Вот тебе бабушка и юрьев день значение

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Вот тебе бабушка и юрьев день значение

> Россия > Крепостное право в России > Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Русь с давних времен была аграрной страной, большую часть населения которой составляли крестьяне. Государство наделило крестьян обязанностью выплаты многочисленных налогов и податей – основная тяжесть налогового бремени падала на это сословие.

В период формирования и развития феодального строя постепенно происходило закрепление крестьян за помещиками: более сильная и владеющая землей часть населения делала все возможное для присвоения себе рабочих рук, чтобы получить возможность пользоваться трудом лишенного практически всех прав крестьянина.

В итоге получилось так, что правительство, опиравшееся на поддерживавших его бояр и дворян, заставило земледельцев войти в положение полностью зависимых от помещика людей. Так родилось крепостное право – путем медленного закрепощения ранее лично свободных, но бедных землепашцев.

Однако у крестьян вплоть до XVI столетия все еще оставался Юрьев день, когда они могли если не совсем уйти от помещика, то хотя бы поменять хозяина.

Что такое Юрьев день

Начиная с XI в., на Руси у крестьян существовало право, как перейти под покровительство какого-либо крупного землевладельца, так и покинуть его. Условия были следующими: помещик давал «подшефному» надел и некоторое имущество (которое называлось «пожилое»), а тот был обязан трудиться на земле, часть плодов своего труда отдавая барину.

Когда взаимные обязательства были исчерпаны (например, крестьянин приобретал какое-то свое имущество, а помещик получал натуральную плату за пользование землей), стороны договаривались о «расторжении договора»: крепостной мог уходить и искать себе лучшей доли.

Со временем произошло установление в законодательном порядке определенного периода в году, когда земледелец мог воспользоваться правом крестьянского перехода. Это и был Юрьев день.

Введение Юрьева дня имело большое значение в истории России. По сути, это означало начало закрепощения крестьян. Юрьев день (или день Святого Георгия, покровителя земледельцев) отмечали 26 ноября (по новому стилю – 9 декабря).

За неделю до и в течение недели после праздника крестьянин мог уйти от «своего» помещика, рассчитавшись с ним за пожилое и за пользование землей. Помещик, в свою очередь, платил крестьянину ту сумму, о которой они договаривались.

При этом нередко он обманывал «подшефного». Отсюда пошло выражение «объегорить» (Юрий, Георгий, Егор – вариации на тему одного имени). Поздний осенний период был выбран вследствие удобства: заканчивались полевые работы, а до нового цикла было еще далеко.

Денежный сбор с крепостных устанавливался произвольно и вполне мог превышать их платежеспособность.

Установление ограничения перехода крестьянина Юрьевым днем (и двухнедельным сроком до и после) произошло при Иване III, когда был принят Судебник (свод законов) 1497 г. Эту дату можно считать первым законодательным ограничением права земледельцев на распоряжение своей личностью.

Отмена Юрьева дня

Временное восстановление крестьян в правах – Юрьев день – было окончательно отменено либо при Иване Грозном, либо позже – при царе Федоре Иоанновиче, который под давлением Бориса Годунова издал указ об урочных летах.

Было запрещено крестьянам менять помещика даже в Юрьев день, если в этот год велись работы по составлению писцовых книг. Тогда-то и родилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Происхождение фразеологизма понятно: крестьянин с семьей весь год копил средства для того, чтобы рассчитаться с ненавистным хозяином и перейти под покровительство более гуманного, а тут ему сообщают, что в связи с составлением писцовых книг ходить никуда нельзя.

Указом 1597 года вводились новые правила: разрешено было искать беглого крестьянина в течение 5 лет. По сути, это тоже означало запрет покидать прежнего хозяина.

Кто именно все-таки отменил на законодательном уровне Юрьев день, пока остается неясным. Прямая и полная отмена Юрьева дня не записана ни в одном законодательном акте.

Есть мнение, что этот день отменен в 1581 году, когда у церкви забрали в пользу государства принадлежавшие ей земли, и крестьяне потеряли стимул уходить от помещиков (раньше они часто уходили обрабатывать монастырские земли – там было значительно меньше налоговых сборов). Кто и каким документом ввел полный запрет перехода – неизвестно.

Возможно (скорее всего) такого документа вовсе не существовало.

