Определение го

Гражданская оборона ГО: задачи, организация, руководство, органы управления

Определение го
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств.

В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла.

В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году.

До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Цели, задачи и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства.

Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз.

Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения.

Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны). Ведение гражданской обороны, т.е.

практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований — соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Непосредственное повседневное руководство гражданской обороной осуществляют органы управления:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороной (в настоящее время — МЧС России), и его территориальные органы — региональные центры по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации — главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной;
  • структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований.

Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д.

Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны.

К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время.

Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер.

В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде — федеральному правительству, в Норвегии и Испании — министерству защиты населения.

Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время.

Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти.

Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. —М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/grazhdanskaya-oborona-go/

Что такое гражданская оборона РФ? Объекты гражданской обороны

Определение го

Система гражданской обороны представлена в виде комплекса особых мероприятий.

Они направлены на обеспечение подготовки и защиты населения, культурных и материальных ценностей на территории государства от разного рода опасностей, которые возникают при ведении или вследствие военных действий.

Деятельность органов, осуществляющих данные мероприятия, регулирует Закон “О гражданской обороне”. Он был принят 12 февраля 1998 года. Далее рассмотрим подробнее, что такое гражданская оборона.

Характеристика

Гражданская оборона Российской Федерации выступает в качестве составного элемента общего комплекса защитных мероприятий, проводимых государством. Деятельность выполняется как в мирное, так и в военное время.

Гражданская оборона страны обеспечивает защиту от современных средств, которые использует противник при нападении.

В задачи структуры входят также неотложные и спасательные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Основные элементы

Управление гражданской обороны – служба, контролирующая проведение комплекса защитных мероприятий. Подразделения не только реализуют поставленные задачи в ходе чрезвычайных ситуаций в военное или мирное время.

Закон “О гражданской обороне” предписывает также осуществление подготовки средств и сил, а также обеспечение действий организаций при выполнении аварийно-спасательных и иных неотложных работ. Организации ГО представляют собой особые формирования. Они создаются на базе подразделений по территориально-производственному принципу. Эти организации не включены в состав Вооруженных Сил.

Однако в их распоряжении находится специальная техника, имущество. Эти организации подготовлены особым образом, что позволяет им обеспечивать защиту населения от опасностей, которые могут возникнуть во время военных действий либо вследствие таковых. Территория ГО – местность, на которой располагаются объекты гражданской обороны.

В частности, это населенные пункты, имеющие особое стратегическое либо экономическое государственное значение. Объекты гражданской обороны характеризуются высокой степенью опасности возникновения ЧС в военный и мирный период.

Говоря о том, что такое гражданская оборона, необходимо отметить, что данный комплекс находится в ведении государства. Руководство ГО осуществляет Правительство. Государственная политика в области ГО проводится Федеральным исполнительным органом власти. Он уполномочен на решение задач непосредственно Президентом.

Руководство ГО в Федеральных исполнительных органах осуществляется их начальниками. Деятельность подразделений на территориях субъектов и муниципальных образований координируют их главы и административный аппарат.

Руководители исполнительных органов местного и федерального значения, подразделений и организаций ГО несут личную ответственность за организацию и реализацию мероприятий по защите населения.

Структура

Вопрос “что такое гражданская оборона” можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как выше было сказано, ГО представляет собой комплекс мероприятий. А с другой стороны, что такое гражданская оборона? Это особая структура, которая включает в себя различные органы и подразделения. В частности, к ним относят:

  • Территориальные органы. Представлены в качестве региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий бедствий. К этой же категории относят органы, уполномоченные решать оборонные задачи и предпринимать необходимые меры для предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций в субъектах РФ. Они комплектуются военнослужащими войск ГО, мирными жителями, представителями руководства противопожарной службы. Начальники этих территориальных органов назначаются на должности главами Федеральных структур в установленном порядке.
  • Подразделения (сотрудники) организаций, имеющие полномочия решать задачи в области ГО. Они создаются (назначаются) согласно порядку, установленному Правительством.
  • Федеральный исполнительный орган. Он уполномочен решать задачи по обеспечению защиты.
  • Подразделения Федеральных исполнительных органов.

