Средства обучения это в педагогике определение

Средства обучения, Понятие о средствах обучения, Простые средства – Педагогика Библиотека русских учебников

Средства обучения это в педагогике определение

Педагогика Педагогика Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

1. Понятие о средствах обучения

2. Простые средства

3 Сложные средства

4 Информатизация общего среднего образования

5. Компьютеры в обучении

1 Понятие о средствах обучения

. Средства обучения – это разнообразные материалы и орудия учебного процесса, благодаря которым более успешно и за короткое время достигается определенная цель обучения

К средствам обучения относятся: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории,. ЭВМ,. ТВ и другие средства массовой коммуника ции. Средствами обучения могут также быть реальные объекты, производство, сооруженийи.

Дидактические средства, как и методы, организационные формы, является частью педагогической системы. Они выполняют следующие основные функции: информационную, усвоения нового материала, контрольную. Выбор средств обучения с алежить от дидактической концепций цели, содержания, методов, форм и условий учебного процесссу.

В педагогике нет общепринятой классификации дидактических средств. Мы пользуемся классификацией польского дидакта. ВОконя, в которой средства обучения расположены соответственно к нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия. УЧНня.

. Простые средства 1. Словесные: учебники, учебные пособия и т.п. 2. Визуальный средства: реальные предметы, модели, картины и т.п.

. Сложные средства 1. Механические визуальные устройства: диаскопии, микроскоп, кодоскоп и другие 2. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио 3. визуальные: звуковой фильм, телевидение, видео 4. Средства, которые автоматизируют п процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети мережі.

2 Простые средства

Простые словесные и визуальные (наглядные) средства обучения имеют давнюю историю. Главными из них являются учебники, учебные пособия

. Учебник – это учебная книга, которая подробно отражает содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению. Эту информацию он передает не только в виде текста, но и в фотографиях, рисунках, схемах

Второй не менее важной функцией учебника является функция управления познавательной деятельностью учащихся. Аппарат организации усвоения учебного материала состоит из двух частей: вспомогательных знаний, включ ные до основного учебного материала и задач, упражнений, вопросов и прочего, что должно обеспечить процесс усвоения знаний.

Именно поэтому ученые трактуют учебник как информационную модель обучения, как своер идный сценарий учебного процесса, который отражает теорию и методику процесса обучения.

Именно с этих позиций учебник должен отражать цель и содержание обучения, определять систему познавательных действий с мате риала, организационные формы обучения и способы контрололю.

. Простые визуальные средства (наглядные средства) помогают полноценному раскрытию и усвоению содержания учебного материала. Иногда они служат самостоятельным источником информации

Основной функцией средств наглядности есть иллюстрация, помощь в наиболее полном, глубоком понимании и восприятии того или иного предмета или явления

Наглядные средства, используемые в процессе обучения, подразделяются на два вида:

1) изображение предметов и явлений

2) сами предметы, макеты, модели, действующие

К первому виду относят схемы, диаграммы, рисунки, картины, репродукции, чертежи, фотографии, карты, глобусы, ноты. Эти средства используются тогда, когда предметы, явления, процессы, которые изучаются на у уроках, нельзя продемонстрировать непосредственно.

Например, при преподавании географии ученикам нельзя непосредственно показать пустыню, океан, горы, вулкан, если их нет поблизости, при преподавании истории – различные типы общественно-экономических формаций, при преподавании литературы – личность писателя и под.

В таких случаях учеников знакомят с предметами, явлениями, процессами не прямо, а с помощью. Карт нень.

Ко второму виду относятся реальные предметы: живые или засушенные растения, живые или законсервированные животные, гербарии, коллекции, приборы, инструменты, аппараты, изделия, любое производство, модели (наприкла ад, мотор, паровая машина), макеты, в действующих (например, пластическая репродукция земной поверхности, рельеф местности.

Объективная необходимость использования наглядных пособий в процессе обучения обусловлена ??их большим влиянием на процесс понимания и запоминания: при исследовательской проверке эффективности запоминания т темпа установлено, что при слуховом восприятии усваивается – 15% информации, при зрительном – 25%, а в комплексе, то есть при зрительном и слуховом одновременно, -65.

