Свобода определение

Значение слова СВОБОДА. Что такое СВОБОДА?

Свобода определение

  • СВОБО́ДА, -ы, ж.

    1. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости. Белинский, Письмо М. А. Бакунину, 21 ноября 1837.

    2. Отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни и деятельности какого-л. класса или общества в целом. Для людей радикальной партии идеи народной свободы и единства Италии были потребностью жизни. Добролюбов, Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура.

    Рабочие знают, что борьба за свободу трудна и тяжела, но дело свободы есть дело всего народа. Ленин, Ко всем рабочим и работницам города Петербурга и окрестностей. || Независимость от иноземного владычества, порабощения. [Славяне] зашевелились на Балканах и вместе с греками стали помышлять о свободе от турок. Форш, Радищев.

    3. Отсутствие крепостной зависимости, рабства. Первое употребление, какое делал крепостной земледелец из маленького запаса, накопленного им, состояло в том, чтобы купить себе свободу. Чернышевский, Основания политической экономии Д. Милля.

    4. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Лишение свободы. Выпустить птичку из клетки на свободу.Не дождаться мне видно свободы, А тюремные дни будто годы. Лермонтов, Соседка. Неужели Павел снова в тюрьме? Находись он на свободе, обязательно дал бы о себе знать. Саянов, Лена.

    || Отсутствие преград, затворов; воля, простор. В первый раз выгнали скотину —. Бурый бык ревел, радуясь свободе, и рыл передними ногами землю. Чехов, В овраге. Вода в гавани волнуется, шумит, будто сердится на то, что ее огородили кругом гранитными камнями, лишив свободы и простора. Новиков-Прибой, По-темному.

    5. Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-л. или связи с кем-, чем-л. мешающим, стесняющим. Наш век — торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. Пушкин, Разговор книгопродавца с поэтом.

    Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания. Ленин, Партийная организация и партийная литература.

    || Отсутствие стеснений, ограничений, возможность поступать по своей воле, своему усмотрению. [Князь] велел дать мне полную свободу, не стеснять ничем. Достоевский, Неточка Незванова.

    Мать, пока была жива, держала ее очень строго; у отца она пользовалась совершенной свободой. Тургенев, Ася.

    6.чего и с неопр. Возможность действовать в какой-л. области без ограничений, запретов, беспрепятственно. Свобода торговли. Свобода передвижения. Свобода печати. Свобода слова. Свобода собраний.Русским времен Петра была нужна только свобода учиться; принуждение не было нужно. Чернышевский, Письмо А. Н. Пыпину, 7 дек. 1886.

    7. Легкость, отсутствие затруднений в чем-л. Володя отвечал ему [учителю] с свободой и уверенностью, свойственною тем, кто хорошо знает предмет. Л. Толстой, Отрочество. [Аэроплан] летел против ветра. Но с какой свободой, впервые поразившей меня, он обошел облака! Каверин, Два капитана.

    8. Непринужденность, отсутствие связанности. Отсутствие Кирила Петровича придало обществу более свободы и живости. 53 Кавалеры осмелились занять место подле дам. Пушкин, Дубровский.

    Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил [с Коробочкой] однако же с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился. Гоголь, Мертвые души. || Излишняя непринужденность, развязность.

    В манерах его, и без того развязных, стала появляться и та обыкновенная за бутылкой свобода, от которой всегда неловко становится трезвому собеседнику. И. Гончаров, Обрыв.

    9.Разг. Свободное, незанятое время; досуг. Обед — почти единственный час отдыха и свободы для Савелова. Чернышевский, Пролог.

    Демократические свободы — политические и правовые нормы, определяющие положение личности в государстве. Свобода морей — отсутствие ограничений для плавания судов различных государств в открытых морях. Свобода совестисм. совесть. На свободе — в свободное время, на досуге. С радостью думаешь о целом часе отдыха, когда можно развьючиться, вскипятить воду в котелке и полежать на свободе, попивая горячий чай. Гаршин, Из воспоминаний рядового Иванова. Дать свободукому-чему — то же, что дать волю кому-чему ( см. воля).

  • Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0

    Значение слова «Свобода»

    Свобода определение

    • .
    • А
    • Б
    • В
    • Г
    • Д
    • Е
    • Ж
    • З
    • И
    • Й
    • К
    • Л
    • М
    • Н
    • О
    • П
    • Р
    • С
    • Т
    • У
    • Ф
    • Х
    • Ц
    • Ч
    • Ш
    • Щ
    • Ъ
    • Ы
    • Э
    • Ю
    • Я

    значением слова:

    ж. слобода южн. зап. сев.

    свободь вост. сев. своя воля,простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья,неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода понятие сравнительное;она может относиться до простора частного, ограниченного, к известномуделу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и наконец кполному, необузданному произволу или самовольству.

