Воля это в психологии определение

Воля – что это в психологии

Воля это в психологии определение

Одним из важнейших качеств личности является способность к сознательной регуляции поведения, то есть воля. Именно она дает нам возможность идти к намеченной цели, преодолевая, казалось бы, непреодолимые препятствия.

Она же заставляет нас сдерживать яростные, необузданные порывы и загонять глубоко в подсознание дикие первобытные инстинкты.

Воля – это то, что делает человека хозяином своей судьбы, и в то же время воля – это одно из самых сложных психических явлений, прошедших длительный путь эволюции.

Что такое воля

Это человеческое качество привлекает к себе внимание философов и психологов не одну сотню лет, о нем спорят, пытаются доказать независимость воли человека от высших сил и найти способы, которые помогли бы управлять волевыми процессами. Но до сих пор волевая сфера значительно меньше изучена, чем познавательная и эмоциональная.

Любая активность человека – как внешняя, так и внутренняя – имеет два вида: непроизвольный и произвольный.

  1. Непроизвольный, спонтанный, импульсивный вид активности управляется преимущественно рефлексами – психическими реакциями нашего организма на внешние воздействия или внутренние изменения. К такому виду активности относится, например, непроизвольное внимание, когда человек оборачивается на звук хлопнувшей двери или на вспышку света. К непроизвольному или импульсивному поведению относятся также резкое отдергивание руки от горячей сковородки или плач обиженного ребенка.
  2. Второй вид, или высший уровень активности, которую в этом случае называют деятельностью, носит произвольный характер. Это означает, что совершение действий требует волевых усилий, то есть осознанного напряжения для преодоления внешних препятствий или внутреннего сопротивления: слабости, сомнений, нерешительности, трусости, лени и т. д. Иногда эти усилия могут быть незначительными и даже незаметными для самого человека. Например, для того чтобы прилечь на диван отдохнуть, серьезных волевых усилий не требуется. А если для этого надо оторваться от интересного дела, прервать общение в Сети, потому что уже поздно и пора спать? Тогда, видимо, потребуются определенные усилия. А в иных случаях приходится преодолевать серьезное внутреннее сопротивление, принимая непростое решение в ситуации сложного выбора.

Произвольное или волевое поведение, так же как и сама воля, не является врожденной способностью человека. До 5-6-летнего возраста у ребенка преобладает непроизвольная активность, но постепенно его способность к сознательному регулированию своего поведения развивается, и воля становится важной частью жизни.

Волевые действия, их виды и структура

Воля связана с потребностями личности. По сути, именно потребности побуждают человека прилагать усилия для их удовлетворения, то есть совершать волевые действия. В данном случае в понятие «действие» включается и отказ от совершения поступка, так как он требует подчас даже более значительных волевых усилий, чем его совершение.

Виды волевых действий

Все волевые действия делятся:

Простые волевые действия предполагают целенаправленную активность человека, четко понимающего и свою цель, и способ ее достижения.

Главное отличие простого волевого действие – отсутствие сомнений, раздумий, отсутствие противоречивых желаний и борьбы мотивов.

 С точки зрения волевых усилий, совершение подобного действия может быть совсем непростым, но колебания и нерешительность в нем все равно отсутствуют. Например, когда человек, не раздумывая, бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка.

В сложном волевом действии мы видим некий конфликт человека с самим собой, для разрешения которого тоже требуются усилия. Основной причиной этого внутреннего конфликта является столкновение понимания необходимости достижения цели и нежелания прилагать усилия для этого.

Возникает одна из самых тяжелых психологических ситуаций – ситуация борьбы мотивов, когда одни желания толкают индивида к достижению цели, а другие препятствуют этому.

Например, человека не устраивает его работа: платят мало, спрашивают много, начальник придирается.

То есть логично поменять сферу деятельности, но человек не решается это сделать, так как нужно прилагать усилия и искать новую работу, расставаться с нелюбимым, но привычным делом и т. д.

