Выражение на обиженных воду возят что означает

Содержание

Что означает выражение На обиженных воду возят? | ЧТО ОЗНАЧАЕТ

Выражение на обиженных воду возят что означает

04.07.2015

«На обиженных воду возят!» – говорим мы порой ребенку, надувшему губы, если его каприз остался невыполненным. Может быть, если бы мы сумели еще и объяснить, что означает это выражение и почему обидевшихся бедолаг надо еще и заставлять воду таскать, ребенок быстрее бы успокоился и пришел в веселое расположение духа. Возможно, дело было так.

Когда-то воду приходилось доставлять до места назначения в бочках. И во время передвижения повозки она могла расплескаться. Поэтому для этой цели выбирали старых, уставших, «обиженных жизнью» лошадей, спокойно и равнодушно шагавших по проторенному пути.

А может быть, все было совершенно по-другому. В старом Петербурге водовозы продавали воду по 7 копеек серебром, что считалось недорого. Однако находились водовозы, корысти ради завышавшие цену.

И тогда разгневанный народ распрягал коня, а бочку с водой заставлял везти самого водовоза.

Вот еще одна похожая версия. В белых бочках продавцы развозили чистую, питьевую воду, которая стоила дороже, а в синих или желтых – ту, которая подошла бы для технических нужд. Стоила она, соответственно, дешевле.

Продавец покорыстолюбивее мог «случайно» и перепутать, продать воду для полива за чистую. Конечно, людям это не нравилось.

А дальше мы уже знаем – коня освобождали, а водовоза впрягали вместо него, заставляя тащить бочку дальше.

Третий вариант таков: Петр Великий, издавший множество указов, касавшихся общественно-политической и социальной жизни государства, не забывал и об исправлении нравов.

И одно из его распоряжений по этой части гласило: если кто сильно обидится, разгневается не по делу, то дать ему коромысло с двумя тяжелыми ведрами, наполненными водой, да еще и заставить бегать. Холодная вода расплескивалась во все стороны, бежать было тяжело.

В такой ситуации все раздражение у человека быстро проходило – не до прежних обид становилось.

Кстати, этим последним вариантом можно и воспользоваться – например, летом на даче. Дайте ребенку легкое детское ведерко с водой – пусть попробует пробежать, не расплескав. Трудно? Зато и все мелкие обидки куда-то подевались! Да, мудрыми были наши предки. Может быть, и нам их опыт пригодится?

Обижаться – самое пустое, самое никчемное занятие на свете. Все об этом знают, но, увы, ежедневно, а то и ежечасно находят, на кого или на что обидеться, а потом и рассердиться на весь мир. Это зряшное и недостойное занятие выматывает человека и унижает его достоинство.

Исстари повелось грех обиды сурово наказывать, причем делалось это прилюдно. Так непонятливым провинившимся преподавали суровый урок, а любителям надувать губы по поводу и без оного этим наглядным примером показывали, что с ними будет.

Когда и как обиженные, на которых воду возят, в пословицу попали?

Версия первая: считается, что, скорее всего, это произошло в средние века, и в ту пору никакого отношения к людям это выражение не имело. Этими обиженными были лошади.

Нет, речь не о породистых скакунах, а о тех конях, которых принято называть «норовистыми». Строптивая лошадь – лишняя головная боль хозяину: повозку ей не доверишь, верхом тоже опасно на ней ездить.

Куда пристроить? Выход один: надеть шоры, впрячь в тележку с огромной бочкой и заставить возить воду.

Тяжело, говорите? Так кто же виноват, кроме самой лошади, нечего характер демонстрировать. От такой жизни лошадь быстро превращалась в заезженную клячу.

Версия вторая — потом выражение «на обиженных воду возят» стало применяться к людям. Сначала не ко всем, а только к тем, кто занимался, как та лошадь, доставкой и продажей воды. И смысл у этого выражения пока еще был прямой. На всех повозках водовозов устанавливали бочки, помечая их разным цветом.

Один, предположим синий (белый, голубой, зеленый, желтый) показывал покупателям, что здесь чистая питьевая вода. Другой цвет предупреждал, что здесь налита вода для стирки и полива. То есть такая, какую пить нельзя. Разумеется, и цена у воды из второй бочки была намного ниже, чем из первой.

