Возраст это в психологии определение

Содержание

Что такое психологический возраст?

Возраст это в психологии определение

— по рубрикам — Психология ᄂПсихология

18 января 2016, 00:00 | Катя Кожевникова

В последние годы стали популярны тесты на определение психологического возраста. И если посмотреть реальный возраст мы всегда можем в паспорте, то за ответом на вопрос, сколько лет нашей душе, обращаемся к всеведущему Интернету. Давайте разберемся, существует ли на самом деле психологический возраст, и что это такое. И правда ли, что главное в жизни – сердцем не стареть.

Психологический возраст – это понятие, в котором оценивается поведение человека, его внутренние ощущения, система мотиваций и интересы. На протяжении жизни этот показатель меняется.

Только в отличие от обычного возраста психологический меняется нелинейно, может застыть на месте, двигаться скачками и в любом направлении. Одна моя знакомая признавалась, что чувствует себя более юной, чем пять лет назад.

Так что психологический возраст – это тот показатель, который зависит от нас, а не от календаря.

Буду вечно молодым

Часто бывает, что психологический возраст отстает от реального. Особенно в современном мире, где многим людям не приходится рано взрослеть. В принципе, если человек ощущает себя моложе своих лет, это совсем не плохо. Он ведет активную жизнь, чувствует себя счастливым и полным сил.

Психологи уверены, что подобные ощущения влияют на наше физическое состояние. Даже проводился такой эксперимент: группу пожилых людей собрали вместе и создали вокруг них атмосферу прошлых лет – их юности.

Потом сторонним наблюдателям показали фотографии этой веселой компании, и те оценили их возраст ниже реального. Да и сами участники эксперимента признавались, что стали чувствовать себя лучше и как будто моложе.

Но есть и другая сторона медали. Люди, которые не чувствуют свой реальный возраст, могут упустить какие-то важные вещи в своей жизни.

К примеру, они долго откладывают создание семьи и рождение детей, а в итоге может оказаться, что физический возраст, который никуда не делся, становится препятствием для реализации каких-то жизненных сценариев.

Такая вот грустная сказка о потерянном времени, которая часто случается в реальной жизни.

Очень стар, просто “суперстар”

А бывает и наоборот – юные люди порой ощущают себя старше своих лет. Им неинтересно общаться со сверстниками, и даже старших друзей и знакомых они поражают своей серьезностью и зрелостью. Такие люди обычно рано начинают работать, строить карьеру и рано достигают успеха. Так что у ранней психологической зрелости тоже есть свои плюсы.

Другое дело, когда человек ощущает себя не более зрелым, а более старым, чем он есть на самом деле.

Он мало интересуется окружающим миром, ведет пассивный образ жизни, а, главное, считает, что все интересные и яркие события остались в прошлом, и не ждет ничего от будущего.

Опережающее внутреннее старение – это серьезная проблема. Ведь, как мы помним, психологический возраст влияет на наше физическое состояние. Как позитивно, так и негативно.

Секрет молодости

Наш психологический возраст зависит от многих факторов: собственного характера, интересов, жизненной активности и круга общения. А, значит, при желании мы можем изменить его и помолодеть душою. Вот несколько рецептов для этого.

  • Ведите активной образ жизни, находите новые интересы, окружайте себя новыми людьми.
  • Общайтесь с теми, кто моложе: они будут заряжать вас своей энергией и втягивать в свой мир.
  • Следите за собой. Внешнее и внутреннее состояния связаны: чем лучше мы выглядим, тем лучше себя ощущаем.
  • Всегда стройте планы на будущее, именно они помогают нам позитивно смотреть вперед вместо того, чтобы грустно оглядываться назад.
  • Учитесь чему-то новому. Главное отличие молодости в том, что в этот период жизни мы постоянно чему-то учимся, а с возрастом начинаем уверять себя, что и так слишком много знаем. А ведь вокруг так много интересного, чему стоило бы научиться!
  • Старайтесь приучать себя к позитивному мышлению. Оптимистам всегда живется проще и веселее. В любом возрасте.

