми.

Замечание 2

Язык – это общественное явление, существующее и развивающееся объективно, не как создание отдельных людей, а как явление всего общества в целом.

В словах, составляющих язык, находят свое отражение опыт мыслительной деятельности всего человечества и накопленные в течение истории развития человечества знания и умения. Слова, которыми пользуется человек в своей речи, — это не его личное изобретение. Каждый человек в процессе своего развития получает слова уже в готовом виде, усваивая язык народа, к которому он принадлежит.

Таким образом, можно сказать, что человек в процессе речевого развития опирается на опыт человечества, а не только на свой личный опыт.

Значение речи для развития личности человека

Наличие речи коренным образом меняет природу психических процессов человеческой личности.

Ощущение, самая элементарная форма психики, носит у человека совершенно иной характер нежели у животных в связи с тем, что человек является общественным существом и находится в постоянном процессе общения с другими людьми, посредством речи.

Животные ощущают цвета окружающего мира и основываясь на этих знаниях ориентируется в тех или иных ситуациях и обстоятельствах.

Человек же воспринимая явления окружающего мира при этом всегда обозначает их и связанные с ними явления и события с помощью слова и тем самым в корне отличается от особенностей восприятия и мышления животных.

Ощущение человека, будучи первосигнальным в своей основе, вместе с тем и второсигнально. Именно этот факт позволяет человеку проявлять через свои ощущения не только индивидуальный, но и общечеловеческий опыт.

Животные в процессе восприятия окружающего мира отражают в своем сознании предметы и явления как единичные объекты с элементарной степенью обобщенности, открывающуюся в процессе удовлетворения элементарных, биологических потребностей.

В отличие от вышеописанного процесса, человеческое восприятие окружающего мира, благодаря непосредственному участию речи и мышления, является содержательным и включает в себя содержание, смысл и значения, которые открывались людям в процессе исторического общественного развития. Благодаря наличию второй сигнальной системы, человек воспринимает вещи и явления обобщенно в свете имеющихся широких взаимосвязей.

Абстрактное мышление человека также сформировалось благодаря развитию речи, с помощью понятий, выражающих общечеловеческий опыт анализа окружающей действительности и закономерностей происходящих явлений и событий.

Именно развитие абстрактного мышления приводит к более полному и правильному отражению окружающей действительности в мышлении и сознании человека.

Именно благодаря развитию речи совершенствуется общественный характер деятельности человека, регуляция его волевых действий и поведения. В тот момент, когда человек выполняет определенные действия от ставит перед собой цель и обязательно стоит отметить, что данная цель является не только его личным образованием, но и отражает опыт деятельности всего человечества в целом.

Благодаря речи становится возможным процесс саморазвития и самосознания человека.

С помощью овладения речью человек осознает свой внутренний психический мир, отдает себе отчет в содержании, характере и значении своих внутренних, субъективных переживаний.

Данный процесс стал возможным только потому, что развитие речи и овладение словом способствовало субъективному отражению человеком окружающей действительности.

Именно благодаря развитию сначала внешней, а затем и внутренней речи происходит процесс осмысления окружающей действительности и событий, происходящих вокруг, формирование собственной оценки данных событий и становление внутренней позиции личности.

Таким образом, можно сказать, что благодаря речи психика у человека превращается в сознание.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_lichnosti_osnovnye_celi_i_zadachi/rol_rechi_v_razvitii_lichnosti/

Значение речи в жизни человека

Значение правильной речи в жизни современного человека

Значение речи в жизни человека

23.03.2015

Снежана Иванова

Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности…

Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично  ему.

Речь в жизни человека занимает существенную позицию:  она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности.

Насколько бедной была бы наша жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас.

Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.

Структура  речи

Речь, как и всякий другой вид деятельности, состоит из нескольких элементов.

Мотивация – важный структурный компонент, без которого никакое взаимодействие между людьми не состоялось бы. Прежде, чем совершить какое – то действие, связанное с общением, личность должна испытывать потребность во взаимодействии. Мотивация может касаться как личностных (внутренних) запросов отдельного индивида, так и выходить за рамки его потребностей.