Исследователи утверждают, что во многих губерниях техническую воду привозили бесплатно. Деньги брали только за родниковую воду.

В водовозы иной раз нанимались люди не очень порядочные. Денежки-то хотелось заработать и, чем больше, тем лучше. Кто первым решил брать плату за грязную воду, называя ее родниковой, история не знает. Но вот о наказании нерадивых и алчных водовозов она, история, много интересного рассказать может.

Самое распространенное выглядело весьма комично: лошадь выпрягали, водовоз брался за оглобли и сам тащил повозку с двумя бочками по улицам. Конечно, надолго его не хватало, да это и не требовалось. Позор, стыд и людские насмешки – вот чего боялись водовозы.

Говорят, что двух-трех случаев обычно бывало достаточно, чтобы наладить бесперебойное снабжение любого города чистой водой.

Версия третья – она напомнит нам о горячем нраве императора Петра Первого. Царь терпеть не мог обижулек разного рода, считал таких людей ненадежными и даже опасными, серьезных дел им никогда не поручал. А лечил от обидчивости весьма оригинально.

За публичную демонстрацию обиды и ее сестрицы злобы человек получал коромысло и парочку больших ведер. Ему указывали путь от колодца к бочке и заставляли бегом (!) наполнять эту емкость. В результате дурь из головы мгновенно улетучивалась, а физическая усталость сменяла гнев.

А ежели обида и желание отомстить все-таки не исчезали, то царь-батюшка не скупился и на вторую, а то и на третью порожнюю бочку.

Кстати, Петр Первый закрепил это наказание официальным Указом. Так что назвать этот способ прихотью самодержца не получится, и обвинение в самодурстве ему тоже не предъявить.

Полный вариант этого выражения

На обиженных воду возят – это поговорка.

Справка: поговорка чаще всего состоит из словосочетания, а пословица – это всегда законченное предложение, имеющее нравоучительный смысл.

Целиком пословица звучит так: «На обиженных воду возят, а на обидчиках — огонь». Ну, с обиженными уже все понятно, а вот слово «огонь» требует пояснения.

Ясно же, что никто из потерпевших просто так своей обиды не спустит, а будет вынашивать планы мести. До царя ему, конечно, не добраться, а вот остальным на орехи непременно достанется.

Это и есть тот самый огонь, который так неожиданно заканчивает эту известную пословицу.

Обижаться вредно?

Большие обиды и маленькие обижульки – это не только зряшное занятие. И к тому же вовсе не безобидно. Почему? Психологи подтвердят, что любая обида разъедает душу и плодит раковые клетки. Так что непрощенные обиды – это верный путь к болезням. Зачем создавать себе массу трудностей? Водичку повозить захотелось? Нет? Тогда предпринимаем следующие действия:

  • — срочно прощаем всех (без исключения!) обидчиков, причем делаем это от всей души и искренне;
  • — огонь мести в душе тушим и на месте пожарища высаживаем (мысленно, конечно) свои любимые цветы. У меня там уже целый розарий образовался. Особенно много темно-бордовых роз. Я их усердно поливаю, рыхлю землю и никогда не срезаю. Розы на кусте несравнимо прекрасней любого роскошного букета.

Главное в этом деле – постоянно помнить, что любая обида – это способ манипулирования. Не хотите быть марионеткой? Не обижайтесь, особенно, если точно знаете «объем своей вины». 

Все эти выражения объединяет одно – перевозка воды, и характеристика перевозчика. Известно, что водовозы работали на лошадях, следовательно, есть смысл рассмотреть характеристики лошадей, на которых совершались перевозки.

Понятно, что на резвом молодом рысаке довезти воду в открытой бочке без потерь не представляется возможным, поэтому под эту роль выбирались спокойные, чаще списанные трудовые лошадки, можно сказать – обиженные богом. В таком контексте традиционное понимание фразы, как призыв не унижать себя обидой и не уподобляться списанной рабочей силе, относительно оправдано.

Но как тогда понимать первоначальное звучание пословицы, с ключевым словом – сердитый?

Использование синонимов несколько изменило смысл пословицы.

