Подходы к определению понятия менеджмент

Менеджмент и различные подходы к определению понятия

Подходы к определению понятия менеджмент

Широкий общественный интерес к менеджменту в значительной степени связан со становлением и развитием школ бизнеса или школ менеджмента, наиболее распространенных в США и являющихся частью “инфраструктуры управления”. Инфраструктурные отрасли в производстве – энергетика, транспорт, телекоммуникации и т.п.

, и в непроизводственной сфере – образование, издательское дело, компьютерные сети общего пользования, консультирование и т.п.

– весьма развиты именно в рыночной экономике, где особенно важны горизонтальные связи, и услуги общего пользования, удовлетворяющие некую общественную потребность и оплачиваемые потребителем, быстро оформляются в самостоятельный большой, средний или малый бизнес.

Сегодня США – страна самой развитой в мире управленческой инфраструктуры.

Только зарегистрированных, имеющих официальный сертификат Американской ассамблеи университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления в Америке свыше 1300, в том числе 600 – это школы бизнеса, самостоятельно действующие в рамках многопрофильных университетов.

Они дают регулярное образование в области бизнеса и менеджмента. В стране действуют свыше 10 тыс. консультативных фирм, не считая десятков тысяч независимых консультантов, которые оказывают услуги по различным аспектам этой деятельности.

Более 70 периодических изданий, свыше десятка издательств специализируется на литературе по управлению и бизнесу. США – лидер науки управления, исследований в области бизнеса и менеджмента, с точки зрения и численности исследователей, и объема затрачиваемых средств, и широты охватываемых проблем.

Менеджмент как научная дисциплина прошел долгий и противоречивый путь развития, и рассматривать его, несомненно, нужно с учетом исторического опыта, тех целей и задач, которые ставились на разных этапах его развития.

Эффективность и качество управленческого труда определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов принципов, методов без хорошей теории практика слепа.

Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:

1. Комплексный

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

2. Интеграционный

Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

– между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

– между стадиями жизненного цикла объекта управления;

– между уровнями управления по вертикали;

– между уровнями управления по горизонтали.

3. Маркетинговый

Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при решении любых задач на потребителя:

– повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;

– экономия ресурсов у потребителя за сет повышения качества;

– экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического процесса (НТП);

– применение системы менеджмента.

4. Функциональный

Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.

После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

5. Динамический

При применении динамического подхода объект управления рассматривается в динамическом развитие, причин наследственных связей и соподчиненности производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

6. Воспроизводственный

Это подход ориентированный на постоянное возобновление производства товара услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравнению, с лучшим технологичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

7. Процессный

Рассматривает функции управления, как взаимосвязанный процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанный действий.

8. Нормативный

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента, нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

– целевой подсистемой;

– функциональной подсистемой;

– обеспечивающие подсистемы.

9. Количественный

Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных системы баллов и другие. Управлять можно цифрами и не только словами.

10. Административный

Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

11. Поведенческий

Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознание своих собственных возможностей, на основе подхода современных поведенческих наук, к построению и управлению фирмой.

Основной целью этого подхода является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов.

Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом.

12. Ситуационный

Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который соответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней.

13. Системный

При системном подходе любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:

– процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

– необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

– целей отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

– восхождение от абстрактного к конкретному;

– единство анализа и синтеза логического и исторического;

– проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.

Понятие «менеджмент» прочно вошло в нашу жизнь и стало привычным для деловой российской жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.

В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина «менеджмент». Можно ли считать, что английское понятие “менеджмент” и русское “управление” и, соответственно, “менеджер” и “руководитель” – это одно и то же. И да, и нет.

В общем смысле или, так сказать, с высоты птичьего полета, пожалуй, – да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам. Однако два отличия представляются существенными.

Во-первых, говоря о “менеджменте”, американцы почти всегда подразумевают фигуру “менеджера” – человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин “администрация”, “администрирование”, который в большей степени отражает обезличенную систему управления.

Во-вторых, когда говорят “менеджер”, то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер – это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку.

В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес.

Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. “Управление бизнесом” – это управление коммерческими, хозяйственными организациями.

Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как “деловое администрирование”.

Термин “менеджмент” применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин public administration – “государственное управление”. Бизнесмен и менеджер – это не одно и тоже.

Бизнесмен – это тот, кто “делает деньги”, владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления.

Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса – это предпринимательство.

Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека – предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск.

Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим крупным фирмам.

Page 3

Таким образом, мы определили, что менеджмент – это область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития.

В ходе работы было дано определение:

Основным понятиям, применяемым в менеджменте

Элементам системы управления

Принципам управления

Методам управления

Менеджмент как научная дисциплина прошел долгий путь развития, и в настоящее время известны и применяются более 13-ти научных подходов, суть которых раскрыта во второй главе работы.

В третьей главе раскрывается специфика использования термина «менеджмент» в различных странах. В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес, хотя на данный момент становится очевидным, что менеджер и бизнесмен – далеко не одно и то же.

Данные различия в понимании сути и значения менеджмента делают необходимым более детальное изучение менеджмента как науки.

Таким образом, эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики.

Именно менеджмент, управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации.

Галькевич Р.С. Набоков В.И. Основы менеджмента. М . – 1998.

Менеджмент. Под редакцией Максимцова М.М. Игнатьевой А.В. М . – 1998.

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М . – 1995.

Веснин В.Р. Основы менеджмента. М . – 1997.

Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять. М . – 1995.

Розенберг Д.М. Бизнес, менеджмент. М . – 1997.

Ховард К. Коротков Э. Принципы менеджмента. М . – 1996.

Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М . – 1996 .

Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М . – 1990 .

Кабанов А.Я. Управление персоналом организации. М . – 1997.

Уткин Э.А. Управление фирмой. М . – 1996.

Источник: https://studbooks.net/1178083/menedzhment/menedzhment_razlichnye_podhody_opredeleniyu_ponyatiya

Основные подходы к определению понятия «менеджмент»

Подходы к определению понятия менеджмент

Термин «менеджмент» имеет целый ряд дефиниций, которые определяются следующим образом:

  • как научная дисциплина;
  • как система принятого и реализованного решения в управлении;
  • как управленческий орган;
  • как управляющий организацией персонал;
  • как вид деятельности (процесс или функция;
  • как искусство.

Каждое из данных направлений следует определить более детально.

Менеджмент как наука

Менеджмент в плане теории принадлежит к социально-экономическим наукам. Менеджмент как наука включена в систему научных представлений, являющихся теоретической базой практического управления и обеспечивающих научным сопровождением практическое функционирование.

Социально-экономическая система являет собой объект изучения для теории управления.

Менеджмент как наука включает в себя следующие направления:

  • методология управления и его организация;
  • дифференциация и интеграция деятельности;
  • организационные, технические и социально-экономические аспекты.

Менеджмент как процесс принятия решения

Любая ситуация, которая может возникнуть в период управленческого процесса, представляет собой задачу, которую менеджеру необходимо решить, а в случае необходимости скорректировать формулировку целей и программу дальнейших действий.

Информация, которая поступает к менеджеру, представляет собой основу для ее обработки и последующего решения, принятого в процессе управления.

Решение, принятое на базе полученной и изученной информации, членится на составляющие, т.е. конкретизируется для каждого уровня и каждого исполнителя.

При этом контроль за выполнением принятых решений – необходимая составная часть управленческого процесса.

Изучение информации, ее анализ, принятое в последующем решение на ее базе является технологической основой менеджмента.

Менеджмент как организация

Этот подход позволяет рассматривать менеджмент как организацию управления неким объектом (общественной или коммерческой организацией, объединением людей, политической партией и т.д.). Следовательно, основная цель менеджмента – обеспечение необходимых результатов в процессе деятельности.

Любая организация имеет определенную структуру – подразделения, на которые возложено выполнение конкретных задач. Процесс их реализации необходимо контролировать, координировать и направлять.

В результате в любой организации необходимо сформировать систему управления, которая будет состоять из управленческого аппарата на различных уровнях и органа управления.