Планирование – второй элемент в структуре речи. Здесь на первый план выходит способность к прогнозированию и ожидаемый результат.

Личностные интересы человека участвуют в процессе распределения своих ресурсов и возможностей. Грамотное планирование обязательно включает в себя самоанализ и рефлексию.

Человек должен знать, зачем он собирается расходовать свой ресурс, чего хочет достичь.

Реализация – это процесс, направленный на достижение поставленной цели. Когда сформулирована задача, личность обладает высокой мотивацией и осуществляет грамотный подход к пошаговым действиям. С помощью речи информация передается от одного лица другому.

Контроль – неотъемлемая составляющая любой успешной деятельности, и речь не является исключением. Чтобы понять, правильно ли решена задача, необходимо периодически отслеживать результат.

Мы можем провести объемный семинар по какому – то вопросу, дать людям интересную информацию, но этого не достаточно, если имеется стремление к большим достижениям.

Крайне важно получить обратную связь от участников, услышать их мнение, убедиться в своей полезности.

Функции  речи

Современная психологическая наука определяет речь как высшую психическую функцию, существенный механизм в образовании интеллектуальной деятельности, процесс передачи и обмена информацией.  Как всякая деятельность, она выполняет ряд важных задач.

Номинативная функция заключается в необходимости называть, обозначать предмет словом. Благодаря этому, каждый способен понять своего оппонента и не путаться в понятиях. Общение между людьми основывается по заранее созданной модели, которая существенно упрощает процесс понимания.

Обобщающая функция служит для выявления общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам. Слово уже обозначает не один предмет, а называет целую группу свойств или явлений. Здесь проявляется сильнейшая связь речи с мышлением, так как подобные операции требуют напряженной мыслительной деятельности.

Коммуникативная функция представляет собой этап передачи информации от одного лица другому. Данная функция может быть проявлена как в устной, так и в письменной форме.

Виды  речи

В психологической науке выделяют два способа проявления речи: внешний (разговор при контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний.

Внешняя речь всегда  направлена на общение людей между собой. Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их  окружающим.

Благодаря этой способности, личность удовлетворяет свою потребность в обмене информацией, взаимодействии с другими людьми. В диалоге происходит беседа, которая может оказаться полезной для обеих сторон.

В монологе  у человека реализуется возможность передать другим накопленный опыт, поделиться важной информацией.

Внутренняя речь представляет собой особую форму выражения мыслей.  В отличие от внешней, она характеризуется обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и непоследовательностью.

Такой внутренний диалог происходит в сознании человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно управлять и контролировать его.

Однако сложность заключается в том, что внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.

Выражение  эмоциональной  составляющей

То, как человек говорит, оказывает существенное влияние на восприятие его слов собеседниками.

Тембр голоса, интонация, паузы во время произношения, скорость придают звучащей речи своеобразную окраску, индивидуальность и неповторимость.

Согласитесь, гораздо приятнее слушать человека с мягким тембром голоса, плавной интонацией и, вдобавок, интересной темой. В таком случае возникает большая заинтересованность в том материале, который преподносится.

С помощью речи человек может обозначить свою позицию, поделиться личным мнением  по какому – то вопросу.  Настроение, эмоции так же  возможно выразить с помощью живого взаимодействия с собеседниками. Более того, только очень опытные ораторы способны скрывать свои чувства от аудитории, перенастраиваясь на продуктивно —  контролирующий подход к делу.

Речь поможет личности отстоять свою позицию в споре, проявить симпатию к понравившемуся человеку, раскрыть эмоциональную составляющую. К примеру, если  тема в достаточной степени по нраву личности, то, без сомнения, она будет стремиться продолжить общение.

Передача накопленного опыта

Ребенок познает окружающую реальность с помощью звучащей речи. Сначала родитель показывает ему предметы и называет их.

Затем  малыш растет, начинает взаимодействовать с другими людьми, узнает от них много для себя интересного и важного. Без слов было бы невозможно ни ребенку усвоить новую информацию, ни взрослому ее передать.

