Определение гос границы

Содержание

Гос граница определение

Определение гос границы
проложенные в натуре или воображаемые линии на земной и водной поверхности, а тж.

проходящие по ним воображаемые вертикальные плоскости, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли. Г.г.

подразделяются на сухопутные, речные и озерные, а тж.

морские. Под сухопутными границами понимаются линии, проходящие по характерным точкам рельефа местности (напр. горным хребтам)

Российской Федерации это: Государственная граница Российской Федерации линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е.

пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной Российской Федерации на море является линия внешнего предела территориальных вод.

Государственные границы: понятие, виды, способы установления, режим

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение.

Государственной Российской Федерации как определено в Законе о государственной границе РФ 1993 года, является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории РФ — суши, вод, недр и воздушного пространства. границы могут проводиться с учетом географических особенностей местности (горы, реки, берег моря и т.п.).

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д.

Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по международному праву. Все шпаргалки представлены в популярных форматах 2, txt, ePub. html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.

— на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам или иным образом.

Например, по ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской (2006 г.

) граница на местности обозначена пограничными знаками следующим образом: на сухопутных участках — основными пограничными знаками, состоящими из двух столбов, установленных соответственно на территории РФ и Монголии, как правило, на расстоянии 2,5 м каждый от государственной, и центрового столбика, установленного между этими столбами на самой государственной, а также промежуточными пограничными знаками, состоящими из одного столба, установленного на самой; — на морс — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными государствами определяются по соглашению между ними).

Понятие и виды . Государственная граница — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяю­щие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Границы между сопредельными го­сударствами обычно определяются договорами между ними .

В период существования СССР практически со всеми со­седними странами были заключены договоры о прохождении государственной границы.

в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной к берегам озера или иного водоема.

Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону; д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

Государственные границы устанавливаются в договорном порядке.

Международное право

Современное международное право запрещает односторонние, тем более насильственные, действия по изменению границ.

Декларация принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г.

провозглашает принцип нерушимости границ. Это, однако, не означает, что государства ни при каких обстоятельствах не могут решать вопросы об изменении границ.

Данные вопросы должны решаться в строгом соответствии с основными принципами и нормами международного права, т.е.

Источник: http://finpravsentr.ru/gos-granica-opredelenie-40459/

Государственная граница Российской Федерации это

Основным законодательным актом, регулирующим вопросы защиты и охраны Государственной границы РФ, является Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. Охрана государственной границы подразделяется на политическую, экономическую, санитарную.

Политическая охрана призвана обеспечивать неприкосновенность Государственной границы Российской Федерации; неукоснительное соблюдение существующих правил пересечения границы гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, перемещения средств и грузов; пресечение попыток незаконного пересечения границы людьми, всеми видами транспорта, вооруженными группами и т.п.

с изменениями и дополне­ниями, внесенными 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г.

Он характеризует государственную границу как «пространствен­ный предел действия государственного суверенитета Россий­ской Федерации». Государственной границей России считается граница РСФСР, закрепленная законодательными актами и международными договорами СССР.

Границы Российской Федерации не оформленные в международно-правовом отноше­нии, подлежат, согласно Закону, договорному закреплению.

Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам. На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наи­больших глубин), если река судоходная, либо по середине рус­ла, если река несудоходная.

Журнальный зал

д.

Геометрические границы устанавливаются путем проведения прямых линий, соединяющих две точки. Примером может служить карта Африки. Астрономические границы проводятся по параллелям и меридианам.

Речные и озерные границы устанавливаются, так же как и сухопутные, по договоренностям.

По судоходным рекам граница обычно проводится по середине главного фарватера или по линии наибольших глубин.

Приведенное определение применимо к границе любого другого государства. Режим государственной границы определяется международными до­говорами сопредельных государств и законодательством каждого из них. В свое время исторически сложилось деление границ на естествен­ные и искусственные, причем под первыми понимали природные рубе­жи (горы, реки и т.

