Развитие это в психологии определение

Содержание

Что такое Психология развития? Психология развития — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Развитие это в психологии определение

Психология развития — это раздел общей психологии, изучающий развитие психики человека на протяжении всей его жизни.

В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология.

Психология развития исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие

Официальным годом рождения психологии развития принято считать 1882 г. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера “Душа ребёнка”, посвящённой детской психологии. Однако официально термин “психология развития” утвердился в научном сообществе лишь в 60 — 70-е годы ХХ века.

Психология развития в России

Долгое время в нашей стране психология развития охватывала только период жизни человека от рождения до 18 лет и носила название возрастной психологии. Были описаны характеристики каждого из возрастов, основные новообразования и трудности на каждом этапе. Д.Б.

 Эльконин так формулирует закон периодичности: “К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет.

Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой”. Каждый возраст характеризуется:

  • своей социальной ситуацией развития;
  • ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
  • возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития.

Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространённая в отечественной психологии. При этом выделяются следующие собственно возрастные этапы формирования личности:

  • ранний детский (преддошкольный) возраст (0–3),
  • дошкольное детство (3–7),
  • младший школьный возраст (7–11),
  • средний школьный возраст (11–15),
  • старший школьный возраст (15–18).

Западный подход к психологии развития

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах.

Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определённое качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это “поворотные пункты”, моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определённом возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе.

Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д.

 Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнётся с серьёзной жизненной неудачей.

Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

  • Первая фаза — младенчество. Её главная задача — выработать у младенца бессознательное чувство “базового доверия” к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если “базовое доверие” не возникает, у младенца появляется чувство “базового недоверия” к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.
  • Во второй фазе — раннем детстве — у ребёнка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность — стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребёнка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, даёт ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
  • Третья фаза — игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) — формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребёнку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
  • Главное новообразование четвёртой фазы — школьного возраста — чувство, предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребёнка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
  • Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое “Я”, ролевая и личностная неопредёленность. Типичная черта этой фазы развития — “ролевой мораторий” (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьёз и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
  • Шестая фаза — молодость — характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Её альтернатива — чувство изоляции и одиночества.
  • Важнейшее приобретение седьмой фазы — взрослости — творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
  • Последняя, восьмая фаза — зрелый возраст, или старость, характеризуется появлением чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае — отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста — отрешённость и мудрость, т. е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определённой высоты.

Психология развития охватывает жизнь человека как непрерывный процесс изменения личности. Данный раздел психологии позволяет отследить закономерности развития личности, помочь преодолеть основные возрастные кризисы и найти нужный вектор для дальнейшего движения вперед.

Как известно, родителей не выбирают. Если вам повезло — досталась поддерживающая и тёплая мать, а если нет — отец-алкаш или его отсутствие. Но это точно один раз на всю жизнь. Можно долго винить родителей за то, что произошло или не случилось. И, может быть, создать свою жизнь в форме антисценария… Читать дальше

С двух лет, когда у детей начинает формироваться самостоятельное мышление, и они предпринимают попытки осмысливать слова родителей, вдруг оказывается, что некоторые из идей, которые приходят в голову взрослым, детям совсем не по душе! Пребывая в расстроенных чувствах, эти крохи теперь способны хныкать… Читать дальше

Ужасный ребёнок, невыносимый подросток, капризы, бунт, переходный возраст — это можно назвать страшным сном всех родителей. Так хочется, чтобы ребёнок был всегда милый и послушный. Почему же он “портится” и становится таким невыносимым? Поговорим о сепарации. Что это такое, и что же делать родителям… Читать дальше

Как вам такая идея? Выглядеть молодо без инъекций, операций и дорогущих кремов? Фонтанировать энергией и чувствовать себя полным сил без стимуляторов и таблеток в любом возрасте? Притягивать восторженные взгляды и даже вызывать зависть? В хорошем смысле, конечно.

Скажете, что это невозможно? Я тоже… Читать дальше

Аутлет-городок “Мануфактура” приглашает маленьких посетителей и их родителей на ежегодный фестиваль мороженого. В программе праздника: детская анимация, конкурсы, творческие мастер-классы по приготовлению сладких десертов. А ещё — уникальное шоу мыльных пузырей от студии “Арт-Иллюзион” и познавательное…Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме “что такое Психология развития”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/psihologiya_razvitiya/

Психическое развитие человека и его особенности, Понятие о психическом развитии, Особенности психического развития человека, Показатели психического развития, Понятие возрастные и индивидуальные особенности пс сихичного развития, их соотношение – Возрастная психология Библиотека украинские учебникиів

Развитие это в психологии определение

После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании.

Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми, адаптаций ия к миру только начинается результате длительной социализации ребенка и развертывания его психического развития происходит становление зрелой, автономной и аутентичной личноститі.

. Психическое развитие – процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности

Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер – начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека. В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личностиі.

Особенности психического развития человека

Хотя темпы и результаты онтогенетического становления личности является немного разными, вариативными, и сам процесс психического развития индивида характеризуется рядом типичных особенностей. Раскроем содержание наиболее йголовниших из этих особенностей:

1) противоречия как основа психического развития. В основе психического развития, как и любого другого, лежат противоречия, которые бывают внутренними (между составляющими психики самого индивида) и внешними (между индивидом и социумом).

Между этими видами противоречий существует устойчивую взаимосвязь, внешние являются первичными, возникающими вследствие контактов индивида с социумом, однако именно эти противоречия трансформ муються во внутренние, активизируя человека к действиям и предопределяя прогресс психики;

2) непрерывность психического развития. Начавшись еще до рождения ребенка и бурно разворачиваясь после рождения, психическое развитие продолжается каждый день без перерывов,”отпусков”или отдыха.

Нави ить ночью мозг продолжает перерабатывать информацию, поступившую днем ??Исключение составляет лишь явление задержки психического развития, вызванное тяжелыми физическими или психическими травмами мозга, но оно доси во редкое и относится к отклонениямдо відхилень;

3) дискретность – распределение онтогенеза человека на отдельные возрастные периоды со спецификой психического развития в каждом. Распределение этот условный, так как, хотя границы возрастных периодов и определены учеными четко, но психика переходит от одного периода к другому постепенно;

4) необратимость. Те прогрессивные изменения, которые сформировались вследствие психического развития, уже не исчезают, а остаются достоянием личности и влияют на дальнейшее психическое функционирование. Регрессивные т тенденции можно заметить лишь как отдельные формы защитного поведения человека, которые исследовались. ЗФрейдомом;

5) взаимосвязь психического с другими направлениями развития – физическим, социальным, физиологическим.

Так, в немовлячому возрасте психика ребенка развивается на основе физических достижений – например, когда младенец учится самостоятельно сидеть, то значительно расширяется круг его восприятие действительности, и также руки ребенка используются для исследования предметов.

У подростков процесс полового созревания приводит изм ины образа”Я”, начинается осознание себя как взрослого – это является подтверждением связи физиологического и психического развития.

Взаимообусловленность психического и социального развития легко проследить на примере вступления 6-летнего ребенка к школе – новый социальный статус школьника вызывает существенные изменения психики. Итак, когда ученые хотят подчеркнуть взаимосвязь данных направлений развития индивида, то с гаду о его роста, созревания и социализации соціалізацію;

6) неравномерность. В определенном возрастном периоде одни компоненты психики разви

. Данное качество нужна, чтобы избежать перегрузки психики

щихся ускоренно, а другие – замедленно, а в следующем возрастном периоде они чередуются (те функции, которые развивались медленно, ускоряются, а те, ускоренно – замедляются).

Так, по развитию познавательной сферы ребенка можно проследить следующую динамику: в течение немовлячого периода интенсивно развиваются ощущения и восприятия, активизируется память, а мышление и воображение только зарождаются в следующем – раннем возрасте мощное развивается память и мышление, в дошкольном на первое место по темпам развития выходит воображение;

7) переход от низших психических структур в высшие. Новые структуры психической деятельности возникают путем дифференциации имеющихся структур, то есть целостных форм, выделение отдельных функций и новой их интеграция ции, т.е. объединения в новое целое. Иначе говоря, процесс этот идет не от элементов к целому, а от структурно низшего к высшему целого.

Каждая новая психическая структура возникает на основе предыдущей, а не на чистом месте (первая структура своим основанием имеет безусловно рефлекторную системную работу мозга). Она не просто оказывается, а образуется из того, что уже у индивида, и он усваивает из общественной среды.