Многое здесь, конечно, зависит от качества подачи самого материала, но значение речи является определяющим фактором.

Передача знаний и навыков, достижений современной науки является неотъемлемым звеном в применении речи. Без нее преподавательская деятельность сделалась бы невозможной. Труд писателя, мыслителя, исследователя не мог бы найти своего применения.  Только благодаря живому языку, письменной и устной речи мы читаем книги, слушаем лекции, имеем возможность делиться собственным опытом с другими.

Способность к обучению

Читая книги, человек совершенствуется, расширяет свое представление о мире и о себе самом. Изучая какой – либо предмет, он так же накапливает знания.

Речь при этом имеет определяющее значение: ведь не зная языка, не умея общаться, усваивать материал, личность не имела бы возможности выйти на новый уровень развития и образования. Без речи невозможно представить себе ни одной работы, ни одного исследователя, психолога, учителя или политика.

Даже тот, кто считает себя в достаточной степени овладевшим родным языком и речью, должен постоянно учиться для того, чтобы достичь высоких результатов.

Способность к обучению – важная составляющая любой деятельности, если она стремиться к преуспеванию. Только постоянно узнавая новое, совершенствуя имеющиеся навыки можно выйти к успешному продвижению. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

Самосовершенствование

Иногда у человека возникает желание исправить ошибки прошлого, получить новый опыт, существенно изменить свою жизнь. Такие порывы обычно продиктованы стремлением к самореализации. В этом случае речь может пригодиться ему в качестве надежного вспомогательного средства.

Изучение необходимого материала, чтение книг, проведение семинаров или тренингов – все это требует определенной подготовки и моральных сил. То, насколько личность оказывается готова приложить определенные усилия к реализации своего намерения, настолько полностью в этой непростой задаче задействована речь.

Устная, письменная, обращенная вовне и внутрь себя —  она ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться поставленной цели.

Таким образом, роль речи в жизни человека огромна, имеет первостепенное, главное значение.  Речевая деятельность применима повсюду: в общении с друзьями и близкими, в сфере образования, преподавательском труде, торговле, в любой профессии, требующей контакта с людьми.

Языковая культура тесным образом связана с современной психологической наукой.

Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих кругах интеллигентом, культурной  и образованной личностью, он должен много работать над собой, достаточно времени уделять развитию речи,  правильному произношению слов и построению сложных семантических конструкций.

Источник: https://psyh.info/article/sposobnosti/znachenie-rechi-v-zhizni-cheloveka.html

Значение правильной речи в жизни современного человека

Значение правильной речи в жизни современного человека

Язык любого народа это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми.

Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов – кивков, манеры улыбаться и хмуриться, – язык служит основным средством передачи культуры.

Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты.

Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее. Язык включает правила. Существует правильная и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла.

Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций. При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения.

Коммуникация возможна только лишь при наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и понятны им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга.Основные функции языка осознаются его носителями на интуитивном уровне.

Речевой опыт, языковая практика дают знания о языке, правилах его использования, законах его функционирования в речи. Базовыми функциями языка являются общение, познание и воздействие. Язык всегда хорош, плохой может быть речь или носитель языка, создающий из хорошего языка плохую речь.

Любой язык, аккумулируя опыт народной жизни во всей ее полноте и разнообразии, является и действительным его сознанием. Каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения, отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям.

Из этого следует, что язык не может не влиять на опыт конкретного индивида, его поведение, культуру. Под явным или неявным воздействием литературного языка, его установлений, традиций находятся все сферы жизнедеятельности человека, и ее успешность в немалой степени зависит от того, в какой языковой среде проходит жизнь человека, как он освоил родной язык.