д.), отделявшие одно государство от другого, а под вторым — границы, проводимые искусственным путем.

В настоящее время такое деление устарело, потому что сейчас искус­ственные линии границ (установка пограничных знаков и т.

Граница: понятие и термины

д. Геометрические границы устанавливаются путем проведения прямых линий, соединяющих две точки.

Примером может служить карта Африки.

Астрономические границы проводятся по параллелям и меридианам. Речные и озерные границы устанавливаются, так же как и сухопутные, по договоренностям.

По судоходным рекам граница обычно проводится по середине главного фарватера или по линии наибольших глубин.

Паламарь Н

In recent years a significant amount of works of domestic and foreign scientists covers formation of frontiers.

At the same time, the influence of the principles applied in the course of state borders formation is investigated insufficiently.

On the basis of the conducted research a conclusion that principles have essential impact on establishment and international legal registration of a frontier is made.

Территория и границы

Фактически характер политических, кроме государственных, имеют и негосударственные границы: по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные. Границы государственные — линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.

е.

пределы распространения суверенитета.

Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке.

Государственная территория России

и определялась по берегам рек. Ни водное пространство, ни острова не были официально разграничены.

Однако, к середине века остров значительно увеличился и стал располагаться с китайской стороны от фарватера реки. Конфликт был урегулирован только в 1991 г.

когда по соглашению между СССР и КНР этот участок границы был проведен по фарватеру реке Уссури и остров Даманский отошел Китаю. (см.рис.3) Рис.

Вопрос о верхнем пределе воздушной территории в международном порядке не урегулирован.

Источник: http://munh.ru/gos-granica-opredelenie-96699/

Государственные границы: понятие, устройство, правовой режим, функции

Определение гос границы

Словосочетание “государственная граница” можно услышать в различных информативных источниках. Что это такое и в чем состоит данное понятие? Есть ли особенности у данного понятия и какие виды государственных границ принято различать? Рассмотрим все это далее более детально.

Общее понятие

Рассматриваемое понятие наиболее часто встречается в юридической практике, особенно в том случае, когда деятельность специалиста в области права так или иначе касается международного законодательства. Итак, что такое государственная граница?

В первую очередь, под данным понятием понимается определенная воображаемая линия, которая разделяет территории двух различных государств. В некоторых местах прохождения такой отметки она выражена фактически – в виде реальной ограничительной полосы.

Что касается места проведения данной отметки, то, в зависимости от этого, различают три вида границ: сухопутные, воздушные и водные.

Что касается первых двух видов, то они могут быть установлены исключительно в соответствии с нормами, принятыми и подписанными двумя соседствующими государствами.

Если говорить о водных границах, то их определяет каждая страна, расположенная возле береговой линии, самостоятельно, прописывая установленные данные в собственных нормативных актах.

Что касается законодательного определения, то данное понятие в широком смысле рассматривается в Законе “О государственной границе, который на данный момент действует в пределах России. В нем же представлено и юридическое толкование данного термина.

В соответствии с Законом “О государственной границе”, рассматриваемое понятие представляет собой ни что иное, как конкретную линию, а также проходящую по ней поверхность, которая определяет собой территорию государства. В соответствии с данным правовым источником, граница является своеобразным пространственным пределом суверенитета такого государства, как Российская Федерация.

В вышеупомянутом нормативном акте также говорится о том, что современной границей России является то пространство, которое было определено таковым в РСФСР, на основании подписанных между странами международных договоров.

Принципы установления границы

В процессе установления государственной границы, государство должно следовать определенным принципам. Что касается России, то данное государство также имеет определенные приоритеты в процессе данной деятельности.

В частности, при установлении территориальных границ, Россия руководствуется принципом взаимовыгодного сотрудничества, которое происходит с соседствующими государствами.

Немаловажным фактором является соблюдение принципа обеспечения безопасности территориальной границы.