Доказательством того, что генетически более ранние структуры не исчезают с возникновением поздних есть возможность возврата к ним них;

8)”спиралевидный”характер развития психики. Признание прогрессивной направленности онтогенеза человеческой психики как переходов от менее к более

. Обладая системой обобщенных, абстрактных операций при решении задачи человек может при необходимости прибегать к конкретным действиям и даже к наглядно-действенных способов мышления

. Обостренное стремление к самостоятельности, что проявляется в конце раннего возраста в непослушания, упрямства, строптивости, конфликтах со взрослыми, повторяется у детей-семилеток и в подростковом возрасте, а но с новыми содержанием и формам.

. ГС. Костюк совершенных ее форм не означает, что он идет прямолинейно. Как отмечают некоторые исследователи, в нем наблюдаются бы возврат к пройденным этапам, повторение на новой основе ранее пережитых взаемов отношений индивида с общественной средой, т.е., образно говоря, психическое развитие идет не по прямой, а”по спирали”ралі”;

9) взаимосвязь количественных и качественных изменений психики. Психическое развитие человека есть процесс, в котором количественные накопления психических функций вызывают качественные преобразования, обеспечивая формирование качественной них психических новообразований. При этом психические процессы и свойства ребенка носят в основном качественные различия в психики взрослыхх;

10) планомерность и преемственность психического развития.

Планомерность становления личности проявляется через систематический, упорядоченный характер психических изменений, которые являются стойкими во времени и независимыми е ид вариативных факторов (вроде настроения, внешности человека).

Преемственность психического развития имеет место как взаимосвязь предыдущих и перспективных, будущих психических изменений в общей динамикой эти становления личности, наслоения новообразований психики на ее предыдущие прогрессивные проявлениеви.

Таким образом, психическое развитие представляет собой не последовательность отдельных, несогласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области психики вызывают изменения других психических проявлении.

. Детство говорит о человеке, как утро о грядущем день

. Дж. Мильтон

Показатели психического развития

Для определения адекватности содержания и темпов психического развития индивида психологи опираются на показатели – признаки, подтверждающие формирование прогрессивных изменений психики. Эти показатели оказываются в р различных сферах психической деятельности – интеллектуальной, аффективно-волевой, мотивационной и коммуникативныей.

. Рис 16 показателей психического развития человека

Понятие возрастные и индивидуальные особенности психического развития, их соотношение

Для диагностики адекватности психического развития отдельного индивида ученые опираются на понятие возрастных и индивидуальных особенностей психического развития человека

Все индивиды проходят в нашем обществе одни и те же степени психического развития, но проходят их по-разному. Существуют типологические и индивидуальные различия в самом процессе развития и его ре. Результатом.

Они проявляются в функциональных особенностях нервной системы, в умственных, эмоциональных, моральных, волевых качествах, в потребностях, интересах, способностях и характерологических чертах детей и мо лодых людей в процессе развития складывается неповторимая индивидуальная своеобразие личностисті.

Возрастные особенности психического развития – типичные признаки развития психики в определенном возрастном периоде, выступающих нормативами для определения темпов психического развития индивида

Индивидуальные особенности психического развития – специфические для конкретного индивида темпы и особенности развития его психики

Индивидуальные особенности психического развития сообразно возрастным делятся на адекватные (те, которые соответствуют возрастным) и неадекватные (несоответствующие возрастным). Последние, в свою очередь, могут характ теризуватися ускоренными темпами развития компонентов психики ребенка, опережением и отображать отставание, медленные темпы развития определенных проявлений психики индивида.

У конкретного индивида могут одновременно наблюдаться все вышеупомянутые виды, например, на фоне опережающих темпов интеллектуального развития ребенка может иметь место отставание в формировании ее коммун никативнои компетентности.

. Рис 17. Виды индивидуальных особенностей психического развития

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_sergeyenkova_op/psihichniy_rozvitok_lyudini_yogo_osoblivosti.htm

Развитие личности

Развитие это в психологии определение

Развитие личности – это изменение её количественных и качественных свойств. Развитие мировоззрения, самосознания, способностей, отношений к действительности, характера, накопление опыта.

1. Развитие личности ребёнка
2. Закономерности развития личности человека

Развитие личности ребёнка

Личность — это не врождённая характеристика человека. Ребёнок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определённых условиях.

Исходным и естественным условием становления личности является нормальная (без патологических отклонений) биологическая природа (индивидная организация) ребёнка. Наличие соответствующих отклонений затрудняет, или делает вообще невозможным развитие личности. Особенно это касается головного мозга и органов чувств.

