Реквием что означает

Реквием. Что это такое?

Реквием что означает

Невозможно было и раньше. Для трагических событий, касались ли они только одного человека, или целого народа, существовала своя заупокойная служба. Сформировалась она внутри католической церкви довольно давно — прошли многие столетия, но не только не потеряла своего значения, а еще и вышла из рамок церковной службы, утратила свой обрядовый характер. Но не утратила глубокого смысла.

В православной церкви существует своя традиция заупокойной службы — панихида. В католической и лютеранской церкви эта служба называется реквием («Requiem aeternam» — «вечный покой»).

Православная церковь ограничивалась строгими линиями человеческих и не привлекала звучания музыкальных инструментов, в рамках католических служб мог звучать и орган, и целый симфонический оркестр. Это вопрос культурной традиции.

Но в рамках именно католического храма с его потрясающей акустикой и совместным звучанием человеческого голоса и инструментов были созданы первые величественные музыкальные шедевры.

В результате — реквием «вышел» из церкви и стал самостоятельным жанром (если можно так выразиться). Поменял он и язык. Изначально написание музыки реквиема было возможно только на канонический латинский текст в достаточно строгом соответствии частей.

Самые известные части реквиема — Kyrie eleison («Господи, помилуй!»), Dies Irae («День гнева», или «Судный день»), Agnus Dei («Агнец божий»). Но впоследствии тексты брались композиторами «родные» — то есть те же библейские, но на своем языке — немецком, английском. Есть уже Реквием на русском языке, на православные тексты, но об этом чуть попозже.

Многие столетия реквиемы представляли собой григорианские хоралы, названные так в честь папы Григория I, которому традиционно приписывается авторство большей части песнопений (Григорий I, или Григорий Двоеслов, почитается и в православной, и в католической церкви).

Первые реквиемы, написанные профессиональными композиторами относятся к 16 веку. К настоящему времени написано не менее 2000 реквиемов — и среди них есть мировые шедевры: реквием Верди, Немецкий реквием И. Брамса, «Военный Реквием» Бенджамина Бриттена, «Польский реквием» Кшиштофа Пендерецкого.

Но среди тысяч реквиемов самый известный принадлежит перу Моцарта.

Загадка Реквиема Моцарта

Даже далекий от музыки человек имеет представление о некоей тайне, окружавшей историю создания этого реквиема. Кто был этот «Черный человек», который заказал композитору заупокойную службу и был ли он вообще? Почему Моцарт умер, не закончив свое гениальное произведение? Какую роль сыграл Сальери?

Мифы продолжают жить, споры тоже продолжаются. А музыка Моцарта просто звучит и будет звучать всегда — столько, сколько жить человечеству.

К 20 веку слово «реквием» перестало принадлежать только музыке. Оно вошло в поэзию, литературу, кинематограф, живопись.

Реквием Анны Ахматовой

Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был
.
(Анна Ахматова. Реквием)

Реквием Анны Ахматовой — грандиозное стихотворение, по размаху напоминающее многочастную музыкальную поэму. Посвящено оно жертвам репрессий, в том числе — близким людям.

Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе… Не забыть! Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть

.

Величие этой поэмы-реквиема в том, что здесь Ахматова через личное горе постигает всем известную трагедию целого народа.

К концу 20 века все больше и больше авторов обращается к реквиему. Возможно, многие помнят роман В. Пикуля «Реквием каравану PQ-17», который посвящен мужеству моряков антигитлеровской коалиции.

В конце прошлого века вышел фильм, который сразу назвали «культовым» — «Реквием по мечте» американского режиссера Даррена Аронофски. Тогда же выходит сборник американского фантаста Дэвида Зинделла — «Реквием по Homo Sapiens».

Хотелось бы верить, что заупокойная месса по Хомо Сапиенсу никогда не прозвучит на этой планете…

Реквием никуда не уходит и из музыки. Уже в 21 веке написаны несколько десятков реквиемов. Есть и «Русский реквием». Автором его является американская пианистка и русская поэтесса, уроженка Челябинска (1973 год) и жительница США Валерия (Лера) Авербах.

Этот реквием написан в 2007 году, в основу его легли канонические православные тексты, а также стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Ахматовой, И. Бродского, Г. Иванова, З. Гиппиус, А. Блока, Б. Пастернака и других поэтов.

Звучит этот реквием, соответственно, на русском языке, исполнен был уже во многих странах, в России — еще нет…

Никто из нас не застрахован от личного горя. Но хотелось бы, чтобы сводки новостей не напоминали военные — в виде списка потерь. Не хочется чувствовать себя жителем Африки южнее Сахары — именно там чаще всего тонут паромы и падают самолеты.