Менеджмент как люди, управляющие организацией

Подобный подход строится на том, что все процессы управления координируются специалистами, имеющими профессиональную подготовку.

Чтобы осуществить грамотное руководство организацией, менеджер должен иметь необходимые знания, навыки, необходимые ему для успешного достижения конкретных результатов благодаря использованию известных ресурсов (потенциал сотрудников, время, производственные мощности, информация, деньги, научные разработки и т.п.).

В подобной ситуации элементами менеджмента представляются такие как:

  • Корпоративная культура (культура организации)
  • Стиль руководства;
  • Управленческие формы
  • Управление компании с участием сотрудников

В рамках своих компетенций и полномочий менеджер-профессионал должен иметь навыки организации и мотивирования сотрудников, планирования, учета специфики внешнего окружения.

Менеджмент как функция и процесс

Менеджмент представляет собой отдельное направление в профессиональной деятельности. которая позволяет достигать определенные результаты при использовании имеющихся ресурсов.

В определении менеджмента как функции выделяют три аспекта:

  • Процессный – менеджмент может быть представлен как взаимозависимый процесс, обладающий обратной связью;
  • Системный – менеджмент может быть рассмотрен как управление составляющими компонентами организации, которые неразрывно связаны между собой, так и внешней средой;
  • Ситуационный – менеджмент, предполагающий принятие решения в зависимости от особенностей возникшей ситуации.

Все существующие виды деятельности и все реализующиеся управленческие решения, принимаемые в процессе реализации, объединяются процессным подходом в одну цепочку. Менеджмент при этом всегда имеет обратную связь, благодаря которой координируются все процессы.

Процессный подход можно выразить в следующей цепочке операций: «планирование – определение ресурсов (организация) – мотивация – контроль».

Системный подход помогает воссозданию взаимосвязей между всеми элементами организации, а также их связь с элементами внешней среды. При успешной работе системы организация на выходе имеет поставленные задачи реализованными (добавленную стоимость, прибыль и др.).

Системный подход предполагает возможность обозначения в организации подсистем разного рода, способных выполнить узкоспециализированные задачи. Среди подсистем обычно выделяют такие как: персонал, производство, финансы, маркетинг, менеджмент, НИОКР. Подсистемы дополняются или убираются в зависимости от особенностей деятельности предприятия.

Ситуационный подход предполагает принятие управленческие решения каждый раз по-разному, в зависимости от конкретного времени и ситуации. Менеджер, действуя в рамках ситуационного подхода, учитывает факторы разного рода (ситуационные переменные).

Принята точка зрения, что подобное управление может быть успешно, если менеджер учитывает 10 факторов.

При этом известно, что возможный набор существующих переменных гораздо больше, и решение конкретной задачи требует использования различного набора переменных.

Менеджмент как искусство

Подобный подход индивидуальные качества и особенности менеджера, которые он использует для достижения необходимых результатов, ставит во главу угла

Разработка управленческих решений, их выбор и принятие зависит от определенных личностных качеств менеджера: образование, интуиция, убеждения, опыт работы, коммуникабельность, тип мышления, инициативность, решительность.

Деятельность менеджера, возведенная до уровня творчества, позволяет существенно влиять на качество принимаемых управленческих решений и во многом определяют успешное их выполнение. Это и есть искусство менеджмента.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/osnovnie-podhodi-k-opredeleniyu-ponyatiya-menedzhment/

Менеджмент как наука

Теория менеджмента относится к классу социально-экономических наук. Научные основы менеджмента включают в себя систему научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления и обеспечивает эту практику научными рекомендациями.

Объектом изучения в теории управления является социально-экономическая система.

Проблематика менеджмента как науки составляют: методология и организация управления, дифференциация и интеграция деятельности, социально-экономические и организационно-технические аспекты.

Менеджмент как процесс принятия решения

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, классифицируется как задача, требующая от менеджера принятия соответствующего решения и, при необходимости, корректировки программы действий и формулирования целей.

Основой принятия управленческого решения является поступающая к менеджеру информация, которая подлежит соответствующей обработке. Принятое на основе полученной и обработанной информации решение разбивается на составные части, т.е. конкретизируется для исполнителей различного уровня. Также необходимо осуществлять контроль исполнения принятого решения.