Сам по себе факт трансформации смысла народной мудрости не единичен, взять к примеру пословицу «работа не волк, в лес не убежит», которая в современном понимании означает возможность отложить работу на неопределенный срок.

В реальности же суть пословицы в том, что работа никуда не денется, и делать ее придется в любом случае. Причем смысл поменялся даже без лексических перемен.

С заменой же ключевого слова поменялся и смысл пословицы, которая в первоначальном своем значении скорее призывала к трезвому хладнокровному анализу поведения объекта.

Ритмический склад выражения «на сердитых воду возят, а на дутых кирпичи» позволяет сделать предположение об использовании фразы в качестве дразнилки. Дутые в данном контексте – это надувные шины, которые смягчают ход при перевозке деликатных грузов и, игра слов – дутый, в значении надутый, обиженный.

Наверное, нет смысла пересматривать смысл пословицы в интерпретации определенной категории населения, где под «обиженным» подразумевается самая низшая категория осужденных. Извратить можно любую, самую светлую мысль.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/nauka/filosofiya/chto-oznachaet-vyrazhenie-171-na-obizhennyh-vodu-vozyat-187.html

В чем смысл поговорки

Выражение на обиженных воду возят что означает

Не надо долго изучать многочисленные страницы в интернете, посвященные этой поговорке, чтобы убедиться в поразительном многообразии ее толкований, иногда очень противоречивых. Многие люди, сбитые с толку, задаются вопросом, вступают в спор, добиваясь объяснения поговорки «На обиженных воду возят».

Почему именно «обиженный»

Неужели смысл поговорки “На обиженных воду возят” выражает намек на то, что «обиженным», то есть обделенным в чем-то людям, всегда достается самая тяжелая и неблагодарная работа? Кстати, в случае такого понимания, поговорка воспринимается как нечто само собою разумеющееся, как банальность. Или же она является неким предупреждением для этих самых «обиженных»? И почему же их удел именно воду возить, а не, скажем, дрова рубить или лес валить?

И как это соответствует утверждению классического Толкового словаря С. И. Ожегова, что выражение «возить на ком-то воду» означает злоупотреблять его покладистым, добрым характером, нагружая утомительной и не престижной работой?

Пословица или поговорка

Но прежде чем начать уяснять смысл поговорки «На обиженных воду возят», не мешает уточнить, о чем идет речь: о пословице или о поговорке?

Даже в этом вопросе не так-то просто добиться ясности. А ведь это разные понятия.

Если быть точным, то пословица – это сжатое, ритмически организованное народное изречение с поучительным смыслом. А поговорка – усеченная или недоразвитая пословица, которая, как правило, не составляет законченного предложения. Пример: «У черта на куличках».

Надо представить себе, что любое ходячее выражение, будь то пословица или поговорка, бытует (ходит между людьми) как некое живое образование. То есть оно изменяется вместе с ними и вместе со временем, оттого может приобрести новый смысл, отличный от первоначального.

Изменение лексикона за 150 лет

«На обиженных воду возят» — смысл поговорки, да и ее лексический состав изменился с тех пор как она была зафиксирована в 1867 году в «Толковом словаре» В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». «На сердитых воду возят на упрямой лошади» — вот так она звучала 150 лет назад.

Как же «сердитые» превратились в «обиженных» и чем они от них отличаются? Оказалось, что многие наши современники не чувствуют здесь различия и воспринимают эти слова как синонимы.

Сердитый, рассерженный, даже злой – это человек, выведенный из душевного равновесия. (Сравните: «Сердитый с горшками не ездит» или даже «Гневливый с горшками не ездит»).

Эксперты-языковеды сближают слово «сердитый» со словом «сердце» – рассерчать, сделать что-то в сердцах, то есть сгоряча, необдуманно.

И по христианским представлениям, сердце – это место сосредоточения гнева, одного из семи смертных грехов.

Сердитый или гневный

Смысл пословицы “На обиженных воду возят” имеет еще одно значение. Если покопать глубже корневую основу «сердитых» и гневливых, то выясняется, что «гнев» по своему происхождению родствен слову «огонь». Как же потушить огонь? Его заливают водой.

