Тризна значение слова

Содержание

funeral.by

Тризна значение слова

Многим из нас известно слово Тризна, однако немногие полностью понимают его смысл. Тризна – это древнеславянский поминальный обряд, длившийся три дня. Он включал в себя поминальное пиршество и военные игрища.

Поминальный обряд, с помощью которого древние славяне провожали усопшего в иной мир, назывался Тризна. Славяне справляли его, следуя самым древним традициям, поверьям и ритуалам. Отмечалась Тризна в течение трех дней.

Тризна: значение и происхождение слова

При разборе слова тризна по составу, выделяется корень три. Он означает, что человек одинаково принадлежит трем мирам: Земному, Подземному и Небесному, и имеет право свободно путешествовать между ними после смерти. Число 3 во многом символично для данного мероприятия. Например, оно означает и количество дней в нем.

Вариантов перевода слова тризна со старобелорусского языка достаточно много: «подвиг», «состязание» или «поминальное пиршество».

Существует несколько  интересных сходств в других европейских языках:

  • Тризна (русский) – погребальный обряд,
  • Thrène (с французского) означает погребальный плач,
  • Treno (испанский язык) обозначает погребальное пение,
  • Threnody (с английского) также означает погребальное пение и плач,
  • Thrēnos (греческий) – как и большинство примеров обозначает плач.

Войска тризна после игрищ

Существовало несколько видов тризны:

  • Войска тризна – справлялась при смерти воина,
  • Боярская тризна – смерть боярина, мудрого селянина,
  • Мирская тризна – в память об общиннике (члене селянского управления),
  • Мальская тризна – тризна в память о ребенке (не следует путать с игрой детская тризна)
  • Родовая тризна – смерть родича,
  • Людская тризна – справлялась в смерть чужого человека, например, приезжий купец заболел и умер. Никого из родных и знакомых нет.

Славянский обряд тризна состоял из нескольких этапов:

  • оплакивание,
  • пиршество,
  • игрища.

Кроме того, обряд включал в себя умывание покойного и одевание его в самые чистые и дорогие ему одежды.

1 день обряда: подготовка умершего

Сразу после смерти покойного оставляли в той одежде, в которой он умер, и заносили в дом на прощание с семьей. В этот день вся семья прощалась с усопшим – за исключением беременных женщин. Всем беременным в селении (даже если они являлись родственницами) запрещалось присутствовать на похоронах и тризне, участвовать в омовении тела даже прикасаться к нему и смотреть на его.

Затем покойного умывали и одевали в самые лучшие одежды. Это должны были делать только взрослые замужние женщины, не являвшиеся родственницами умершему. Таким нехитрым способом наши предки огораживали от «контактов» со смертью молодых людей.

Пока усопший находился в доме, производились некоторые действия, согласно древним верованиям имевшие определенный смысл:

  • Из потолка доставали одну доску, покойнику расстегивали одежду, а входную дверь открывали. Считалось, что это помогает душе выйти из мертвого тела.
  • На стол ставили сосуд с водой. Считалось, что душе необходимо умыться, после того, как она покинула тело. Затем воду выливали, а сосуд сжигали.
  • На порог дома клали еловые ветви – чтобы не допустить смерть в жилище.

В первый день также готовилась большая часть блюд для поминальной стравы. В список обязательно входили кутья и холодные постные блины. Кисель готовился прямо перед застольем. Приготовлением всех этих блюд также занимались исключительно взрослые женщины.

2 день Тризны: поминальная страва

В этот день готовилось большое пиршество. В качестве места для его проведения выбиралось возвышение – курган или холм. На возвышении устанавливался поминальный стол. Первыми за него усаживались самые близкие родственники покойного, затем дальние родственники и друзья.

Детей и молодежь, как уже упоминалось ранее, старались огородить от смерти, поэтому их либо сажали в самый дальний конец стола, либо для них устанавливался отдельный маленький столик.