Анализ информации и последующее принятие на ее основе решений составляет технологию менеджмента.

Менеджмент как организация

При этом подходе менеджмент рассматривается как организация управления некоторым объектом (коммерческой или общественной организацией, политической партией, объединением людей и т.д.) для достижения определенных целей (получение прибыли, победа на выборах и т.д.). Таким образом, суть менеджмента состоит в обеспечении определенных результатов в ходе деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=BySuv3P9Mo8

Организация делится на структурные единицы (подразделения), которые выполняют возложенные на них задачи. Деятельность этих подразделений направляется и координируется.

Таким образом, в любой организации формируется орган управления, управленческий аппарат различных уровней, которые составляют систему управления.

Менеджмент как люди, управляющие организацией

Этот подход предполагает, что процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами.

Для осуществления руководства организацией менеджер должен обладать определенными знаниями, навыками, которые позволят ему эффективно добиваться поставленных результатов за счет использования различных ресурсов (потенциал других людей, деньги, время, производственные мощности, информация, научные разработки и др.).

Составляющими менеджмента при данном подходе являются следующие факторы:

  • корпоративная (организационная культура);
  • стиль руководства;
  • формы управления;
  • участие работников в управлении организацией.

Профессиональный менеджер в рамках своих полномочий и компетенции должен уметь планировать, организовывать и мотивировать подчиненных, учитывая особенности внешней среды.

Менеджмент как функция и процесс

Менеджмент – это отдельный вид профессиональной деятельности, в ходе которой при использовании ресурсов достигаются определенные результаты.

Существует три подхода к определению менеджмента как функции:

  • процессный, когда менеджмент представляется как связанный процесс, имеющий обратную связь;
  • системный, когда менеджмент рассматривается как управление взаимосвязанными друг с другом элементами организацией, которые также имеют связи с внешней средой;
  • ситуационный, когда процесс принятия решений зависит от специфики каждой конкретной ситуации.

Процессный подход объединяет все виды деятельности и все принимаемые в ходе их реализации управленческие решения в одну цепочку. При этом менеджмент имеет постоянную обратную связь, при помощи которой происходит координирование процессов.

Процессный подход выражается в простой цепочке действий «планирование – организация (выделение ресурсов) – мотивация – контроль».

Системный подход подразумевает описание взаимосвязи элементов организации между собой и с элементами внешней среды. Если система работает эффективно, то на выходе организация получает реализацию поставленных задач (образование добавленной стоимости, получение прибыли и т.д.).

В рамках системного подхода в организации выделяются различные подсистемы, которые заточены под выполнение узкоспециализированных задач. Традиционно выделяются следующие подсистемы: маркетинг, производство, финансы, НИОКР, персонал, менеджмент. В зависимости от специфики деятельности организации, подсистемы могут дополняться или убираться.

Ситуационный подход подразумевает, что принятие управленческих решений происходит неодинаково каждый раз. Решения зависят от конкретной ситуации в конкретное время. Менеджер, принимая решения в рамках ситуационного подхода, ориентируется на различные факторы (ситуационные переменные).

Исследователи сходятся во мнении, что для эффективного управления подобным образом максимально возможное количество принимаемых во внимание факторов равно 10.

При этом отмечается, что набор возможных существующих переменных значительно больше, и при решении конкретной задачи каждый раз используется различный их набор.

Менеджмент как искусство

Данный подход во главу угла ставит индивидуальные особенности и качества менеджера, используя которые он достигает поставленных перед ним результатов.

Разработка, выбор и принятие управленческих решений зависит от следующих качеств менеджера: интуиция, образования, опыт работы, коммуникабельность, убеждения, решительность, инициативность, тип мышления.

Творчество менеджера, возведенное в обязательный и важнейший атрибут его деятельности, существенно влияющее на качество управленческих решений и в значительной мере определяющее успех их реализации характеризует искусство менеджмента.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/opredelenie_ponyatiya_menedzhment_/osnovnye_podhody_k_opredeleniyu_ponyatiya_menedzhment_/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.