В данном вопросе немаловажную роль играет и международная безопасность, о которой должны позаботиться российские власти в процессе установления территориальных ограничений.

На основании норм международного права, страны должны уважительно относиться к суверенитету, независимости и законным интересам других стран.

Именно поэтому, в процессе установления территориальной границы Российская Федерация руководствуется принципом соблюдения данных интересов соседствующей страны.

В том случае, если происходит конфликтная ситуация на такой почве, государства обязаны решить возникший вопрос в мирном порядке, путем ведения переговоров.

Функции

Безусловно, установленная в законном порядке государственная граница страны выполняет свои особенные функции. Рассмотрим далее то, какими они могут быть.

Итак, в первую очередь граница Российской Федерации, как и любой другой страны, носит барьерную функцию. Она заключается в том, что данный объект производит законное отделение одного государства от другого.

Так как Россия – это государство, которому свойственна поистине огромная площадь территории, в связи с чем она граничит с большим количеством стран, то в разных регионах разделительная черта имеет то более мягкую, то более жесткую барьерную функцию.

В частности, в том месте, где страна граничит с Кореей (и Южной, и Северной), территориальное разграничение имеет более жесткий характер, что выражается в наличии в таких местах сплошной высокой стены из бетона, на поверхности которой проведено высоковольтное напряжение, а в некоторых местах оборудовано ограждение из колючей проволоки. Однако перечень таких государств, с которыми установлена жесткая граница, очень мал – в основном, Российская Федерация выстраивает с другими странами границы, имеющие мягкую барьерную функцию.

Еще одна немаловажная функция, которую выполняет государственная граница России – контактная. Она заключается в том, что две соседствующие страны могут создать на пограничной территории общий объект.

В современном политическом мире широко распространена такая ситуация, когда такими объектами выступают заповедники, природные парки и иные аналогичные объекты. В некоторых случаях государства создают в таких зонах открытые экономические зоны.

Такая возможность позволяет существенным образом сделать сотрудничество между государствами более тесным и глубоким.

Что касается фильтрующей функции государственной границы, которая также свойственна данному понятию, то она заключается в том, что разграничение между соседними странами призвано выступать определенной мембраной или даже фильтром, через который проходит все то, что поступает в государство из других стран и вывозится из него.

Для того чтобы реализовать данную функцию надлежащим образом, создаются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Сотрудники пограничной службы, которые дежурят на них, занимаются добросовестным досмотром всех объектов, которые пересекают линию территориального разграничения страны.

Именно на них возложена задача предотвращения провоза на территорию страны всех вредных веществ, а также противозаконных объектов.

Процесс установления границ

Юридической практике известны два основных этапа, из которых состоит процесс установления и изменения государственной границы между странами. Каждый из них должен быть отражен в документальной форме и проведен в соответствии с предписанными в международном законодательстве требованиями.

Основные этапы установления территориального разграничения – это демаркация и делимитация. Рассмотрим каждый из них более детально.

Делимитация

На законодательном уровне процессом делимитации признается деятельность, связанная с определением положения и конкретного вектора территориального разграничения. Данная деятельность осуществляется исключительно путем мирного соглашения между соседствующими государствами.

В большинстве случаев данный процесс сопровождается составлением и подписанием сторонами мирного договора, в котором обсуждается конкретная линия. Впоследствии производится ее нанесение на карту.

После проведения всех мероприятий данная карта со всеми отметками должна быть приложена к заключенному договору.

Специалисты в области политологии и международного права отмечают то, что данная деятельность, проведенная в надлежащем порядке и с большой точностью, позволяет поддерживать добрососедские отношения между странами, а также это является непосредственным фактором, который обеспечивает мир и безопасность в государстве.

Демаркация представляет собой второй неотъемлемый этап установления территориального разграничения между странами. Он заключается в фактическом определении границы на месте ее прохождения.

Осуществляется данная деятельность исключительно на основании ранее подписанного договора и тех отметок, которые сделаны на карте.