    Свобода печати,отсутствие цензуры, но может быть ответ перед судом. Свобода мысли,безответственность за мысли, убеждения свои. Свобода слова, позволеньевыражать мысли свои. Свобода крестьян противополагается рабству икрепостному быту. Выпустить пленника, пташку на свободу, на волю, напростор. Никакой свободишки нет, теснят всем, отовсюду. | Свободь, стар.

    слобода, подгородное поселенье и посад. Эка свободь какая! | м. церк.свободный, вольный человек, не раб. Свободный, нестесненный,непринуждаемый и невынужденный. Он свободен выбрать любое. Это егосвободное желанье. Свободный человек, вольный, не раб, не крепостной;или досужный, занятый”>незанятый делом. Не свободен я теперь, занят, некогда,недосужно. Заходи вечерком, мне посвободнее будем.

    У меня теперьсвободных денег нет. Приготовьте свободную посудину, на капусту.Свободная одежда, не узкая, не тесная, просторная. Свободный проход илипроезд, просторный; | без задержек. Свободный дом, не занятый, безжильцов; нам свободно жить в этом доме, просторно, не тесно. Свободныйтруд, наемный, по воле; или нетрудный, легкий.

    Свободные речи,вольнодумные, смелые; свободная речь, произношенье, ничем не стесненное,беглое. Он свободно говорит по-русски. Свободное обращенье, слишкомвольное. Тот свободен, кто не подчиняется страстям, прихотям своим.Свободность ж. состоянье свободного. Свобождать, свободить кого,освобождать, освободить. Свободи, брат, меня от этого дела! -ся,страдат. возвр. по смыслу.

    Свобожденье, действ. по глаг. Свободитель,-ница, освободитель. Свободительный, к освобожденью вообще относящийся.Свободник, -ница, церк. свободный человек. Призванный о Господе рабсвободник Господень есть. Свободчик, -чица, занятый”>незанятый каким делом,работой. Свободномыслие ср. самостоятельное убежденье, вольное мышленье,свободный, по времени, человек.

    Свободничать с кем, обходиться слишкомвольно или навязывать себя кому в приятели запанибрата. Свободничанье,действ. по глаг. Свобожанин, -жанка, слобожане, жители слободы, вольногонаселенья.

    В словаре ожегова

    СВОБОДА, -ы, х. 1. В философии: воз;можность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. С. воли (философская категория, отражающая понятие свободы или предопределенности действий, поступков субъекта). 2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н.

    класса, слова-Всего”>всего общества или его членов. С. совести (право слова-Исповедовать”>исповедовать любую религию или не слова-Придерживаться”>придерживаться слова-Никакого”>никакого вероисповедания). С. слова. С. печати. С. личности (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, свобода совести). С.

    собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Борцы за свободу народа. Завоевать свобо-o ду. 3. Вообще – отсутствие каких-н. ограничений, стеснений в чем-н. Дать детям || больше свободы. 4. Состояние того, кто не находиться в заключении, в неволе. Выпустить на свободу. * На свободе – на досуге, в свободное от работы, занятий время. Побеседуем как-н. на свободе, не торопясь.

    Свобода рук (книжн.) – ничем не ограниченная возможность действовать.

    В словаре ефремовой

    Ударение: свобо́да ж.

    1. Отсутствие политического и экономического гнета, стеснений и ограничений в общественной жизни.
    2. Государственная независимость, суверенитет.
      1. Отсутствие крепостной зависимости, рабства.
      2. Освобождение от крепостной зависимости, рабства.

    3. Состояние того, кто не находится в заключении, под арестом, в неволе.
    4. Отсутствие зависимости от кого-л., возможность располагать собою по собственному усмотрению, желанию.
    5. Отсутствие запретов, ограничений.
    6. Избавление от чего-л. стесняющего, связывающего, тяготеющего над кем-л.

    7. Возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества (в философии).
    8. 9)

      1. Легкость, отсутствие затруднений.
      2. Естественность, непринужденность (в позе, движениях и т.п.).

      10)

    9. разг. Раздолье, простор, воля.
    10. разг.

      Незаполненное трудом, занятиями время; досуг.

    В словаре фасмера макса

    свобо́да
    укр. свобо́да, блр. слобода, др.-русск. свобода “независимость”, а также “свободное поселение” (Лаврентьевск. летоп., грам. 1264–1265 гг. и др.; см. Срезн. III, 278 и сл.), свободь “свободный”, наряду с этим – с диссимиляцией губных – др.-русск. слобода “свобода; состояние свободн. человека”, ст.-слав.