Вот так раскрывается древнее и очень глубокое объяснение поговорки “На обиженных воду возят”. А в житейском понимании она выражала предупреждение, добрый совет человеку, скорому на гнев, – изменить свое поведение, притушить свою горячность. При этом не отменялось и понимание того, что быть водовозом – занятие тяжелое и не из самых почетных.

Музей воды

И уж совсем не выдерживает никакой критики объяснение пословицы «На обиженных воду возят» в экспозиции Музея воды в Санкт-Петербурге.

Оно сводится к простой иллюстрации бытовых обстоятельств: грубых, невежливых водовозов, обижающих людей, наказывают тем, что принуждают их работать бесплатно.

Можно подумать, что именно водовозы среди всех городских рабочих почему-то отличались особой нетерпимостью (а где письменные тому свидетельства?) и полиция вынуждена была специально за ними следить и наказывать.

Таким же скороспелым сочинительством отдает и «легенда» о том, что недобросовестные развозчики воды подменяли воду качественную, почерпнутую из полноводной и чистой Невы, на мутную водицу из Фонтанки или Мойки в целях наживы, за то и бывали наказаны. Не мешало бы авторам подобных легенд взять в голову то соображение, что воду развозили не только в Петербурге.

Трансформация слова

Но как произошла трансформация сердитых в обиженных? Дело в том, что слово «сердитый» стоит в одном синонимическом ряду со словом «обидчивый». И логически это понятно: ведь безосновательно сердитый, гневливый, вспыльчивый исключительно по причине плохого характера человек легко становится обидчивым без всяких видимых причин.

И здесь опять приходится говорить о лингвистической тугоухости наших современников, о невнимательности к смысловым нюансам формы слова.

«Обидчивый» – черта характера человека, склонного обижаться, независимо от того, есть ли для этого повод. «Обиженный» – это тот, кого заведомо обидели, унизили. И зачем же этого человека, уже пострадавшего, еще раз обижать – воду на нем возить?

Не человек, а лошадь

Смысл поговорки «На обиженных воду возят» иногда переносят не на человека, а на лошадь. Действительно, воду на горячей лошадке не довезешь до места, расплещешь по дороге.

Для этой работы годятся смирные, по большей части старые лошади или мерины, то есть «обиженные».

В русской литературе часто употреблялось словосочетание «водовозная кляча» в значении: загнанная, изнуренная непосильным трудом.

Уголовный жаргон

Но ближе к истине те исследователи современной речи, которые указывают на произошедшее в последние десятилетия широкое внедрение в разговорный язык словаря уголовного мира. На жаргоне уголовников «обиженным» (или «опущенным») называют заключенного-гомосексуалиста самой низкой репутации.

Значение «На обиженных воду возят» тут уже сближается с поговоркой «На дураках воду возят» или «На обиженных черти воду возят».

Значит, когда мы говорим «На сердитых воду возят» (а такой вариант пока еще не вышел окончательно из употребления), мы хотим кому-то дать понять о его излишней «сердитости» – неуместной гордыне, амбициозности. Мы как бы призываем человека быть скромнее в его же интересах.

Но смысл поговорки «На обиженных воду возят» будет другим. Он просто констатирует, что тому, кто обойден судьбой и вниманием людей и кто смирился с этим, достается несладкая судьба. Ближние не замедлят этим воспользоваться. То есть это ближе к трактовке, данной в словаре С. И. Ожегова, хотя словарь приводит только поговорку «возить воду».

Попробуйте сравнить два этих варианта. Последний выглядит более плоским, менее интересным в литературном отношении.

Современные смысловые оттенки и историческое наследие

Можно привести немало других вариантов пословицы, не столь распространенных: «воду возят» на «дураках», на «упрямых», на «добрых», на «доверчивых». В отличие от оригинала, нет отрицательных значений, присутствуют и положительные персонажи – «добрые», «доверчивые».

Любопытно, что выражение «воду возить» как часть пословицы превратилось в самостоятельный фразеологизм, и он приобретает различные смысловые оттенки. Так, работящего, трудолюбивого, физически крепкого человека характеризует его способность «воду возить». А иногда это словосочетание звучит иронически: «Да на нем воду возить можно!»