Крестьяне постепенно попали в зависимое положение, выйти из которого даже при наличии официального разрешения не могли – не хватало средств, чтобы расплатиться с помещиком.

Так было введено крепостное право, на века превратившее земледельца фактически в раба. На Руси в память об этом событии осталось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», означающее гибель всякой надежды.

9 мая 2019

Источник: https://archeonews.ru/yurev-den/

Народный праздник Юрьев день: значение и традиции

Вот тебе бабушка и юрьев день значение

Юрьев день – церковный день памяти Георгия Победоносца, которого в народной традиции зачастую называли Юрием или Егорием. Этот святой на Руси воспринимался как защитник отечества, а многие русские князья считали его своим покровителем. Славянское название Юрьев день в году получили две даты – 6 мая (Егорий Вешний) и 9 декабря (Егорий Зимний).

Юрьев день: значение праздника

Егорий Храбрый, Георгий Победоносец, Змееборец – такими именами называли наши пращуры великомученика Георгия. Его образ в культуре многозначен и окружен легендами, к нему обращены многие молитвы верующих людей. В его честь возведено множество храмов. Святому посвящены разные жанры народного фольклора (стихи, сказки, апокрифические сказания, обрядовые песни и заговоры).

Дни памяти Георгия Победоносца – важные даты в церковном и народном календаре. Со времен Дмитрия Донского святой считается покровителем Москвы.

Изображение Георгия на коне с копьем в руке можно увидеть на гербе Московского государства, оно же вырезалось на княжеских печатях и было вычеканено на монете, которая с того времени называется – копейка.

В 1769 году был учрежден военный орден Святого Георгия (четырех степеней), а до 1917 года Георгиевский крест расценивали как самую высокую воинскую награду.

6 мая – Юрьев день, Юрий Вешний, Егорьев день, Егорий Голодный

На Руси святого Георгия почитали как покровителя скотоводства, а также считали защитником от хищных зверей. В то же время в славянском фольклоре великомученик отмечен как повелитель змей и хозяин диких животных.

Святой Егорий зверя пасет.

Все животные у святого Юрия под рукой.

Не менее развит у наших предков был культ великомученика Георгия как хозяина земли, земледельца, открывателя весенних полевых работ. Отметим, что имя Георгий по-гречески обозначает «земледелец, землепашец», и вполне возможно, что в своих истоках этот персонаж связан был с земледельческой мифологией.

Юрьев день – окончательный поворот к весне, тот порог, за которым осталась борьба весны с зимой и начинается её постепенный переход в лето. В этот день празднуется победа тепла и солнца над зимними морозами.

Особое значение 6 мая приписывали егорьевской росе, появление которой предвещало буйный рост трав, а значит и обильный корм для выпущенного на пастбище скота. Ещё верили, что юрьева роса помогает в лечении различных недугов, в снятии сглаза и порчи. Поэтому по росе катались, чтобы получить крепкое здоровье.

Одной из главных тем дня была подготовка земли к севу или проведение посевных работ. В северных и восточных регионах на Егория запахивали пашню, в южных – начинали сев.

В Воронеже с Егория сеяли морковь и сажали свеклу: Сей на Георгия рассаду, щей вдоволь будет. В Вятском крае до дня Георгия старались посадить капусту, иначе вилки виться не будут. Здесь же перебирали лук, чтобы он рос лучше.

К Егорию дню приурочили первый выгон скота в поле, который считали очень ответственным делом и воспринимали как большой праздник. Обставлялся он разными ритуальными действиями, приговорами, песнями и обрядами. Если случалась ранняя весна, скот выпускали в поле и до этой даты, но его торжественный выгон со всеми обрядами совершали именно в Егорьев день.

Накануне и в день праздника из дома ничего не отдавали. До рассвета 6 мая хозяин обходил дом, закрывал все калитки, ворота и переломы в изгороди, хозяйка с иконой и караваем трижды обходила скотину в хлеву, шепча при этом молитву.

Георгию Победоносцу обращались с просьбой защитить и уберечь коров, коз, овец и лошадей от дурного глаза, диких зверей и других напастей. В былые времена в нашей стране леса занимали обширное пространство и были богаты дикими животными, поэтому выпас скота был сопряжен с опасностью. Крестьяне, стремясь предотвратить беду, прибегали к различным оберегам.