    свобода ἐλευθερία (Клоц., Супр.), болг. свобо́да́ (Младенов 573), сербохорв. свобо̀да, слобо̀да “мужество, свобода”, словен. svobọ̑d, slobọ̑d ж. “разрешение, освобождение”, svobóda, slobóda “свобода, отпуск”, чеш. svoboda “свобода; холостяцкое положение, девичество”, слвц. sloboda, польск. swoboda, świeboda, в.-луж., н.-луж.

    swoboda “свобода”.
    Праслав. *sveboda, svěboda “свобода” связано с цслав. свобьство, собьство “реrsоnа”, где *svobь от svojь (см. свой), т. е. “положение свободного, своего члена рода”, далее сюда же др.-прусск. subs “сам, собственный”, вин. ед. subban, д.-в.-н. Swâbа “Швабия”, лат. Suēbī; см. Сольмсен, Unters. gr. Lautl. 200 и сл.

    ; Траутман, ВSW 291; Мi. ЕW 332; Соболевский, РФВ 71, 19. Образование ср. с я́года (см.), а также греч. -άς, -άδος; см. Френкель, ZfslPh 20, 53; ВSрr. 32; IF 53, 53. Со svoboda связано лтш. svabads “вялый, усталый; свободный”, atsvabinât “освободить” (Френкель, ZfslPh 20, 53). Наряду с и.-е. *svobhā существовало *sobhā: др.-инд.

    sabhā́ “собрание, двор, судилище”, гот. sibjа “родство, родня”; см. осо́ба; ср. Френкель, там же; Младенов 573; Ильинский, РФВ 69, 18 и сл.; Брандт, РФВ 24, 185. Относительно ударения свобо́да : слобода́ ср. Л. Васильев, РФВ 57, 113. Весьма сомнительно сближение с фрак.-фриг. именем божества Σαβάζιος = греч.

    Διόνυσος, вопреки Грегуару (см. Вайан, RЕS 22, 203).••

    (Якобсон (IJSLP, 1/2, 1959, стр. 269) повторяет, без достаточного основания, сближение свободь с Σαβάζιος. В действительности форма свобоь вторично образована от свобода, собирательного образования с суф. -оdа; см. Трубачев, Терм. родства, М., 1959, стр. 170 и сл. – Т.)

    В словаре д.н. ушакова

    СВОБО́ДА, свободы, ·жен.
    1. только ед. Возможность проявления субъекта своей воли (см. воля в 1 ·знач.; филос.). «- Энгельс говорит: “Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости”.» Ленин. Свобода воли.
    2. только ед.

    Положение, при котором отсутствуют ограничения и стеснения, связывающие общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса или всего общества. Свобода в буржуазном обществе является свободой только для господствующих, эксплоататорских классов. “Свобода, равенство и братство” (лозунг французской буржуазной революции 1789 ·г.

    – лозунг формальной буржуазной демократии). «Да, – отвечаем мы, – ваша свобода, господа англичане, французы, американцы, есть обман, если она противоречит освобождению труда от гнета капитала.» Ленин.

    «Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплоатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб.» Сталин.

    «Наша революция является единственной, которая не только разбила оковы капитализма и дала народу свободу, но успела еще дать народу материальные условия для зажиточной жизни.» Сталин. Укрепить свободу. Завоевать свободу. Борец за свободу. «Вы, жадною толпой стоящие у трона, свободы, гения и славы палачи.» Лермонтов.

    «Во прахе царский труп лежал, и день великий, неизбежный, свободы яркий день вставал.» Пушкин. «В мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал.» Пушкин.
    | Вообще – отсутствие каких-нибудь стеснений, ограничений в чем-нибудь. Дать полную свободу кому-нибудь. Дети у них в семье пользуются только относительной свободой.

    «Привычке милой не дал ходу; свою постылую свободу я потерять на захотел.» Пушкин.
    3. чего. Возможность беспрепятственно, без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни (полит.).

    «В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам ·СССР гарантируется законом: а) свобода слова, б) свобода печати, в) свобода собраний и митингов, г) свобода уличных шествий и демонстраций.» Конституция ·СССР. «За всеми гражданами признается свобода совести и свобода антирелигиозной пропаганды.» История ·ВКП(б).

    Политические свободы. Гражданские свободы. Демократические свободы.
    4. только ед. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе, кто не лишен возможности передвигаться по собственной воле. «Темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа.» Пушкин (декабристам).

    «Вчера я растворил темницу воздушной пленнице моей, я рощам возвратил певицу, я возвратил свободу ей.» Туманский. Выпустить узника, пленника, птицу (из клетки) на свободу. Лишить свободы. Вернуть кому-нибудь свободу. Очутиться на свободе.
    На свободе (·разг.) – в свободное время. Займитесь этим на свободе. Свобода морей (полит.) – отсутствие ограничений для плавания судов различных государств в открытых морях. Свобода рук (полит.) – возможность беспрепятственно действовать, проводить свою политику где-нибудь. Империалистические страны всегда добивались свободы рук в Китае.