Неосознанная потребность личности в грамотности, навязываемой сверху, демократизируя речевое поведение, стала основой речевой вседозволенности, привела к тому, что современная языковая жизнь общества отмечена чертами утраты ценностных языковых ориентиров. Языковая способность личности рассматривается в психолингвистике как механизм, обеспечивающий речевую деятельность. Речевая деятельность, связанная с использованием языка, одна из важнейших в жизни человека – существа мыслящего, думающего, познающего, общающегося, рассуждающего, объясняющего, спорящего, убеждающего.

studopedia.ru

Роль языка в жизни общества и каждого человека

Значение языка в жизни человека и общества, функции, которые он несет – это очень важная сторона существования социума. Он хранит в себе духовные и культурные ценности людей. Посредством языка народ высказывает свои мысли, выражает эмоции. Слова выдающихся людей цитируют и превращают их из личного достояния в людское, создавая духовное богатство общества.

Язык может выражаться в прямой или косвенной форме. Прямая – непосредственно в контакте с человеком, людьми в реальном времени, а косвенная – это общение с временным разрывом, так называемое пространственно-временное общение, когда ценности общества передаются из поколения в поколение. Таким образом, формируется духовное наследие человечества – насыщение внутреннего мира людей идеалами.

Роль языка в жизни общества поистине велика. Он выполняет функцию передачи социальной наследственности. С помощью языка люди могут представлять мир, описывать различные процессы, получать, хранить и воспроизводить информацию, свои мысли.

Речь – визитная карточка человека, а также самая надежная рекомендация в его профессиональной деятельности. В трудовой сфере язык стал помогать в управлении (отдавать приказы, давать оценку), а также стал эффективным мотиватором.

Значение языка в жизни общества огромно: с помощью него происходит развитие науки, искусства, техники и т.д. Народы говорят на разных языках, но преследуется одна цель – достижение взаимопонимания.

Но чтобы общество не деградировало, каждый должен соблюдать правила хорошего тона – так называемую культуру речи. Она помогает людям грамотно и правильно общаться. И здесь находит свое отражение значимая роль языка в жизни общества.

Существует 3 аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный включает в себя различные правила и нормы человеческой речи: то, как люди должны говорить. Коммуникативный представляет собой правильное взаимодействие с другими людьми – участниками общения. А этический являет собой соблюдение определенных правил: «Где, с кем и как можно разговаривать».

С течением времени роль языка в жизни общества только усиливается. Все больше нужно передать, сохранить. Также язык превратился в некую науку, которую нужно постигать. Есть определенные правила, системы понятий, знаки и символы, теории и термины. Это все усложняет язык. Поэтому проявляются «семена» деградации общества. Все больше людей хотят «схалявить» и не уделять языку должного внимания.

Потому в последнее время наблюдается усиленная вульгаризация речевой практики. Общество выходит за пределы литературного языка, все больше людей используют жаргон, блатные выражения, ненормативную лексику.

Это актуальная проблема на сегодняшний день, ибо без поставленной речевой культуры невозможно решение общесоциальных, культурных и экономических вопросов.

Происходит криминализация человечества, что выражается в речи. Роль языка в жизни общества обычно недооценивается – это не считается наивысшим благом, которое у нас есть. Но нужно отдавать себе отчет в следующем: как человек говорит, так он и действует, и мыслит.

.ru

Введение. Роль языка в жизни общества. Возникновение и история развития языка

Речь и язык играют очень важную роль в нашей жизни. Знание языка дает возможность человеку жить в обществе, общаться с другими людьми, помогает разобраться в самом себе, своих мыслях и чувствах. Язык, прежде всего, средство общения.

Язык представляет собой систему знаков любой физической природы, служащей средством осуществления человеческого общения, мышления, способом выражения самосознания личности.Язык человека воспримет знаковую форму, обладающую свойством указывать на окружающий мир.

В собственном смысле, слова (обозначения, наименования) позволяют передавать от поколения к поколению и хранить всю ранее накопленную людьми информацию. Поэтому язык человечеству необходим и исторически обусловлен.

Он представляет собой сложную систему кодов, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.

), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях.

Совокупность знаний о предмете у разных людей может быть не одинакова (зависит от жизненного опыта, рода занятий, наличия определенного образования), и, тем не менее, благодаря своей основной функции слово выступает в роли своеобразного «возбудителя» общего понимания. Однако язык беднее мышления: мышление непосредственно отражает мир во всем богатстве и многообразии, у него нет никаких ограничений.