Блюда на тризну выбирались в соответствии с древними ритуальными традициями славян. На столе во время поминальной стравы всегда находилась кутья нескольких видов, постные блины и кисель. Эти блюда гости должны были съесть обязательно. Если на столе присутствовали пироги, то их никогда не разрезали ножом.

Гости должны были разламывать их руками. Делалось это для того, чтобы из пирогов шел хлебный пар, принадлежащий душам умерших.

Есть и другие объяснение этому странному обычаю: колющие на столе во время поминок изымались, чтобы «не уколоть покойника», но чаще – чтобы не спровоцировать конфликты и драки с использованием ножей.

Поминальное застолье проводилось спокойно и тихо. Смех за столом был слышен крайне редко, поскольку существовало поверье о том, что засмеявшийся на тризне вскоре должен был получить известие о смерти близкого человека. Еще одним правилом категорически запрещалось пользоваться чужими приборами.

После стравы начиналось оплакивание покойного. Родные и близкие рассказывали за столом истории из его жизни. Причем, вспоминали об усопшем только хорошее. Дети на этой части Тризны отсутствовали. Вся страва длилась до конца ночи.

3 день Тризны: боевые игрища

Если умерший был воином, погибшим в бою за свой род, это считалось великим подвигом, и во время тризны его братья по оружию инсценировали сражения, в которых участвовал погибший. В этом своеобразном спектакле роль самого усопшего «исполнял» его самый близкий товарищ.

Чтобы сражения выглядели наиболее правдоподобными, воины одевали доспехи. Однако за столом они сидели в обычной одежде. Для того, чтобы переодеться перед игрищем, они вставали из-за стола и готовились к выступлению.

Чур – деревянная статуя, охранявшая могилу

После окончания поминального пиршества и военных побоищ, место, где проводился обряд, засыпали песком, чтобы скрыть следы поминальной трапезы. На этом месте, в память об усопшем, ставили чур – деревянную статую-оберег.

Тризна, как древнеславянский ритуальный обряд, давно забыт. После введения Христианства на Руси начали справлять поминки. И все же, некоторые традиции сохранились вплоть до наших времен. Так, на стол до сих пор подают кутью и постные блины, пирог ломают руками, а жизнь и поступки усопшего вспоминают только самыми добрыми словами.

Источник: http://funeral.by/history/trizna

Тризна: значение слова и обряда в православии

Тризна значение слова

О наших предках, живших до крещения Руси, практически ничего не известно. Древние обычаи с проводимыми обрядами остались в глубине веков и покрылись тайной. Часто смысл и значение стародавних таинств доходят до нас в искаженном виде.

В современном понимании тризна — это похороны, поминки об умершем, с обедом и дальнейшем поминании в определенные дни. Считается устаревшим словом, вышедшим из употребления. В современном мире это слово успешно заменено перечисленными с соответствующими пониманиями. Однако у древних предков значение слова несло более глубокий смысл.

Что такое тризна

В классической литературе и живописи XIX века слово «тризна» упоминалось как поминки после погребения, сопровождаемые застольем. Применялось в текстах и картинах в понимании печального вспоминания о потере, утрате, о ком-то ушедшем. В некоторых текстах употреблялось в словосочетаниях со словом «похоронная».

Из древних дохристианских летописей слово означает славянский обряд, проводящийся после сожжения покойного, на месте захоронения.

Состоял из:

  • песен и плясок;
  • воинских турниров;
  • пира.

Проводили его со всеми составляющими действиями в честь умершего человека.

Происхождение слова

Ясности в вопросе образования слова нет. В одной из версий происходит от праславянского «тризнище», означающего «поминовение», «состязание», «подвиг», «награда». Есть версия Шанского, заключающаяся в происхождении слова от древнерусского «трыти» со значением «тереть».

Лингвисты не могут найти ясности в вопросе о происхождении по причине существования исследователей утверждающих о ином обозначении этого слова.

