Мотив это в психологии определение

Содержание

Должен знать каждый HR: что такое мотив в психологии

Мотив это в психологии определение

Начиная с определения понятия «мотив», необходимо отметить отличные друг от друга смысловые нагрузки, которые разные исследователи вкладывают в этот термин.

Некоторые из них считают, что мотив — это объяснение того, почему человек поступил именно так, а не иначе. Другие же знаменитые психологи (например, А. Н. Леонтьев и Б. Ф.

Ломов) считают мотив не чем иным, как психологическим стимулятором сознания — тоже распространенное определение.

Но именно с последней трактовкой не согласны многие современные тренеры по психологической устойчивости, а также нейролингвистическому программированию, которые считают, что мотивация сознания вообще и мотив к совершению какого-то одного действия — это совершенно разные вещи.

Для того, чтобы лучше понять саму суть мотива в психологии личности, следует рассматривать этот вопрос с нескольких сторон:

  1. Мотив как цель. Является наиболее распространенной, так как объясняет саму смыслообразующую суть мотива и отвечает на вопросы, как и зачем человек что-либо делает, что его подталкивает на совершение тех или иных действий. То есть, согласно этой точки зрения, мотив считается стимулятором потребности, но никак не деятельности. Кроме того, в данном случае остается непонятным, почему человек для достижения определенной цели прибегает к использованию каких-то определенных средств, а не иных;
  2. Мотив как потребность. Объясняет возникновение источника энергии для волевой активности;
  3. Мотив как намерение. Этот подход объясняет то, чего именно человек хочет достичь;
  4. Мотив в психологии как показатель устойчивого качества личности. Некоторые европейские психологи считают, что личные качества человека являются не менее важными, чем внешняя мотивация;

Мотив, потребности и мотивация в психологии

Мотивация в психологии — это совокупность мотивов (побуждений), которая определяет жизненную активность личности. Кроме того, имеет значение для мотивации потребность, совокупность ситуативных факторов, также в определенной мере детерминирующих поведение человека.

То есть, все вышеизложенное можно рассмотреть на определенном примере.

Человек испытывает в чем -либо потребность (нехватку), однако до тех пор, пока у него не будет должного мотива (стимула), он не приступит к ее достижению.

А вот то, насколько сильным должен быть мотив, предопределяют ситуативные факторы, поведенческие детерминанты. То есть, понятие мотива и мотивации тесно связаны между собой.

Наглядная ситуация

Человеку хочется есть. Потребность, причем ярко выраженная, «низменная», животная. Но у него по каким-то причинам нет возможности приобрести продукты питания. Мотивом в данном случае будет голод.

Но для того, чтобы человек пошел и украл еду этого мотива будет явно недостаточно — срабатывает поведенческая детерминанта, которую еще можно назвать воспитанием, ведь на протяжении всей жизни внушали «не укради».

Да и добавится к этому страх быть осужденным общественностью. Нет, не вариант — и человек продолжает терпеть голод.

Но в том случае, если изменится мотив — например, стимулирующим фактором будет страх голодной смерти, то тогда уже не сможет ничего удержать от предосудительного поступка. Хотя тоже, не всех.

Функции мотивов

Главной функцией мотива является стимулирование человека к действию.

В данном случае следует выделять ситуативные мотивы, основные функции, которые побуждают к осуществлению сиюминутных действий (как правило, это низменные мотивы — страх, голод, злоба, боль), а также мотивацию сознания — совокупность мотивирующих факторов, которые и предопределяют жизненную позицию человека вообще. Выражаясь иными словами, они выстраивают личностную активность на протяжении всего периода существования индивидуума. Итак, какие же основные виды мотивации сознания принято выделять?

  • Сексуальная мотивация. Нет, не любовь (которая к ближнему своему как к самому себе и все прощает). Речь идет именно о сексуальном влечении мужчины к женщине и наоборот. Сильнее мотива нет и быть не может, и в этом нет ничего предосудительного.
  • Страх. Тоже очень сильный мотив для сознания человека. Тот, который боиться наказания, причем боится его сильно, будет работать намного лучше, чем наемный работник.
  • Ненависть, злоба. Заставляет (мотивирует) человека совершать сиюминутные поступки, причем достаточно необдуманные и противоречащие зачастую вообще какому-либо здравому смыслу (все тоже самое можно сказать и про сексуальное влечение).