Определение таких отметок на местности производится за счет специальных пограничных знаков установленного образца.

Следует отметить, что каждое действие, осуществленное в рамках процедуры демаркации, должно быть надлежащим образом зафиксировано документальным образом. Такой документ называется протоколом-описанием прохождения границы. Все проставленные указатели также должны быть отмечены на карте и на них в обязательном порядке должен быть заведен протокол.

Порой возникает острая необходимость в проведении редемаркации.

Что означает данное понятие? В официальных источниках говорится о том, что редемаркация – это особая деятельность специально созданной на то комиссии, которая предусматривает проведение проверки относительно того, что в каком состоянии находятся установленные ранее пограничные знаки. В процессе ее проведения созданные отметки могут быть заменены на новые, но проставлены он должны быть в прежнем месте.

Для того чтобы провести редемаркацию правильно, также требуется составление определенного ряда соглашений. Как показывает практика, в основном, они касаются проведения проверки речных участков границы.

Водные границы

Как уже упоминалось выше, один из видов территориального разделения между государствами – это установление границы на воде. Следует отметить, что особенности ее расстановки должны быть определены самими государствами.

Конечно, существуют отдельные нормы международного права относительно данного вопроса, однако, они носят исключительно рекомендательный характер. В соответствии с ними, граница по судоходной реке может быть установлена, исходя из ориентира по тальвегу или же фарватеру.

В том случае, если речка имеет небольшие размеры и не относится к группе судоходных, разграничение проходит по ее середине.

Государственная граница на море определяется в строгом соответствии с внешней границей моря, отнесенного к территориальной части России.

В том случае, если имеется дело с водохранилищами или водоемами, созданными искусственным образом, граница по таким объектам проходит в строгом соответствии с тем, где находились ее точки до того момента, пока данная местность не была затоплена.

Границу также можно проводить и по переходам через водоемы – мостам. Как правило, она устанавливается на их середине.

Правовой режим

Законодательством России обеспечивается не только охрана государственной границы, но еще и устанавливается ее правовой режим. В чем заключаются его особенности?

В первую очередь, нормы вышеупомянутого российского Закона строго устанавливают порядок пересечения линии территориального разграничения, провоза различных видов грузов, а также животных. Кроме того, в них представлено определение правил пересечения государственной границы на автомобиле – это тоже входит в особый правовой режим.

Если говорить о въезде на территорию России лиц, то он должен осуществляться на основании паспортов или других документов, удостоверяющих личность человека. Кроме этого, въезд в пределы Российской Федерации может быт разрешен на основании специальных пропусков, ходатайств, заявлений и т.п.

Что касается ведения определенной деятельности сельскохозяйственного направления или промыслового, которое производится на самой территории границы или недалеко от прохождения линии разграничения, то это также входит в понятие правового режима российской границы.

Нормы международного права к пограничному режиму также относят и определенный порядок разрешения конфликтных ситуаций с гражданами иных стран, которые планируют пересечение линии разграничения.

Основное содержание правового режима границы устанавливается не только рассматриваемым ранее Законом, но еще и Таможенным кодексом РФ.

Защита государственной границы

Обеспечение состояния защищенности линии разграничения от несанкционированного пересечения ее любыми путями возлагается непосредственно на пограничные органы, которые установлены в специальных пунктах.

Кроме того, данную функцию обеспечивают Внутренние войска страны, а также средства противовоздушной обороны.

В том случае, если производится незаконное пересечение государственной границы России не по суше, а по воде, то в таком случае функции, связанные с обеспечением безопасности, возлагаются на Военно-морской флот, корабли которого дежурят в данном районе.

Как правило, защита границ осуществляется путем использования вооружения. Перед тем, как его применить, пограничные службы обязательно должны сделать предупреждение для нарушителя и только в случае его полного игнорирования, применить силу.

Однако из данного правила существует дно исключение. Оно состоит в том, что если территории России угрожает существенная опасность в виде применения иной стороной вооружения, то в таком случае атака может быть отражена без всякого предупреждения.

