Социально экономическое развитие определение

Социально-экономическое развитие

Социально экономическое развитие определение

Определение 1

Социально-экономическое развитие представляет собой расширенное воспроизводство, постепенные структурные и качественные изменения в экономике, производственных силах, факторах роста и развития, науки, образования, культуры, качества и уровня жизни общества, человеческого капитала. Для него характерно воспроизводство общественных систем и прогрессивная направленность. Социально-экономическое развитие состоит из развития общественных отношений, именно поэтому имеет различный вид своего становления.

Целями социально-экономического развития регионов могут быть повышение доходов, улучшение качества образования, здравоохранения, питания, снижение доли бедных, охрана окружающей среды, расширение личных свобод, выравнивание возможностей и т.д.

Согласно целям развития определяется система критериев и показателей, при помощи которых будут измеряться данные критерии.

Несмотря на имеющиеся различия между государствами и регионами в ценностях и целях, международными организациями оценивается степень развития регионов и стран с помощью некоторых универсальных интегральных показателей.

Один из таких показателей – это индекс человеческого развития, который разработан ПРООН. Данный показатель выстраивает страны по возрастанию от 0 до 1. Для расчета применяются три показателя развития экономики:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Показатель ожидаемой продолжительности жизни;
  • Показатель интеллектуального потенциала;
  • Показатель величины дохода на душу населения с учетом покупательской способности действующей валюты и уменьшения уровня предельной полезности доходов.

Вместе с интегральными показателями также используются отдельные частные: национальный доход, уровень потребления материальных благ, уровень заработной платы, уровень здоровья, уровень образованности, степень счастья общества.

На региональном уровне критерии развития экономики не всегда выступают целями или целевыми ориентирами. Тактическими целями регионального развития могут быть промежуточные задачи:

  • Привлечение новых инвесторов в регион;
  • Расширение действующего бизнеса;
  • Развитие малого предпринимательства;
  • Развитие города;
  • Развитие промышленного сектора в регионе;
  • Развитие сферы услуг;
  • Создание новых рабочих мест.

При определении уровня развития экономики в регионе особое значение придается традиционным показателям, при помощи которых оценивается уровень производства и потребления материальных благ: ВНП, ВВП и темпы роста данных показателей.

Критерии социально-экономического развития

При экономическом развитии многих стран изменяется структура общественного производства, а индустриальное общество сменяется постиндустриальным. Все большее количество населения занято в нематериальном секторе, все меньшее – в промышленности и сельском хозяйстве.

Потребление индивидуализируется, падает тиражность, производство демассифируется. Основными производственными факторами являются информационные ресурсы. В нематериальном секторе создается большая часть добавленной стоимости, в работе начинает преобладать творчество.

Нематериальное производство на современном этапе является парадигмой развития экономики, поэтому по-новому оценивается богатство стран и регионов. При традиционной оценке анализируются земельные ресурсы, полезные ископаемые, климатические условия и т.д.

А в случае с нематериальным производство оценке подвергаются трудовые ресурсы и их квалификация, управленческие технологии, рыночная инфраструктура, сеть бизнеса, культура организации.

По-другому пересматривается образование, наука, медицина, телекоммуникации, управленческие навыки, оказывающие воздействие на темп и направление развития экономики страны в целом.

Таким образом, на уровне региона используются такие критерии социально-экономического развития:

  • ВНП, ВВП;
  • Средняя величина доходов населения и их дифференциация;
  • Уровень реальной заработной платы;
  • Уровень психического и физического здоровья, продолжительность жизни;
  • Уровень образования;
  • Величина потребления материальных благ, наличие в домашних хозяйствах товаров длительного пользования;
  • Состояние сферы здравоохранения;
  • Состояние окружающей среды.

Управление социально-экономическим развитием

Наиболее действенные инструменты управления экономическим развитием – это стратегическое планирование и региональная маркетинговая политика.

Стратегическое планирование является испытанным методом современного менеджмента.