Например, при врождённой или ранее приобретенной аномалии головного мозга у ребёнка может возникнуть такое психическое заболевание, как олигофрения. Оно выражается в недоразвитии интеллекта (умственной отсталости) и личности в целом. При глубокой олигофрении (в стадии идиотии) ребёнок вообще не может стать личностью даже при самых благоприятных условиях воспитания.

Он обречён на индивидное (животное) существование.

Врождённые аномалии зрения (слепота) или слуха (глухота) тоже существенно затрудняют процесс воспитания личности.

Для преодоления и компенсации подобных отклонений приходится использовать специальное коррекционное обучение, развитие и воспитание.

В целом, индивидные свойства и особенности человека выступают как факторы, облегчающие или затрудняющие развитие тех или иных личностных образований: интересов, черт характера, способностей, самооценки и др.

Поэтому их необходимо хорошо знать и принимать во внимание при разработке стратегии и тактики воспитания. Надо сказать, что они недостаточно хорошо изучены. Эти вопросы являются предметом такой отрасли психологии, как психогенетика.

Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребёнком социальных норм и соответствующих им способов поведения.

Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо).

Например, ребёнку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности — наличие социальной среды, то есть конкретных людей — носителей и трансляторов социальных норм.

В качестве таковых выступают люди, с которыми ребёнок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.

По своей психологической сущности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Все возможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личностным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Примером таковых могут служить дети, выросшие в неблагополучных семьях, детских домах, исправительных колониях и т.п.

Процесс передачи ребёнку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным.

Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др.

Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом иных действий.

Воспитание не следует понимать как процесс односторонней активности педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребёнка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности.

Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др.

Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т.п.

Каждое из них требует от ребёнка определенных умений, а самое главное — способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности — это активная деятельность ребёнка, направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Её можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта.

Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается её содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности.

Существует также множество других психологических условий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований.

Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

Закономерности развития личности человека

Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребёнка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребёнок изначально обладает свойством развиваться.

Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д.

Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребёнка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребёнке.

Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания.

Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер.

Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений.

Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами.

Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего.

Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств.

Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:

1) младенческий возраст (от рождения до года);2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);

6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность ещё раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим.

Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.

* По материалам книги «Психология деловых отношений» Занковский А.Н.

Ещё по теме:

Рубрика: Духовное развитие

Источник: https://razvitie4.ru/razvitie-lichnosti.html

Психология развития

Развитие это в психологии определение

Психология развития – раздел психологической науки, изучающий рост и изменения личности на протяжении жизни. Её могут также называть возрастной психологией, хотя это чуть более узкое понятие.

Обычно выделяют четыре основных подраздела ПР: пре- и перинатальную психологию, детскую психологию, юношескую и п.зрелого возраста, а также геронтопсихологию.

Отправной точной в истории ПР стала публикация в 1882 году работы немецкого физиолога и психолога В.Прейера «Душа ребенка».

Сам термин «психология развития» стал общепринятым в 1960-1970 гг.

Объект и предмет психология развития

Объектом является человек в процессе взросления и становления личности. ПР устанавливает изменения людей, происходящие в разном возрасте, устанавливает их закономерности и причины.

Предметом же ПР становятся возрастные периоды, усовершенстование психических процессов (когнитивных, волевых, эмоциональных), моменты и трудности переходов от возраста к другому, скорость и направленность личностного развития в тот или иной период жизни.

Психология развития

Психология развития ставит своими задачами:

  • определение основных закономерностей развития индивидуума;
  • установку причин перехода от одного возраста в другой (от детства к юности, например);
  • классификацию каждого возрастного периода;
  • создание психологического описания каждого из периодов;
  • определение и исследование главных факторов развития.

Исходя из этих задач ПЛ получает следующие функции:

  • описательная – описывает этапы становления личности, особенности, присущие тому или иному возрасту;
  • объяснительная – поиск причин и факторов изменений личности в различном физическом возрасте;
  • прогнозирующая – благодаря этой функции можно заранее понимать, когда наступит психологический кризис, связанный с возрастными изменениями;
  • корректирующая – разработка лучших условий для личностного развития.

Пренатальная и перинатальная психология

Этому подразделу психологии развития уделяется сегодня большое внимание широких масс. Пренатальная психология занимается внутриутробным развитием малыша с 22 недели жизни плода до родов. Интранатальная фаза развития – это роды. Есть доказательства того, что ход родовой деятельности влияет на психику ребенка, а в последствие и взрослого. Постнатальная фаза – первая неделя после родов.

