Речь это в психологии определение

Речь – психология

Речь это в психологии определение

Речь

Сущность и определение речи.  Ведущая роль речи – это обеспечение эффективного общения между людьми.

Речь тесным образом связан с мышлением в своем возникновении и развитии как в фило-, так и в онтогенезе.  Вне речи мысль никогда не может оформиться, не может стать мыслью.

В речи аккумулируются проявления всех сторон психической жизни человека. Соотношение речи и других психических процессов выявляется в соотношении речи с сознанием в целом.

Речь – это способ существования и проявления сознания и форма общения посредством языка.

Сущность речи состоит в выражении отраженной в сознании человека реальности (объективной или субъективной).

Речь и язык. Речь как средство общения должна строиться по общим для субъектов общения правилам. Эти правила заключены в языке.

Язык есть средство унификации речи, средство, позволяющее сопрягать индивидуальное многообразие сознания и речи отдельных субъектов общения.

Язык является результатом исторически сложившегося «согласия» определенной группы людей обозначить предметы и явления некоторыми знаками. Язык – это система знаков.

Различают языки естественные (сюда входит разговорные и письменные языки), и искусственные (неречевые передачи информации).

Единицей языка является слово.

Слова обладают значением и смыслом. Значение слова – это его общественное содержание, то есть отношение слова к обозначенному им объекту независимо от того, как этот объект представлен в индивидуальном порядке. Смысл слова – это содержание слова в зависимости от контекста, а также по отношению к словарному запасу субъекта.

Речь и язык неразрывно связаны между собой. Однако различия между ними весьма существенны. Речь – явление сугубо субъективное и индивидуальное. Язык – явление объективное и общественное. Речь – это процесс. Язык – это форма реализации речи. Если речь составляет динамическую сторону общения, то язык – статическую. Соотношение речи и языка – это нерасторжимое единство содержания и формы.

Функции речи. Ученые выделяют три функции речи: сигнификативную (обозначающую), коммуникативную, регулятивную функцию.

1. Сигнификативная (обозначающая) функция включает в себя:

А) обозначение предметов и явлений (связь с образами – ощущениями, восприятиями, памятью, воображением);

Б) выражение понятий (связь с мышлением).

2. Коммуникативная функция:

А) информационная (передача знаний);

Б) выразительная (передача чувств);

В) воздействующая (волеизъявление).

3. Регулятивная функция:

А) саморегуляция;

Б) регуляция поведения других людей (и животных).

Физиологические основы речи. Раскрыть физиологические основы речи — значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать периферические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматические механизмы ее образования, а также механизмы ее восприятия и организации речевого ответа.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

• энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука;

• легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;

Источник:

Функции и виды речи в психологии

Речь — это одна из основных форм общения, которая доступна только человеку. Какую роль она играет в психологии? Какие виды речи в психологии существуют?

Речь — это возможность передавать большое количество информации, которая имеет огромную смысловую нагрузку. Таким образом передают то, что нельзя ощутить при помощи органов чувств. Благодаря общению людей друг с другом, у них есть возможность познавать новое, делиться личным опытом, получать опыт других.

Психологическая речь полностью отстраняется от языкознания и расшифровывается как система звуковых сигналов, которые использует человек в устном и письменном виде. Все передаваемые сигналы должны обладать для человека определенным смыслом.

  • 1 Функции речи
  • 2 Внешняя речь
  • 3 Внутренняя речь

Функции речи

Психология выделяет речевую деятельность как одну из наивысших психических функций человеческого организма. У нее есть определенная структура, которая идентична другим видам деятельности:

  • мотивация;
  • планирование;
  • реализация;
  • контроль.

В качестве инструмента, который выполняет всю функцию, выступает язык.

Виды и функции речи в психологии являются полиморфной деятельностью, она может использоваться в различных формах и видах. К основным относятся:

Внешний вид речи в психологии — это набор звуковых сигналов и письменных символов, которые необходимы для передачи информации от одного человека к другому, своеобразный процесс материализации мыслей. Внешний вид может содержать жаргон и интонацию.

Внешняя речь

Внешние речевые виды делятся на:

  • разговорную или диалогическую;

Это форма общения между людьми, когда собеседники активно поддерживают разговор друг с другом. В процесс общения включается не менее 2 человек, общение их заключается в использовании несложных фраз и речевых оборотов.