Исследования физиологов показали, что 80% информации человек получает через зрительный анализатор. Пропускная способность каналов приема и обработки информации по линии”ухо-мозг» равна 50000 бит / с, а лин нии”глаз-мозг”- 50000000 бит /uot; – 50000000 біт/с.

Эти данные позволяют сделать вывод о необходимости обязательного сочетания учителем словесных и несловесных (зрительных, наглядных) методов обучения

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_moyseyuk_nye/zasobi_navchannya-2.htm

Классификация средств обучения

Средства обучения это в педагогике определение

Средства обучения являются составной частью методов обучения. Они способствуют увеличению эффективности учебного процесса и гарантируют реализацию принципа наглядности, предоставляют учащимся материал в виде наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех шагах обучения.

В педагогике на сегодняшний день отсутствует однозначное определение понятия средств обучения.

Под средствами обучения можно понимать разнообразнейшие орудия и материалы учебного процесса, с помощью которых наиболее эффективно и за рационально сокращенное время достигаются установленные цели обучения.

Основное дидактическое предназначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала.

Отбор средств обучения определяется:

  1. задачами урока;
  2. использующимися методами обучения;
  3. содержанием учебного материала;
  4. предпочтениями учителя.

Функции средств обучения

Можно отметить следующие функции средств обучения:

  1. Познавательная функция. Состоит в том, что средства обучения непосредственно служат познанию существующей действительности; гарантируют передачу наиболее совершенной и чёткой информации об явлении или объекте изучения и позволяют наблюдать явления и объекты, которые труднодоступны или совсем недоступны конкретному наблюдению при помощи органов чувств (к примеру, учебный микроскоп позволяет рассмотреть объекты, невидимые невооруженному глазу).
  2. Формирующая функция. Состоит в том, что средства обучения развивают познавательные возможности учащихся, их ощущения и волю, психологическую сферу.
  3. Дидактическая функция. Заключается в том, что средства обучения считаются принципиальным источником познаний и умений, упрощают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.

В учебном процессе все функции выступают в единстве, дополняя друг друга.

Принципы использования средств обучения

Выделяют следующие принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Классификации средств обучения

  1. По характеру воздействия на учащихся:
  • визуальные: предметы, карты, макеты, диафильмы, ИКТ – презентации, слайды;
  • аудиальные: радио, музыкальный центр;
  • аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ – презентации.
  • По степени трудности:
    • обыкновенные: учебники, печатные пособия, модели, картины;
    • трудные: компьютеры, механические визуальные средства, лингафонные кабинеты.
  • По происхождению:
    • естественные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камешков, шишек, растений, семечек, желудей);
    • символические (представляют действительность при помощи знаков, символов: картинки, карты, схемы;
    • технические: визуальные, аудиовизуальные средства.
  • Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:
    • природная: естественные объекты либо их изображения (реальные вещи, портреты, картины, произведения искусств);
    • объемная (геометрические фигуры, чучела);
    • изобразительная (фото, кадры теле-, кино-, диафильмов, диапозитивов);
    • графическая (схемы, таблицы, чертежи, диаграммы);
    • символическая (глобус, географические карты);
    • звуковая (магнитофонная запись);
    • мультимедиа, базирующаяся на компьютерных разработках, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.

    При использовании любых видов средств обучения нужно соблюдать меру и соотношения, которые характеризуются закономерностями обучения, например, законом интериоризации. Так, отсутствие либо недостаточное количество средств наглядности понижает качество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднений понимания и образного восприятия материала. Однако огромное количество демонстраций создает развлекательное настроение у учащихся. Оптимальным при изучении трудной темы считается 4 – 5 презентаций за урок, беря во внимание и средства для самостоятельной работы учащихся и средства контролю.

    Подходы к исследованию средств обучения

    Опыт современных преподавателей и экспериментальные исследования Л. Выготского, И. Колошиной, П. Гальперина и других педагогов, продемонстрировали, что интенсивность интеллектуального развития находится в зависимости от того, предоставляются ли средства обучения в уже готовом виде, либо конструируются учениками совместно с преподавателем на уроке.