Пословица (или поговорка), будучи устойчивым словосочетанием, не является чем-то однозначным, данным раз и навсегда. Она связывает нас с историческими истоками нашей культуры, но остается живой и в чем-то изменчивой.

Источник: https://FB.ru/article/214003/v-chem-smyisl-pogovorki-na-obijennyih-vodu-vozyat

На обиженных воду возят?

Выражение на обиженных воду возят что означает

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем проследить, откуда родился данный афоризм.

Кто из нас хоть раз в жизни не просыпался с чувством обиды на кого-то, а то и на весь мир.

Согласитесь, ощущение не самое приятное. Ведь пребывание в этом состоянии реально мешает нам жить.

Сколько времени мы теребим эти внутренние раны и отравляем жизнь себе и окружающим? Как же справиться с обидой? Как избежать подобной ситуации в будущем?

Попробуем разобраться в том, что такое обида

“Обида — несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванная этим отрицательно окрашенная эмоция.”

Толковый словарь Ожегова

Обида имеет ярко выраженный физический окрас — внутри становится плохо, дискомфортно, как будто что-то сжимается в груди. Итак, понятно, что эмоция эта негативная, и чем больше мы накапливаем в себе обид, тем тяжелее становится наше состояние. Чтобы жить в гармонии с окружающим миром и собой, обиду необходимо искоренить.

Когда же возникает Обида?

Обида возникает тогда, когда есть ожидания, которые не согласовываются с поведением другого человека.

А что это за ожидания? Мы предварительно с “помощью” сознания построили ожидания, как должен вести себя человек в данной ситуации, и сравнили реальное поведение со своими ожиданиями.

Что интересно, наше сознание придумало, создало нам ожидания, что другой человек должен вести себя именно таким образом, а в жизни так не получилось. Мы сравниваем свои надуманные ожидания с поведением партнёра в реальности. И что происходит в этот момент? Мы начинаем обижаться.

И вот какие напрашиваются выводы:

  • Во-первых, это иллюзия, обман сознания, потому что оно придумало, навязчиво предложило нам эти ожидания, а мы послушно согласились.
  • Во-вторых, о своих ожиданиях мы обычно не предупреждаем, не говорим и не заявляем, мы просто ждём их реализации. 

Имея возможность посмотреть на обиду с такой точки зрения, мы чётко сможем увидеть абсурдность нашего поведения, надуманность и глупость.

Выход здесь очень простой — если у нас есть ожидания к поведению другого человека, об этом важно поговорить, и самое главное — наши ожидания не должны порабощать других людей.

Только равноправные партнёрские отношения приводят к гармонии и взаимопониманию. Также важно перестать осуждать людей. Как говорится в Библии: “Не судите и несудимы будете”.

Что же делать, если «удар пропущен» и вы обиделись?

Первое, что следует сделать — переключить внимание на хорошие качества близкого человека и объясниться с ним. Зачастую бывает, что «обидчик» имел в виду совсем другое. Тибетские мудрецы говорят: “Хочешь быть понятым — объясни”.

Следует понять и простить — ведь это приведёт к внутренней свободе!

Тем более, что на самом деле, когда человек обижается, это показывает его внутреннее стремление к желанию доминировать над другим, чтобы заставить его чувствовать себя виноватым и чтобы впоследствии стало легче им управлять, и следовательно, добиться реализации желаний от своего Животного начала.Так работает наше сознание.

Мы не всегда осознаём свои скрытые желания и намерения, но Животное начало в человеке руководствуется базовым желанием “выжить в этом материальном мире”, оно всегда стремится к доминации, более сильной позиции, ведь именно это является залогом выживания.

Но мы же вполне можем сами управлять своими эмоциями и реакциями, и при этом делать осознанный выбор, как нам жить. Хотелось бы поделиться личным опытом. После встречи с друзьями близкий человек упрекнул меня в том, что друзья ездят отдыхать за границу, а мы давно никуда не выбирались, и что пора зарабатывать больше.