Что касается военнослужащих, то они имеют полное право использовать боевое оружие для отражения атаки животных, но только в том случае, если они представляют собой серьезную опасность для людей.

Существует определенный ряд запретов на использование вооружения и техники в случае несанкционированного пересечения территориальной границы государства.

В частности, один из них касается запрета использования оружия против женщин или несовершеннолетних детей.

Однако в том случае, если представители данных групп сами нападают с оружием и их действия представляют серьезную опасность, то в данной ситуации пограничники могут нанести ответный удар с помощью боевой техники.

Законодательством запрещено отражение атаки против судна, на котором присутствуют люди. Это правило касается как воздушных, так и водных объектов.

В том случае, если человек или группа лиц пересекли границу страны незаконным образом, но данное явление является случайностью, в такой ситуации также запрещено применение боевого оружия.

Современная ситуация показывает, что наиболее часто незаконным образом совершается нарушение территориальной границы России по воде. Как правило, все такие случаи заканчиваются тем, что судна Военно-морского флота применяют боевое оружие для отражения атаки.

Источник: https://FB.ru/article/102736/uu-gosudarstvennyie-granitsyi-ponyatie-ustroystvo-pravovoy-rejim-funktsii

Государственные границы

Определение гос границы

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей Российской Федерации как определено в Законе о государственной границе РФ 1993 года, является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории РФ — суши, вод, недр и воздушного пространства.

Государственные границы могут проводиться с учетом географических особенностей местности (горы, реки, берег моря и т.п.). В этом случае они называются орографическими.

Границы бывают также геометрическими, проводимые по прямым линиям от одной точки к другой.

При этом возможны отклонения от прямого направления, когда это вызывается необходимостью обойти постройки, обеспечить доступ населения к источнику воды и т.п. Бывают также границы, совпадающие с параллелями или меридианами.

Установление государственных границ

Международные сухопутные границы устанавливаются, как правило, соглашениями между пограничными государствами и на основании заключенных договоров проводятся на местности.

Границы по рекам устанавливаются по договоренности между соседними государствами. Иногда они проводятся по берегу, чаще по так называемому тальвегу — линии наибольших глубин, иногда — по середине реки.

Такие границы подвержены изменениям, так как зависят от размывов и наносов. При постепенных изменениях русла граница проходит по берегу, тальвегу или по срединной линии реки по состоянию на данный момент.

В случае же внезапных и значительных изменений русла реки граница, как

правило, сохраняется на прежнем месте до заключения сторонами соответствующего соглашения о ее изменении.

Государственная граница может также устанавливаться по внутренним озерам и внутренним морям. Тогда она проводится по соглашению между государствами либо по срединной линии, либо по фарватеру, либо по прямой, соединяющей точки выхода границы на побережье.

Установление межгосударственной сухопутной границы проходит две стадии. Первая — делимитация границы — договорное определение прохождения линии государственной границы с подробным ее описанием и нанесением на карты; вторая — демаркация границы — сводится к проведению государственной границы на местности.

Для демаркации создается пограничная демаркационная комиссия, состоящая из представителей сопредельных государств. В ее задачи входит обозначение границы на местности, установление пограничных знаков, составление подробного протокола с описанием прохождения линии границы, пограничных знаков и с приложением соответствующих схем, фотоснимков и т.п.

Повторные демаркации государственной границы, проводимые в случае необходимости, носят название редемаркации.

Государства, располагающие морским побережьем, имеют морскую государственную границу, которая устанавливается по линии внешнего предела территориальных вод.

Граница территориальных вод – морская государственная граница -проходит на определенном расстоянии от линии самого низкого уровня воды на побережье моря (внутренняя граница территориальных вод), т.е.

от линии наибольшего отлива при обычном отливе.