По весне, прежде чем выпустить скотину в лес, в доме на печной заслон хозяйки крошили хлеб и потом давали его отведать корове, произнося при этом: «Как это заслон каждую ночь на своем месте стоит, так бы и корова наша каждую ночь в нашем дворе стояла».

Выгоняя корову в первый раз весной в поле, её заставляли переступить через сковородник, положенный в воротах, потом, стукнув её сковородником, приговаривали: «Как сковородник от печи не отходит. Так бы пусть и скотина моя от двора не отходила».

Некоторые хозяйки у коровы обрезали кончик хвоста и прятали его под потолочную балку, сказав: «Как дома хвостик держится, так бы и коровушка держалась».

В день вешнего Егория существовал запрет на работу: Кто на Георгия работает, у того волки скотину резать будут.

Существовало поверье, что в этот день святой Георгий на белом коне разъезжает по лесам и раздает наказы зверям. Поэтому охотники обращались к нему с просьбой об удачной охоте.

С весеннего Юрия совершались наймы и сделки по Семенов день (14 сентября), до Покрова (14 октября) или до Заговенья (27 ноября).

В Курске на Юрьев день организовывали ярмарку, где продавали статуэтки коров из глины и дерева. Во многих местах в этот день открывался сезон хороводов: С Юрия хороводы, с Дмитрия (8 ноября) посиделки.

Приметы на 6 мая:

  1. Кукушка кует до Егорьева дня – к неурожаю и падежу скота.
  2. Если кукушку раньше соловья услышишь, то несчастливо проживешь лето.
  3. Если весенний Егорий с кормом, то на осеннего Николу (19 декабря) зима установится.

  4. На Егория мороз – будет гречиха, просо и овёс.
  5. Снег в Юрьев день – к хорошему урожаю гречки, дождь – к недороду.
  6. Если на праздник и через неделю после него будет мороз, осень ожидается теплая.

  7. Если на Юрия идет снег с дождем, то ранняя и поздняя гречиха одинаково хороша будет.

9 декабря – Юрьев день, Егорий зимний, Георгий осенний, Юрий холодный

День Георгия Победоносца является важной датой осенне-зимнего календаря. В этот период подводились итоги многим делам, завершался определенный отрезок в круговороте природных явлений, открывался новый период в хозяйственно-трудовой деятельности человека и в жизни природы.

Многие приуроченные к этой дате приметы и поговорки построены на сравнении и сопоставлении Егорьева дня с другими важными факторами календарного цикла.

Егорий работы начинает, Егорий и заканчивает.

На Руси два Юрия: холодный и голодный.

Егорий с гвоздем, а Никола с мостом.

В последней поговорке имеется в виду ледяной покров на прудах, реках и озерах, который устанавливается где-то между Юрьевым днем и Николой зимним (19 декабря). Данной поговорке есть ещё одно объяснение. Дело в том, что к этой дате начинали обивать двери рогожами или войлоком, конопатить погреба и окна.

9 декабря ходили слушать в колодцах воду: если тиха, зима будет теплая; слышен шум – следует ожидать сильных морозов и вьюг.

Если Егория вешнего считали покровителем домашнего скота, то Егорий зимний, в понимании наших предков, покровительствовал диким зверям. Считалось, что в этот день в своей берлоге крепко засыпает медведь, а волки собираются в стаи, начинают ходить за добычей и, иногда, подходят близко к человеческому жилищу.

Егорий – над волками хозяин. Что у волка в зубах, то Егорий дал. Это значит, что спасать обреченное на съедение волком животное нельзя, в противном случае можно рассердить святого Георгия. Существовала легенда, что в этот день Егорий, в образе седого старика, ходит по лесу, собирает в стаи волков и распределяет между ними коров и овец.

Если в духовных стихах, в иконописи и в житийной литературе Георгий Победоносец выступает победителем змея, то на Егория осеннего в южных регионах нашей родины змей считали именинницами. Ходить в лес 9 декабря категорически нельзя, иначе могут змеи напасть и до смерти зажалить. По другим представлениям, Егорий способен отвращать змей от домашних животных и человека.