Его применение в практической деятельности доказало высокий уровень эффективности, а в некоторых случаях настоятельно необходимо применять стратегическое планирование.

Данный вид планирования может использоваться как при разработке комплексного плана социально-экономического развития, так и при разработке антикризисных мер, управлении масштабными проектами и т.д.

Стратегическое планирование экономического развития подразделяется на следующие этапы:

  1. определение целей;
  2. исследование внешней среды;
  3. выявление сильных и слабых сторон;
  4. использование имеющихся преимуществ и создание новых;
  5. разработка плана развития;
  6. разработка порядка действий и выполнение стратегии;
  7. анализ результативности и эффективности, корректировка целей и способов их достижения.

Важнейшим современным фактором развития региона является наличие инфраструктуры связи, т.е. современных линий коммуникаций, свободного доступа к сети Интернет.

Замечание 1

Планирование развития экономики в регионе – непрерывный процесс, который задает ориентиры для принятия различных решений. На основе долгосрочного плана развития экономики осуществляются обоснованные и проработанные текущие решения. Таким образом, результатом процесса планирования является не план, а экономическое развитие рассматриваемого региона или страны.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/ponyatie_ekonomicheskogo_razvitiya/socialno-ekonomicheskoe_razvitie/

Определение стратегии социально-экономического развития государства

Социально экономическое развитие определение

В рыночных условиях государство обеспечивает организацию экономического порядка. Оно выступает в качестве субъекта, ответственного за установление правил, и гаранта их соблюдения.

Переход к современной рыночной системе сопряжен с решением проблемы выбора между достижимостью цели и скоростью выполнения соответствующих задач.

Ключевые направления процесса определяет стратегия социально-экономического развития Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.

Общие сведения

Стратегия социально-экономического развития России представляет собой систему мероприятий, которые ориентированы на достижение долгосрочных целей. При этом учитывается вклад всех субъектов страны в решение задач.

В основу стратегии социально-экономического развития закладываются высокие, достойные государства, но вместе с этим достижимые цели.

Эта программа ориентирована на превращение РФ в динамичную державу с соответствующей интенсивностью труда и деловой инициативой, последовательной и разумной деятельностью правительства.

Общественная консолидация

Реализация стратегии социально-экономического развития зависит от различных факторов. Одним из ключевых выступает консолидация общества. Для активации этого процесса необходим ряд условий:

  1. Выбор цели, обладающей объединяющим потенциалом. Она должна обеспечивать соединение усилий всех субъектов общества. Создание рыночных механизмов должно основываться на институтах легитимности собственности.
  2. Формирование новой социальной системы. Она должна обеспечивать регулирование поведения субъектов в рамках достижения государственных целей.

При разработке стратегии социально-экономического развития страны необходимо учитывать качество жизни населения. Успех программ во многом будет определяться динамикой создания среднего класса в государстве. Его формирование предполагает построение новой потребительской модели в рамках стандарта благосостояния.

Он, в свою очередь, должен включать в себя высокую степень обеспеченности продукцией длительного пользования, качественное жилье, услуги образования и здравоохранения. Сегодня, как показывают статистические данные, по западному стандарту благосостояния живет только 5-7% россиян.

Доля населения, чей среднедушевой доход не покрывает прожиточного минимума, составляет порядка 40%.

Инвестиционный прорыв

Он выступает в качестве решающего условия обеспечения экономического роста страны. Инвестиционный прорыв предполагает:

  1. Форсированное увеличение капиталовложений.
  2. Инновационное наполнение финансирования.
  3. Инвестиционную поддержку главных народнохозяйственных секторов.

В свою очередь, для придания капиталовложениям определяющего характера, они должны быть материально обеспечены отечественным производством. Особая роль в этом принадлежит машиностроительному комплексу. В этой связи в стратегии социально-экономического развития присутствует раздел о модернизации этого сектора на базе оборудования, выпускаемого как внутри страны, так и за рубежом.