А как вам кажется, ваш психологический возраст соответствует реальному?

Кстати…

На наше психологическое состояние часто влияет то, как мы выглядим. Затормозить внешние признаки старения поможет антивозрастная косметика.

Absolue BX Крем для лица дневной SPF15, LancomeAdvanced Time Zone Крем для борьбы с морщинами, Estee LauderAroma Night Антивозрастной ночной бальзам, Decleor

Катя Кожевникова, iledebeaute.ru

proxy.whoisaaronbrown.com

Источник: https://iledebeaute.ru/psihologiya/2016/1/18/64407/

Как узнать свой психологический возраст?

Возраст это в психологии определение

Вы, наверное, встречали таких людей, которые до самой старости сумели пронести юношескую энергию и задор, или молодого человека, который был серьезен и ответственен не по годам? Отчего же происходит так, что тот или иной человек ведет себя и чувствует в несоответствии со своим возрастом?

В действительности хронологический возраст не столь важен, как психологический. Психологический возраст – это состояние внутреннего восприятия и отношения к жизни, которое влияет на поведение человека и на принятие жизненных решений.

Он не всегда может совпадать с действительным количеством лет и с течением времени может меняться в любую сторону, как в сторону юности, так и в сторону зрелости.

Именно благодаря этому старик может вести себя как подросток, а юноша как зрелый, закаленный опытом мужчина.

Психологический возраст – это не просто какая-то очередная характеристика. Знать свой психологический возраст важно, так как он определяет наши интересы и хобби, влияет на постановку целей и даже на стиль жизни.

Тест на психологический возраст С. Степанова

Определить свой психологический возраст без особых проблем можно с помощью специального теста, разработанного российского психологом Сергеем Степановым. Он поможет разобраться, кем Вы себя ощущаете внутри: подростком, жаждущим приключений, или зрелым состоявшимся человеком.

На данный момент опросник Степанова на определение своего психологического возраста является одним из распространенных.

Биография автора теста

Сергей Сергеевич Степанов – известный российский психолог, писатель, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, является разработчиком теста на определение психологического возраста.

Поступил на психологический факультет МГУ и после окончания обучения там же начал свою карьеру психолога.

В период с 1984 по 1997 годы работал в издательстве «Большая Российская Энциклопедия» в качестве научного редактора и является автором множества статей по различным направлениям психологии.

Активно занимался переводами на русский язык книг таких известных психологов, как А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Ю. Айзенк, П. Экман, Ф. Зимбардо.

К 2012 г. было опубликовано уже более 30 книг, в том числе и книга Психологические тесты (2002 год), где был опубликован тест на психологический возраст.

Кому можно проходить тест на психологический возраст?

Психологический возраст является способностью понимать мысли других людей, а также свои собственные эмоции и чувства. Пройти тест можно людям любого возраста и пола. Он поможет Вам лучше понять свое мировосприятие; решить, что поменять в жизни и отношении к ней, чтобы Вы ощущали себя легко и свободно; а также понять, не забыли ли Вы получать удовольствие от работы и различных ситуаций.

Инструкция по прохождению теста

Тест по определению психологического возраста состоит из 25 понятных утверждений, к каждому из которых Вам нужно выразить свое отношение:

  • полностью согласны;
  • частично согласны;
  • скорее не согласны;
  • категорически не согласны.

Прохождение теста не займет много времени, и Вы всегда можете сделать это удобно и быстро прямо на нашем сайте!

Отвечая на вопросы теста:

  1. Не бойтесь выбирать ответы. Ничего сложного в вопросах нет и Вы точно с этим справитесь;
  2. Будьте честны сами с собой. Не пытайтесь отвечать правильно, отвечайте так, как считаете нужным, и тогда получите правдивый результат;
  3. Не расстраивайтесь, если результаты теста на возраст оказались не такими, как Вы ожидали. Вы можете попробовать пройти его позже еще раз.