Психология этот вид считает самым простым, так как беседа в большинстве случаев непринужденная, собеседники хорошо понимают друг друга.

В таком общении используются легкие и небольшие фразы, полностью отсутствует многословие.

К разговорной речи относится реплика. Ее особенностью является краткость, наличие вопросительного или побудительного предложения, а синтаксическая конструкция обязательно простая. Реплика в большинстве случаев является поддержательным средством, во время которого собеседник одобряет или возражает по поводу беседы, которая происходит.

В этом виде участвует только один человек, который дает большой объем информации, а все присутствующие слушатели выступают в пассивной роли. Монологический тип используется в докладах, лекциях, публичных выступлениях. Психология доказала, что монологический вид речевой деятельности один из самых сложных.

Докладчик должен уметь построить свой разговор таким образом, чтобы доходчиво и понятно изложить все аргументы, при этом полностью соответствовать языковым нормам. Выступая перед аудиторией, докладчик должен подбирать фразы таким образом, чтобы они были доступны и понятны слушателю. Такая речевая деятельность должна быть грамотно построена, чтобы начаться и закончиться лаконично.

Без планирования и подготовки монолог никогда не получится содержательным и грамотным.

В психологии существует несколько видов речи, которые различаются по отношению к говорящему и слушающему. Общепринятыми являются пассивный и активный виды речи.

Для активного вида должны срабатывать специальные механизмы в левом полушарии головного мозга и лобной части. Эти два участка полностью отвечают за речевую активность, и любые, даже минимальные повреждения могут повлечь проблемы.

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/rech-psihologiya.html

Психология речи

Речь это в психологии определение

Различные свойства, качества, функции, состояния, вся система психических процессов крайне важна. Нарушить целостность психической психики можно очень легко, исключив из нее любую составляющую. Такое часто встречается с потребностями, сознанием и эмоциями.

Это и есть одна из важнейших методических проблем в изучении психики и мира в общем. Но существует психологическая особенность, о которой важно сказать при описании любой части человеческой психики. Это речь, присутствующая везде, в ощущениях, многосложных конструкциях сознания и личности.

Речь является необходимым компонентом при общении и взаимодействии.

Язык – это величайшее изобретение человечества, хоть с ним и связаны неизбежные специфические ограничения, наличие дискретных языковых конструкций на непосредственно процесс и результаты психического отражения. Специфика любого из языков в определенной степени отражает объективные требования жизни.

Пример 1

У народностей Севера есть ряд слов, которые обозначают разные состояния явления или предмета, на русском языке называющегося «снегом».

Письменность послужила преобразованием языка, речи, сознания и всей психики в целом. Но функция предметной отнесенности речи осталась, расширилась и стала сложнее. Мы видим рождение новых слов, отмирание старых, так как человек наблюдает изменение, перестройку самой картины понимаемого мира. Происходят изменения и в объективном мире, который, в том числе, создается человеком.

Важно отметить сложности в отношениях речи и мышления, мыслей и слов. Для мысли свойственно находить выражение в словах, но существовать и реализоваться в понятиях.

Иными словами, для мышления характерно оперировать не словами, а понятиями. Слово в первую очередь является средством выработки понятия, и только после его носителем, выразителем и моделью.

Мысль и слово не являются тождественными понятиями.

Замечание 1

Все мы знаем, как трудно бывает понять другого человека. Но самый главный нюанс, что если бы не было речи, то понимания бы в принципе не существовало.

Особенности языка и речи

Но важно обозначить разницу между двумя разными явлениями – языком и речью, объективным и субъективным.

Определение 1

Язык является образованием объективным, социальным и общечеловеческим. Под языком понимается структурированная система знаков, которая сложилась исторически и существует в общественной жизни каждого человека.

Для языка свойственно создаваться, реализоваться и изменяться определенными людьми. Но существует он объективно, иными словами не зависит от индивидуальных пользователей или своих носителей.

Замечание 2

Насчитывается около 2,5 тыс. языков. Изучением языков занимается лингвистика.

Определение 2

Под речью понимается субъективная особенность, психологическая. Речь представляет из себя развернутый процесс, определенный тип психической деятельности, вид поведения, который использует язык как свое орудие, внешнее средство.

