Определение государства в тгп

Понятие и сущность государства в ТГП (теории государства и права)

Определение государства в тгп

Государство – это политическая организация общества. Точнее – политический орган, или, в более узком смысле, институт власти. В это понятие входит формальное объединение людей, установление порядка и безопасности, методы государства, законы и их применение, его территория, район юрисдикции или географические границы и, наконец, суверенитет.

Определение

Если рассматривать понятие и сущность государства в ТГП, оно представляет собой сложную политико-правовую форму организации общественной жизни.

Его основная цель связана с управлением общественными процессами, которые включают в себя защиту прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества.

Возникновение государства является следствием развития цивилизации.

Его формирование возможно только при наличии определенных условий на конкретном этапе развития социума.

В процессе эволюции общества происходило создание системы правил поведения, позволяющей управлять социальными процессами. Эти правила устанавливала публичная власть.

По мере того как усложнялись социальные связи, происходил и аналогичный процесс, связанный с нормами и институтами политической власти.

Предпосылки возникновения

Они обусловлены самой природой общества, которое следует рассматривать в качестве определенного типа отношений между людьми, и связями. Они, в свою очередь, могут иметь экономический, политический, духовный, юридический характер.

При этом важной чертой является наличие общей территории, в границах которой осуществляется удовлетворение их основных жизненных интересов и потребностей.

В качестве предпосылки возникновения государства с точки зрения основных подходов к сущности этого понятия выступает необходимость реализации и обеспечение этих потребностей.

Как внутренние, так и внешние общественные отношения регулирует публичная (государственная) власть. Ее отличает наличие монополии на принуждение в случае нарушения законов и системы специальных органов, занимающихся реализацией установленных правил. Ее решениям свойственен общеобязательный характер, и они в обязательном порядке должны исполняться.

Признаки

Они отражают сущность государства в ТГП. Оно в качестве одной из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется наличием основных признаков. На их основании его можно определить как территориально организованную публично-правовую общность населения, построенную на началах власти, деятельность которой осуществляется в рамках существующего права.

Народ

Его рассматривают как первый признак. Государство является союзом людей, проживающих на одной территории и имеющих общие интересы, в качестве которых выступает стремление к усовершенствованию совместной жизни. Основным средством для этого является установление и поддержание справедливого правопорядка. Основой государственного союза называется право.

Территория

Этот признак государства является постоянным. Принцип территориальной организации государства – это распространение власти на определенное пространство, находящееся под юрисдикцией государства. Люди, которые проживают на этой территории, являются его подданными или гражданами.

Еще один важный признак, соответствующий сущности государства в ТГП. Ее утверждает народ, от имени которого она выступает. Также ее называют государственной.

А представляет ее особая группа людей, которые занимаются осуществлением задач и функций государства.

При этом власть способна ограничивать права и свободы, которыми пользуются граждане, а также полномочия других государств. В качестве ее ценностного регулятора выступает право.

Исходя из сущности государства в ТГП, можно определить, что власть имеет свои характерные признаки:

  • наличие собственного аппарата управления, использующего с этой целью специальные органы;
  • представительный характер (деятельность осуществляется от имени граждан);
  • легитимность – граждане признают ее и подчиняются ей.

Суверенитет

В литературе по теории государства и права это понятие определяется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

В соответствии с этим значением она распространяется на всех граждан и организации, а решения ее органов являются обязательными.

Также она обладает исключительным правом свободного решения своих задач и выполнения функций.

Системы функционирования государства

С помощью налоговой и финансовой систем формируется государственный бюджет, который затем распределяется на различные общественные нужды.

Правовая система выступает как юридическое оформление государственной власти, благодаря чему последняя является легитимной. Посредством системы права происходит оформление юридических рамок и форм того, как государство осуществляет свои задачи и функции. Функционирование всех субъектов происходит в рамках установленных правовой системой норм.

понятия

Если рассматривать кратко, сущность государства в ТГП представлена как феномен общественной жизни. Его можно рассматривать с разных точек зрения. Например, как институт, представляющий систему органов государственной власти и учреждений, функционирование которых осуществляется на правовой основе. На основании этого и существуют различные подходы к сущности государства в ТГП.

Его можно рассматривать в качестве равноправного субъекта правоотношений. В публичном смысле оно является властью, основной задачей которой называется охрана прав и свобод, обеспечение безопасности, законности и правопорядка. С точки зрения функционирования оно представляет собой способ, посредством которого регулируются и упорядочиваются общественные отношения.

Фактически, содержание понятия «сущность государства» в ТГП заключается в необходимости управлять обществом, опираясь на демократические принципы правления, защищая основные права и свободы граждан, а также в обеспечении социального компромисса (общественного согласия). Таким образом, все вышесказанное следует рассматривать как основную его обязанность.