Результаты теста

Если Ваш психологический возраст меньше хронологического, то, с большой вероятностью, в независимости от того, когда вы родились, Вы полны уверенности в себе и наполнены жизненной энергией. Общительны, с оптимизмом смотрите на мир, доброжелательны. Старым человеком уж точно вы не скоро станете.

Если сумма лет за спиной соответствует Вашему психологическому возрасту, то на пути к зрелости Вы пожертвовали радостями молодости. Различные стрессы обилие забот подорвали Вашу способность радоваться, взамен научили серьезности и ответственности. Вы «средний» взрослый, не особо озадаченный проблемами. Но добавить хоть немного активности и оптимизма Вам не помешает.

В случае если Ваш психологический возраст оказался больше хронологического, это значит, что Вы многое пережили и прошли через испытания жизни, всему знаете цену. Но не рано ли это всё? Ведь так много в мире еще не увиденного и непознанного!

По итогам теста Вы также сможете получить рекомендации о том, какие книги почитать, чтобы лучше понимать свой психологический возраст, его преимущества и недостатки.

Регистрируйтесь и проходите тест прямо на нашем сайте

Тест на определение психологического возраста можно легко пройти на нашем сайте. Благодаря быстрой регистрации у Вас появится возможность сохранить результаты в своем профиле и сравнить их, если снова решите пройти тест в будущем. Также у Вы можете поделиться результатами в соцсетях с Вашими друзьями.

Изображение в шапке – ian dooley, Unsplash.

Testometrika Team

Источник: https://TestoMetrika.com/blog/the-psychological-age-of-a-person-what-is-it/

Возрастная психология, человека. Предмет возрастной психологии

Возраст это в психологии определение

Р.Ф. Хасанов

Данная статья задумана для широкого круга читателей. Она будет полезна как людям, которые увлекаются психологией, так и студентам психологического факультета. Возможно, опытные психологи также смогут освежить в памяти давно пройденный материал и применить его в своей практике. А если Ваш доминирующий психотип «Аналитик», то сможете насладиться манерой подачи информации.

В течении всей жизни человек постоянно меняется. Когда ребенок маленький, он готов излучать сплошной позитив. Его окружает много нового, неизведанного, великолепного! Молодежь очень романтична. Моменты первой влюбленности, мечтаний, переживаний заставляют их трепетать и радоваться. Во взаимодействии с миром молодые люди радикальны. С возрастом человек начинает иначе смотреть на жизнь.

Достигая пожилого возраста, многие люди видят окружающий мир сквозь свою призму. Зачастую у большинства пожилых людей уже сформирован стереотип, что мир враждебен. Некоторые начинают испытывать чувство страха перед внешним миром. Пожилые люди настроены на все скептически и консервативно. В каждом возрасте психологи выделяют свои особенности. Также есть понимание кризисов разных возрастов.

Здесь считаю уместным ещё напомнить, что существуют разные определения возраста. У каждого человека есть календарный возраст, чаще его называют паспортный. Он отображает, сколько лет живет тот или иной человек от момента рождения до сегодняшнего дня. Вторым считается возраст биологический.

Он дает понимание, на сколько наше тело молодо или старо. Биологический возраст может очень сильно отличаться от паспортного.

Если человек всю жизнь живет в экологически благоприятном районе, ведет здоровый образ жизни, правильно питается, у него не отягощенная наследственность, нет вредных привычек, то  его тело может быть молодо. Соответственно и биологический возраст будет меньше паспортного. Третьим обычно называют психологический возраст.

  Для определения этого возраста применяют два показателя. Первый показатель – это как человек сам ощущает себя (молодым, взрослым, старым). Второй показатель внешний. Это объективный показатель степени развития человека.

В психологии давно выделено целое направление, которое изучает особенности психического развития на протяжении всей жизни человека.