    В словаре синонимов

    независимость, воля; приволье, раздолье; вольность, покаяние, простор; нескованность, свободомыслие, раскованность, привольность, карт-бланш, необязательность, непосредственность, волюшка, беглость, незатрудненность, беспрепятственность, простота, легкость, непринужденность, бесцеремонность, натуральность, развязность, естественность, лиски, вольная волюшка, произвольность. Ant. зависимость, кабала

    В словаре энциклопедии

    название г. Лиски Воронежской обл. в 1937-43 (в 1965-91 г. Георгиу-Деж).—способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

    Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения.

    Историческое развитие общества в целом сопровождается расширением рамок свободы личности.—(Svoboda) Людвиг (1895-1979) , президент ЧССР в 1968-75, генерал армии (1945). В 1942-43 в СССР организатор чехословацких соединений, возглавлял 1-й Чехословацкий отдельный батальон, прославившийся в сражении у д.

    Соколово; с 1944 командир 1-го Чехословацкого армейского корпуса. В 1945-50 министр национальной обороны. С 1968 в руководстве Коммунистической партии Чехословакии. Международная Ленинская премия (1970).

    В словаре синонимов 2

    сущ1. воля, приволье, раздолье2. независимость, воля3. воля

    В словаре синонимов 3

    Воля, вольность, приволье, раздолье.Отпускать на свободу (на волю). Отпустить душу на покаяние. ..

    Ср. простор” title='простор, простор синонимы, синонимы к простор, словарь русских синонимов'>простор. См. воля, простор

    давать полную свободу, лишить свободы, предоставлять полную свободу…

    В словаре синонимы 4

    беглость, беспрепятственность, бесцеремонность, вольность, волюшка, воля, естественность, карт-бланш, легкость, лиски, независимость, незатрудненность, необязательность, непосредственность, непринужденность, приволье, привольность, произвольность, простор, развязность, раздолье, свободомыслие

    В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

    свобо́да,свобо́ды,свобо́ды,свобо́д,свобо́де,свобо́дам,свобо́ду,свобо́ды,свобо́дой,свобо́дою,свобо́дами,свобо́де,свобо́дах

    значением слова:

    Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0

    Три концепции свободы

    Свобода определение

    Dmitry Ratushny / Unsplash.com 

    Продолжая серию материалов о философии и её основных понятиях, я хочу поговорить теперь о том, что такое свобода, и так ли мы свободны, как думаем.

    Свобода — понятие достаточно проблематичное в том смысле, что существует довольно большое количество различных точек зрения на него. И в зависимости от того, какую точку зрения мы принимаем по этому вопросу, мы обычно причисляем себя и к определённому направлению политического спектра.

    Из-за этого быть политически непредвзятым в этом вопросе практически невозможно, так что я сразу оговорюсь, что буду говорить о свободе с позиции республиканской теории (не путать с Республиканской партией США), которая в последние пару десятилетий вызывала интерес к себе в научном сообществе именно благодаря реконцептуализации понятия свободы. Философы, занимающиеся республиканской теорией, выделяют три основных способа понимания свободы, о которых я предлагаю сейчас поговорить: свобода как отсутствие фрустрации (или свобода как удовлетворение потребностей), свобода как отсутствие вмешательства и свобода как отсутствие доминирования.

    Свобода как отсутствие фрустрации

    Понимание свободы как отсутствие фрустрации — самое простое и базовое, и очень часто мы думаем о свободе в таком ключе. Согласно данному пониманию, свобода — это возможность делать всё, что захочется. И, собственно, отсутствие этой возможности вызывает фрустрацию вследствие неудовлетворённой потребности.

    Однако представим себе следующую ситуацию: есть некий раб, который настолько владеет собой, что может отказаться от всяких желаний. Соответственно, если у него нет собственных желаний, то он не может быть фрустрирован их неисполнением. Значит, согласно пониманию свободы как отсутствия фрустрации, этот раб является свободным человеком.

    Это так называемый парадокс свободного раба, придуманный древнегреческими философами-стоиками. Они, правда, считали такую ситуацию удовлетворительной и полагали, что чем меньше у человека желаний, тем он свободнее.

    Но парадокс на то и парадокс, что он указывает нам на противоречие. Кроме того, согласно такой концепции, всё, что противоречит нашим желаниям, ограничивает нашу свободу. Если кто-то хочет уметь летать, но не умеет, то вряд ли он будет от этого менее свободен.

    Chaz Mcgregor / Unsplash.com

    Свобода как отсутствие вмешательства

    Представление о свободе как об отсутствии вмешательства немного сложнее и гораздо новее. Оно появилось всего пару веков назад вместе с либеральной теорией, в основу которой и легло. Тем не менее сейчас это один из основных способов интерпретации свободы.