Если берег извилист, внутренняя граница территориальных вод может проводиться по-разному: вдоль берега или от мыса к мысу, с учетом так называемых базисных линий.

Территориальные воды за пределами морских гаваней начинаются от наружных портовых сооружений. Если же они граничат с бухтами или устьями рек, то их началом являются наружные границы этих внутренних (национальных) вод.

Если перед самым берегом расположены острова, то территориальные воды начинаются за их пределами и часть моря между материком и островами относится к внутренним водам государства.

Другие, принадлежащие государству острова, имеют свои территориальные воды, принадлежащие одному государству, группы островов имеют, как правило, общие территориальные воды.

Внешняя и внутренняя границы территориальных вод устанавливаются законодательством государства с учетом и на основе общепризнанных международно-правовых норм. Ширина пояса территориальных вод может варьироваться, согласно современному международному праву, в пределах от 3 до 12 морских миль.

Поверхность, образованная движением вертикали вдоль линии сухопутной и водной границ в воздушном пространстве, составляет воздушную государственную границу. Продолжение этой поверхности в недра образует государственную границу недр.

До сих пор государства не устанавливали верхнего предела воздушного. пространства, составляющего государственную территорию.

Государственная территория представляет собой, таким образом, пространство, расположенное в трех средах. Сухопутные, водные и воздушные государственные границы определяют его пределы.

2.3 Режим государственных границ

Режим государственных границ включает правила:

  • · содержания Государственной границы;
  • · пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • · перемещения через Государственную границу товаров и животных;
  • · пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных;
  • · ведения на Государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
  • · разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правила.

Правилами содержания государственных границ регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержание пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственных границ.

Пересечение государственных границ на суше лицами и транс портными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами.

Этими актами может определяться время пересечения государственных границ, устанавливается порядок следования от государственных границ до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Пограничным войскам предоставляется право пользования по согласованию с властями сопредельных с Российской Федерацией государств иным порядком пересечения Государственной границы военнослужащими этих войск и другими лицами при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границ.

С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе.

Самоопределение не исключает других видов изменения принадлежности территории.

Даже при осуществлении самоопределения возможно применение некоторых второстепенных принципов в качестве вспомогательных, например географических принципов.

Сравнительно небольшие территориальные изменения могут осуществляться на иной основе. Так, передача небольших и незаселенных участков (цессия) происходит на договорной основе.

Под принципом самоопределения народов понимается право каждого народа самостоятельно решать вопросы о вхождении в состав того или иного государства, образования самостоятельного государства и определения своего внутреннего устройства.

Принцип самоопределения народов нашел свое подтверждение и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 года.

В декларации отмечается, что “все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положением Устава”.

Принцип самоопределения имеет две стороны: внешнюю – право народна на вхождение в состав того или иного государства или образование самостоятельного государстве и внутреннюю – определение своего внутреннего устройства.

С точки зрения территориального разграничения первостепенное значение имеет внешняя сторона, ибо, решая вопрос о вхождении в состав того или иного государства или образования самостоятельного государства, самоопределяющийся народ тем самым решает и вопрос о принадлежности своей территории тому или иному государству или, в случае образования самостоятельного государства, — вопрос о превращении своей территории в отдельную государственную территорию.

Таким образом, самоопределяющийся народ распоряжается своей территорией, и в основе принадлежности определенной территории государству лежит воля населяющего эту территорию народа. Это обстоятельство неоднократно отмечалось в советской международно-правовой литературе.

Все критерии, определяющие границы территории самоопределяющегося народа, следует рассматривать в их совокупности, в диалектической связи между собой и другими факторами, например, географическими. Существуют географические принципы установления пределов территории по какой-либо реке или по горному водоразделу.

К числу географических принципов, использовавшихся в прошлом, относятся принципы смежности и протяженности, сутью которых, с некоторыми различиями в деталях является то, что при отсутствии установленных границ государству принадлежат непосредственно прилегающие к его территории земли.