Давайте вместе с Вами структурируем и обобщим море информации о возрастной психологии.

Итак, возрастная психология как наука:

Планирую изложить:

  1. Возрастная психология как понятие
  2. Признаки Возрастной психологии как науки

Возрастная психология как понятие

Смирнова Е.О.Петровский А.В.Головин С.Ю.
это наука, изучающая факты психической жизни на разных этапах онтогенеза.это наука, изучающая условия, движущие силы психического развития от рождения до старости.это наука, изучающая закономерности, условия психического развития, становление деятельности, свойств личности в разных возрастах.
Общее определение: Возрастная психология – это наука, изучающая факты, условия, закономерности, движущие силы психического развития во взаимосвязи с возрастом.

Психология – это наука об особенностях психики человека.

Признаки Возрастной психологии как науки

  1. Объект – предмет
  2. Цели – задачи
  3. Методология – методы
  4. История – научные проблемы

Объект Возрастной психологииПсихическое развитие во взаимосвязи с возрастом.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи связанное с отражением и регуляцией.

Психика отражает окружающий мир и регулирует свое поведение.

Структурные компоненты психики:

1) Познавательные психические процессы (ППП)Борис Михайлович Кедров предложил все ППП представить в виде генетической лестницы от самого примитивного к самому сложному. Их семь:1. Ощущение                                7. В 2. Восприятие                                   ни 3. Память                                           ма 4. Воображение                                ни 5-6. Мышление + речь                    е3) Психические свойства:1. Темперамент холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (злопамятный флегматик – медленная скорость нервных процессов, быстро может простить холерик – быстрая скорость нервных процессов) 2. Характер 3. Направленность личности: экстраверт, интроверт, амбиверт 4. Латеральность: право (леворукие) – и левополушарные (праворукие), амбидекстрия(одинаково развиты обе руки) 5.  Модальность: визуалы (арт-терапия, проективное рисование), аудиалы (сказкотерапия, музыкотерапия), кинестетики (пальчиковая арт-терапия, танцевальная терапия)6. Способности
2) Психические состояния (ПСТ)1. Эмоциональные 2. Волевые3. Интеллектуальные4) Психические образования:1. Знания 2. Умения 3. Навыки4. Привычки

Здесь хочу чуть больше заострить ваше внимание на психических состояниях. Если на уроке у преподавателя дети сидят на волевых, то вовлеченность в процесс обучения будет минимальна. А если это лектор, которого приглашают с выступлениями? Пригласят ли его повторно? Вряд ли.

У ребенка дошкольника, раннего школьного возраста запускаются изначально всегда эмоциональные состояния. Если воспитатель, учитель напугал ребенка, эмоциональные состояния выключились, выключатся волевые и интеллектуальные.

Можно вспомнить школьные годы. У многих была учительница, которая заходя в класс, вела пальчиком в журнале, смотря кого сейчас спросит. Если выключались эмоциональные состояния, то сразу переставали работать и интеллектуальные. Вставая мы в ужасе не помнили, что надо говорить (Педагогическая субстрессия).

Доказано нашими российскими психологами, что если в течении месяца учитель позволяет себе дискредитировать ребенка, унижая его, обзывая (дегенерат, идиот, … ты никогда не сможешь выучить математику даже на тройку), через месяц дать ребенку элементарное математическое задание, ребенок нормально будет его решать, до того момента как этот учитель войдет в класс, где он решает, и просто мимо него пройдет. Ребенок действительно перестает соображать. У него выключаются интеллектуальные состояния.

Объект – Психическое развитие

Архаичное видениеНовое видение
Выготский Лев СеменовичСлободчиков Виктор Иванович
Это процесс качественно-количественных измений в психической сфере человека, связанный с появлением психических новообразований.Это многосоставной процесс, который в разных пропорциях объединяет в себе процессы становления, формирования, саморазвития.
Психическое развитие – это процесс становления (практика 40%), формирования (обучение 40%), саморазвития (20%).