Еще одной функцией мотива является возможность посредством него осознать для самого себя, почему я поступил так, а не иначе. Или же другой человек — почему сделал определенные вещи, какой мотив у него был?

Например — пешеход перешел дорогу на красный свет и прямо перед едущими с большой скоростью автомобилями. Рисковал своей жизнью, по факту. Зачем? Все очень просто — у него был мотив не опоздать на работу, где за нарушения распорядка трудового дня его бы ждало неминуемое увольнение.

Основные мотивы человека

Принято подразделять виды мотивов на низменные и социальные — если первые больше связаны с банальными потребностями (еда, сон, половое влечение) и происходят на подсознательном уровне, то вторые имеют отношение к высшей нервной деятельности:

  1. Самореализация — мотив, стимулирующий человека раскрыть свои таланты, быть полезным обществу, в конце-то концов!
  2. Познавательный интерес — человеку в любом случае будет интересно узнавать что-то новое, можно сказать, что эта особенность заложена на генетическом уровне, а задачей внешнего влияния становится усиливать эту мотивацию;
  3. Самоутверждение — мотив, направляющий деятельность на то, чтобы доказать самому себе и социуму способность совершать те или иные поступки, достигать определенные высоты, добиваться каких-то результатов;
  4. Материальные стимулы (денежное вознаграждение) — как это странно ни звучит, но в определенной степени уступает всем перечисленным выше мотивам;
  5. Социальные мотивы (ответственность за ближних, слабых, в какой-то степени желание бороться за справедливость) — эти мотивы в большей мере предопределены поведенческими детерминантами, связанными с воздействием внешних факторов (того же социума);
  6. Идентификация с кумиром — в этом случае все просто, человек хочет быть похожим на того, кого считает идеалом.

Виды и классификация мотивов по мнению западных психологов

Приведенная классификация в большей мере связывает мотив и потребность человека:

  • Мотивы достижений — самореализация и самоутверждение. Индивидуум стремится доказать самому себе, что он способен совершить тот или иной поступок. Мотив достижения в психологии и педагогике приобрел огромнейшее коммерческое значение;
  • Мотивы успеха — соответствуют идентификации с кумиром. То есть, в этом случае возникает мотив к осуществлению определенной деятельности при оценке успехов другого человека;
  • Мотивы власти;
  • Мотивы аффилиации — стремление быть признанным общественностью, пребывать в окружении других людей, пользоваться их уважением;
  • Мотивы помощи — отождествляются с социальными мотивами (побуждение помогать слабым, попавшим в беду и так далее).

Иерархия потребностей по Маслоу

Известный западный психолог А. Маслоу выстроил так называемую пирамиду потребностей, которая предполагает четкую их иерархию от низших к высшим. Вот так выглядит предложенная им классификация потребностей:

  1. Витальные потребности — голод, сексуальное влечение, сон и т. д.;
  2. Потребность в безопасности;
  3. В принадлежности к какой-то определенной социальной группе, где человеку будет приятно находиться, и он будет чувствовать уважение по отношению к своей персоне;
  4. Потребность в уважении и почтении у своей персоны, а также к своим достижениям. Борьба за престижный статус в обществе. Особо важно для человека получать одобрение от тех людей, которые до определенного момента не испытывали какой-то благосклонности к нему;
  5. Когнитивная потребность — познание нового;
  6. Эстетическое наслаждение, чувство прекрасного;
  7. Потребность в самосовершенствовании, формировании определенных личностных качеств, развития себя как волевой личности.

Первые две категории относятся к потребностям нужды, все последующие — к потребностям роста. Такая вот строгая иерархия.

Одним из принципиальных постулатов концепции Маслоу о потребностях является то, что невозможно по определению удовлетворение более высоких потребностей человека при неудовлетворенности более низкими.

Говоря иными словами — голодному человеку не будет особо интересно познавать произведения искусства или же личностный рост.

И это легко объяснить — неудовлетворенность витальными функциями формирует в головном мозге доминанту возбуждения, из -за которой и все остальные импульсы, поступающие к центральным отделам нервной системы, остаются не воспринятыми.

Что такое соподчинение мотивов?