А реквием — он все равно останется в человеческой культуре. Как остается человеческая память и человеческая способность сопереживать трагедии. горе, традиции, церковь, искусство, музыка

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/47373/

Реквием – что означает это слово

Реквием что означает

Слово «реквием» происходит от латинского «requies», что означает «покой». Это заупокойная месса, которую проводят католики, ее текст начинается как раз со слова «реквием».

В светской музыкальной традиции так называют жанр музыки, связанный с траурными событиями. На концертах подобное произведение исполняется хором как оратория вне связи с богослужением, хотя часто используются тексты молитв.

История заупокойной мессы

В IX веке, когда предположительно возник реквием, он существовал как одноголосное пение для хора; инструментальное сопровождение не предусматривалось. Его основой был грегорианский хорал, текст и форма исполнения которого были утверждены церковной традицией. В таком виде он единолично просуществовал до XV-XVI веков, когда композиторы начали писать свои версии реквиема.

Поначалу их исполняли только в церквях во время проведения похоронного обряда, но постепенно аудитория расширилась.

Такая музыка стала исполняться и во время других траурных мероприятий, например, в память о жертвах какой-нибудь катастрофы или в честь павших героев.

Известно имя первого композитора, сочинившего свой реквием – это был Иоанн Окегем, живший в XV в. Он использовал канонические тексты заупокойной мессы, но музыкально оформил их по-иному, нежели в грегорианском хорале.

После того, как немецкий патер Мартин Лютер прибил к дверям Виттенбергского собора свои знаменитые тезисы против продажи индульгенций, началась Реформация. Возникший в ходе ее протестантизм сильно изменил представление о церковной службе.

Но отношение к заупокойной мессе не изменилось – она была перенята у католиков. Однако текст и музыка отличались от канонов. В середине XVII века Генрих Шютц написал «Концерт в форме немецкой заупокойной мессы», один из примеров протестантского реквиема.

Большой взлет этот жанр музыки пережил в XVIII веке в немецкоязычных странах, где тогда жила целая россыпь выдающихся композиторов.

Наиболее яркий пример – «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта, произведение, ставшее последним сочинением этого гениального музыканта. Однако стоит заметить, что такие великие композиторы-протестанты, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, Л.

ван Бетховен, игнорировали этот жанр. Теперь можно только предполагать, какие выдающиеся примеры реквиема могли бы написать эти мастера.

Начиная с XVIII века сочинение реквиема уже не было связанно с церковной обрядностью. Любое частное лицо могло заказать композитору подобное произведение.

В связи с этим трудно не вспомнить таинственную историю, связанную с заказом заупокойной мессы Моцарту.

Некоторые композиторы писали в этом жанре независимо от наличия заказа – либо по поводу своей личной утраты, либо просто, чтобы попробовать себя в сочинении подобной музыки. Здесь мы видим целую россыпь знаменитых имен: Ф. Лист, Дж. Верди, Ш. Гуно, А. Дворжак и другие.

Реквием в современный период

В ХХ веке жанр реквиема не был забыт. Композиторы обращались к нему, когда надо было выразить чувство скорби по поводу трагических событий, в память о жертвах войны.

Но в современной интерпретации заупокойной мессы чаще всего используются не канонические тексты. Порой латынь перемежается со стихами классических и современных поэтов, написанных на их родных языках.

Порой латинский текст вообще отсутствует.

В русской музыкальной традиции обращение к реквиему характерно именно для ХХ века. Произведения советских композиторов этого жанра были лишены религиозной составляющей, тексты – главным образом, пелись на русском языке, основная тема – память о павших героях. Таковы реквиемы Дмитрия Кабалевского, Альфреда Шнитке.

Современные рок-исполнители также используют реквием в своем творчестве, называя так свои альбомы и отдельные композиции. Хотя эти произведения весьма далеки от канонов заупокойной мессы, в них есть его отдельные элементы или намеки на них.

Структура реквиема

Построение заупокойной мессы никогда не было застывшей структурой. Расположение составляющих ее текстов могло меняться в зависимости от эпохи и принятых в данной культуре традиций. Композиторские реквиемы еще свободнее по своей структуре.

Тем не менее реквием предполагает наличие песнопений ординария и проприя. Тексты ординария неизменны, т.к. связаны с литургическими службами.

А проприй распевался во время праздников, поэтому тексты менялись в зависимости от каждого конкретного события.

В реквиемах, написанных композиторами, обычно исключались некоторые канонические части (тексты градуала, тракта, коммунио). При этом их могли дополнять антифоном «In paradisum», респонсорием «Libera me», мотетом «Pie Jesu». У разных композиторов были и иные изменения структуры реквиема.

Источник: https://glav-inform.ru/rekviem-chto-oznachaet-eto-slovo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.