Первой реакцией была растерянность — я не ожидал упрёка. Мне не понравилось, что меня с кем-то сравнивают. Для меня сравнение было унизительно, так как я считаю себя самодостаточным индивидом. Поскольку это очень близкий человек, у меня был страх его потерять, и я не проявил открытую агрессию. Чувство обиды стало инструментом манипуляции партнёром.

Подсознательно я хотел, чтобы ко мне пришли с извинениями, а я ещё подумаю — прощать или нет. Раскручивая шаблон, я понял, что следующим звеном в цепочке стояла доминация над партнёром. Желание доминировать непосредственно связано с желанием выжить в обществе и, как следствие, со страхом смерти.

Продолжая раскручивать цепочку, пришло понимание, что произошло это по причине того, что я не отделил себя от тела и сознания, а, значит, не пребывал в тот момент в диалоге с Духовным миром. Первопричиной же всего этого была гордыня.

“Если углубиться в основу всех этих противостояний, которые возникают в человеке и манипулируют его сознанием, то можно увидеть главный инструмент Животного начала ― гордыню, то есть то, что противостоит любому чистому проявлению духовного мира, то, что возвышает «Я» над духовным миром.

Это бич прошлого и современного человеческого общества.

Именно она иллюзорно возвеличивает манию величия человека (по сути, пустоту физического мира, информационный шаблон Животного начала), возвышает значимость временного материального мира над значимостью для него вечности Духовного мира, важностью духовного освобождения, слияния со своей Душой.

Именно гордыня толкает человека на тайную и явную манипуляцию людьми, отстаивание своего мнения, зашоренного шаблонами материальной системы. В эти моменты человек думает, что доказывает своё «авторитетное мнение», строит собственную «империю влияния», «волен во всём».

На самом деле в эти моменты он активно отстаивает позиции Животного начала, подсознательно пытается вернуть проснувшегося (выходящего из системы) в духовную спячку, посеять раздор и сомнение, нагнать негативную волну, которой подпитывается Животный разум. Такому проводнику только кажется, что он отстаивает «правильные позиции»… «своих» шаблонов.”

Из статьи Анастасии Новых “Внутренняя духовная опора”

Поскольку обижаемся мы снова и снова, то обида — это “шаблон” и он цикличен в своём проявлении. Анализ шаблона необходим, чтобы подобная ситуация уже не повторилась.

“Необходимость осмысления причинённых тобою обид кому-то и прощения всех, кто причинил обиды тебе. Это самоочищение своей Совести и дальнейшая жизнь по её законам.

Это формирование у себя привычки позитивного мышления.

Это внутренняя опора на Бога, жёсткое контролирование своих мыслей и желаний, исходящих от Животного начала или, как говорят в христианстве, “намерения в дальнейшем не грешить.”

Из книги А. Новых «АллатРа»

Ещё Сократ сказал:

“Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе учитель.”

Тут и напрашивается вывод: если ты обижаешься, то тебе ещё нужно поработать над собой.

Делая анализ ситуации, которая привела к обиде, мы понимаем, что у нас был выбор — принять её или нет.

“Не принимай никакой негатив, пока ты его не принял, он принадлежит тому, кто его принёс.”

Будда

Любой негатив отравляет нашу жизнь. Человек, стремящийся к счастью, будет стремиться и к саморазвитию, дабы получить знания, способные помочь убрать негатив из его жизни.Знания, изложенные в книгах Анастасии Новых, позволяют осознать, что важнейшим условием обретения гармонии является умение распознать иллюзию.

Это значит вовремя различить, что в тебе хочет обидеться сознание, представляющее мир материи и ты как Личность не имеешь к этому отношения.

Если внимание Личности сосредоточено на Божественной Душе, то она не примет предложение от сознания “обидеться”.

Поэтому духовное развитие Личности и зависит от того, чему она отдаёт внимание — материальному или духовному миру. 

“Если проследить корень обиды, то он окажется внутри тебя. Внешняя обида на кого-то — это результат твоего проигрыша своему Животному началу. Она говорит о том, что ты был не прав в первую очередь перед самим собой. Недоверие к себе и сомнения возникают от незнания Истины.

Незнание Истины от нежелания заглянуть внутрь себя, ведь там Истина. Истина — это Жизнь или Смерть. Страх перед Истиной, исходящий от Животного начала, искажает её, пытаясь отдалить. Но она неизбежна, какой бы выбор ни сделал Человек.