Работать в Юрьев день запрещалось. Верили, что всем, кто не почитает святого, он принесет беду. Волки часто оказывались в роли исполнителей наказания. Они могли напасть на скотину провинившегося человека, и даже на него самого.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

В России с Юрьевым днем связано печальное историческое событие, которое надолго закрепило безземельных крестьян за боярами. До XVI века за неделю до и неделю после Юрьева дня осуществлялся переход крестьян от одного помещика к другому.

Необходимо было лишь рассчитаться с прежним владельцем. Установлены эти две недели были Судебником 1497 года. Через сто лет (1580-1590 гг.) Борис Годунов отменил указ о заповедных днях и неделях. Таким образом, институт крепостного права был окончательно оформлен.

Продержался он практически 300 лет, до знаменитой реформы 1861 года.

Эти события отразились во многих поговорках и присловьях, которые с годами приобрели обобщающее значение, став образным определением обманутых ожиданий и несбывшихся надежд. Самая известная поговорка – Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

: Юрьев день

Источник: https://vsyamagik.ru/narodnyj-prazdnik-yurev-den-v-istorii-rossii/

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

Вот тебе бабушка и юрьев день значение

По новому стилю 9 декабря в России отмечается Юрьев день. Дата, когда, в течение полутора столетий в XV – XVII веках, крестьяне могли переходить от одного барина к другому. Отмена Юрьева дня закрепила крепостное право, а заодно породила невеселую поговорку, означающую неудачу и попадание впросак.

В 1497 году был принят Судебник, дозволявший крестьянский выход всего раз в году

Сказать, что Юрьев день кем-то особенно «отмечается», значило бы сильно погрешить против истины. Про него мало кто вспоминает.

Даже и поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» – знак несбывшихся надежд – в наши дни редко можно услышать, хотя разного рода неудач и разочарований и в нашу эпоху бывает вполне достаточно.

Те лапотные крестьянские дела, что называется «быльем поросли». А когда-то это значило еще как много.

Начало неблагому делу закрепощения крестьян было положено при Иване III – первом государе всея Руси, окончательно сбросившем ордынское иго. Само по себе это, вообще-то, довольно грустно.

1480 год – знаменитое стояние русской и монгольской ратей на реке Угре, столь славно и бескровно завершившееся в нашу пользу. А 17 лет спустя принимается Судебник 1497 года, дозволявший «крестьянский выход» всего раз в году.

Укрепление державы шло по линии ужесточения.

На принятие ответственного решения о переходе крестьянину давалось две недели – неделя до Юрьева дня и неделя после

Однако даже и один раз в году – это много. Это значит, что настоящей «крепости» еще не было.

Крестьянин, недовольный тем, как барин обращается с ним, мог, заплатив все положенные подати этому барину и казне, отбыть к другому феодалу.

А землю можно было оставить и взять в другом месте: земли было много, людей на ней – куда меньше, чем в ХХ веке, и земельный вопрос такой решающей роли еще долго не играл.

А по многу раз в год такие переходы устраивать – тоже, в общем-то, не дело. И в наши дни менять работу по нескольку раз в год хорошим тоном не считается: такого летуна нигде особенно не ждут (еще отдельный вопрос – все ли могли с налогами рассчитаться в срок; тоже, небось, далеко не все).

Естественно, что такой переход разрешен был поздней осенью, по завершении всех полевых работ. На самом деле, на это давался не один день, что было бы крайне неудобно – а две недели.

Но центральной датой взят был день рождения святого Георгия Победоносца, покровителя воинов и земледельцев, по старому стилю – 26 ноября, а по новому – 9 декабря (до нового стиля в 1497-м было еще как до звезды небесной).

М. Блинов/РИА Новости

Собственно, день мог с равным успехом именоваться и Юрьевым, и Георгиевым, и Егоровым. Потому что Георгий, Юрий и Егор считались вариациями одного и того же имени. Даже в XIX веке еще было так, и в русской классике встречаются причудливые вариации – причем, не обязательно Егор был из «простых», а Георгий – из знатных.

У Чехова в «Цветах запоздалых» есть даже «князь Егорушка», что немного странно звучит для современного уха.
Но когда уже в брежневские времена герой фильма «Москва слезам не верит» говорит, что его называют «и Гоша, и Жора, и Юра» – этому верится хуже. В ХХ веке это уже имена четко разные.