А еще сложные волевые действия возникают в ситуации выбора путей достижения цели. Например, когда есть легкий, но не слишком честный путь и вполне честный, но значительно более трудный.

Структура волевого действия

Сложные волевые действия имеют свою структуру и состоят из нескольких этапов:

  • Принятие цели и осознание необходимости ее достижения. У человека одновременно имеется множество различных желаний и потребностей. Удовлетворить их все нереально, вот выбор одного, наиболее важного в данный момент желания и есть принятие цели. И даже на первом этапе может возникнуть борьба мотивов, не только связанная с проблемой выбора, но и с оценкой значимости цели. В этом случае мы часто задаем себе вопрос: «А мне это точно нужно?»
  • Размышление над возможностью достижения цели и осознание различных путей и способов. На этом этапе происходит оценка собственных ресурсов и возможностей, а также анализ соответствия выбранных средств убеждениям и ценностям.
  • Совершение окончательного выбора в ситуации борьбы мотивов. Это ключевой этап сложного волевого действия, требующий максимального напряжения. На этом этапе отчетливо проявляется сила воли человека, ведь легкий путь не всегда бывает нравственным. И на данном этапе еще не поздно отказаться от поступка вообще.
  • Принятие решения. Человек, сделав окончательный выбор, испытывает облегчение, напряжение спадает. Ощущение освобождения от тяжкого груза принятия непростого решения дает личности возможность заняться планированием достижения цели.
  • Выполнение решения. Последний этап волевого действия тоже требует нередко весьма значительных усилий. Бывает, что человек, столкнувшись с трудностями, начинает сожалеть о принятом решении. И в этом случае тоже спасает только воля, которая поддерживает активность.

Особенностью волевых действий является то, что они имеют двойной результат. Во-первых, собственно, достижение цели, успеха. Во-вторых, осознание человеком своих сил, возможностей, извлечение уроков на будущее. Успешные волевые действия, особенно требующие серьезных усилий, повышают самооценку человека и придают ему сил для будущих свершений.

Функции воли

Проявляясь во всех сферах жизни человека, воля выполняет 3 основные функции: побудительную, стабилизирующую и тормозную или сдерживающую.

  • Побудительная функция проявляется в активизации деятельности человека. Воля побуждает личность преодолевать препятствия, в том числе внутренние конфликты, слабости, нерешительность, и идти к поставленной цели, добиваясь успеха. Волевые усилия требуют серьезного напряжения всех сил, но они лишь вершина айсберга. Принятие решения зачастую дается значительно труднее.
  • Стабилизирующая функция – это поддержание активности человека. Даже приняв решение и начав двигаться к цели, можно остановиться на полпути, повернуть назад, испугавшись трудностей и требуемых жертв. Воля помогает сохранить высокий уровень активности, невзирая на усталость, страх, боль и банальную лень.
  • Сдерживающая функция не менее важна, чем побудительная. В ряде случаев сдержать себя от совершения поступка гораздо сложнее, чем заставить что-то сделать.

Наряду с основными тремя функциями, думаю, можно выделить еще одну – воспитательную. Воля играет важную роль в развитии личности и в формировании характера, таких качеств, как самоуважение, высокая самооценка, целеустремленность.

Источник: https://psychologist.tips/1923-volya-chto-eto-v-psihologii.html

Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения

Воля это в психологии определение

Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

  • речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :

  • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
  • Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
  • принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения— это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

Воля и регуляция деятельности

Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М.

Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

  1. когнитивный
  2. эмоциональный
  3. поведенческий (деятельный)

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

  1. побуждение и осознание цели;
  2. борьба мотивов;
  3. акт принятия решения;
  4. исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное.

По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании.

Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

  1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
  2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
  3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

  • либо как самостоятельное психическое образование,
  • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
  • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
  • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий.

Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат.

Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.

В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

  1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
  2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным – это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен.

Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели.

Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград.

Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников).

Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

Волевая регуляция поведения

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие.

Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» – это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли – это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения.

Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к.

на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности.

В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу – но надо».

Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека.

Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

«Сила воли» как самостоятельное волевое качество.

Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет.

Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других – незначительную.

Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития.

«Сила воли» как общеличностный конструкт – либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость.

Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/979-2010-12-01-11-05-48.html

Воля – это в психологии: характеристика и примеры проявления, роль воли в жизни человека

Воля это в психологии определение

Понять, что такое воля в жизни человека, постоянно пытались философы разных времен, но до сих пор в этом вопросе нет четкой точки зрения. Приведем наиболее распространенное определение этого понятия.

Воля — это в психологии стремление индивидуума достичь желаемой цели, преодолевая внутреннее и внешнее противодействие. По словам Л.С.

Рубинштейна, волевое усилие упорядочивает деятельность, задает цель в жизни, изменяет сознание, корректирует действительность соответственно желанию человека.

Особенности

Определение, что такое воля, впервые попытался дать греческий мыслитель Аристотель. Ученый считал, что термин формулирует фундамент нравственности и результата деятельности человека. По его мнению, каждый сам отвечает за свою судьбу, делая выбор жизненного направления.

Если индивидуум самостоятельно решает, как поступить или что изменить в настоящем или будущем, то действия меняются по его желанию. Значит, быть хорошим или нет, полностью зависит от человека. По учению Аристотеля статус доброй воли заключается в свободном выборе действий и поступков с ориентацией на разумные намерения.

Осознанное управление своими поступками, поведением, встречает препятствия на пути, которые характеризуются внутренними или внешними мотивами и заставляют применять силу воли, заложенной в структуре характера.

При этом функция воли выражается, как активирующий или тормозящий ключ. В результате волевого усилия действие ускоряется, изменяет направленность, останавливается или приобретает иную характеристику.

! Определение эмоции – что это в психологии

Методы развития

Воля в структуре характера не закладывается генетически. У каждого есть возможность путем эксплуатации сдерживающего и стимулирующего рычага развить волевые качества, чтобы преодолеть препятствия, отдаляющие реализацию личного благополучия и счастья.

Важно! Чем раньше у ребенка развивать проявление воли: решительность, дисциплинированность, мужество, настойчивость, тем более часто они будут проявляться во взрослой жизни.

Полезны следующие мероприятия по выработке умения применять волевое усилие:

  • составление плана на текущий день;
  • посещение кружков, спортзала;
  • соблюдение режима на протяжении дня: подъем, игры, занятия.

Взрослые должны контролировать, как ребенок выполняет поставленные задачи. Примеры: если на призыв убрать разбросанные игрушки, ребенок не реагирует, то волевое качество у него не вырабатывается.

Ребенок совершает отрицательный выбор в свою пользу.

Если у школьника что-то не получается, и он не желает прикладывать усилия для решения данной задачи, значит, силой воли он не обладает, ему требуется наставление взрослых.

Ребенок должен выполнять распорядок дня

Волевые виды, если описать их кратко, основываются:

  • на физиологических процессах, выраженных в реакции нервных процессов мозга;
  • закладываются семьей в ходе воспитания;
  • изменяются у взрослых людей путем регулирования своего поведения, моральных качеств, жизненных устоев;
  • на выработку данной функции воздействуют внешние обстоятельства жизни человека.

! Что это такое – девиантное поведение

У людей чаще встречается 3 вида проявления воли:

  1. Духовная (свободный тип) проявляется у верующих в Бога. Например, монах, решивший посвятить свою жизнь Творцу, сознательно отрекается от комфорта и удовольствий мирского существования путем усиления воли. Христиане ограничивают питание в пост, уделяют весомую часть свободного времени молитвам.
  2. Выбор естественного волеизъявления позволяет придерживаться своих принципов в жизни, контролировать поведение.
  3. Вынужденная характеристика воли:человеку приходится подчиняться общественным законам, моральным установкам.