    Такая трактовка является в некотором смысле обратной по отношению к свободе как отсутствию фрустрации, поскольку переходит от рассмотрения внутреннего состояния субъекта к внешним обстоятельствам. Свобода как отсутствие вмешательства состоит в отсутствии внешнего вмешательства в деятельность индивида.

    Если кто-то не позволяет кому-то что-то делать, то это является вмешательством и, следовательно, ограничением свободы. Здесь не так важно, что человек хочет делать, как то, что человек может делать, потому что ограничения накладываются именно на возможности.

    Сторонники такого понимания свободы полагают, что главная задача государства — не позволять одним людям вмешиваться в дела других людей, тогда как любая другая деятельность с его стороны сама по себе будет являться вмешательством.

    Но представим себе следующую ситуацию: давайте снова раба, который очень хорошо знает своего господина и его привычки и желания, так что господин никогда не вмешивается в деятельность раба, поскольку тот отлично исполняет все его желания. То есть прямого вмешательства нет.

    Однако раб отлично знает, что если он сделает что-то не так, то будет наказан. Более того, господин, даже будучи очень благожелательным, всегда имеет возможность вмешаться в деятельность раба, о чём раб также знает и ничего не может с этим поделать.

    Тут наша интуиция, кажется, подсказывает, что раб всё-таки не свободен, а, напротив, полностью зависит от воли хозяина.

    Dino Reichmuth / Unsplash.com

    Свобода как отсутствие доминирования

    Для того чтобы мы были свободны, недостаточно, чтобы другие люди просто не вмешивались произвольным образом в нашу деятельность, необходимо ещё, чтобы у них не было возможности этого сделать.

    То есть если мы будем знать следующее: когда мы не ведем себя определённым образом, другой человек вмешается и заставит нас вести себя так, как хочет он, или же нанесёт нам вред —, то мы изначально будем вести себя в соответствии с его желаниями.

    Принципиальное отличие понимания свободы как отсутствия доминирования состоит в возможности контролировать собственные действия и влиять на решения, принимаемые совместно с другими людьми, чего раб не может сделать.

    Свободным действием считается такое действие, которое кажется тем, кто его совершает, желаемым и разумным.

    Действия же, которые нас заставляют выполнять против нашей воли и не спрашивая нашего мнения, свободными не являются.

    Парадокс свободного раба в этой теории невозможен, потому что свобода в ней определяется именно как не-рабство, как отсутствие господства или доминирования.

    И тут выделяются несколько важных критериев. Первый, довольно простой, но немного спорный: свободный человек — это тот, кто спокойно и гордо может смотреть в глаза своим согражданам как равный, потому что он не подчиняется воле никого из них, а сам определяет свою судьбу и судьбу своего государства.

    Второй критерий состоит в том, что на человека можно возложить ответственность за его действия. Раб не несёт ответственности за те действия, которые он выполняет по приказу господина, поскольку он является орудием исполнения чужой воли.

    Винить раба за исполнение приказов – это как винить оружие за убийство.

    Огромное преимущество понимания свободы как отсутствия доминирования состоит в том, что оно, в отличие от понимания свободы как отсутствия вмешательства, не идентифицирует любую помеху извне как ограничение свободы.

    Только произвольное вмешательство, на которое мы не можем повлиять, будет считаться таковым. Поэтому государство не обязательно урезает свободу, даже если накладывает довольно много ограничений. Дело в том, что, если мы сами накладываем их на себя, это не является ограничением нашей свободы.

    Государство же может, напротив, создавать препятствия такому вмешательству со стороны других субъектов.

    При этом в рамках понимания свободы как отсутствия вмешательства игнорируется множество ограничений свободы, которые возможно определить при трактовке свободы как отсутствия доминирования. Это относится, например, к вышеуказанному случаю раба, в деятельность которого не вмешивается хозяин.

    Aaron Burden / Unsplash.com

    , пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Источник: https://sciencepop.ru/chto-takoe-svoboda/

    Свобода в философии: воля или выбор

    Свобода определение

    Философия – наука, зависящая от состояния общества в конкретный период времени. В каждую историческую эпоху, она работает над разными проблемами и интерпретирует явления в соответствии с уровнем культуры и происходящими историческими событиями. Свобода – главный вопрос, который изучает философия.

    Определение термина

    Свобода в философии – это возможность проявлять свою волю, осознавая законы развития природы и общества. В разные исторические эпохи, этот термин имел разные понятия.

    Понимать свободу можно по-разному. В концепции бихевиоризма наличие свободного выбора отрицается. Человек не может самостоятельно выбирать, что ему делать. У него есть только заранее предопределенный выбор, в котором нет места свободе.

    Эрих Фромм писал о том, что в условиях современного общества человек «бежит от свободы», поскольку вместе с ней он берет больший уровень ответственности. В эпоху, когда мы сами решаем свою судьбу, мы сознательно от нее отказываемся.