Задачи

Гражданская оборона (безопасность населения во многом зависит от деятельности рассматриваемой нами структуры) предполагает проведение определенных мероприятий, направленных на защиту и подготовку людей. Эти мероприятия входят в круг задач ГО. В частности, гражданская оборона России включает в себя:

  • Обучение мирного населения методам защиты от разных опасностей, которые могут возникнуть во время войны или вследствие нее.
  • Предоставление людям средств личной защиты и убежищ.
  • Эвакуация культурных, материальных ценностей и населения на безопасную территорию.
  • Информирование людей об опасности, возникшей в ходе военных действий или в их результате.
  • Проведение мероприятий по разным видам маскировки.
  • Борьба с пожарами, которые возникли в ходе боевых действий или стали их следствием.
  • Проведение аварийно-спасательной деятельности при возникновении опасности в военный или мирный период, а также в результате ЧС техногенного или природного характера.
  • Первоочередное оказание помощи (медицинской, в том числе) населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях или в ходе ведения военных действий. В данный комплекс мероприятий, кроме прочего, входит незамедлительное предоставление жилья.
  • Выявление и обозначение территорий, которые подверглись биологическому, радиоактивному, химическому и другим видам заражения.
  • Обеззараживание населения, местности, зданий, техники.
  • Восстановление и сохранение порядка на территориях, пострадавших в ходе боевых действий или вследствие них, а также в результате ЧС техногенного и природного характера.
  • Незамедлительное восстановление необходимого коммунального обеспечения в военный период.
  • Срочное захоронение погибших в ходе боевых действий.
  • Разработка и применение мер, которые направлены на сохранение объектов, имеющих особое значение для стабильного экономического функционирования и выживания населения в военный период.
  • Обеспечение состояния постоянной готовности средств и сил ГО.

Гражданская оборона России обеспечивается подразделениями:

  • Областей.
  • Краев.
  • Республик.
  • Субъектов.
  • Автономных округов и областей.
  • Городов.
  • Районов.

Решения о формировании служб ГО принимают исполнительные органы, Правительство, руководители организаций согласно их полномочиям. Положения утверждаются соответствующими должностными лицами.

Средства и силы ГО

Гражданская оборона РФ осуществляется воинскими формированиями, которые специально созданы для выполнения поставленных задач. Вооруженные Силы и прочие военные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными положениями о ГО.

Привлечение частей и формирований к реализации поставленных задач осуществляется в порядке, утвержденном Президентом. Деятельность аварийно-спасательных служб регулируется соответствующими нормативными актами.

Все указанные формирования представляют собой средства и силы ГО.

Основы деятельности

Гражданская оборона РФ обеспечивается военными формированиями, в распоряжении которых находится специальная техника, а также холодное и огнестрельное оружие. Военнослужащим выдаются соответствующие удостоверения установленного образца. Документы подтверждают их статус.

Также на форме присутствуют международные знаки отличия ГО. Сотрудники могут проходить службу в соответствующем Федеральном исполнительном подразделении, имеющем специальные полномочия на решение вопросов по обеспечению защиты населения.

Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления военного положения, фактического начала боевых действий, объявления Президентом состояния войны, а также в мирный период во время стихийного бедствия, эпизоотии, эпидемии, при катастрофе, крупной аварии, угрожающих здоровью населения и требующих выполнения аварийно-спасательных и прочих работ неотложного характера.

Организации ГО

Порядок их образования устанавливается Правительством. В состав организаций ГО могут зачисляться граждане России: женщины 18-55 лет, мужчины 18-60 лет. Исключение составляют следующие категории:

  • Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания.
  • Женщины, имеющие высшее либо среднее медобразование и детей до 3 лет.
  • Инвалиды 1-3 групп.
  • Беременные женщины и имеющие иждивенцев до 8 лет.

Невоенизированные формирования

Они представляют собой особые группы гражданских лиц. Их численность определяется руководящими документами. Невоенизированные формирования оснащаются имуществом и техникой, которые положены в соответствии с табелем. Данные группы именуются как “Спасательные (сводные) команды”. Невоенизированные формирования классифицируются по:

  • Подчиненности – территориальные и объектовые.
  • Назначению – общего, специализированного и специального типа.
  • Степени готовности – повышенной и повседневной.

В каждой области функционирует отдельный батальон гражданской обороны. В зависимости от вида чрезвычайной ситуации, МО выделяет те или иные средства и силы, МВД – пожарные отряды или команды, Минздрав – бригады, комплектующиеся больничным и поликлиническим персоналом.

Они различаются в зависимости от ситуации. В мирное время сигнал один: “Внимание всем!” Далее следует текст , который разрабатывается в штабе ГО.

В военный период используются сигналы; “Радиационная опасность”, “Химическая тревога”, “Отбой воздушной тревоги”, “Воздушная тревога”.

В последнем случае личный состав невоенизированных формирований в рабочее время осуществляет деятельность в соответствии с приказаниями командиров. В нерабочее время служащие занимают укрытия – специальные сооружения гражданской обороны.