Под этим понятием подразумевается доминирование более сильного мотива над менее выраженным. Для того, чтобы стало немного понятнее, как именно проявляется соподчинение мотивов, следует разобрать наглядный пример. Итак, ребенок хочет пойти погулять с друзьями, которые его зовут прямо сейчас.

Мотив понятен — нежелание потерять уважение в обществе, быть принятым наравне со всеми и так далее. Но этот ребенок остается дома и рисует, потому что хочет этим порадовать маму.

То есть, более высокий мотив доминирует над более низким, что связано с определенными поведенческими детерминантами и уровнем развития личности.

Необходимо различать понятия мотивы и потребности. Потребность — это нужда в чем-либо. Просто факт нехватки чего-то. Мотив — это же стимул компенсировать эту нехватку.

Источник: https://human-factors.ru/poleznoe/chto-takoe-motiv-psihologii

Мотивация – что это такое: основные характеристики и виды

Мотив это в психологии определение

Елена Никитина

09 мая 2018 в 18:37

Добрый день, друзья! С вами Елена Никитина, и сегодня поговорим о важном явлении, без которого не было бы успеха ни в одном начинании – мотивация. Что это такое и для чего она нужна? Из чего складывается, на какие виды она подразделяется и зачем ее изучает экономика – обо всем об этом читайте ниже.

Определение

Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.

На первый взгляд, это что-то абстрактное и далекое, но без этого невозможны ни желания, ни радость от их осуществления. И действительно, даже путешествие не принесет счастья тому, кто не желает туда отправляться.

Мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Именно поэтому она индивидуальна. Также она определяет стремления личности и в то же время обусловлена ее психофизиологическими свойствами.

Ключевое понятие мотивации – мотив. Это идеальный (не обязательно существующий в материальном мире) предмет, на достижение которого направлена деятельность личности.

С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев понимают мотив как опредмеченную потребность человека. Мотив отличен от потребности и цели. Его также можно рассматривать как осознаваемую причину человеческих поступков. Он направлен на удовлетворение потребности, которая может и не осознаваться личностью.

Например, стремление привлекать внимание экстравагантной одеждой призвано закрыть насущную потребность в любви и принадлежности, что характерно для неуверенных в себе людей.

От цели мотив отличается тем, что цель является результатом деятельности, а мотив – ее причиной.

Пример:

Потребность – познавательная.

Мотив – интерес к чтению (чаще всего на определенную тему).

Деятельность – чтение.

Цель – новые впечатления, удовольствие от слежения за сюжетом и т. д.

Чтобы конкретнее представить собственную мотивацию, ответьте на вопросы:

  1. Почему я делаю что-либо?
  2. Какие потребности мне хочется удовлетворить?
  3. Каких ожидаю результатов и чем они значимы для меня?
  4. Что заставляет меня действовать определенным образом?

Основные характеристики

Феномен мотивации может быть описан через следующие характеристики:

  1. Вектор направленности.
  2. Организованность, последовательность действий.
  3. Устойчивость избранных целей.
  4. Напористость, активность.

По этим параметрам изучается мотивация каждой личности, что важно, например, в школе. Большое значение имеют эти характеристики и при выборе профессии. Менеджер по продажам, например, должен быть устойчиво ориентирован на высокий доход и активен в достижении цели.

Этапы мотивации

Мотивация существует как процесс и включает в себя несколько этапов:

  1. Сначала возникает потребность.
  2. Человек решает, как ее можно удовлетворить (либо не удовлетворять).
  3. Далее нужно определить цель и способы ее достижения.
  4. После этого совершается само действие.
  5. По окончании действия личность получает или не получает вознаграждение. Под вознаграждением понимается любой успех. Результативность действия влияет на дальнейшую мотивацию.
  6. Необходимость действия исчезает, если потребность полностью закрыта. Или остается, при этом характер действий может измениться.

Виды мотивации

Как и любое сложное явление, мотивация различается по разным основаниям:

Экстринсивная (внешняя) – группа мотивов, основанных на внешних стимулах, обстоятельствах, условиях (работать, чтобы получить зарплату).

Интринсивная (внутренняя) – группа мотивов, исходящих из внутренних потребностей, интересов человека (работать, потому что работа нравится). Все внутреннее осознается человеком как ”порыв души”, т. к. исходит из его личностных особенностей: склада характера, склонностей и т. д.