    Конструирование средств обучения содействует обеспечению развивающего эффекта и наиболее высокого свойства познаний учащихся, нежели их простое использование.

    Это можно объяснить тем, что исследование новейших средств обучения, также как и улучшение уже освоенных, подразумевает под собой модифицирование познавательных задач, внедрение новейших форм тренировочных упражнений.

    В практике обучения наибольшее распространение получили три главных подхода к исследованию, конструированию и использованию средств обучения.

    Согласно первому, исследование средств обучения никак не относится к преподаванию, а поэтому нужно применять только уже имеющиеся материалы в кабинетном оборудовании.

    В данном подходе отождествляются средства обучения и обыкновенные средства наглядности и контроля, которые, безусловно, создают некое удобство, но без которого можно легко обойтись. Приверженцы данной теории утверждают, что им для обучения достаточно только доски и мелков.

    Второй подход, наоборот, абсолютизирует роль средств обучения, рассматриваемых как основные и единственные, которые обеспечивают достижение цели, а другие составляющие, такие как, способы, организация обязаны соответствовать им, и обусловлены особенностью средств обучения. Преувеличение роли средств обучения вызвано, скорее всего, негативной реакцией на первый подход, отрицающий их значение и воздействие на умственное формирование воспитанников и качество знаний.

    Последняя точка зрения рассматривает средства обучения, прежде всего, в системе деятельности учителя и учеников. Они исполняют конкретные функции и гарантируют, наравне с иными составляющими, конкретное свойство познаний и умственное формирование воспитанников.

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/klassifikaciya_sredstv_obucheniya_/

    Средства обучения: понятие, функции и классификация

    Средства обучения это в педагогике определение

    Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.

    Понятие о средствах обучения и их сущность

    Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.

    Определение 1

    Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для более организации эффективного учебного процесса педагогами и учениками.

    К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.

    С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:

    • задачи урока;
    • информация, которая должна быть представлена учащимся в рамках учебного материала;
    • предпочтения преподавателя.

    Функции средств обучения

    К числу основных функций можно отнести:

    • познавательную: средства обучения гарантируют передачу более полного и точного представления о существующей действительности, позволяют облегчить ученику процесс понятия, осмысления и запоминания фактов и закономерностей, делают наглядными и понятными явления и объекты, которые недоступны для наблюдения в реальной жизни;
    • формирующую: с помощью средств обучения учащиеся могут развивать свои познавательные возможности, психологическую сферу, волю;
    • дидактическую: средства обучения являются принципиальными источниками знаний и умений, упрощают процесс усвоения учебного материала, стимулируют познавательную активность.

    В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.

    Принципы использования средств обучения

    Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:

    • обязательный учет возрастных и психологических особенностей учащихся;
    • адекватный выбор средств обучения, как традиционных, так и современных, которые будут гармонично воздействовать на эмоции, сознание и поведение ребенка, задействовать все системы восприятия;
    • учет принципов дидактики;
    • соблюдение правил безопасности жизнедеятельности в ходе использования средств обучения.

    Классификация средств обучения

    Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

    • по характеру воздействия на ученика:
      • визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;
      • аудиальные: аудиозаписи;
      • аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;
    • по степени трудности:
      • средний уровень: учебники по предметам, печатные учебные пособия, объемные модели, изображения;
      • высокая сложность: компьютер, лингафонный кабинет, механические визуальные средства;
    • по происхождению:
      • естественные: предметы, взятые из живой природы;
      • символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;
      • технические визуальные и аудиовизуальные средства.

    Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:

    • природные, естественные объекты или их изображения;
    • объемные геометрические фигуры и чучела;
    • изобразительные;
    • графические;
    • символические;
    • звуковые;
    • мультимедиа.

    В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.

    Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.

    Достаточным считается для изучения трудных тем использование 4-5 различных средств, которые могут быть объединены в презентацию. В это количество необходимо включить средства, которые используются на уроке, средства для самостоятельной работы и средства контроля.

    Подходы к использованию средств обучения

    Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.

    Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.