Другие значения в источниках:

  • конфликт;
  • сражение;
  • тревога;
  • страдание;
  • подвиг;
  • поощрение.

Некоторые исследователи заявляли о значениях, связанных с жертвоприношениями трех разных животных, символизирующих три мира ведической веры, или три вида состязаний, принимая в основу число «три» и соотнося тризну с тройственностью и особым смыслом тройки в славянской мифологии.

Схожесть в звуках при произношении во многих европейских языках похожа в толкованиях слов «погребальное пение», «плач». В греческом языке слово θρήνος (thrēnos) означает «плач», «рыдание».

Существенным доводом в пользу греческого происхождения считается внесение многих слов в русский язык в эпоху его реформирования. В то время много слов было внесено в формировавшуюся православную церковь, сохранившихся до сих пор.

Оппоненты греческого происхождения, в свою очередь, считают, что корни следует искать в дохристианских славянских источниках.

Одна из причин разнообразного значения

Иногда таинство справляли по массе народа, например, отображенное в картине Г. И. Семиградского «Тризна русских дружинников после битвы под Даростопом в 971 году» (1884 год). Массовое участие в совершении ритуальных действий, изображенных на картине, дали повод упростить понимание к одному слову.

Слова, с которыми понимается:

  • битва;
  • пиршество;
  • подвиг;
  • состязание.

Все они по отдельности имеют косвенное отношение к похоронным действиям, происходящим после сражения с героическими поступками. Вот и стали толковать лишь одно действие, подвиг или битву, не имеющие ничего общего с погребением и поминками.

Значение понятия

Маловероятно, что тризна принесена в русский язык из другого языка или приходом христианства. Весомым тому аргументом будет использование слова в летописях, датируемых до крещения Руси. Понимание его означало похороны со всеми сопутствующими действиями, посвященными памяти усопшего или погибшего.

Само слово является сокращенным от знаний трех миров: правь, Навь и явь.

Знание о трех мирах, как они взаимосвязаны и взаимодействуют, вот какая содержится информация в этом емком понимании обряда, являющегося целым мировоззрением.

Задача его поддерживать связь между мирами и поколениями, независимо от нахождения. Постоянно участвуя в традиционных действиях, народ с детства впитывал образ мышления, становящийся взглядом на жизнь.

Обряд тризны

Традиционно древний русский ритуал погребения и поминовения берет свое начало с незапамятных ведических (языческих) времен. Весь комплекс обрядов объединялся в одно таинство, называемое тризной.

Цель проведения

Проводили погребальные действия для облегчения перехода почившего в мир нави и защиты родственников от бесовских сил. Обряд, оказывающий воздействие на два мира, наблюдаемый с детства, вносил в восприятие мира особые взаимоотношения со смертью. Славяне убежденно считали смерть лишь переходом в другой мир.

Близким и родственникам необходимо было попрощаться с грустью о внезапной утрате. Дальше по сценарию — веселье, и должно быть не до печали. Она может удерживать почившего и повлиять на процесс перехода духа в иной мир.

Традиционная тризна на Руси

Начиналось погребение с подготовки тела усопшего. Проводились обряды обмывания, после чего на тело одевали роскошные одеяния. Потом проводились прощания, рыдания и чтение молитв. После прочтения готовили тело к сожжению. По знатным жителям тризна правилась шикарная во всех отношениях.

По князю, например, или славному воину, знатного рода обряд был более известным. У княжеского рода было больше возможностей обеспечить почившему лучший прием в том мире.

С ним могли положить разную утварь, животных, драгоценности, выполненные в образе оберегов, оружие. При изъявлении желания жена отправлялась вместе с мужем в мир нави. В добровольном порядке слуги тоже следовали за господином.

Сжигать могли в ладье, а не просто на сложенном костре, называемом Крада.