Даже темница не лишит свободы светлую Душу, и никакая земная власть не сделает свободным животное, обречённое на смерть.”

Из книги Анастасии Новых “АллатРа”

Подводя итог и отвечая на главный вопрос статьи, можно сказать, что если воспринимать себя только материальным субъектом (жить материальными ценностями), то нашим уделом будет лишь “возить воду” — служить источником силы для процветания системы Животного разума, быть его рабом. Для себя же я решил, что животный плен не для меня — достаточно обратиться к Богу за помощью, и появляется возможность обрести настоящую Жизнь, полную Любви, Добра и Счастья. Выбор за каждым из нас!

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://allatravesti.com/na_obizhennyh_vodu_vozyat

Что делают с обиженными? На обиженных воду возят – история поговорки

Выражение на обиженных воду возят что означает
Новости и общество 25 ноября 2017

На обиженных воду возят. Эта пословица звучит как грозное предупреждение о грядущем наказании за гнев, направленный внутрь себя и на окружающих.

Обиженные редко вызывают сочувствие, но почему всё же на них не пашут, не побуждают их валить лес, а именно возят воду? И почему подобному наказанию должны подвергаться именно они, а не обладатели других осуждаемых качеств: лени, жадности или зависти, например? Попробуем ответить на эти вопросы в нашей статье.

Как звучит пословица у В. И Даля

В словаре выдающегося лексикографа вместо “обиженных” используется слово “сердитых”, к тому же у пословицы есть продолжение: “на упрямой лошади”.

Такое окончание подчёркивает безуспешность доставки воды при помощи данного транспортного средства. Ведь обычно для такой работы использовали неноровистых, выносливых животных, которые старились за подобным тяжёлым трудом.

Русские писатели в своих произведениях сравнивали покорность с водовозной клячей.

Откуда пошло выражение: “На обиженных воду возят?”.

Первоначально речь всё же шла о сердитых, которых не предупреждали о каком-то высшем возмездии, а давали совет –помнить о нормах христианской морали, потушить собственный гнев, залить его расплескавшейся водой.

Об этом свидетельствует и петербургский музей “Мир воды”, где приводится исторический факт: сердитых водовозов подвергали штрафу и заставляли возить воду бесплатно.

Видоизменение пословицы

Как всё же появилась пословица: “На обиженных воду возят”? Сначала упомянутое высказывание редуцировалось до фразы “воду возить”, что означало “обременять человека унизительной и крайне тяжёлой работой, эксплуатировать его, пользуясь добротой и покладистым характером”. Объект не обладал негативными чертами, напротив, добрый и работящий обычно всё на себе и везёт. В данном случае – воду.

Затем высказывание стало применяться по отношению к человеку, который имеет отменное физическое здоровье, но при этом работает вполсилы: “Да на тебе воду возить можно!” Возникли высказывания, где появляется субъект, руководящий процессом. Чаще всего это были служители ада: ” На нём черти возят воду!”

Если вернуться к первоначальному варианту, предложенному В. И. Далем, то пословица часто применялась к тем, кто сердился безосновательно. Синонимом к слову “сердитый” выступали слова “надутый”, “обиженный”.

Последнее всё чаще стало применяться самостоятельно. Следует обратить внимание на тот факт, что используются не варианты “обидчивый” или “обидевшийся”.

Применение прилагательного или действительного причастия было бы более оправдано, но во фразе звучит страдательное причастие. Говорится о том, кого обидели.

Многие исследователи полагают, что это можно объяснить процессом жаргонизации языка. В тюрьмах обиженными называли презираемых “опущенных” уголовников, которым, как низшей касте, только воду возить, то есть заниматься тяжёлым и унизительным трудом.

Немного теории

Есть и другие версии объяснения, что делают с обиженными. Поговорка вызывает интерес многих исследователей. Для того чтобы разобраться в этом, необходимо ознакомиться с понятием “обида”.

Что это такое и почему люди не поддерживают обиженных, то есть тех, кто испытывает огорчение. Всем очевидно, что это эмоция, проявляющаяся в качестве реакции на несостоявшиеся ожидания.