Предполагаемые угрозы динамике

При составлении стратегии социально-экономического развития следует учитывать несколько факторов, оказывающие негативное влияние на ход процесса, формирующие препятствия в достижении целей. К ним относят:

  1. Недостаточный внутренний спрос.
  2. Внешние долги.
  3. Неподготовленность инвестиционного комплекса к крупномасштабным капвложениям.
  4. Непропорционально высокая скорость повышения стоимости топлива, электроэнергии, транспортных тарифов.

Участие субъектов страны

Разработанная программа может изменяться в зависимости от общественно-хозяйственной и политической ориентации деятельности государства на том или ином этапе. Общая государственная схема всегда неоднородна относительно административно-территориальных единиц, формирующих его. Такая ситуация обуславливается в первую очередь разным уровнем обеспеченности ресурсами.

Немаловажное значение имеют и специфика хозяйственной структуры, достигнуты уровень развития в той или иной экономической сфере региона. В течение нескольких последних лет отмечается активное усиление самостоятельности административно-территориальных единиц.

При этом ответственность субъектов за региональное социально-экономическое развитие становится с каждым годом все выше.

Анализ ситуации

Стратегия социально-экономического развития региона предполагает всестороннюю оценку состояния дел. Она составляется как по объективным, так и субъективным показателям. К первым, в частности, относят макроэкономические условия, позицию региона в общем разделении труда, отраслевую структуру, географическое положение, наличие природных ресурсов и пр.

Субъективными факторами в первую очередь выступают методы управления. Проведенные в последние годы реформы показали, что регионы, применяющие прогрессивные подходы в администрировании, намного меньше подвергаются кризисным тенденциям.

В сложной ситуации, в процессе выхода из кризиса относительным преимуществом обладают те субъекты, которые использовали адекватные инструменты и методы управления.

Стратегия социально-экономического развития региона: специфика

Разработка программы на долгосрочную перспективу относится к функциям центральной власти субъекта. Решение этой задачи становится наиболее актуальным в условиях постоянных структурных изменений и во время кризиса.

Выход из такого состояния может быть достаточно болезненным, если процессы будут проходить без какой-либо координации со стороны администрации. При активном участии местной власти выход из сложной ситуации может сопровождаться незначительными издержками.

Для этого администрации необходимо использовать имеющиеся преимущества и формировать новые. Стратегия социально-экономического развития края или иного другого субъекта страны может предусматривать использование самых разных действий.

С их помощью местная власть стимулирует народнохозяйственный сектор, формирует рабочие места, повышает налоговую базу. В распоряжении администрации находится широкий спектр механизмов и инструментов.

Они позволяют расширить возможности для конкретных видов деятельности, в которых наиболее заинтересовано сообщество. В стратегии социально-экономического развития республики или любой другой административно-территориальной единицы страны необходимо учитывать специфические факторы, влияющие на состояние хозяйства в пределах конкретных границ.

Концепция стадий роста

Стратегия социально-экономического развития области в частности и государства в целом разрабатывается, как выше было сказано, на долгосрочную перспективу. При ее составлении проводится анализ качественных показателей, характерных для конкретной территории. При их оценке целесообразно использовать концепцию, в соответствии с которой рост проходит в три стадии:

  1. Доиндустриальную.
  2. Индустриальную.
  3. Постиндустриальную.

В качестве преобладающих на первой стадии выступают добывающие отрасли:

  1. Лесная.
  2. Рыбная.
  3. Сельскохозяйственная.

На индустриальном этапе доминирующими считаются обрабатывающие сектора. К ним относятся пищевая и легкая, деревообрабатывающая и лесная промышленности, химическое производство, машиностроение. В постиндустриальную стадию на передний план выходят нематериальные отрасли:

  • Торговля.
  • Наука.
  • Образование.
  • Страхование.
  • Финансовый сектор.
  • Здравоохранение и пр.