    Потому что боимся последствий, которые последуют после принятия решения. Когда кто-то принимает его за нас, у нас всегда есть возможность сказать: «я не виноват, меня заставили».

    Но когда мы свободны и вольны решать самостоятельно, в ответе за свои решения оказываемся только сам индивид. Некоторые люди бегут от свободы неосознанно, просто перекидывая ответственность на плечи других.

    Другие же самостоятельно выбирают инфантильное поведение, когда они занимают позицию маленьких детей и предоставляют ответственность за свою жизнь кому-то другому: супругу или родителям.

    Шопенгауэр говорил о том, что дать определение этому термину, можно только, если указывать на препятствия, которые мешают обрести свободу. У всех разные препятствия в жизни, которые зависят от исторической эпохи.

    Препятствия в эпоху феодализма, когда было разрешено рабство отличаются от препятствий современного мира. Тогда людям мешало быть свободными крепостное право. Они были зависимы, а их свободой распоряжались другие.

    В современном мире мешают:

    • кредиты, которые заставляют оставаться на нелюбимой, но оплачиваемой работе;
    • дети, из-за которых женщина остается с человеком, которого не любит.

    Основные вопросы, которыми занимаются философы в этом направлении, звучат так: «Что такое свобода?», «Существует ли безграничная свобода?», «Что мешает быть полностью свободным?». Также в философии считается, что человек не всегда проявляет свою волю.

    Развитие термина в разное историческое время

    Люди вкладывают разный смысл в это понятие в соответствии с тем, в какое время они живут. Поэтому определение термина меняется от эпохи к эпохе.

    Свобода берет начало в Древней Греции. Сначала проблему изучают Сократ и Платон, которые предполагают, что каждый волен выбирать судьбу. Затем Аристотель и Эпикур расширяют это понятие термином политической свободы от деспотизма. А затем в неоплатонизме развивается идея свободного существования без бед и бремени.

    В Средневековье большую роль играла религия, которая воздействовала на все сферы жизни, в том числе и на философскую мысль. В этот период развивается идея человека, свободного от греха. Грехи караются церковью, поэтому безгрешная жизнь свободна. Люди боятся божественного проклятия после смерти и надеются попасть в рай.

    В эпоху Ренессанса человек встал в центр мировоззрения. Он считался венцом творения, а под свободой подразумевалось всестороннее развитие. В эту историческую эпоху развивается антропоцентризм, который идеализирует человека.

    Во время эпохи Просвещения наука играет большую роль в жизни общества, поэтому выдвигаются различные интерпретации этого понятия, которые подвергаются анализу наукой.

    Новое время знаменует развитие марксизма, который отрицает наличие свободы. Человек совершает поступки, руководствуясь мнением общества, а также отталкиваясь от среды, в которой он проживает. Основную роль в принятии решений играют экономическое положение и его нахождение в классовой системе.

    В этот период получает развитие экзистенциализм. Один из его представителей, Мартин Хейдеггер, говорит о том, что человеком руководит страх. Страх побуждает нас действовать, отбросив условности, и возложить ответственности за действия на себя.

    Другой представитель экзистенциализма, Карл Ясперс, говорил о том, что свобода – эта не черта, а сущность.

    Толкование термина меняется в зависимости от исторического времени и мировоззрения человека, который его выдвигает. Философия – наука, которая базируется не только на общественном опыте, но и на персональном. Философы часто придерживаются какого-либо мировоззрения, основываясь на своем жизненном опыте, и несут свою философию, извлеченную из него.

    Факторы, ограничивающие свободу

    Всегда есть то, что мешает нам быть полностью свободными. В философии выделяют две группы факторов, которые ограничивают свободу:

    1. Природно-биологические – связаны с базовыми потребностями: сон, еда, вода. Из-за природы мы постоянно должны помнить о наших человеческих ресурсах, без их пополнения мы не сможем достигнуть поставленной цели. Человек хочет пройти большое расстояние до места паломничества. Ему предстоит идти несколько дней. Он мог бы добраться до места назначения быстрее, если бы ему не нужно было останавливаться, чтобы поесть и поспать. В этом проявляется ограничение свободной воли биологическими факторами. Его еще задержат природные явления: гроза, дождь или непогода. Не все зависит от людей, поэтому нужно это учитывать.
    2. Социальные факторы – они обусловлены нашей социальной природой и окружением. Сюда относятся правила, установленные в обществе, из-за которых мы не делаем все, что приходит нам в голову. Сюда относятся социальные нормы, мода, обычаи и традиции, законы и право. Государство регулирует поведение общества при помощи законов, что также ограничивает индивидуальный выбор. Нельзя красть и убивать – за это последует наказание. А вот если вы некультурно ведете себя в общественном месте, то по закону вас не накажут, но вы получите общественное неодобрение.