Остается допустить, что Гоша, как человек общительный и игривый, представлялся по-разному в разных компаниях.

Но как бы там ни было: на принятие ответственного решения о переходе крестьянину давалось две недели – неделя до Юрьева дня и неделя после. Довольно, чтобы сделать выбор.

Вина Грозного и вина тишайших

Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил.

А вот с отменой Юрьева дня у историков полной ясности нет. Создается такое впечатление, будто несколько государей задним числом пытаются это злое дело друг на друга свалить.

Новым судебником 1550 года двадцатилетний Иван Грозный подтвердил Юрьев день, только вдвое увеличил т.н. «пожилое» – налог за пользование землей и помещичьим инвентарем. Тогда еще сам Иван был «не пожилой», да и не Грозный еще.

Известный советский и российский историк Руслан Скрынников, занимавшийся Иваном Грозным плотно и отнюдь не бывший его поклонником, тем не менее, считал необходимой историческую справедливость и отвергал стройную версию, возлагавшую на тирана ответственность за окончательное закабаление крестьянства. Вот что он писал:

«Древние архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой».

«В ходе дискуссии были выдвинуты две основные концепции, – отмечал далее Скрынников. – Одна воплотилась в теории «указного» закрепощения крестьян, другая – в теории «безуказного» закрепощения.

Известный русский историк В.Н. Татищев считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным законом 1592 г.

После смерти злосчастного Бориса текст его закона был утерян, да так основательно, что никто не смог его разыскать».

Однако в противовес мнению Татищева, «В.О. Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крепостной неволи Годуновым. Не правительственные распоряжения, утверждал он, а реальные условия жизни (задолженность крестьян, «старожильство», тягло) положили конец крестьянским переходам».

Один из корифеев уже советской исторической науки Б.Д. Греков «создал стройную концепцию, согласно которой, в XVI веке в России появилась материальная база крепостного права – барщинная система, после чего Иван IV в 1581 г. издал указ о «заповедных летах». Понятие «заповедь» означало «запрет», а именно – запрет на крестьянский выход в Юрьев день».

РИА Новости

Напоминая об этом, Скрынников, со своей стороны, заметил: «Новейшие исследования выявили ошибочность представления о широком развитии барщины в России в XVI в. Детальный анализ источников привел автора этих строк к заключению, что при жизни царь Иван Грозный не издавал никакого указа об отмене Юрьева дня».

Закабалил же крестьян, по-видимому, все же его сын Федор Иванович, мягкий и слабовольный, находившийся под влиянием Бориса Годунова. Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил.

Первым источником, четко сформулировавшим нормы «заповедных лет», как отмечал Руслан Скрынников, была царская жалованная грамота городу Торопцу в 1590 году. Царь разрешил властям Торопца вернуть в город тяглых людей, которые «с посаду разошлись в заповедные леты». Речь идет не о крестьянах, а о посадских, т.е. горожанах.

Также известно, что «в 1588 г. новгородский помещик Иван Непейцын затеял тяжбу с соседним монастырем. Он потребовал возвратить ему двух крестьян, Ваську и Трешку Гавриловых, на том основании, что они «збежали в заповедныя годы из-за Ивана из-за Непейцына из деревни с Крутца, а Иван был на государеве службе в Лямицах».

Эта информация поступила к историкам из первых переписей, точнее, описаний местности и населения обжитой на тот момент русской земли.

«К 1593-1597 гг. было завершено составление писцовых книг в главнейших уездах страны и в 1597 г. издали первый развернутый крепостнический закон, – писал профессор Скрынников. – Он не содержал пункта, формально упразднявшего Юрьев день. Но закон подтвердил право землевладельцев на розыск беглых крестьян в течение пяти «урочных лет».

То есть, поменять судьбу все-таки было можно, проведя где-нибудь в бегах пять лет. Датой же окончательного закрепощения крестьян считается 1649 год. Изданное тогда Соборное Уложение царя Алексея Михайловича предписывало бессрочно разыскивать беглых крестьян «с чады и домочадцы и со всеми животы назад, где хто жил».

Цари-крепостники, в отличие от Ивана Грозного, прославившегося карами в адрес собственной знати, имеют хорошую репутацию. Алексея Михайловича звали Тишайшим, хотя при нем и случилось восстание Степана Разина, а Федор Иванович пользовался народной любовью.