Важно отметить, что речевая деятельность сама по себе является материальной, но изучает ее особый межпредметный раздел психологии – психолингвистика.

Понятие, физиологические основы и виды речи в психологии

Речь это в психологии определение

В статье рассматривается понятие речи с точки зрения психологии.

Она раскрывается как психический процесс, подробно расписаны его свойства, виды, функции и роль в коммуникации.

Какие бывают средства общения в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что это такое: определение

Речь — самостоятельная деятельность, заключающаяся в последовательном логичном произношении звуков (если устная) или записи символов (если письменная) в коммуникации.

С ее помощью происходит коммуникация, взаимодействие людей друг с другом.

Также она является средством передачи информации, выражения собственных мыслей и чувственных переживаний.

Понятие о языке и речи в психологии: кратко

На первый взгляд, оба термина похожи, синонимичны. Но речь — целенаправленный процесс, который задействует язык в коммуникации.

Речь — приобретенный навык, который остается с человеком вне зависимости от языка, на котором он разговаривает.

Это способность выражать мысли, чувства, эмоции, логические доводы, а язык — это инструмент выражения, передачи информации.

Без языка речь невозможна. В то время как язык способен развиваться и эволюционировать самостоятельно до тех пор, пока на нем говорят.

Например, если человек воспитывался в стае диких животных и его речь не развита, язык все равно существует — на нем говорят другие люди.

Физиологические основы

Почему человек способен говорить членораздельно и понятийно, а животные — нет?

У человека, в сравнении с животными, в процессе эволюции предпосылками к формированию речи стали более подвижные губы и язык (как орган).

Полость рта увеличивалась, что позволило произносить множество звуков, обладающих уникальной тональностью, разница в которых уловима на слух.

Также у человек хорошо развита слуховая зона, которая позволяет понимать произносимые слова.

Ушная зона больше сама по себе (в сравнении с ближайшими к человеку животными — обезьянами), плюс в ней сосредоточены речевые центры. Они отвечают за четкое и острое восприятие звуков.

Речь как высшая психическая функция

Благодаря речи, человек может усваивать информацию из внешних источников. Она является одним из главных психических процессов, поскольку позволяет активно выстраивать коммуникацию между людьми. С ее помощью реализуются:

  1. Общение с окружающими людьми в повседневной жизни.
  2. Воспитание. Перенятие существующих в обществе правил и законов. Способность учится у других людей морали, вырабатывать личностные ценности.
  3. Познание. Возможность изучить историю планеты, понять устройство мира через естественные науки (биология, физика, химия).
  4. Передача информации и накопленного опыта через века. Возможность зафиксировать знания с помощью речи на физических носителях (бумага, аудио, видео).

Виды

Основные виды речи в психологии подразделяют на три группы: устная (диалог и монолог), внутренняя и письменная:

  1. Устная. Подразделяется на монологическую и диалогическую. Монолог ведется в формате публичного выступления перед большой аудиторией или длинная долгая речь в неформальной компании. Диалог предполагает наличие как минимум одного собеседника.

    Происходит прямой вербальный контакт — обмен сообщениями, а также анализ сказанного друг другом.

  2. Внутренняя. Произносится в голове человека. Бывает непосредственной (когда человек что-то обдумывает, разговаривает сам с собой) и осознанно проговариваемой — например, при чтении.
  3. Письменная. Фиксируется на физическом носителе (бумага, папирус и т.д.). имеет свои особенности. Позволяет обдумать высказывание, точнее выразить мысль с помощью эпитетов, знаков препинания. Направлена на большой круг людей, поскольку прочитать написанное может бесчисленное число людей. В свою очередь, письменную речь можно разделить на два процесса — написание и чтение.

Функции

Выделяют следующие психологические функции речи:

  1. Понятийная функция. Заключается в формировании понятий, определений. Совокупность звуков соединяется в слово, которое характеризует явление, предмет или процесс.

    Понятийная речь — одно из главных отличий человека от животных.

  2. Обобщающая функция. Если понятийная отвечает за название предметов, то обобщающая — за способность слова выражать несколько значений. Например, лук — один набор звуков и символов, но два обозначения — растение и оружие.
  3. Коммуникативная функция. Заключается в обмене информацией между людьми, позволяет людям общаться, распространять данные, договариваться.