Предмет возрастной психологии – это изучение условий, движущих сил и закономерностей психического развития во взаимосвязи с возрастом.

КИТРВПФ – культурно историческая теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский)

Условия психического развития – это совокупность внешних и внутренних факторов, которые не являются движущими силами, но определяют динамику психического развития и конечный результат.

Движущие силы – это совокупность причин, которые являются источниками психического развития и всегда направляют развитие в нужное русло.

Закономерности психического развития – это совокупность общих и частных законов, которые позволяют описывать психическое развитие и управлять им.

Цель возрастной психологии – создание единой общеевропейской концепции, интерпретации возрастного развития с учетом психических новообразований в границах возраста.

Задачи возрастной психологии:

Теоретические

  1. Изучить закономерности психического развития их взаимосвязь с возрастной динамикой.
  2. Обосновать движущие силы психического развития, обуславливающие наиболее эффективный процесс психического становления.
  3. Охарактеризовать условия полноценного психического развития.
  4. Выделить факты психического развития наиболее иллюстрирующие психологическую картину возраста.

Практические

  1. Разработка методической базы для контроля за ходом психического развития.
  2. Осуществление психологической помощи в период возрастных кризисов.
  3. Определение рекомендаций по построению эффективного взаимодействия с учетом возрастных особенностей.
  4. Разработать модель преемственности работы специалистов по оптимизации психического развития с учетом возраста.

Такая структурированная подача материала помогла огромному количеству студентов психологических факультетов разобраться с возрастной психологией и  сдать экзамены по данному предмету. В следующей статье планирую осветить методологию возрастной психологии и законы психического развития. Буду рад продолжению нашего общения…

Источник: http://zabolel.info/psychology/vozrastnaya-psihologiya

Каков ваш возраст? Психология возраста – Психологос

Возраст это в психологии определение

У каждого из нас несколько возрастов, хотя бы потому, что само слово “возраст” имеет несколько значений. У нас есть календарный (паспортный) возраст, который фиксирует наше количество лет жизни от рождения до настоящего времени. Другой – биологический возраст, это степень молодости или старости нашего тела.

Биологический возраст зависит как от генов, так и от здорового (или наоборот) образа жизни, и, бывает, сильно отличается от календарного в любую сторону. Кроме паспортного и биологического, у каждого из нас есть свой психологический возраст.

Психологический возраст может меряться по самоощущению – насколько молодым, взрослым или старым ощущает и оценивает сам себя человек, так и по внешней оценке, как объективный показатель степени развития человека.

Если пожилой человек ощущает себя молодым, это прекрасно, но если возраст вроде бы взрослого человека окружающие оценивают как возраст ребенка – это печально.

Действительно, девушке уже двадцать лет, а мыслит она на уровне шаблонов 4-х летнего ребенка: закатывает истерики и топочет ножками – а потому что он первый начал!

Психологический возраст определяется многими факторами. Основное отличие взрослого от ребенка – осознание и принятие на себя ответственности за себя и свою жизнь. Взрослый человек строит себя сам, своими руками выкладывая свое будущее.

Интересный взгляд предлагает Т.В. Гагин​:

На линии от “юности” к “старости” человек думает (про себя, не вслух, не перед другими людьми) последовательно так: “Я все смогу” — это когда все еще впереди; “я все уже могу, дайте только срок” — когда “я еще не волшебник, я только учусь”, но уже учусь и хочу поскорее быть “круче всех”; “я все могу”— это обычно в ту молодую пору, когда сложность задач сильно недооценивается из-за недостатка знаний и опыта, а свои силы кажутся безграничными; “я не все могу, но что могу — то могу” — когда знания и опыт позволяют оценить сложность задач и свои силы куда более адекватно; “я могу все меньше” — когда пик уже пройден, и даже то, что недавно было вполне доступно, дается уже напряжением сил или не дается вовсе; “и все меньше, и меньше, и меньше” — как раз тот период про который говорят “если бы старость могла”: опыт и знания позволяют трезво оценить потребные силы, сложность задачи, наметить план действий, а вот реализовать его уже нечем.