Отличительной чертой постиндустриального общества становится резкое снижение товарного производства. При этом увеличивается доля сферы услуг, наукоемкость предприятий, повышается уровень квалификации работников, проявляется опережающая интернационализация хозяйства.

Основные тенденции

Стратегия социально-экономического развития района должна предполагать не столько количественные, сколько качественные изменения хозяйственной структуры. В настоящее время происходит интенсивная переориентация деятельности коммерческих предприятий.

Тенденции развития общества говорят о том, что преимущественная сфера занятости сегодня – это область нематериального производства. Она является основной отраслью инвестирования и выступает в качестве фактора процветания граждан. Другими словами, сфера нематериального производства – парадигма экономического развития в современных условиях.

В РФ в настоящее время отмечается два противоположно направленных процесса: увеличение доли сектора услуг и деиндустриализация. Последняя тенденция касается снижения удельного веса всех перерабатывающих отраслей при одновременном усилении добывающих. Этот процесс можно считать в определенной степени вынужденным.

В плане последующего развития российской экономики деиндустриализация обладает негативным характером. Данная тенденция обуславливает “смещение” народнохозяйственного комплекса на первую стадию. Это, в свою очередь, свидетельствует о регрессе экономики.

Вместе с этим в обществе отмечается увеличение доли сферы услуг, растет удельный вес финансовых и торговых предприятий. Эта тенденция свойственна постиндустриальной стадии. В течение ближайшего времени в субъектах предполагается существенное перераспределение рабочих ресурсов.

Указанные тенденции должна учитывать стратегия социально-экономического развития муниципального образования, в котором происходящие изменения проявляются наиболее ярко. К таким административным единицам, в частности, можно отнести крупные промышленные центры страны, в которых уровень жизни населения зависит от производственного сектора.

В настоящее время ключевым условием становится не наличие, а эффективность использования ресурсов. На начальных этапах экономических преобразований в регионах сложилось особое положение в сырьевых отраслях. Основная доля валовых поступлений обеспечивалась за счет экспорта цветного и черного металла, газа, нефти, леса.

Это способствовало сохранению промышленного потенциала всего государства и отдельных его субъектов. В 90-е гг. расширение экспорта обуславливалось главным образом заниженным курсом нацвалюты. Вместе с этим отмечалось увеличение импорта сложных товаров.

Данная тенденция негативно сказалась на уровне жизни, дополнительно снизив его. Некоторые преимущества сырьевого сектора были обусловлены низкими затратами, в первую очередь небольшими расходами на оплату труда. По ходу укрепления рубля, повышения зарплат в экспортном производстве они постепенно стали сходить на нет.

В этой связи ориентация на экспортные сырьевые отрасли сегодня не имеет перспектив.

Инструменты управления

Какой должна быть стратегия социально-экономического развития? Города федерального значения, как правило, одни из первых начинают разрабатывать и внедрять программы эффективного управления. Как показывает практика, наиболее эффективными инструментами являются планирование и маркетинг.

Они являются испытанными средствами современного менеджмента. В условиях перехода к рыночной системе в некоторых случаях стратегическое планирование не только целесообразно, но и необходимо использовать во всех видах деятельности.

Это в равной степени относится и к сельскохозяйственному, и к производственному, и к строительному, и к транспортному секторам.

Структура программы

Стратегическое планирование включает в себя:

  1. Определение целей.
  2. Анализ внешних факторов.
  3. Определение слабых и сильных сторон местности.
  4. Использование существующих и формирование новых территориальных преимуществ.
  5. Составление концепции.
  6. Разработка плана, включающего конкретные мероприятия и действия.
  7. Анализ результативности, корректировка задач и методов их решения.

Стратегическое планирование является процессом непрерывным. Оно задает ориентиры для принятия различных, в том числе, оперативных, тактических решений. При наличии долгосрочного плана реализация задач осуществляется на проработанной и обоснованной базе.

Источник: https://FB.ru/article/247933/opredelenie-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-gosudarstva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.