Географические принципы могут применяться лишь как вспомогательное средство для уточнения границ территории, принадлежащей самоопределяющемуся народу, и только в той мере, в какой их применение не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права.

Географические принципы применяются для того, чтобы не создавалось неоправданного разрыва естественного единства местности, и чтобы граница проходила наиболее справедливым и удобным образом для разграничивающихся сторон.

Географические принципы могут иметь особое значение, когда пределы территории самоопределяющегося народа находятся в труднодоступных, пустынных и незаселенных местностях, где основные элементы общности этого самоопределяющегося народа не проявляются достаточно отчетливо. Разумеется, речь идет о сравнительно небольших уточнениях пределов территории, и основой нового территориального суверенитета в целом являются не географические принципы, а осуществление народом права на самоопределение.

Как уже отмечалось, самоопределение не является единственным основанием территориальных изменений. В практике международных отношений нередко возникают вопросы о передаче тому или иному государству небольших незаселенных участков. Принцип самоопределения в этих случаях не затрагивается.

Такие территориальные изменения происходят в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. В любом случае передача участка территории происходит небезвозмездно. Пограничные государства могут произвести обмен равноценными участками территории. Так, по договору между СССР и Польшей от 15 февраля 1951 г.

обе стороны обменялись равными по размеру пограничными участками. Обмен был произведен исходя из экономического тяготения обмениваемых участков к смежным территориям СССР и Польши. В соответствии с соглашением от 2 декабря 1954г. Советский Союз и Иран обменялись соответствующими участками своей территории во взаимных интересах.

Передача небольшого пограничного участка может быть произведена и на другой основе, без обмена равноценными участками территории, однако при условии достаточного учета как общенациональных интересов, так и интересов населения передаваемого участка, если таковое вообще имеется.

Одной из форм компенсации за передачу участка территории может быть выплата согласованной денежной суммы. Так, по договору между СССР и Финляндией от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила СССР территорию в 176 кв.

км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Йоки с находящимися на этой территории зданиями и сооружениями. За эту уступаемую территорию, включая стоимость находящихся на ней зданий и сооружений, Советский Союз, как отмечено в договоре, выплачивает Финляндии 700 млн. финских марок.

Очевидно, что уступлены за денежную компенсацию могут быть сравнительно небольшие участки территории, которые являются, незаселенными или малозаселенными. Поскольку уступается хоть и небольшая часть, но все же часть национальной территории, то эта уступка должна отвечать общенациональным интересам.

Передача участка территории должна быть оформлена заключением договора между соответствующими государствами. Отсутствие договора может привести к тому, что в дальнейшем права нового территориального суверена на вновь приобретенную территорию могут быть оспорены.

Договоры о передаче территории обычно требуют ратификации, и это понятно, поскольку государственная территория не является собственностью правительства, а достоянием всего данного государства. Ратификация производится высшим представительным органом государственной власти.

Тот факт, что передача территории оформляется заключением договора, влечет за собой весьма важное обстоятельство: передаваемая территория становится территорией другого государства с момента вступления договора в силу, если в нем не оговорено иное.

Обычно такие договоры требуют ратификации и, соответственно, вступая в силу после обмана сторонами ратификационными грамотами, или во время, установленное в самом договоре. С этого момента на переданную территорию распространяется территориальное верховенство нового суверена, в том числе, его законодательство.

Поскольку передача участков территории оформляется заключением международного договора, то помимо ее соответствия праву народов на самоопределение другими критериями ее правомерности будут все те критерии, которые определяют правомерность международного договора, — его соответствие общепризнанным принципам современного международного права, императивным нормам международного права и иным специальным нормам относительно заключения международных договоров.

Источник: https://vuzlit.ru/1391334/gosudarstvennye_granitsy

Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство РФ о государственной границе

Определение гос границы

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст.

1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.

Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Различают границы:

  • орографические (линии, проведенные с учетом рельефа местности – речное русло, горный водораздел и т.д.);
  • геометрические (прямые линии, которые устанавливаются от одной до другой точки без учета рельефа местности);
  • комбинированные границы (на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими).