Вот такая шкала. Разумеется, “пик” можно проскочить, проходя с “еще не могу” на “уже не могу” напрямую.

С возрастом люди меняются…

Все дети рождаются на ярком фоне позитива: вокруг столько всего нового, классного, непознанного! Но возраст меняет наше восприятие жизни, и большинство пожилых людей воспринимают мир как враждебный, а то и страшный. Молодые люди чаще романтики и настроены радикально, пожилые – скептики и консерваторы. У каждого возраста – свои психологические особенности, а иногда и свои кризисы.

Имеется много возрастных классификаций, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (и по разным основаниям).

Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет – возраст вступления в брак; с 30 до 40 – возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 – познание собственных заблуждений; с 50 до 60 – последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20–40) и осени (40–60).

Возрастная периодизация Д.Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21–25 лет; 2) средняя взрослость 25–40 лет; 3) поздняя взрослость 40–55 лет; 4) предпенсионный возраст 55–65 лет.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40–45 лет), среднюю взрослость (от 40–45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста.

Взрослый период: первый возраст – 22–28 лет для мужчин, 21–26 для женщин и второй возраст – 29–35 лет для мужчин, 27–32 – для женщин.

Зрелый период: первый возраст – 36–45 лет для мужчин, 33–40 лет для женщин и второй возраст – 46–55 лет для мужчин, 41–50 – для женщин.

Молодости присущ радикализм, пожилые люди чаще консерваторы. У каждого возраста – свои психологические особенности, а иногда и свои кризисы. Об особенностях психологии ребенка, подростка, взрослых и пожилых людей смотри соответствующие статьи.

Психология ребенка

Дети от 2 до 5 – эгоцентричны, сконцентрированы на собственных желаниях и нуждах, оставаясь абсолютно равнодушными к тому, насколько невнимательны они к другим. Некоторые дошкольники также проходят через стадию «собственничества», без раздумий вмешиваясь в дела родителей, потому что хотят абсолютного родительского внимания. См.→

Психология младшего школьника

Младшие школьники – это детей в возрасте от 7 до 9 лет, то есть с 1-го по 3-й (4-й) классы школы. Ребенок становится школьником, а это значит, что у него теперь и новые обязанности, и новые права.

Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, на учебные пособия и пр.

С другой стороны, перед ним стоят новые задачи развития, в первую очередь задача формировать навыки трудолюбия, уметь раскладывать сложную задачу на составляющие, уметь видеть связь между усилиями и достигнутым результатом, уметь принимать вызов ситуаций с решимостью и мужеством, уметь адекватно оценивать себя, уметь уважать границы – свои и чужие. См.→

Психология подросткового возраста

Подростковый возраст – 12-15 лет, и у детей в это время возникает новые особенности, свои другая психология. С подростками уже можно говорить, как со взрослыми, обращаясь к их разуму, но при этом приходится несколько раз повторять одно и то же, как в общении с детьми. См.→

Психология среднего возраста

Средний возраст – 25-60 лет. Период, сочетающий возможность развития и стабильности.