Положительная – стремление человека сделать что-либо в надежде позитивного подкрепления (переработать, чтобы получить отгулы).

Отрицательная – установка выполнить действие во избежание отрицательных последствий (приходить на работу вовремя, чтобы не платить штраф).

Устойчивая – действует длительное время, не нуждается в дополнительном подкреплении (заядлый турист вновь и вновь покоряет тропы, не боясь трудностей).

Неустойчивая – нуждается в дополнительном подкреплении (желание учиться может у одного быть сильным и осознанным, у другого – слабым, колеблющимся).

В управлении коллективом различают личную и групповую мотивацию.

Сферы применения понятия

Понятие мотивации применяется как в повседневной жизни – для регулирования поведения самой личности и членов ее семьи, так и с научной точки зрения – в психологии, экономике, менеджменте и т. д.

В психологии

Наука о душе изучает связь мотивов с потребностями, целями, желаниями, интересами человека. Концепция мотивации рассматривается следующими основными направлениями:

  • бихевиоризм,
  • психоанализ,
  • когнитивная теория,
  • гуманистическая теория.

Первое направление утверждает, что потребность возникает, когда организм отклоняется от некой идеальной нормы.

Например, так возникает голод, а мотив призван вернуть человека в изначальное состояние – желание принять пищу.

Способ действия определяется предметом, который может удовлетворить потребность (можно сварить суп или перекусить чем-то готовым). Это называется подкреплением. Под воздействием подкреплений формируется поведение.

В психоанализе мотивы рассматриваются как реакция на потребности, формируемые бессознательными импульсами. Т. е. в свою очередь, основаны на инстинктах жизни (в виде половой и прочих физиологических потребностей) и смерти (все, что связано с разрушением).

Когнитивные (познавательные) теории представляют мотивацию как результат представления человека о мире. В зависимости от того, на что направлено его представление (на будущее, на достижение баланса или преодоление дисбаланса), и складывается поведение.

Гуманистические теории представляют человека как сознательную личность, способную выбирать жизненный путь. Основная мотивирующая сила его поведения направлена на реализацию собственных потребностей, интересов и способностей.

В менеджменте

В управлении персоналом мотивация понимается как побуждение людей к труду на благо предприятия.

Теории мотивации применительно к управлению персоналом делятся на содержательные и процессуальные. Первые изучают потребности человека, которые заставляют его действовать определенным образом. Вторые рассматривают факторы, влияющие на мотивацию.

Стимулируя подчиненных на выполнение трудовой деятельности, руководитель решает несколько задач:

  • повышает удовлетворенность сотрудников работой;
  • добивается поведения, нацеленного на нужные результаты (например, увеличение продаж).

При этом учитываются такие понятия как потребности, побуждения, ценности, мотивы сотрудника, а также стимулы и вознаграждение. Под побуждением понимается ощущение недостатка чего-либо. В отличие от потребности, оно всегда осознается. Побуждения вырабатывают цель, чтобы закрыть потребность.

Например, потребность в признании формирует побуждение достичь карьерных высот, и целью может служить место директора (с промежуточными этапами на пути).

Ценностями могут выступать все объекты материального мира, важные для человека. В данном случае это общественное положение.

Мотив понимается как стремление удовлетворить потребность. А стимулами называют те внешние факторы, которые вызывают определенные мотивы.

Мотивирование как раз и ставит целью сформировать у сотрудника желаемые мотивы, чтобы направлять его активность в нужное русло. Ведь стремление к успеху зависит от того, что понимается под успехом.

Специально для руководителей мы написали о мотивации персонала подробнее.

В экономике

Среди экономических теорий мотивации интересно учение классика науки – Адама Смита. По его мнению, труд непременно осознается человеком как нечто мучительное. Различные виды деятельности не привлекательны по-своему. В ранних обществах, когда человек присваивал все, что производил, цена продукта труда была равна компенсации затраченных усилий.

С развитием частной собственности это соотношение изменяется в пользу стоимости товара: она всегда представляется больше, чем усилия, затраченные, чтобы заработать на данный товар. Простыми словами, он убежден, что работает за дешево. Но человеку по-прежнему хочется уравновесить эти составляющие, что и заставляет его искать более оплачиваемую работу.