Не всегда за её возникновением стоит сознательное оскорбление или желание нанести урон со стороны обидчика.

Негативная эмоция, возникающая у обиженного, обладает разрушительной энергией, направленной на объект обиды – на реального человека, на Бога, на судьбу или себя самого. Основных причин её возникновения всего две:

  • обвинение других в собственных неудачах;
  • завышенная требовательность к ним, при этом заниженная – к себе.

В основе обидчивости конкретного человека лежит гордыня и высокомерие, чувства, осуждаемые религией и народом. Это важно сознавать, чтобы трактовать высказывания, где говорится о том, что делают с обиженными.

Версия происхождения пословицы в петровские времена

В начале 18-го века воду развозили с помощью водовозов. Это была уважаемая должность, к которой прилагались лошадь с повозкой и другой инвентарь.

Воду возили в бочках разного цвета, каждая из них предназначалась для жидкости из разных источников: для питья, бытовых нужд и так далее.

Находились ловкачи, которые не хотели ездить далеко и выдавали техническую воду за пригодную для употребления в пищу. А в период засухи и вовсе брали плату за свои услуги.

Пётр I разгневался, когда слухи об этом дошли до императорского двора. Он издал закон о наказании нечестивцев. Пойманных на обмане водовозов заставляли целый день развозить воду вместо лошади, которую выпрягали из повозки.

Если человек исполнял требование, за ним сохраняли должность и возвращали лошадь. Если же нет, то он оставался без работы. Поэтому водовозы обижались на такой указ, но воду развозили. Потерять должность было страшнее.

Так появилось высказывание: “На обиженных воду возят”.

История поговорки: другие версии

Второй вариант касается также водовозов. Лошади для работы выбирались из тех, которые уже не годились для военных действий, перевозки людей и т. д. Как правило, это были старые мерины, давно отгарцевавшие своё. Такие лошади передвигались медленно, голова их была опущена вниз. За годы работы они так изучали свой маршрут, что водовозу не приходилось даже дёргать за вожжи.

https://www.youtube.com/watch?v=dqgKLZU_JR0

С виду лошадь была похожа на обиженного или уставшего человека. А когда-то она мчалась, соревнуясь в скорости с порывом ветра, и сама могла нанести обиду любому. Её можно было сравнить с огнём. Поэтому у высказывания в старинных источниках можно увидеть продолжение фразы о том, что на обидчиках огонь возят.

Что делают с обиженными: иные варианты

Данная версия основана на понимании того, что происходит с личностью. Охватившие обиженного волнение, злость, агрессия по отношению к обидчику и жалость к самому себе делают его предсказуемым для окружающих.

Таким человеком легко манипулировать, то есть подталкивать к действиям, к которым в адекватном состоянии он был бы не способен. Эмоции человека позволяют использовать его в корыстных целях, даже возить воду на спине.

Оказавшись во власти негативных чувств, он этого даже не заметит.

Что делают с обиженными? Мы могли бы ответить гораздо шире, чем в описываемой пословице: используют в своих целях. Например, работника, обиженного на начальника, легко подтолкнуть к действиям, наносящим вред компании или ему лично.

Это часто используют конкуренты. История знает движение луддитов (начало 19-го в.), устраивающих погромы фабрик и заводов. Работники были убеждены, что машины вытесняют их из производства.

Это также было на руку мелким предпринимателям и конкурентам, подогревающим движение.

Немного о чертях

Исследователи выявили, что во Владимирской, Орловской, Тамбовской и других областях живо другое представление о том, что означает фраза “на обиженных воду возят”. В ней как раз-таки присутствуют черти.

И связано это с убеждением: утопленники и удавленники на том свете поступают в распоряжение чертей. И те используют их для перемещения со скоростью 500 верст за ночь.

А раз они служат вместо лошадей, то на них и воду возят.

Самоубийцы – это люди, обиженные на судьбу и окружающих. Отсюда и происхождение пословицы, считают жители центральных районов России. Надеемся, что после прочтения статьи стало ясно, что делают с обиженными. И каждый понял, что надо учиться справляться с такой разрушительной эмоцией, как обида.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/260780/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.