Царь-освободитель Александр II, отменивший крепостное право в 1861 году, никакой особой любовью не пользовался и через 20 лет был убит народовольцами. Впрочем, дарованная им свобода оказалась далеко не полной.

Разделаться с крепостничеством красиво и однозначно российскому правящему классу не удалось.

Всех когда-нибудь да объегорили

Остается добавить, что своего рода «отмена Юрьева дня», уже для городского населения, имела место в 1940 году, когда 26 июня президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».

Понятно, что надвигалась война (как раз тогда Гитлер только что разгромил Францию). Но отменен указ сей был уже после смерти Сталина и крови людям попортил немало.

Ныне все это – дела давно минувших дней. Степень свободы в современном обществе несравнимо большая. Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» имеет крайне малое хождение. Чаще встречается глагол «объегорить», тоже имеющий отношение к Юрьеву дню – но не в том смысле, что царь и знать обездолили крестьян, отняв свободу. «Объегорить» значило обмануть барина при уплате податей.

Леонид Смирнов

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИ ЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Источник: https://mir24.tv/news/15426635/vot-tebe-babushka-i-yurev-den

Вот тебе бабушка и юрьев день значение

Вот тебе бабушка и юрьев день значение

вот тебе, бабушка, и Юрьев день Ср. Рассказывали потом… будто (перед смертью) он сидел на полу скрючившись и два раза сряду повторил: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!” И будто это были его последние слова. Тургенев. Несчастная. 17. Ср.

Православные! Когда сядет Дмитрий на свой отцовский стол, всем Юрьев день отдаст, все кабалы порешит, всем свобода по-старому! Гр. А. Толстой. Царь Борис. 2. Посадский. Ср. …Все ж вместе Мне Юрьев день простить они не могут. Гр. А. Толстой. Царь Борис. 3. Ср. …Если б Романов сел на царство — Юрьев день Нам отдал бы! Там же.

Александр Никитыч Романов. Законами царя Иоанна Васильевича позволен был крестьянам переход от одного помещика к другому и сроком этих переходов назначено время — за неделю до осеннего Юрьева дня или спустя неделю, т.е. 26-го ноября, когда празднуется день св. великомученика Георгия, покровителя земледельцев (γεωργός — земледелец).

Сперва царь Феодор Иоаннович, а потом Василий Иоаннович Шуйский запретили этот переход: таким образом крестьяне были закреплены к земле и должны были оставаться у прежнего помещика. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! — сказали тогда крестьяне.

По другим, недовольные помещиком своим в утешенье говорили про себя: “Вот тебе, бабушка, будет Юрьев день! (разделаемся)”. В Малороссии объясняют эту поговорку преданием, что бабушка утвердила в Юрьев день запись, в которой внука делает наследником своим.

Когда внук упрямился, она постоянно грозила ему уничтожением записи, приговаривая: “или позабыл Юрьев день?” Однажды внук не вытерпел, бросился колотить бабку, приговаривая в свою очередь: “вот тебе, бабушка, и Юрьев день…” Некоторые слову “Юрьев день” придают смысл “бедствия” вследствие изгнания в XII в. Ярослава из Новгорода на Юрьев день в осень.

Ср. Карамзин. И.Г. Р. 3. См. наряжается, что баба на Юрья. См. объегорить.

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.

dic.academic.ru

Откуда пошло выражение “вот тебе,бабушка,и юрьев день” и что оно означает?

Выражение пришло из времени средневековой Руси, когда крестьяне имели право, рассчитавшись с предыдущим помещиком, перейти к новому.

По закону, изданному Иваном Грозным, такой переход мог происходить только после окончания сельскохозяйственных работ, а конкретно за неделю до Юрьева дня (25 ноября по старому стилю, когда праздновался день Великомученика Георгия – покровителя земледельцев) или спустя неделю. После смерти Ивана Грозного такой переход был запрещен и произошло закрепление крестьян к земле.

Тогда и родилось выражение “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день” как выражение огорчения из-за изменившихся обстоятельств. Святого Георгия в народе называли Егорием, поэтому в это же время возникло слово “объегорить”, то есть обмануть, надуть.