По ходу обряда славили богов, утверждая вечную победу жизни над смертью в силу единства трех миров. Налаживали незыблемую связь между поколениями, независимо от места пребывания. Богами на Руси были славные предки, единого рода со всеми жителями.

Как и когда проводят в современном мире

Христианство изначально отрицательно относилось к проведению погребения и поминок в языческих традициях. Однако позже православная церковь на протяжении веков ассимилировала эти обряды под свои нужды. Большую часть мероприятий убрали, а оставшуюся изменили, также поступив со многими традиционными праздниками и обрядами на Руси.

Значение слова тризна в православии не изменилось до наших дней, означая погребение и поминовение усопшего. От церкви понятие вошло в обыденную жизнь. На останках древних обычаев сейчас существуют традиции, которые предписываются церковью и соблюдаются людьми.

После смерти человека родственники приглашают священника, чтобы отпеть его дома, или согласовывают для проведения в храме. Во время службы присутствующих кормят хлебом и коловом — специально приготовленной кашей.

Варится из зерен:

Угощение на отпевании несет отпечаток древних обильных жертвоприношений. После захоронения проводят обед с распитиями спиртных напитков с пожеланиями покойному царствия небесного и приятных воспоминаний с почившим при жизни. На следующее утро на могилу несут завтрак. Потом поминают на 9 и 40 дней, полгода и год, справляя в тесном кругу близких и родственников.

Структура поминального обряда

Отправляя в последний путь дорогого человека, родные и близкие смирялись с его утратой, а ему облегчали путь в иной мир.

Все поминальные действия (от омовения тела до пира в честь памяти ушедшего) были ориентированы на помощь ушедшей душе.

Часть из них была направлена на облегчение душевного состояния и защиту оставшихся родичей, находящихся в эмоциональном и моральном истощении, от бесов.

Во время обряда воздавали славу и хвалу богам и славным предкам, погибшим за землю родную. Обрядами люди обращались к богам с прошением защитить землю и народ, а умершим помочь исправить все неправедно сделанное при жизни.

Действия, входящие в состав тризны:

  • жертвоприношения;
  • военные игры, ристалища;
  • оплакивания;
  • поминальный пир до и после сожжения.

Костер старались разводить огромный: от его высоты и мощи зависела легкость перехода. При сжигании князей и знатных воинов пламя достигало таких высот, что видимость его была на десятки километров. Огонь был основой веры и жизни древних славян, он использовался во всех ритуальных действиях. Считался основой создания вселенной: с него начиналось ее творение.

Переход в мир иной облегчался сожжением тела. По столпу огня с дымом, рвущемуся ввысь, дух уходил в Навь легко и свободно. Кроме способствования перехода души к предкам, стихия огня очищала от всех совершенных проступков при жизни в грешной плоти.

После сожжения прах:

  • развеивали по ветру;
  • пускали по реке;
  • закапывали в землю.

Перечисленные действия позволяли праху ушедшего гармонично слиться с элементами Яви, предоставив свободу духу.

Считается, что наши предки кремацию стали проводить только к началу нашей эры, которая практически выжила ингумацию — предание тела земле. Праславянские племена клали тело в скорченном виде, в позицию эмбриона. Подпитана эта традиция была представлением о перевоплощении душ. Но незадолго до использования сожжения стали хоронить в распрямленном виде.

После погребения начиналась увеселительная часть: сородичи с пришедшими почтить память проводили поединки, пиршества с песнями и плясками — всем, чем жил усопший. Это был не совсем печальный обряд.

Игры и пляски в честь умершего

Проводились игрища, состоящие из поединков, сражений, сопровождаемых жизнь усопшего. Начинались увеселения с песнями и танцами, которыми выражали радость о благости богов. К пляскам у славян было особое отношение, они очень тесно соприкасались с боевыми играми.

В танце могли выражать жизненные ситуации, в том числе и боевые. Состязания проводились не только в кулачных боях, но и среди пляшущего народа — это было неотъемлемой частью жизни. Танцами отгоняли грусть и печаль, открывая дорогу к радости и веселью.