    Нас удерживают обстоятельства: отсутствие денег, наличие детей, заболевания и несчастные случаи. Поэтому свобода относительна, а в полной мере обладать ей невозможно.

    Разновидности свободы

    Она разная и проявляется в разных формах. Где-то нас ограничивают только наши собственные стереотипы, в других случаях близкие люди или обстоятельства, а иногда государство и закон. В соответствии с этим выделяют:

    1. Юридическую – с позиции права, люди все свободны, но все равно ограничены правовыми нормами. Наши правовые нормы часто нарушают, чем еще больше ограничивают независимость. Ограничение по закону разное: по отношению к одному лицу, группе лиц или обществу в целом. По отношению к одному лицу ограничение выражаются в уголовном следствии и заключении в места временного пребывания. Запреты для общества закреплены в законодательных актах, где также указаны последствия, с которыми столкнется каждый в случае неповиновения. Право ограничивает независимость.
    2. Экономическая независимость – самая частая причина людей жить не так, как они хотят – отсутствие денег. Это проявляется в их отсутствии, долгах. Из-за такого фактора мы не уходим с работы, которую ненавидим, потому что нужно кормить себя и семью, расплачиваться с долгами.
    3. Личная свобода при взаимодействии с людьми. Она различается. Иногда мы не делаем что-то, потому что боимся столкнуться с общественным неприятием. Другой вид независимости – это свобода в личных отношениях между людьми противоположного пола. Она может проявляться как независимость в финансовом плане, когда ни один из партнеров не зависит от другого, так и в полигамности, когда люди не запрещают друг другу иметь контакты с противоположным полом. Самая частая причина, сдерживающая нас сделать то, что мы хотим, – это общественное мнение. Мы боимся, что если начнем свое дело или оденемся так, как сейчас не модно, о нас плохо подумают.

    Кроме этих видов, есть свобода творчества, слова. Каждый день мы принимаем решения, руководствуясь этими типами. Мы взвешиваем, возможно ли для нас сделать что-то. Такие мысли уж не говорят о полной свободе, поскольку всегда есть сдерживающие факторы.

    Условия реализации

    Чтобы реализовать желания и проявить волю, должны быть определенные условия:

    1. Социальные нормы – действие должно быть законным в соответствии с принятым в конкретный период времени законодательством. Мы анализируем, будет ли действие уместным в соответствии с обычаями и традициями. Несколько столетий назад надеть короткую юбку или короткие шорты было неприемлемо, а сейчас на вас странно посмотрят, если вы выйдете на улицу в платье 15 века.
    2. Место в обществе – этот важный фактор. В средневековье, крепостной крестьянин не мог позволить себе того же, что и барин. Сейчас, кажется этому уже нет места, но это ошибочное мнение. Люди низшего класса с маленькой зарплатой не позволяют себе того, что делают люди высшего класса, даже если хотят.
    3. Формы общественной деятельности – то, как ваше действие воспримут, зависит от того, какая эта форма деятельности. Если вы высаживаете цветы на клумбе в частном доме, а осенью их срезаете и ставите в вазу, то все в порядке. Но если вы срезаете цветы с городских клумб, это грозит штрафом.
    4. Уровень развития общества – у людей средневековья даже не возникало желания надеть что-то такое, что носим мы. Также как у нас не возникает желания ходить по улице в устаревшей одежде.
    5. Освоение индивидом культурных норм и ценностей общества – уровень культуры, который освоил человек, определяет его волю. Дети, выросшие в неблагополучных семьях с родителями алкоголиками и наркоманами, в зрелом возрасте проявляют те же наклонности.

    При наличии благоприятных условий человек выразит свою волю и не столкнется с осуждением общественности или наказанием по закону.

    Свобода – относительное понятие и ключевая проблема философии на протяжении многих веков. Ее понимание различается не только у каждого человека, но и у всего общества в зависимости от исторической эпохи, в которой оно существует.

    Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/svoboda.html

    Свобода

    Свобода определение

    СВОБОДА ЛИЧНОСТИ – конкретно-историческое явление. Как отмечал В. И. Ленин, „жить в обществе и быть свободным от общества нельзя”.

    В антагонистическом обществе свобода личности определяется прежде всего частнособственническими отношениями и потому имеет ограниченные рамки практически для всех социальных слоев, и особенно для трудящихся масс.

    Даже в самых развитых капиталистических странах, кичащихся своим демократизмом, свобода личности в значительной степени остается формальной и подвергается постоянным посягательствам со стороны правящих кругов и реакционных сил.

    СВОБОДА — способность, возможность и желание человека думать, чувствовать и действовать беспрепятственно в какой-либо сфере жизни в соответствии со своими интересами, потребностями, вкусами, идеалами, целями. Абсолютной свободы не может быть в принципе.