Геронтологическая психология

В центре геронтопсихологии находятся не только психологические, но также социальные и биологические аспекты старения. Процесс старения – дегенеративный, то есть развитие переходит в угасание, деградацию. Задачи геронтопсихологии – найти способы продлить активность когнитивных процессов, социально адаптировать пожилых людей.

Детская психология

Объем работ по детской психологии занимает чуть не большую часть всего объема работ по психологии развития, и это вполне объяснимо – основа личности формируется именно в детском периоде. Детская психология применяется в учебных заведениях, а также является объектом интереса для родителей.

Психология взрослого возраста

В центре этого подраздела ПР – возрастные жизненные кризисы человека. Часто подобные кризисы приводят к кардинальным изменениям в личной и общественной жизни человека. Кризис – это не нечто негативное, но толчок к новому витку развития.

Возраст

Одним из важнейших понятий ПР является понятие возраста.

Он может быть:

  • биологическим (соответствие физических параметров индивида средним показателям);
  • социальным;
  • психологическим (т.н.

    психологическая зрелость);

  • физическим (числовое значение в днях, неделях, годах).

Педиатра будет волновать несоответствие биологического возраста физическому, детского психолога – социального возраста физическому, психолога для взрослых – социального возраста физическому.

Принято следующее возрастное деление:

  • младенчество – с 0 до года;
  • раннее детство – с года до трех;
  • игровой возраст (дошкольник) – с трех до шести лет;
  • школьник – от шести/семи до двенадцати;
  • юношество – от двенадцати до двадцати лет, здесь также может добавляться категория тинейджер или подросток – с 12 до 16 лет;
  • молодость – с 20 до 25 лет;
  • взрослый – от 26 до 60 лет;
  • старость – с 60 (65) лет.

Факторы, влияющие на развитие личности

Основными факторами являются наследственность (биологический), среда и воспитание (социальные). Среда в данном случае – очень широкое понятие, подразумевающее все внешние факторы, влияющие на развитие личности: семья, друзья, место проживания, культурная и национальная сферы. Под воспитанием подразумевается осмысленное развитие ребенка.

Теории развития

Различные психологические концепции породили множество теории развития личности.

Можно выделить следующие теории:

  • теория созревания Гезела, определившего различную скорость обучения в разных возрастах;
  • теория происхождения и эволюции Дарвина, Лоренца, Тинберга;
  • теория привязанности Боулби и Мэри Эйнсуорт – это ведущая теория при объяснении поведения младенцев.

    Привязанность – достижение эволюции, она необходима для увеличения шансов младенца на выживание и наилучшую адаптацию. В зависимости от того, чувствует ли ребенок себя комфортно и безопасно с главным взрослым его жизни (обычно это мать), зависит его дальнейшее развитие и формирование связей с другими людьми.

  • Система Марии Монтессори отражает идею о стремлении ребенка к самостоятельности. Взрослые должны создать для ребенка обучающую «подготовленную» среду, ребенок же самостоятельно выбирает занятие. Монтессори-педагог лишь слегка корректирует процесс.

    Наиболее эффективна эта система для детей 3-6 лет (игрового возраста), однако на сегодня открыто множество учебных центров Монтессори, где занимаются с детьми от 8 месяцев.

  • Ортогенетический принцип Хайнца Вернера, одного из основоположников сравнительной психологии личности.
  • Когнитивное развитие Пиаже.

    Согласно этой теории развитие человека не ограничивается его врожденными способностями: возможно развить познавательные навыки.

  • теория научения физиолога Павлова, выросшая в бихевиористический подход к развитию личности.
  • теория социального научения Альберта Бандуры, изучавшего подростковую агрессию.

  • Теория Выготского с выводом о влиянии на развитие личности социальной ситуации развития.
  • теория психосексуального развития Фрейда с выделением таких периодов развития ребенка, как оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

  • теория о 8 периодах развития личности Эриксона, который переосмыслил этапы развития по Фрейду, добавив к ним еще три взрослые стадии.
  • теория зрелости Карла Юнга.

Знакомство с основами психологии развития даст ключи к пониманию своих детей, старших родственников, а также самого себя. Применяя полученные данные, можно преодолеть с наименьшими потерями жизненные кризисы развития, сделать свою жизнь гармоничнее и счастливее.

Автор статьи социальный психолог  Гудилова Екатерина Владимировна

Источник: https://urologia.msk.ru/main/psixologiya/psixologiya-razvitiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.