Оплакивание покойного

Сразу после наступления смерти родственники начинали оплакивать покойного с громкими причитаниями обрядовых песен, которые содержали хвалебные речи за заслуги при жизни. Плачем живые показывали, насколько дорог был покойный и как им будет его не хватать.

В истории известны случаи приглашения плакальщиц, особенно при погребении знатного человека. Это были специально обученные женщины, певшие ритуальные песни с причитаниями и рыданиями. Он помогали родным излить всю боль утраты и пережить горе для дальнейшей счастливой жизни.

По поверьям, душа сразу после смерти находится в доме, и если вновь приставленный достойно оплакан, то душа его будет спокойна, а родственников не будут тревожить сновидения и мысли о нем.

Поминальное пиршество

Пир, проводимый в честь упоминания покойного, состоял из роскошного застолья с возлиянием медов хмельных, сопровождаемых содержательными тостами и пожеланиями. Проводился до кремации тела и после. Первый символизировал переход в иной мир, а второй проводился в защиту родных покойного от бесов из темных миров.

На пиру вспоминали богов и силы подземного мира, воздавая им хвалу и славу, призывали принять умерших и не трогать живущих.

о тризне

Из представленного видео вы узнаете об обряде тризны.

В данном видео представлены советы Трехлебова, касающиеся современных реалий и веры.

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/trizna.html

Тризна что это? Значение слова Тризна

Тризна значение слова

Тризна — 1. Заключительная часть погребального обряда у древних славян, сопровождавшаяся военными играми, состязаниями, а также поминальным пиршеством.
2.

Церковный обряд похорон или поминовения усопшего. // Обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти. поминки.
3. перен. устар.

Скорбное воспоминание о ком-л., чем-л. утерянном, погибшем.

Значение слова Тризна по Ожегову:

Тризна — Обряд поминания умершего

Тризна Обрядовые действия и пиршество в память умершегоТризна Поминки

Тризна в Энциклопедическом словаре:

Тризна — часть погребального обряда у древних славян до и после похорон(поминки). Сопровождалась песнями, плясками, военными играми,жертвоприношениями, пирами.

Значение слова Тризна по словарю Ушакова:

ТРИЗНА
тризны, ж. 1. У древних славян — поминки по умершем, сопровождавшиеся пиршеством (истор.). Ковши круговые запенясь шипят на тризне плачевной Олега. Пушкин. 2. перен.

Скорбное воспоминание о ком-чем-н. утерянном, погибшем (поэт., ритор.). Садись один и тризну соверши по радостям земным своей души. Баратынский. Привезут к нам останки твои, чтоб почтить похоронною тризною.

Некрасов.

Значение слова Тризна по словарю Даля:

Тризна
ж. Тризнище ср. стар. поминовенье усопших, особ. языческое и мусульманское, и пиршества при сем, народные игры и ристания. Он в этот день по куме тризну правил, Крылов. Тризненный, тризнищный, ко тризне относящ. Тризник, кто правит тризну, вообще участвует в ней. Тризненье стар. действ. по глаг. Тризновать, править, праздновать тризну, справлять поминки.

Значение слова Тризна по словарю Брокгауза и Ефрона:

Тризна — славянское название для некоторых моментов в погребальном обряде. Какие именно моменты подразумеваются под словом Т., об этом существует разногласие между историками. А. А. Котляревский, специально изучивший вопрос о погребальном обряде у славян, того мнения, что Т.

являлась специально военным обрядом прощания с покойником, в виде ристания, борьбы и всяких других военных упражнений, по соседству с местом погребения. По Соловьеву, “под Т. разумелись, как видно, вообще поминки и потом преимущественно борьба в честь умершего. с поминками соединялись веселый пьяный пир, также резание, царапание лица”.