    Во все времена свобода коллективов и индивидов ограничивалась закономерностями раз-вития окружающего мира (природной и культурно-исторической заданностью, условиями, средой), интересами других людей и социальных групп, целых народов, моральными и правовыми нормами.

    ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ – политические и правовые нормы, определяющие права и свободы человека, гражданина.

    К таковым относятся: свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, передвижения, выбора места жительства, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, свобода совести, вероисповедания. Соблюдение демократических свобод отражает, характеризует социальную защищенность людей в ее широком понимании.

    Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 111.

    СВОБОДА – универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В историческом контексте европейской культуры доминирующим оказывается аспект С., артикулируемый в классической философской традиции как С. воли.

    Когерентным процессом по отношению к историко-философской развертке проблематики С. воли является развитие понятия С.

    в контексте философии власти, определяющей последнюю именно как возможность внешнего целеполагания деятельности другого субъекта: “возможность проводить внутри данных общественных отношений свою собственную волю, даже вопреки сопротивлению” (М.

    Вебер), “способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей” (Парсонс) и т.п. Вместе с тем в историко-философской традиции задается и более широкое понимание С., интерпретируемой не только применительно к целеполаганию (субъектной составляющей деятельности), но и к возможности реализации этого целеполагания (объективно-предметная составляющая деятельности)…

    СВОБОДА — деятельность, не обусловленная внешними по отношению к субъекту деятельности причинами. В философии существуют различные подходы к пониманию С. С позиций онтологического подхода она рассматривается как основополагающий, субстанциональный принцип. Так понимаемая С.

    определяет возникновение мира, его сущность, место человека в мире. В рамках гносеологического подхода к проблеме С.

    исследуются возможности и границы осознания человеком своей собственной деятельности, анализируется проблема соотношения средств и целей деятельности, проблема предпосылок целеполагания.

    СВОБОДА ПРЕДПОЧТЕНИЙ (БЕЗРАЗЛИЧИЕ) (INDIFFERENCE, LIBERTE D'-). Добровольность в смысле свободы от следования каким-либо наклонностям или предпочтениям; это добровольность выбора буриданова осла, если бы он наконец сделал свой выбор.

    Декарт считал свободу предпочтений «самой низкой степенью свободы, свидетельствующей скорее о недостатке знания, чем о совершенстве воли; если бы я всегда ясно сознавал, в чем истина и благо, мне было бы нетрудно решить, какое суждение вынести и какой выбор сделать, значит, я всегда оставался бы полностью свободным и никогда — равнодушным» («Размышления», IV; см.

    также «Письмо к отцу Меслану» от 9 февраля 1645 г.). И наоборот: разве для того, кто ко всему безразличен, имеет какое-то значение, свободен он или нет? И что ему делать со своей свободой?

    СВОБОДА МЫСЛИ (LIBERTE DE PENSER). Не особый вид свободы, а отдельный случай ее проявления, право думать что хочешь, не встречая принуждения ни от кого и ни от чего, кроме себя и собственного разума.

    Свобода мысли это и есть сама мысль постольку, поскольку она свободна от предрассудков, догм, идеологий и пристрастий. Никогда не бывает чем-то раз навсегда данным и постоянно требует завоевания.

    Ее суть вслед за Горацием и Монтенем, но до Канта выразил Вольтер: «Наберитесь смелости думать самостоятельно».

    СВОБОДА (LIBERIE). Быть свободным значит делать что хочешь.

    Отсюда три основных смысла этого слова, связанные именно с делом: свобода действия (если под делом разуметь действие), свобода желания (если под делом разуметь желание; ниже мы увидим, что этот смысл подразделяется на два), свобода разума (если подделом разуметь мышление). Свобода действия не таит в себе никаких теоретических трудностей. Это не что иное, как указывает Гоббс, как отсутствие всяких помех, затрудняющих движение; так, «вода, заключенная в сосуде, несвободна; если же сосуд разбит, она освобождается» («Гражданин», IX, 9). В приложении к людям свободой действия часто называют свободу в политическом смысле слова, поскольку именно государство является главной силой, ограничивающей свободу, и практически единственным ее гарантом….

    СВОБОДА — осознанная необходимость и действия человека в соответствии со своими знаниями, возможность и способность выбора в своих действиях.

    Свобода — многозначное  понятие, крайние значения которого: 1) Свобода как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) Свобода как возможность действовать в направлении цели, поставленной коллективом или обществом.

    СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ— философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

    Идеалисты в своем большинстве рассматривают свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия и понимают свободу как самоопределение духа, как свободу воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не детерминировано внешними условиями.

    Они полагают, что идея детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможной нравственную оценку его действий.

    Источник: http://ponjatija.ru/taxonomy/term/1328

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.