Духовный тип проявления воли у верующих

Как развить волевые качества

В детском возрасте затруднения при воспитании волевых характеристик вызывает излишняя избалованность. Избавиться от приобретенной привычки бывает достаточно сложно.

Важно! Также «медвежью услугу» оказывают родители ребенка, жестко подавляя любую его инициативу. При таком воспитании дети вырастают безвольными.

Развивают волю:

  • понятие необходимости действия;
  • планирование задуманного;
  • осознанная решимость;
  • мотивация;
  • помощь других процессов психики: внимательность, эмоциональность, запоминание, мышление, логика..

Чтобы начать этап совершенствования волевых качеств, необходимо кратко разработать следующие определения, на основе которых и формируется воля:

  • мотивирование поступков;
  • личное контролирование процесса;
  • разработка инициативы, свойств, которые показывают самостоятельность ребенка;
  • стимулирование действия или бездействия.

Родители должны поощрять инициативу ребенка

При этом сам волевой акт вызывает у человека стрессовое состояние, напряжение психики:

  • побуждение может четко осознаваться или манить своей неопределенностью;
  • сложность выбора главного мотива, если выбирать приходится из нескольких;
  • определение очередности мотивации;
  • поведенческий мотив может существенно отличаться, чувство неуверенности вызывает беспокойство при выборе модели поведения.

Мотивация и цель

Мотив и результат волевого действия не всегда соответствуют желаемому результату.

Выделяется 4 итоговых типа воли в психологии:

  • положительный мотив выражается после аналогичного действия (поступка);
  • отрицательный мотив вызывает такой же итог;
  • добрые намерения при неблагоприятном стечении обстоятельств или неосторожности приводят к отрицательному результату;
  • отрицательная мотивировка имитируется под положительную характеристику по типу цель оправдывает средства.

Различают простые и сложные действия. Простые состоят из цели и поступка, которые часто совпадают. Пример: атлет подошел к турнику и решил подтянуться. Действие не требует дополнительного обдумывания или сомнения. Подошел, подтянулся.

При сложном решении промежуточным мероприятием служит планирование. Например, учеба в ВУЗе, подготовка к походу, спортивные состязания.

Прежде, чем что-то сделать, необходимо поставить цель — задуманный результат будущего проявления воли. Достижением удовлетворяется какая-либо человеческая потребность (мотив).

Если цель и мотив полностью или частично совпадают, затрачивается меньшее волевое усилие. Пример: человек захотел освежиться в речке (цель), так как на улице слишком жарко (мотив).

Волевого напряжения не требуется, цель и мотивация совпали.

! Понятие ощущение – что это в психологии такое

Часто мотив не совпадает с назначенной целью: мальчик записывается в спортивную секцию. В этой ситуации мотивом может послужить не волевое усилие, а другие причины.

Мальчик может записаться в секцию, потому что у него появилось желание:

  • стать сильным и ловким;
  • повысить авторитет среди сверстников;
  • уступить воле родителей;
  • просто заняться чем-нибудь интересным.

В соответствие с мотивом и целью происходит волевое напряжение для достижения результата.

Конфликт мотивов получается, если одновременно хочется сделать сразу несколько дел:

  • подготовиться к сдаче экзаменов;
  • пойти в гости;
  • отдохнуть на речке;
  • посмотреть интересный фильм.

Выбор человек в жизни делает сознательно, сопоставляя, что сейчас важнее. Также значительным волевым усилием характеризуется этап планирования мероприятия. При этом человек ищет наиболее благоприятные пути совершения задуманного.

Заключительная фаза — исполнение действия, по которому рассматривают значимость целого мероприятия. Человеку бывает трудно довести дело до конечного итога и получить более высокий результат, если у нет определенной волевой подготовки.

При этом отмечаются:

  • бесконечное откладывание процесса начала деятельности;
  • трудности с доведением до конца начатого дела;
  • невозможность отступить от выполнения плана, даже при изменившихся обстоятельствах, побуждает прекратить работу, не полностью ее закончив, потому что это выгоднее.