Шафарик, а за ним и Забелин находят, что Т. и гунно-славянская страва — одно и тоже, подразумевая таким образом под Т. погребальное пиршество с сопутствующими ему обрядами, песнями, играми, плясками и т. д. Корень слова не совсем ясен. В древних памятниках церковнославянского яз. Т.

употребляется в смысле: битва, состязательное поприще, тризновати — сражаться, тризньник — сражающийся, борец, в рукописных беседах Иоанна Лествичника оно значит подвиг, в новгородском словаре XV в. Т. переведено страдальство, подвиг. По-чешски тризнити — бить, тризновати — бить, но и насмехаться (наше: трунить). в глоссах к галленскому словарю Т.

— синоним похорон и жертвоприношений умершим. по-словацки тризнатися — веселиться, тризнити — вести речь, беседу. В древнелитовском triesti — ристать, triesina — скачка, ристание. В настоящее время слово Т. обыкновенно употребляется в смысле погребальные поминки, у белорусов тризниться — значить грезиться.

Из сравнения всех этих различных значений можно заключить, что, хотя термин Т. первоначально, быть может, означал только обычай устраивать военные игры на похоронах вождя, но впоследствии стал синонимом погребальных поминок вообще, в частности погребальных пиршеств. Наши летописи уже употребляют этот термин в последнем смысле, совершенно не упоминая о ристалищах, борьбе и т.

п. В рассказе летописца о мести Ольги (единственное место, где упоминается про Т.) читаем: “Повеле Ольга Т. творити. Посем седаша деревляне пити”, из чего можно заключить, что существенный элемент Т. состоял в пиршествовании.

Вполне определенное историческое упоминание о военных играх, как погребальном обряде, мы встречаем только у Иорнанда, в его классическом описании похорон Атиллы (“лучшие всадники вокруг холма ристали” и т. д.), но это может иметь только весьма отдаленное отношение к славянам.

Относительно последних мы встречаем только упоминания про обыкновенные игры, практиковавшиеся на похоронах и во время поминок. Так, о чехах Козьма Пражский сообщает про “jocos profanos quos super mortuos exercebant”. Игры эти состояли в попойках, переряживаниях и пляске.

О русских славянах читаем в Стоглаве: “В троицкую субботу по селам и погостам сходятся и плачутся по гробам, и егда начнут играми скоморохи, гудцы и прегудницы, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети”.

Хотя в наших памятниках прямо и не упоминается про воинские состязания и игры, тем не менее они могли, как у гуннов, составлять часть похоронных празднеств. Эти последние имели одну только цель: доставить покойнику как можно больше развлечений, удовольствий и проявлений симпатии и преданности. По Ибн-Фоцлану (X в.

), целая треть имущества покойника обязательно тратилась на покупку крепких напитков. На Т. Игоря Ольга велит готовить побольше меду. Еще и теперь выпивка — непременный спутник поминок. Но покойники при жизни любили также развлекаться и военными играми, ристанием, борьбой и т. п. физическими упражнениями, точно так же как плясками, песнями, переряжениями и т. п.

: поэтому все такие развлечения и являлись спутниками прощальных и поминальных церемоний. Покойник, которого усаживали с чарой вина, в то же время по-прежнему с удовольствием следил за обычными зрелищам игр, которые тешили его при жизни. Выделять, следовательно, Т. в отдельный военный обряд прощания из общего ритуального празднества нет никакого основания.

Вообще же ритуал этот представлял совершенно естественное соединение веселого пиршества для развлечения покойника с самыми эксцентричными проявлениями горя. “Кожи кроения, лица драния”, плачи, вопления, кровавые жертвоприношения чередовались с самым бурным разгулом, пьянством, песнями, веселыми беседами, играми, скоморошничеством.

Подобные обычаи не были свойственны одним только славянам. мы встречаем их одинаково у многих исторических народов, как и у современных племен первобытных. Характерный образчик дает Геродот в описании похорон у скифов, живших на юге России.