Свойства

В психологии выделяют 4 ключевых свойства речи:

  1. Содержательность. Чем больше фактов, соответствующих действительности, чем больше конкретики и глубины в излагающейся информации, тем больше ее содержательность. Если же ничего полезного в данных нет, то такая речь называется пустой, поверхностной. В народе — треп, болтовня. Иногда информационное сообщение разбавляется словами паразитами, лишними выразительными оборотами, пространными заявлениями и отклонения от темы — содержит «воду». В таком случае речь — средней содержательности. На данное свойство влияет словарный запас и компетентность говорящего в теме сообщения. Чем большим количеством слов оперирует человек, тем точнее он может выразить мысль.

    Наиболее полезную информацию по вопросу может дать профессионал, который подкован теоретически и опробовал знания на практике.

  2. Понятийность. Если понятийность как функция дает представление о предмете, то понятийность как свойство — умение донести до собеседника информацию. Говорить на понятном ему языке. Чем больше знания человека в определенной сфере, тем выше понятийность сказанного. Например, у программисты знают специфическую терминологию, а люди непрофессиональные — нет. Для рядового обывателя жаргон программиста будет менее понятийной, поскольку знаний не хватает. Даже если программист будет излагать мысли ясно, последовательно и содержательно — коммуникация не сможет быть полностью успешной. Затрудняет понятийность и разное значение слов у разных людей. Для того же программиста «чайник» — мало понимающий в компьютерах пользователь, а для простого человека — прибор для нагревания воды.
  3. Выразительность. Определяется насыщенностью, эмоциональной окраской и умением человека расставлять акценты в предложении, выделять интонацией важные слова. Еще один параметр выразительности — отточенная дикция, когда слова проговариваются четко и понятно.

    Выразительность особенно ярко проявляется в диалоге.

    Например, информационное сообщение «ФК Спартак разгромил питерский Зенит» передает суть события, но в устной речи может добавиться отношение человека к факту. Он может произнести новость с радостью или с грустью (если болел за «Зенит»). Сделать повествование насыщеннее можно несколькими способами: увеличение словарного запаса, использованием метафор, отсылок, иронии.

  4. Воздейственность. Степень влияние сказанного на слушателя. Задача речи заключается не только в отправке информации, но и в манипуляции поведением собеседника: убеждении, провокации, давлении. Чем большее влияние на человека оказывает речь, тем выше ее воздейственность. На свойство влияет умение убеждать, аргументировать свою позицию, преподносить информацию на понятном языке, говорить искренне.

Развитие

Речь — свойство приобретенное. И ее развитие возможно только в условиях социума.

Известны случаи, когда дети оказывались вне человеческого общества и воспитывались животными. После, даже попав к людям, они не могли научиться говорить.

Становление заканчивается в 5-6 лет. Освоение ребенком речи происходит через умение правильно произносить слова и звуки, необходимым словарным запасом, способностью вести диалог с окружающими и выстраивать последовательный монолог.

Развитие грамотной речи зависит от родителей. Для улучшения процесса обучения рекомендуется прививать ребенку любовь к чтению и регулярно беседовать с ним, с целью закрепить коммуникативные навыки.

Взаимосвязь с мышлением

Между этими двумя понятиями — тесная взаимосвязь.

Без речи мышление невозможно.

Любая мысль, возникающая в голове человека, является словом или набором слов.

Образы окружающих предметов закрепляются в сознании на том языке, на котором говорит человек (что для русского — «стол», то для американца «table»).

Мышление происходит на языке, благодаря внутренней речи.

Чем тщательнее человек продумывает информационное сообщение, тем выразительнее оно звучит на языке (добавляются эпитеты, а также слова, наилучшим образом раскрывающие суть мысли).

Речь — сложный психологический процесс, играющий одну из самых важных ролей в повседневной жизни. Благодаря ей возможна кооперация людей и возможность сохранять приобретенный опыт и знания в символьном виде.

Понятие и функции речи в психологии:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/vidy-rechi-v-psihologii.html

Речь в психологии

Речь это в психологии определение

Понятие речи в психологии расшифровывается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных обозначений для передачи информационного багажа. Некоторыми исследователями речь также была охарактеризована как процесс материализации и передачи мыслей.