Речь –исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии.

В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения.

Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме. Если язык существует независимо от того, кто на нём говорит (на латинском языке или санскрите, например, уже давно никто не говорит), то речь всегда привязана к говорящему.

Только речь отдельного человека может быть правильной или неправильной, испорченной или улучшенной. Язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка.

Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников.

https://www.youtube.com/watch?v=W9Ybmfajjbc

Под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.

Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правила языка, и вместе с тем под действием определенных факторов (например, требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и пр.) она изменяет и совершенствует язык.

studopedia.ru

Каково значение правильной речи в жизни современного человека?

Крас

Всё зависит от самого человека, нужно брать каждый отдельный случай и рассматривать по отдельности. Кому то нужна правильная речь для того чтобы построить карьеру а кому то не нужна, разные люди – разные судьбы, кому то просто необходимо ораторское искусство, а кому то и без этого не трудно жить.

Ну например, давайте возьмём Марка Цукенберга, которого мы все с вами знаем и любим, основатель и владелец легендарной и всемирной паутины – .

Если вы внимательно приглядитесь к нему то обязательно увидите, небольшого роста и ничем не приметного, лупоглазого и кудрявого еврея, у которого обычный тембр голоса и обычная речь с американскими сленгами.

Никаких внешних или речевых данных у него нет, а на деле он один из самых богатых и успешных людей в мире, вот поэтому то и считается, что каждому своё.

Зитта

От того как человек говорит и как общается с окружающими его людьми зависит очень многое. Умение правильно говорить помогает при знакомстве, в работе, в общении.

Если Вы через каждое слово “нукаете” или вставляете различные слова-паразиты, это наводит на мысль о Вашем недалеком мышлении.Аргументированная правильная речь поможет в любой ситуации: и в споре, и веселом дружеском разговоре.

Есть такая поговорка6″Как хорошо человек говорит – как реченька журчит”. Хорошим разговором можно уговорить на что угодно.

До революции предмет “Риторика” входил в программу обучения. К сожалению сейчас школьники выходя из дверей школы не могут правильно сформулировать даже что, они хотят от жизни.

bolshoyvopros.ru

Помогите пожалуйста написать сочинение “Какую роль играет речь в жизни людей? ” Очень срочно

Alex

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения Антуан де Сент – Экзюпери Язык — универсальное средство общения, и свободное владение родным языком — признак культуры человека, залог успешности его общения с другими людьми. Я считаю, что в наше время вопрос грамотного письма и общения, правильной речи как нельзя более актуален.

Для чего людям нужна речь? Речь нужна во всех областях жизни человека — чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе, в транспорте, в магазине, в кругу сверстников, среди старших и младших.

По тому, как человек разговаривает, можно определить степень его культуры. А культура неразрывно связана с историей страны, литературой, искусством.

Невежественный человек, не умеющий грамотно оформить свои мысли, не вызывает уважения, ему трудно будет найти престижную работу (ведь даже резюме надо составить грамотно) Слова – паразиты, засоряющие нашу речь, обнаруживают низкий культурный уровень человека.

К сожалению, это явление в нашей жизни – показатель снижения общей культуры общества Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. Не всегда удается выразить мысли ясно, четко, образно. Этому умению нужно терпеливо и упорно учиться. А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»

Никто не рождается с готовым чувством языка. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека, — результат опыта, жизни, воспитания.

Кто воспитывает чувство языка? Родители, если их речь литературно правильна и вместе с тем сохраняет яркость выразительных средств и чистоту народного языка; учителя, которые проводят уроки с любовью и вниманием к родному языку (будь это даже уроки математики, географии, физкультуры или труда); книга большого писателя, театр, – все это способствует выработке хорошего лингвистического вкуса .

Источник: https://zna4enie.ru/opredelenie/znachenie-pravilnoj-rechi-v-zhizni-sovremennogo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.