Отказ от продолжения работы в отдельных случаях требует значительно большего волевого усилия, чем продолжение напрасного труда.

! Принципы устройства бытия: что это такое онтология

Примеры ситуаций

Лучше всего воля и ее основные признаки рассматривается на конкретных примерах.

Попробуем разложить по составляющим процесс питья воды:

  • человек подходит к холодильнику;
  • открывает дверцу;
  • достает бутылку воды;
  • откупоривает пробку;
  • берет рукой пустой стакан;
  • наливает воду из бутылки, наклоняя горлышко;
  • подносит стакан ко рту и наклоняет его, чтобы вода подошла к краю;
  • делает сосущее движение ртом;
  • глотает воду;
  • ставит бутылку обратно в холодильник.

При этом характеристика воли на произвольные (требующие контроля сознания) и непроизвольные (глотание) проявляется на уровне инстинкта, происходит отклик организма на вид стакана с водой. Остальные действия происходят автоматически, без акцентирования внимания на их выполнении.

Непроизвольное проявление воли

Ярко проявляется воля и ее основные признаки при анализе характера личности:

  • целеустремленность, решительность;
  • настойчивость, самообладание;
  • выдержка, самостоятельность.

Усилие воли в жизни по интенсивности зависит от следующих характеристик личности:

  • взгляды на устройство окружающего мира;
  • заложенный воспитанием моральный облик;
  • значимость поставленной цели и ее достижение;
  • отношение человека к предстоящей деятельности;
  • свойства личной управляемости, организованности.

Роль воли в критической ситуации – это психологический порыв, поддержанный эмоциональными составляющими. В этот момент обостряются чувства, мобилизуются все резервы человеческого организма, расходуется максимальное количество энергии. Иногда это приносит «волшебные результаты», которых невозможно достигнуть в обычных условиях.

! Как предотвращается и что это такое конфликт интересов

Вывод

Только человек, в отличие от других живых существ на Земле, наделен, разумом и силой воли. Без их применения невозможно добиться успехов в работе, учебе. Все волевые характеристики вырабатываются у личности на протяжении всей жизни и закрепляются путем самовоспитания.

Источник: https://znaniya.guru/psihologiya/volya-v-psihologii.html

Определение понятия воли в психологии и его основные характеристики, свойства и структура, виды воли

Воля это в психологии определение

> Психология > Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

Воля — это, пожалуй, одно из самых сложных понятий в мире психологии.

Вера в себя и собственные силы, умение себя дисциплинировать, проявление решительности в необходимое время, мужество и терпение — это все явления, которые воссоединяются в одно целое, образуя главную героиню нашей статьи. Психология охватывает несколько толкований понятия воли. В нашей статье мы постараемся узнать об этой таинственности как можно больше.

  • Что такое воля: определения
  • Воля и её основные признаки
  • Виды и характеристика воли
  • Развитие воли в характере человека
  • Характеристики воли
  • Воля в структуре характера и её воспитание

Что такое воля: определения

  1. Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.

  2. Воля — это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний.

    Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.

  3. Воля — это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.

Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля — это умение каждого человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.

: что вкладывается в понятие «деградировать«?

Воля и её основные признаки

  1. Основное волевое свойство заключается в умении не только правильно ставить цели, но и достигать их. Короче говоря, если вы целеустремлённый человек, который привык достигать своих целей, то вы наделены хорошо развитыми волевыми качествами.
  2. Вторым признаком проявления волевых качеств является решительность.

    Если у человека развито это качество, то он способен молниеносно, но при этом обдумано подходить к выбору своих целей, не забывая о методах их реализации.

  3. Настойчивость — это правильная мотивация, которая способна не только помочь вам в достижении поставленной цели, но и существенно укрепит вашу волю.

    В психологии настойчивых людей позиционируют как тех, которым по силам трезво оценивать сложившиеся ситуации, отыскав в ней то, что поможет достичь желаемых целей.