Речь и язык в психологии – это система условно принятых символов, которые помогают передавать слова, в виде сочетания звуков, обладающих для людей определённым смыслом. Отличие языка от речи заключается в том, что язык это объективная, исторически сформированная система слов, в то время как речь – это индивидуальный психологический процесс формирования и передачи мыслей, посредством языка.

Функции речи в психологии

Психология рассматривает речь, прежде всего, как одну из высших психических функций человека. Её структура совпадает со структурой любого другого вида деятельности. Речь включает в себя:

  • мотивацию;
  • планирование;
  • реализацию;
  • контроль.

Язык выступает в качестве инструмента опосредующего речь.

Далее рассмотрим основные функции речи.

  1. Сигнификативная или номинативная. Суть её состоит в том, чтобы обозначить, дать название, объектам и явлениям вокруг нас. Благодаря ей, взаимопонимание между людьми строиться на изначально общей системе обозначения предметов, как говорящим, так и воспринимающим информацию.
  2. Обобщающая. Она занимается тем, что выделяет ведущие признаки, сущность, предметов и объединяет и в группы по каким то схожим параметрам. Слово обозначает не отдельный предмет, а целую группу предметов, схожих с ним и всегда является носителем их выделяющихся признаков. Данная функция неразрывно связана с мышлением.
  3. Коммуникативная. Обеспечивает передачу информации. От двух вышеуказанных функций она отличается тем, что имеет проявление, как в устной, так и в письменной речи. Такое её отличие имеет отношение к внутренним психологическим процессам.

Виды речи – психология

В психологии различают 2 основных вида речевой деятельности:

1. Внешняя. Она включает в себя как устную, так и письменную речь.

  • диалог – непосредственная беседа, происходящая между 2 людьми.
  • монолог – длительное, последовательное изложение мыслей или мнений одного человека. Сочетательная сторона монологической речи должна сопоставляется с выразительной.
  • письменная речь – представляет собой развёрнутый вариант монолога, но при этом она может оказывать влияние лишь с помощью слов.

2. Внутренняя. Особый вид речевой деятельность. Для внутренней речи характерно с одной стороны, фрагментарность и отрывочность, с другой стороны, в ней исключается возможность неправильного восприятия ситуации. Впрочем, при желании внутренний диалог можно остановить.

Общение и речь в психологии объединяют в себе эти 2 вида речевой деятельности, поскольку на начальных этапах задействована внутренняя речь, а дальше используется внешняя речь.

Психология и культура речи неразрывно связаны между собой. Культура речи – это такая организация языковых средств, которая в современных условиях позволяет наиболее лаконично и информативно высказаться в определённой жизненной ситуации таким образом, чтобы слушатель правильно воспринял полученную информацию.

Именно поэтому, если вы хотите казаться культурным и высокоинтеллектуальным человеком, вам необходимо следить не только за своей внешностью и поведением, но и за своей речью.

Умение правильно высказываться, очень цениться во все времена, и если вы сможете овладеть этим мастерством, то перед вами будут открыты все двери.

Говорят, что словом можно убить человека. Но еще говорят, что доброе слово и кошке приятно. Наша речь поистине удивительна. Какие загадки она таит в себе и какие факты о ней должен знать каждый из нас? В этих вопросах мы и решили разобраться.

Психология жестов и мимики

Порой чтобы понять как расположен к нам собеседник не обязательно слушать то о чем он говорит. Иногда вполне достаточно понаблюдать за его жестами и мимикой. Существует ряд наук, изучающих движения человека во время общения. Мы же рассмотрим их с точки зрения психологии.

Многие из нас знают, что для совершенствования навыка красноречия нужно читать книги. И желательно если это будет классическая литература. Почему же их рекомендуют? Все дело в письменной речи, которая оказывает влияние на то, как мы говорим. В чем еще состоят функции письменной речи мы расскажем далее.

Большинство заболеваний можно предупредить еще в детстве. При грамотном подходе специалистов это обычно не составляет труда. Но иногда детские недуги могут перерасти в серьезные проблемы в старшем возрасте. Например, заикание. Мы решили разобраться можно ли его вылечить и как это сделать взрослому человеку.

Источник: https://womanadvice.ru/rech-v-psihologii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.