Сущность и социальное назначение государства в ТГП заключается в том, что, являясь организацией политической власти, оно должно отстаивать интересы граждан. В своей деятельности оно должно решать проблемы, связанные с самыми разными сферами жизни общества, обеспечивать стабильность и сбалансированное развитие, социальный компромисс и правопорядок.

Функции

По сути, это отражение как назначения, так и социальной сущности государства в ТГП. Функции являются ничем иным, как основными направлениями деятельности. По своему характеру они бывают постоянными и общесоциальными, хотя на разных этапах развития общества могли быть направлены на решение узкокорпоративных задач.

функции определяет форма организации власти и стоящие перед государством цели. Они могут быть внутренними и внешними. В соответствии со временем осуществления могут быть постоянными и временными. Исходя из формы деятельности – законотворческими, управленческими, судебными и контрольно-надзорными.

Сущность государства: основные подходы в ТГП

Существует несколько точек зрения о данном понятии. По мнению различных ученых, подход может быть классовым, общечеловеческим, религиозным, национальным и расовым.

В первом случае государство рассматривается как политическая власть экономически господствующего класса, чьи интересы оно обеспечивает. В рамках общечеловеческого (или общесоциального) подхода оно рассматривается как организация общества, обуславливающая компромисс интересов разных социальных групп.

С точки зрения религиозного подхода доминирующими являются интересы, относящиеся к определенной религии. Примером могут послужить исламские страны, где политика основывается в первую очередь на религиозных доктринах и правилах.

Национальный подход обуславливает приоритет интересов титульной нации по сравнению со всеми остальными народностями, проживающими на территории этого государства.

Расовый подход опирается на необходимость удовлетворения в первую очередь интересов одной расы, которая имеет преимущества по сравнению с остальными, проживающими на той же территории.

Сущность и типы государства в ТГП являются взаимосвязанными понятиями. Классификация осуществляется на основе отечественной и зарубежной литературы.

Типы государства рассматриваются с точки зрения классического понимания и современных подходов с учетом отличительных и определяющих критериев. Типология государства – это совокупность важнейших качеств и достоинств разных стран и система их общих особенностей.

Чаще всего рассматриваются две точки зрения, относящиеся к государственной типологии: формационная и цивилизационная.

В работе К. Маркса и Ф. Энгельса под названием «Немецкая идеология» было предложено пять типов социально-экономических формаций, которые направлены на различные объекты собственности, такие как: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общества.

Основа формационной концепции – социально-экономическая формация, которая показывает исторические типы общества, основанные на определенном методе производства. Определенный тип производственных отношений соответствует конкретному типу общества.

Рабовладельческое государство – это тип первого исторического сообщества. Первые такие государства появились в долинах рек Египта, Индии и Китая в конце четвертого и начале третьего тысячелетия до нашей эры. Позже в долинах Средиземного моря сформировались Древняя Греция и Древний Рим.

Феодальный тип сменил рабовладельческое государство. Феодальные страны пережили несколько этапов развития: создание единого государства, распад, возникновение династической монархии.

Капиталистическое государство появилось в результате разрушения феодальных экономических и общественно-политических конструкций под влиянием буржуазной революции. Объективные и субъективные предположения такого рода революции были заложены в недрах феодального общества.

Социалистическое государство, где экономическая база основана на общественной собственности на инструменты производства. Предполагалось, что свобода рабочих и защита от угнетения капиталистов, национализация промышленных орудий будут развивать блага труда и жизни людей и повышать культуру.

Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби предложили свой подход к типологии структур общественной жизни. Основа развития общества согласно их взглядам различается в той или иной степени культурно-историческими типами или цивилизациями. Они проходят в своем развитии несколько этапов в следующей последовательности: возникновение, развитие, зрелость и разрушение.

Цивилизация (от латинского civilis) означает «человек», «общественность». Ее синонимы – культура, этап и степень развития материальной и духовной культуры.

В своем развитии цивилизация проходит несколько этапов:

  • Региональные цивилизации – включая их связи друг с другом, каждая из них связана с государством, у них есть множество социальных институтов (Древний Египет, Шумер, Индия и др.).
  • Особые цивилизации – индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская.
  • Современная цивилизация характеризуется периодом традиционной общественно-политической жизни.

По мнению Тойнби, цивилизация является замкнутым и локальным состоянием общества, которое имеет общие религиозные, этнические, географические и иные признаки.

Источник: https://FB.ru/article/463325/ponyatie-i-suschnost-gosudarstva-v-tgp-teorii-gosudarstva-i-prava

Понятие государства и права

Определение государства в тгп

Общая теория государства и права является общетеоретической юридической наукой. Государство и право неразрывно связаны между собой. Право – это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства.

Государство не может обходиться без права, которое служит своему государству, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть помимо государства, поскольку лишь государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения.