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное право допускает изменение государственных гра­ниц, а значит и принадлежности государственной территории путём под­писания соответствующего международного договора.

Принцип нерушимости государственной границы сформировался по­сле окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств при­знать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.

Принцип неприкосновенности территории государства означает за­прет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:

  1. соблюдать существующие границы;
  2. не допускать необоснованного, т.е. произвольного перемещения границы (пограничных столбов и др. знаков);
  3. не допускать случаев незаконного пересечения государственной границы вне установленных пунктов пропуска или без соответствующих разрешений.

В соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы:

  1. Сделка о продаже территории.
  2. Компенсация за передаваемую территорию.
  3. Обмен территориями.
  4. Восстановление исторических прав на территорию.
  5. В порядке наказания государства за агрессию.

Делимитации и демаркации границ

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии.

В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Российское законодательство о государственной границе

Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км.

Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:

  1. обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;
  2. взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;
  3. взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
  4. мирное разрешение пограничных вопросов.

РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

  • на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
  • на море – по внешней границе территориального моря РФ;
  • на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
  • на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах – в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
  • на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, – по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Режим государственной границы включает правила:

  • содержания Государственной границы;
  • пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
  • пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
  • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы руководителем ФСБ России по согласованию с МИД России в соответствии с международными договорами РФ назначаются пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/gosudarstvennie-granitsi-delimitatsiya-i-demarkatsiya-dogovori-o-rezhime-granits-zakonodatelstvo-rf-o-gosudarstvennoy-granitse

Государственная граница: понятие и порядок установления

Государственная граница — это линия и проходящая по ней вертикальная плоскость, определяющие пределы государственной территории.

государства подразделяются на сухопутные, водные, воздушные и границы недр. Сухопутные – это линии, проходящие по характерным точкам рельефа местности (например, по горам) или через определенные точки географических координат, по параллелям и меридианам.

Государственная граница — это линия, отделяющая территорию государства от территории другого государства или от территории, имеющей иной международно-правовой режим, чем территория государства.

Поскольку в состав государственной территории входят сухопутные, водные и воздушные пространства, государственные границы делятся на сухопутные, речные, морские и воздушные. Государственная граница России является воплощением ее суверенитета, единства территориальной целостности и политической независимости.

— на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам или иным образом.

Например, по ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы (2006 г.

) на местности обозначена пограничными знаками следующим образом: на сухопутных участках — основными пограничными знаками, состоящими из двух столбов, установленных соответственно на территории РФ и Монголии, как правило, на расстоянии 2,5 м каждый от, и центрового столбика, установленного между этими столбами на самой, а также промежуточными пограничными знаками, состоящими из одного столба, установленного на самой государственной границе; — на морс — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными государствами определяются по соглашению между ними).

Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря.

т. е. линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами, являются морскими государственными границами.

Государственная устанавливается на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом .

отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств. Легальное закрепление понятия границы получило в ст.

1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ».

Границы государства подразделяются на сухопутные, речные, озерные и морские.

проложенные в натуре или воображаемые линии на земной и водной поверхности, а тж. проходящие по ним воображаемые вертикальные плоскости, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.

Г.г. подразделяются на сухопутные, речные и озерные, а тж.

морские. Под сухопутными понимаются линии, проходящие по характерным точкам рельефа местности (напр. горным хребтам)

границы — это фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном, воздушном пространстве и в недрах, которые определяют пределы действия суверенитета, распространение территориального верховенства государства.

Они отделяют территорию одного государства от другого, определяют пределы территории со всеми ресурсами, является материальной условием существования общества.

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д.

Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по международному праву. Все шпаргалки представлены в популярных форматах 2, txt, ePub.

html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.

Источник: http://juridicheskii.ru/gos-granica-opredelenie-38415/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.