Права населения при защите от ЧС и в области ГО

Граждане России, согласно ФЗ и прочим нормативно-правовым актам, регулирующим сферу ГО, могут и должны:

  • Проходить обучение методам защиты от опасностей, которые возникают при боевых действиях или в их результате.
  • Содействовать органам госвласти и уполномоченным подразделениям в решении задач по обеспечению гражданской обороны.

Население имеет право:

  • На защиту своей жизни, личного имущества и здоровья при возникновении ЧС.
  • Использовать средства (коллективные и индивидуальные) и прочее имущество, предназначенное для защиты.
  • Получить пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, умершего либо погибшего от заболевания или увечья, полученных во время выполнения своих обязанностей по защите территории и населения от ЧС.
  • Быть осведомленными об опасности, которой они могут быть подвергнуты при пребывании в определенных местах, и о мерах безопасности.
  • Получить пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности вследствие заболевания или увечья, полученных во время выполнения работ по защите от ЧС.
  • Обращаться в личном порядке, а также направлять в уполномоченные органы коллективные прошения и заявления по вопросам защиты территорий и граждан от ЧС.
  • Получить бесплатное социальное государственное страхование, компенсации и льготы за причиненный во время ЧС ущерб.
  • Участвовать в мероприятиях по ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций в установленном порядке.
  • Получить возмещение ущерба, который был причинен имуществу и здоровью.

Обязанности населения

Граждане России должны:

  • Соблюдать законы и прочие нормативно-правовые акты федерального, субъектного значения в области обороны территорий и населения.
  • Изучать приемы оказания неотложной помощи, правила использования индивидуальных и коллективных средств защиты.
  • Соблюдать правила безопасности в процессе повседневной рабочей деятельности и в быту, не допускать нарушений технологической и производственной дисциплины, а также экологических требований, способных привести к ЧС.
  • Выполнять все установленные правила при риске или возникновении чрезвычайной ситуации.

Перспективы развития ГО

В достаточно обозримом будущем структура будет выстраиваться в соответствии с принципом мобильности.

Это значит, что органы управления, сельское хозяйство, промышленность и прочие экономические отрасли должны быть готовы к быстрому переходу на деятельность в соответствии с планами военного периода.

Предположительно, гражданская оборона примет в большей степени территориальный, нежели ведомственный характер. Это означает, что каждый регион будет более самостоятельным и станет решать задачи преимущественно своими силами.

В заключение

Чтобы соответствовать уровню современных требований, следует непрерывно совершенствовать структуру пунктов и органов управления, добиваться оснащения новым техническим оборудованием. Кроме того, необходимо постоянно улучшать методы и организацию деятельности всех сотрудников, обобщать и развивать теоретический и практический опыт, повышать подготовку руководящего аппарата.

Источник: https://FB.ru/article/176265/chto-takoe-grajdanskaya-oborona-rf-obyektyi-grajdanskoy-oboronyi

Гражданская оборона

Определение го

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  5. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  8. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  10. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  11. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  12. срочное захоронение трупов в военное время;
  13. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Принципы организации и ведения гражданской обороны

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. 2.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3.

Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ.

Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Руководит министерством С.К. Шойгу.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Войска гражданской обороны, входящие в состав сил гражданской обороны, являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач в области гражданской обороны На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

Военнослужащие войск гражданской обороны проходят службу в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны и его территориальных органах (МЧС России).

Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основными задачами войск гражданской обороны являются: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий и др.

Понятие «гражданская оборона» входит в содержание более широкого понятия «гражданская защита», под которой понимается совокупность всей гуманитарной деятельности, связанной с защитой населения, окружающей природной среды и собственности (имущества) в случае аварий, стихийных бедствий и воздействия оружия в мирное и военное время. Конкретным содержанием этой деятельности является спасение жизни, имущества и окружающей среды в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях специальными гражданскими силами, средствами и мерами в мирное и военное время.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под обороной РФ? 2. Какие нормативно правовые акты лежат в основе обороны РФ? 3. Какие обязанности в области обороны установлены российским законодательством для граждан и организаций независимо от форм собственности? 4.

Какие мероприятия включает себя организация обороны? 5. Перечислите полномочия органов государственной власти РФ в области обороны. 6. Дайте характеристику полномочий организаций и граждан в области обороны. 7.

Что понимается под Вооруженными Силами РФ, какова их структура и предназначение? 8. Какими нормативно- правовыми актами регламентируется военное положение? 9. Какие нормативно-правовые акты РФ лежат в основе мобилизации и мобилизационной подготовки? 10.

Что понимается под гражданской обороной? 11. Перечислите основные задачи и принципы гражданской обороны.

12. Для чего создаются силы гражданской обороны?

Источник: http://ohrana-bgd.ru/bgdpravo/bgdpravo1_82.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.