    К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:

    • целесообразно применять в качестве средств обучения уже имеющиеся в оборудовании кабинета материалы, так как исследование средств обучения не имеет отношения к преподаванию;
    • средства обучения являются основным и единственным способом достижения цели, тгда как другие составляющие учебного процесса обязаны соответствовать средствам и быть средствами обусловлены;
    • средства обучения тождественны обыкновенным средствам наглядности и контроля, создают некоторое неудобство, но без них можно легко обойтись.

    Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.

    Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/sredstva-obuchenija/

    Педагогический словарь по темам – средства обучения

    Средства обучения это в педагогике определение

    средства обучения

    – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Педагогический словарь по темам

    :

    См. в других словарях

    1.

      — обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К С.о. относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину “С.о.” соответствуют эквиваленты: “учебное оборудование”, “учебно-наглядные и учебные пособия”, “дидактические средства”. В России для отдельных учебных курсов приняты различные классификации С.о., однако в основе их лежит систематика, разработанная С.Г. Шаповаленко (Школьное оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, 2 изд., 1982). Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). К этой группе относят также средства новых информационных технологий компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др. Проектированием и созданием С.о. занимаются институты РАО,…

    Хрестоматия – педагогический словарь бибилотекаря

    2.

      обязательный элемент оснащения уч. кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент уч.-материальной базы школ разл. типов и уровней. К С. о. относят разл. материальные объекты, в т. ч. искусственно созданные специально для уч. целей и вовлекаемые в воспитат.-образоват. процесс в качестве носителей уч. информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «уч. оборудование», «уч.-наглядные и уч. пособия», «ди-дактич. средства». Термины «дидактич. техника», «дидактич. материал», «пед. техника», «медиа» имеют более узкое специализиров. содержание и не рекомендуются к применению. В России для отд. уч. курсов приняты разл. классификации С. о., однако в основе их лежит систематика, разработанная С. Г. Шаповаленко (Шк. оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, 19822, с. 183222). С. о. подразделяют на группы. Натуральные объекты (оригиналы). включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материалы и др. К этой группе…

    Российская педагогическая энциклопедия

    3.

      речь и действия преподавателя, а также любые материальные объекты, используемые преподавателем и субъектом учения при обучении. Под средствами обучения в педагогике понимаются, как правило, вспомогательные материалы и орудия, разнообразное оборудование и реальные объекты, которые позволяют преподавателю более успешно и рационально достигать поставленных целей, решая при этом определенные дидактические задачи. К сожалению, в современной педагогической науке не существует строгой классификации средств обучения. Исходя из этого, рассмотрим подходы, которые предлагаются некоторыми учеными для решения этой проблемы. Польский педагог-исследователь В. Оконь предлагает классифицировать средства обучения в зависимости от нарастания возможности заменять с их помощью действия преподавателя или автоматизировать действия обучающихся. Соответственно он выделяет две группы средств простые и сложные. К простым средствам относятся: во-первых, словесные учебники и другие тексты; во-вторых, простые визуальные средства реальные предметы, модели, картины и пр. К сложным средствам обучения, по его мнению, можно…

    Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

    4.

      материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности. …

    Словарь по технологиям обучения

    5.

      материальные и природные объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителя учебной информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью; особенно большое значение они имеют при ознакомлении учащихся с новой техникой, технологией, передовыми методами труда. …

    Профессиональное образование

    6.

      специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду со словом и речью для осуществления процесса обучения. Основные средства обучения: данные человеку природой (речь, мимика, жесты, поза и т. д.); учебная литература и пособия (книги, наглядные пособия, информационные материалы); аудиовизуальные, компьютерные и мультимедиа; дидактические материалы; лабораторное оборудование и др. …

    Военная педагогика

    7.

      источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями). …

    Педагогический глоссарий

    Вопрос-ответ:

    Что такое средства обученияЗначение слова средства обученияЧто означает средства обученияТолкование слова средства обученияОпределение термина средства обучения

    Похожие слова

    Ссылка для сайта или блога:

    Ссылка для форума (bb-код):

    Источник: http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BC/%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.