“Середина жизни” человека может пойти по одному из двух вариантов: либо он будет доволен результатами своей жизни и будет стремиться к гармонии с собой и окружающими, либо проживет годы в состоянии психологического «кризиса среднего возраста», переживая об упущенных возможностях и погружая в негативные эмоции себя и окружающих. См.→

Психология пожилых людей

Что можно сказать об изменениях в личности пожилого, тем более старого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет» старого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому- отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе – эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне – все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п. К счастью, этот портрет не точен и не справедлив. См.→

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kakov-vash-vozrast-vop-zn--psihologiya-vozrasta

Понятие возраста в психологии

Возраст это в психологии определение

Понятиевозраста включает в себя ряд аспектов:

1)Хронологический возраст, определяетсяпродолжительностью жизни человека (попаспорту);

2)Биологический возраст – совокупностьбиологических показателей, функционированиеорганизма в целом (кровеносная,дыхательная, пищеварительная системыи т.п.);

3)Психологический возраст – определенныйуровень развития психики, в которыйвключается:

а)умственный возраст

Дляопределения умственного возраста детейот 4 до 16 лет используется тест Векслера,который включает вербальные и данныев наглядной (образной) форме задания.При его применении получают суммарный”общий интеллектуальный показатель”.Психолог вычисляет IQ – интеллектуальныйкоэффициент:

умственныйвозраст x 100%

IQ= хронологический возраст

б)социальная зрелость – SQ – социальныйинтеллект (человек должен быть адаптированк среде, которая его окружает)

в)эмоциональная зрелость: произвольностьэмоций, уравновешенность, личностнуюзрелость.

Вреальной жизни отдельные составляющиевозраста не всегда совпадают.

1. Понятие возраста в психологии

Понятиевозраста включает в себя ряд аспектов:

1)Хронологический возраст, определяетсяпродолжительностью жизни человека (попаспорту);

2)Биологический возраст– совокупностьбиологических показателей, функционированиеорганизма в целом (кровеносная,дыхательная, пищеварительная системыи т.п.);

3)Психологический возраст – определенныйуровеньразвитияпсихики, в которыйвключается:

а)умственный возраст

Дляопределения умственного возраста детейот 4 до 16 лет используется тест Векслера,который включает вербальные и данныев наглядной (образной) форме задания.При его применении получают суммарный”общий интеллектуальный показатель”.Психолог вычисляет IQ – интеллектуальныйкоэффициент: умственный возраст x 100% IQ= хронологический возраст

б)социальная зрелость – SQ – социальныйинтеллект (человек должен быть адаптированк среде, которая его окружает)

 в)эмоциональная зрелость: произвольностьэмоций, уравновешенность, личностнуюзрелость. В реальной жизни отдельныесоставляющие возраста не всегдасовпадают.

Понятие возраста. Психологический возраст и периодизация психического развития

Возраст— одна из фундаментальных и сложныхкатегорий психологии. Можно выделитьдва уровня анализа этого понятия:

  • Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, пней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

  • Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Анализиндивидуального развития человекапоказывает, что категория возраста сточки зрения жизненного пути конкретногочеловека может быть рассмотрена снескольких позиций.

  • Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, — за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше фонологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его фонологический возраст.

  • Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

  • Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существуеттакже субъективный возраст личности,имеющий внутреннюю систему отсчета.

Под этим понятием подразумеваетсясобственная оценка человеком своеговозраста, возрастное самосознание,зависящее от напряженности, событийнойнаполненности жизни. Основой субъективноговозраста является самоощущение.

Следовательно, субъективный возрастотносительно свободен от хронологическоговозраста. Человек может ощущать себястарше своих лет, младше или соответственносвоему возрасту.

Предметомпсихологического исследования являетсяпсихологический возраст человека, аосновной задачей в связи с этим выступаетпоиск системы отсчета и хронологическихединиц измерения, т.е. построениепериодизации психического развития.

Цель любой периодизации — обозначитьна линии развития точки, отделяющиедруг от друга качественно своеобразныепериоды. Вопрос заключается в том, чтообусловливает качественное своеобразие.

В истории психологии неоднократнопредпринимались попытки построитьпериодизацию психического развития.Их систематизация была предпринятаЛ.С.Выготским в работе «Проблемавозраста».

Все существующие к томувремени периодизации ученый разделилна три группы, и сделал это настолькометодологически удачно, что в предложеннуюсистематизацию, как правило, успешновписываются современные периодизации.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1603702/page:41/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.