Государство вводит меры принуждения к соблюдению норм права.

Изучение государства и права следует начинать с понятия и происхождения государства.

Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество.

Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

     Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

     Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Издание законов и правил, обязательных для населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

     Возникновению государства предшествовал первобытнообщинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства.

Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетия.

В различных исторических регионах распад первобытнообщинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

     Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

     Известно несколько исторических типов государств и права – рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы государственного правления, государственного устройства, политического режима.

      Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).

Форма правления

      По    форме     правления    различают монархию и республику.

      При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.), власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия).

       Примером абсолютной монархии могут служить монархии в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии существуют в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и других странах.

       Признаками  монархической  формы  правления  являются:

власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности (история знает исключения: цареубийца становится царем), воля монарха неограничена (он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.

       Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону.

       В современных условиях различаются республики: парламентская, президентская, смешанная.

       В парламентской республике верховная роль в организации государственной жизни общества принадлежит парламенту: он формирует правительство, которое несет коллективную ответственность перед парламентом и уходит в отставку в случае утраты к нему доверия, глава государства избирается парламентом. Парламентскими республиками являются, например, ФРГ, Италия, Венгрия, Латвия.

    В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства: президент избирается всенародно (референдумом), например, во Франции, Мексике, либо населением (США).

       Смешанные республики сочетают элементы президентской и парламентской республик (Финляндия, Румыния).

Форма государственного устройства

       По формам государственного устройства государства делятся на государства, состоящие из административно-территориального  или  национально-территориального устройства, и государства, в составе которых нет других государств. Такие государства называются унитарными.

В составе унитарного государства могут быть административные или национальные образования, не пользующиеся суверенитетом (области, провинции, губернии), имеются один законодательный орган, правительство, одна конституция.

Федеративные государства – это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований – штатов, кантонов, земель, республик и др.

      В состав федерации входят государства (субъекты федерации), имеющие, как правило, свою конституцию, свою законодательную компетенцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы и свое административно-территориальное деление.

     Конфедерация – союз суверенных государств, сохраняющих свой суверенитет в полном объеме и объединившихся в союз в целях координации некоторых своих действий внутри объединения и на международной арене, т.е. для определенных целей.

     Своеобразным объединением является Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное для координации политики и экономики. Координация осуществляется Советом глав государств, представленных их Президентами, Советом глав правительств, представленных их министрами, и Межпарламентской ассамблеей.

Политический режим

       Политический   режим  может быть демократическим и антидемократическим.

     При демократическом режиме основу составляют демократия, народовластие, приоритет прав и свобод личности в стране. К разновидностям демократического режима относятся либеральный, буржуазно-демократический или конституционный режимы, режим правового государства.

     К антидемократическим режимам относятся фашистский, авторитарный, тоталитарный, расистско-националистический и др. Режим в гитлеровской Германии был одновременно и фашистским, и расистским.

     В условиях демократии появляется стремление к созданию правового государства. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права*

*См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: ИПП. «Отечество», 1993. С. 56 и далее.

     Наличие и действие законодательства еще не свидетельствует о существовании в обществе правовой государственности. Российское государство имеет цель стать правовым. Россия является демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации сказано: «Российская Федерация – Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

     Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей».

     Признаки правового государства в условиях демократии рассматриваются в юридической литературе по-разному. Так, С.С.

Алексеев относит к ним: выполнение законодательных и контрольных функций представительными органами; наличие государственной власти, включая исполнительную власть; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; утверждение в обществе неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека*

* См.: Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. – М.: Юридическая литература, 1994. С. 13.

.В.А. Четвернин противопоставляет понятие «правовое государство» и «государство законности», считая, что господство закона не может не ограничивать субъективных прав*.

* См.: Четвернин В.А. Понятие права и государства. – М.: Изд. Дело, 1997. С. 97-98.

В.И. Зуев называет иные признаки понятия правового государства:

1) экономической основой правового государства является многообразие в стране форм собственности – экономической основы рыночной экономики;

2) социальной основой правового государства является гражданское общество с его частной жизнью, не зависимой от государства, со свободой труда и предпринимательства, со сложившимся мощным слоем «среднего класса»;

3) идеологической основой правового государства являются идеи правового государства, опирающиеся на теорию естественного права, правового закона, неотчуждаемых прав личности*.

* См.: Основы права Российской Федерации./ Под ред.В.И. Зуева. – М.:МИПП, 1997. С. 35.

    Теория правового государства в российской юридической литературе еще окончательно не сформирована. В значительной степени используются зарубежная теория и практика понятия правового государства.

     Правовому государству должно быть свойственно верховенство закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, подчинение закону самого государства и его органов, взаимная ответственность государства и личности, развитие местного самоуправления и др.

Крылова З.Г. Основы права. 2010

Источник: http://be5.biz/pravo/p006/101.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.