Взгляд на мотивацию работников в экономике напрямую связан с проблемой эффективности работы предприятия.

Как показал опыт зарубежных, в частности, японских исследований, материальная стимуляция труда не всегда является исчерпывающей.

Зачастую активность и вовлеченность работников в производство обеспечивает комфортная обстановка, атмосфера доверия, уважения и сопричастности, социальные гарантии и система различных поощрений (от грамоты до премии).

Тем не менее фактор зарплаты важен для работника и учитывается многими экономическими теориями. Например, теория справедливости говорит о связи вознаграждения с усилиями членов коллектива. Сотрудник, который считает, что его недооценивают, снижает производительность труда.

Затратность на каждый вид стимулирования оценивается с экономической точки зрения. Так, например, авторитарный стиль управления предполагает увеличение управленческого аппарата, что означает выделение дополнительных ставок и расходов на заработную плату.

Производительность труда в таком коллективе средняя. В то время как привлечение сотрудников к управлению производством, возможность самостоятельно выбирать график или трудиться удаленно имеет низкую себестоимость и дает высокие результаты.

Удаленная работа хороша тем, что доход зависит только от вас, да и мотивацией вы занимаетесь сами. Ознакомьтесь с перечнем интернет-профессий – возможно, скоро вы сможете неплохо заработать на увлечении.

Зачем нужна мотивация?

Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из факторов, формирующих уникальность. Мотивация связана с нашими психическими особенностями (например, холерикам необходимо много двигаться, получать как можно больше разных впечатлений) и физическим состоянием (когда мы болеем, нам почти ничего не хочется). Это заложено природой неслучайно.

Смысл жизни каждого – прожить ее по своему сценарию, чтобы реализовать собственные цели и предназначение. Именно поэтому каждый человек стремится к уникальному набору ценностей, действий и впечатлений. Это не значит, что все, чего нам хочется, безусловно хорошо, а чего не хочется, губительно и плохо.

Несформированная мотивация встречается часто, и над ней обязательно придется работать, чтобы личность умела преодолевать препятствия, в том числе в виде лени, и осознавала себя успешной. Но прислушиваться к мотивам, желаниям, интересам стоит, чтобы познавать и развивать себя.

Недаром люди, очень сильно желающие чего-либо, достигают больших результатов, чем остальные при прочих равных условиях. Как говорится в народе, “стремящемуся Бог ангелов дает”.

Своими устремлениями можно и нужно управлять. Если развитие стоит на месте, можно повысить свою мотивацию и тем самым добиться впечатляющих результатов.

Оставайтесь с нами, и найдете еще много полезного. И пусть все, что вы делаете, приносит радость!

С уважением, Елена Никитина

Источник: https://iklife.ru/samorazvitie/motivaciya-chto-eto-takoe-osnovnye-xarakteristiki-i-vidy.html

Мотив: что такое в психологии. Система и виды мотивов

Мотив это в психологии определение

Почему люди поступают тем или иным образом, иногда совершая благородные поступки, а иногда – эгоистичные или, того хуже, жестокие? Что руководит их выбором? Вы скажете – цель? Но ведь к цели можно идти разными путями, да и выбирает свои цели сам человек. Психологи говорят, что поведением людей управляют мотивы. Узнав мотивацию индивида, мы поймем, почему он поступает так или иначе.

Мотивы и мотивация с точки зрения психологии

Активность любого живого существа связана с потребностями. Это можно сказать и о человеке, только его потребности значительно богаче и разнообразнее, чем у животных. Осознав свое желание, человек стремится его удовлетворить, то есть ставит перед собой цель и организует деятельность по ее достижению.

Но удовлетворить потребность можно разными способами, и двигаться к цели тоже можно не одним путем. Допустим, вы хотите стать успешным и знаменитым.

Этого можно достигнуть по-разному: заняться спортом и стать чемпионом, написать выдающуюся книгу и стать известным писателем, организовать свой бизнес, обойти всех конкурентов и прославиться, отправиться в путешествие автостопом и размещать свои заметки в собственном блоге.

Какой путь вы выберете, зависит от мотива, точнее, даже от целого комплекса мотивов. Мотив в психологии рассматривается как обстоятельство, побуждающее нас к выбору того или иного действия. Это энергетический импульс, придающий нашему движению определенную направленность.