Когда скифский царь умирал, тело умершего, обмазав воском, наполнив благовонными травами, укладывали на колесницу и возили по степи поочередно ко всем подвластным народам. Встречая кортеж, резали себе уши, остригали волосы, прокалывали правые руки стрелами, но вместе с тем устраивали пиршества, пили, пели, плясали.

Наконец, в сопровождении огромной разноплеменной толпы кортеж вступал в страну Геры, где в громадной могиле, разделенной на отдельные камеры, хоронили вместе с покойным его жену и всех его приближенных. Через год устраивались поминки, на которых убивались еще 50 приближенных.

У простых скифов покойника возили в течение 40 дней из дома в дом к родственникам, которые по этому случаю устраивали богатые пиры для гостей и покойника. То же видим в описании похорон Атиллы, где разгул веселья, песен, пьянства, военных игр чередовался с жалобными песнями, истерическими припадками горя, избиением приближенных и т. д.

Специально игры военные играли, таким образом, незначительную роль. Существенную часть составляли пир (угощение покойника) и убийство жен и приближенных. это мы ясно видим и в единственном и древнейшем описании славянских (норманских?) похорон (X в.) Ибн-Фоцлана, где, не считая обряжения покойника и снабжения его всякими запасами в дорогу, все обряды сосредоточены вокруг убиения молодой рабыни, изъявившей желание последовать за своим господином, и угощения покойника медом. — Постепенно, когда кровавые приношения покойнику вышли из употребления, от ритуала Т. остались одни обычаи пиршествования, песен, плачей, игр и т. и. Как на пример игр, близко подходящих к военным у совершенно мирных первобытных народов, можно указать на гиляков, у которых в дни медвежьего праздника, устраиваемого в виде поминок по умершем, происходят беги на собаках, фехтование, борьба и всякие другие игры, точно так же во время летних и весенних поминок по утопленникам и задранным медведями. См. также ст. Траур, Погребальные обряды, Поминки. Ср. А. Котляревский, “О погребальных обычаях у языческих славян” (М., 1868). Забелин, “Очерки русской народной жизни”. Соловьев, “История России” (т. I). ст. Микуцкого о Т. (“Известия II отд. академии наук”, л. 7). Л. Ш.

Определение слова «Тризна» по БСЭ:

Тризна — часть погребального обряда у древних славян. Первоначально Т.

состояла из обширного обрядового комплекса жертвоприношений, военных игр, песен, плясок, состязаний в честь покойного, оплакивания умершего и поминального пиршества как до, так и после сожжения. С принятием христианства у славян долгое время Т.

сохранялась в виде поминальных песен, пира и др. Термин «Т.» позднее употреблялся в значении «поминки».
Лит.: Нидерле Л., Славянские древности, пер. с чешск., М., 1956. Белецкая Н. Н.

, О некоторых ритуальных явлениях языческой погребальной обрядности (к анализу сообщения Ибн-Фадлана о похоронах «русса»), в сборнике: История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов (Прага, 1968). Доклады советской делегации, М., 1968.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/trizna.html

Что такое Тризна

Тризна значение слова

В словаре современного русского языка сохранилось немало изрядно древних символов или терминов, достоверный смысл и значение которых давно утеряны.

У человека современности слово «тризна» вызывает ассоциацию с поминками, обрядом повиновения усопшего.

Исторические литературные документы так же не дают подробного и четкого толкования слова тризна. Многочисленные исследования дают довольно противоречивые объяснения, что такое Тризна.

В качестве аргументов подтверждения приводятся сведения из скандинавской мифологии, из истории западных славян, данные черпаются даже в истории Древней Греции.

Традиционное толкование слова Тризна

В семнадцатом – восемнадцатом веках, по большей части под влиянием произведений художественной литературы, в частности, и у А.С. Пушкина имеется упоминание, под тризной стали понимать некий комплекс погребальных и поминальных мероприятий во славу высокопоставленного усопшего.