Лена лазухина

В Юрьев день крепостные имели право переходить к другому хозяину ( от жестокого к более доброму) . Но при Фёдоре 1 этот закон отменили, и крепостные, которые так ждали этого дня, разочарованно жаловались “Вот тебе, бабушка, и Юрьев День”.

Инженер-констриктор

Осенний Юрьев день, 26 ноября по старому стилю (9 декабря по новому стилю в XX—XXI вв. ) — празднование Русской православной церкви, в честь освящения церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 г.

[1] 26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу (Выход крестьянский) , так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам.

В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно — 1580, 1581 или 1584-85), а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в.

(распространение запрета на бобылей и тяглых горожан) . (Но опубликованного закона об отмене Юрьева дня до сих пор не найдено) . Соборное уложение 1649 подтвердило запрет переходов тяглого населения.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! (поговорка, появившаяся с уничтожением этого права при Федоре I).

Ольга виноградова

Поговорка эта имеет такое значение: в старину крестьяне имели право за неделю до Юрьева дня и в неделю после него свободно перейти от скупого и жестокого помещика к другому. Требовалось лишь рассчитаться «за пожилое» .

Соборное уложение 1649 года закрепило крестьян за владельцами тех земель, на которых раньше они проживали вольно. Крепостное право продержалось два с половиной века, до 19 февраля 1861 года. «Мужик болит и сохнет по Юрьевом дне» .

Как видим, Юрьев день был особо значим для представителей крестьянства.

Что означает поговорка “вот тебе, бабушка, и Юрьев день”,и вообще откуда она пошла???

Михаил березин

Осенний Юрьев день, 26 ноября по старому стилю (9 декабря по новому стилю в XX-XXI вв. ) – празднование Русской Православной Церкви, в честь освящения церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 г.

[1] 26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу (Выход крестьянский) , так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам.

В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня Судебник 1550 подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно — 1580, 1581 или 1584-85), а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в.

(распространение запрета на бобылей и тяглых горожан) . Соборное уложение 1649 подтвердило запрет переходов тяглого населения. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! (поговорка, появившаяся с уничтожением этого права при Борисе Годунове) .

Kajakas

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Для подзабывших историю государства российского: во времена крепостного права существовал один (!) день в году (тот самый “Юрьев день”), в течение которого крепостной крестьянин мог подать заявку на смену основного акционера. Или, говоря простыми словами, в случае чинимого барином тотального беспредела перебежать к другому хозяину. В 19-м веке эти зачатки гуманизма были законодательно отменены, тогда же и родилась бессмертная пословица про бабушку и Юрьев день.

Malyska

Означает эта поговорка – разочарование от ожидания. К царствованию Б. Годунова и приписывают время происхождения поговорки про Юрьев день. Оттуда, как говорится, все началось, и народ этого, разумеется, не забыл. И поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! » – лишнее тому подтверждение.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Почему мы так говорим?

Ах, мне так хотелось быть умной и ответить на этот вопрос, но Вы, Метаморф, опередили меня, дав четкое, краткое и понятное объяснение. Мой голос – вам! — 5 лет назад

Метаморф

Во Времена Ивана четвертого, крепостные имели право раз в году, на Юрьев день, полностью выплатив долги своему барину, перейти под юрисдикцию другого помещика. Однако после смерти Ивана Грозного эту вольницу резко отменили. И тогда эта поговорка стала означать глубокое разочарование от долго ожидаемого, но так и не исполнившегося события.

Выражение “объегорить” так-же имеет отношение к этому событию. Но это так, к слову.

Friday

Обычно так говорят о несбыточных надеждах. Данное выражение указывает на удивление или огорчение от случившихся событий. Обычно такие слова отнимают надежду и это событие обманывает ожидание.

Из истории можно отметить, что поговорка произошла из-за крепостного права.

В середине 15 века крестьяне были еще свободными и могли переходить от одного хозяина к другому за неделю или после недели Юрьева дня.

Но в 16 веке переход крестьян был запрещен и в Юрьев день, поэтому крестьяне прикреплялись к земле пожизненно и у них не было надежды ждать Юрьева дня, отсюда и сожаление в этой поговорке.

bolshoyvopros.ru

Источник: https://zna4enie.ru/opredelenie/vot-tebe-babushka-i-jurev-den-znachenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.