  4. Выдержка. Благодаря этой характеристике человек в той или иной степени затормаживает все функции, порой, спуская все на нет.
  5. Самодисциплина и самостоятельность.

    Если человек в своей жизни способен без чьей-либо помощи поставить перед собой цель и идти к принятому решению, то у него хорошо развиты волевые качества.

Виды и характеристика воли

Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:

  1. Свободная или же духовная воля. Эта черта характера в большей степени развита у глубоко верующих людей. Почему бы в качестве примера на не привести образ жизни монахов. Они самостоятельно приняли серьёзное решение, оставив все материальные ценности за пределами своей жизни.
  2. Естественное волевое качество играет роль рычага, которой позволяет делать выбор, мыслить, придерживаться своих взглядов и принципов, а также контролирует поведение.
  3. И заключительный вид — это вынужденные волевые качества, которые возникли в результате навязывания мыслей, убеждений, решений. В этом случае вы вынуждены придерживаться установленного плана в результате со сложившимися обстоятельствами в вашей жизни.

Развитие воли в характере человека

Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать, что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.

Ей подвластно проявлять всего две функции:

  • тормозную;
  • побудительную.

Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее.

Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей.

Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества, преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.

Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества — мала.

Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой.

Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.

Перечень факторов, которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:

  • избалованность;
  • жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.

Характеристики воли

  • Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом «надо»;
  • Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
  • Осознанная опосредствованность;
  • Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.

Воля в структуре характера и её воспитание

Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания «силы воли».

Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.

  • Самодетерминация (мотивация)

Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация — это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами.

В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель.

Однако, принятие решения является более сложным процессом, который охватывает больше протекающих явлений.

Мотивация — это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже.

Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций.

Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.

Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/psihologiya/opredelenie-ponyatiya-voli-v-psihologii-svojstva-i-struktura.html

Понятие воли в психологии (стр. 1 из 3)

Воля это в психологии определение

Введение

Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется «как способность осуществлять поставленные перед собой цели».

В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время.

Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель.

Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. В современном философском понимании воля стала неотделима от действия.

Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.

Волевой акт – сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Цель работы: понятие воли в психологии.

Разрешение цели на основании задач:

1) раскрыть понятие воли в психологии;

2) охарактеризовать волевые свойства личности;

3) подчеркнуть как значимость свободы воли, так и значимость личностной ответственности.

Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку «зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию»[1].

1. понятие о воле

Поведение и деятельность человека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях.

К волевой регуляции прибегает человек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не волевой, а преднамеренный характер, не требующий никаких усилий от личности.

Можно совершать самые разнообразные сложные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их.

«Воля (англ. volition, will)способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (то есть свои непосредственные желания и стремления).

В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к другим психическим процессам.

В современной психологии утверждалась объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех др.) процессов собственным специфическим закономерностям».[2]

Основные признаки волевого акта:

1) приложение усилий для выполнения волевого акта;

2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

4) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека.

Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы.

Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Итак, мы раскрыли определение воли, а теперь нужно рассмотреть, с чего начинается волевое действие, какова его структура.

2.структура волевого действия

С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием (См. Приложение).

Но не любое стремление к цели носит осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает.

Как правило, люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. По этой причине влечение часто рассматривают как переходное состояние.

Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Однако далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е.

«фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску.

Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в позитивные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает негативные эмоции.

Желание обостряет, имея побуждающую силу, осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели своеобразную роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Не всегда желание сразу претворяется в жизнь. У человека порой возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать.

Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.

Борьба мотивов содержит в себе оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать.

Заключительный момент борьбы мотивов – принятие решения, заключающийся в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего, исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т.е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении в случае, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности.

Намерение по своей сути – внутренняя подготовка отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Но одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени.

При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации нужно сознательное волевое усилие. «Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии».

[3]

Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений. В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Вместе с тем в любом волевом усилии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение.

Источник: https://mirznanii.com/a/204336/ponyatie-voli-v-psikhologii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.