Тризна в качестве поминального обряда состояла из ряда мероприятий:

  • Боевые игры в честь покойного (тем самым отдавалась дань уважения прижизненной доблести умершего или погибшего в боях).
  • Застолье, пир. Предположительно, в языческие времена поминальный пир включал жертвоприношение трех видов животных.

    Отсюда, по мнению некоторых исследователей, присутствие корня «три» в слове тризна.

  • После сжигания тела усопшего на погребальном костре прах и кости помещались в некую «домовину» и оставляли на столбе, вкопанном на перекрестке дорог.

В некоторых летописных источниках можно обнаружить отголоски достаточно жестоких погребальных обычаев древних славян.

В древние времена, еще при племенной организации человеческого общества, на похоронах умершего хозяина семейства приносили в жертву не только животных, но и убивали, либо даже захоранивали в кургане живьем его жен, наложниц, слуг, любимого коня.

Этимология и происхождение

Тризна считается языческим обрядом, практиковавшимся у восточных славян, причем, только у некоторых племен, ориентировочно до 11-го века нашей эры. То есть, до момента, когда раннее христианство на Руси вошло в достаточную силу и начались активные гонения язычников, уничтожение языческих капищ, запреты на проведение многобожеских обрядов.

В связи с тем, что тризна как раз-таки и являлась чисто языческим поминальным обрядом, скорее всего и произошло изменение представления об истинном порядке ее исполнения. Точное и достоверное описание тризны как языческого обряда стало запрещенной информацией.

Вероятно, с целью буквально выжечь из памяти всякое знание о темном языческом прошлом, это было запрещено церковной администрацией, даже каралось, и возможно достаточно жестоко.

Поэтому реалистичные описания тризны в литературе и не встречаются. Все описание тризны ограничиваются поверхностным упоминание неких похорон, обычно героической личности, князя или значимого дружинника, сопровождавшиеся поминальным застольем.

Убедительно выглядит толкование термина тризна как описания трехдневного поминального мероприятия – поминки продолжались три дня подряд. Отсюда «три-зна». Возможно, изначально слово звучало как «три дня».

Еще одно интересное толкование, что такое Тризна состроит в расшифровке корней слова по Буквице:

Слово «знак» можно интерпретировать не только как «символ», но и как «отметка», «признание», «отдание чести» – «чествование».

Таким образом «тризна» в исторической перспективе могла подниматься древними славянами как «тройное чествование», «три для отдания почестей покойному», «поминовение тремя способами – жертвоприношения, пиршество, игрища».

Слово «тризна» очевидно имеет некие общие корни со словом «ристалище», что означало некие состязания воинов в применением боевого оружие. Как раз эти военные игры и упоминаются в редких сохранившихся документах с описаниями тризны, посвященной князьям и воинам.

Отголоски языческого прошлого

До современного времени у некоторых восточнославянских народов, в удаленных от цивилизации местностях, в горных селениях, сохранилась тризна в качестве погребального ритуала.

Поминальное застолье сопровождается обильным возлиянием алкогольных напитков домашнего приготовления (брага, медовуха, самогон). Разгоряченные молодые люди чествуют усопшего боевыми играми. Все это мероприятие продолжается три дня.

На месте захоронения оставляются продукты питания и напитки для покойника. Этот обычай оставлять еду на могилах действительно является продолжение древнейших языческих традиций.

Сходные с тризной поминальные обряды сохранились в народных обычаях скандинавских народов. В дохристианские времена викинги довольно часто совершали набеги на территорию Древней Руси. Нередко дружины норманнов нанимались славянскими князьями в качестве дополнительного воинского контингента.

Тесное соприкосновение славянских и скандинавских культур очевидно должно было приводить к взаимопроникновению языков. Весь слово тризна присутствует в том числе и в скандинавских языках.

Источник: https://potu-storony.ru/chto-takoe-trizna.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.