Например, школьник ставит перед собой цель хорошо выучить урок и получить отличную оценку.

В качестве мотива здесь может выступать желание получить одобрение взрослых (родителей и учителя) или избежать наказания за двойку, потребность узнать новое, получить знания, необходимые для поступления в вуз, заслужить уважение сверстников, хорошо закончить четверть и получить от родителей обещанный смартфон и т. д. Скорее всего, в этой ситуации работает не один, а много стимулов.

Так как поведением человека обычно управляет несколько мотивов, то принято говорить о мотивации. Проблема мотивации – одна из сложнейших в психологии, потому что человек часто сам не отдает отчет, какими мотивами он руководствуется, совершая какой-то поступок.

Скрытые мотивы могут быть связаны с воспоминаниями, страхами, желаниями, находящимися глубоко в подсознании.

К информации, хранящейся на этом глубинном уровне психики, нет сознательного доступа, эти мотивы мы не осознаем, лишь испытываем переживание напряженности и дискомфорта, которое стремимся преодолеть, предпринимая те или иные действия.

Итак, цель – это то, к чему мы стремимся, а мотив – это причина, по которой достижение данной цели для нас важно. Мотивация же в психологии имеет два значения: совокупность мотивов, которые управляют поведением человека, и сам процесс этого управления.

Виды мотивов

Классификация мотивов – сложная задача, потому что побуждающих к действию обстоятельств множество. В различных направлениях и школах психологии имеются свои классификации, да и в отечественной науке нет единого мнения по этому вопросу. Наиболее распространенным и наиболее важным является выделение 4 групп мотивов.

Внешние и внутренние мотивы

Эти два вида мотивов много значат не только в выборе средств и путей достижения цели, но и в проявлении индивидуальности личности.

Внутренние мотивы – это обстоятельства, связанные с самим человеком и с его отношением к деятельности. К внутренним мотивам относятся интересы, увлечения, потребность в положительных эмоциях и стремление избегать негативных, желание повысить самооценку, выполнить свой долг, проявить любовь и заботу к близким и т. д.

Внутренняя мотивация довольно устойчивая, так как изменения в нашем мировоззрении, в сфере интересов и убеждений, в отношениях к окружающим происходят постепенно.

В приведенном выше примере, когда школьник ставит своей целью хорошо выучить урок, к внутренним мотивам относятся следующие: интерес к предмету, желание получить новые знания, повысить самооценку, испытать удовлетворение от хорошо сделанного дела.

Внешние мотивы связаны с обстоятельствами, не зависящими от человека и находящимися вне его и сферы деятельности, на которую влияют.

Это может быть общественное мнение и капризы погоды, профессиональные обязанности и желание получить более высокую оплату труда или избежать наказания.

Если стремясь лучше выполнить задание, ученик ориентируется только на оценку или на поощрение взрослых, если надеется, что успех позволит ему выпросить у родителей нужную ему вещь, то это работает внешняя мотивация.

Психологи считают, что в жизни человека внешние мотивы играют важную роль, так как для нас очень значимо поощрение или порицание общества.

Эти мотивы нередко более действенны, чем внутренние, и их легко использовать для управления человеком.

Однако, с точки зрения развития и совершенствования личности и продуктивности деятельности, внутренняя мотивация предпочтительнее. Например, творчество связано почти исключительно с внутренней мотивацией.

Положительные и отрицательные мотивы

Мотивы, так же как и потребности, связаны с эмоциями. Во многом именно стремление переживать положительные, приятные чувства и избегать неприятные руководит нами при выборе того или иного варианта действий. Мотивы избегания страха, тревоги, боли, наказаний и т. д. относятся к отрицательным, а те, что связаны с желанием получить удовольствие, наслаждение, радость – к положительным.

Психологи до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу того, какой вид мотивации более эффективен. Действительно, страх может быть очень сильным стимулом, так же как и стремление избежать переживаний физической и душевной боли.

Отрицательные мотивы могут побуждать человека к преодолению препятствий на пути к намеченной цели, заставлять трудиться до изнеможения или терпеть общение с неприятными людьми. Но они разрушают человеческую личность, уничтожают достоинство и чувство самоуважения.

В то время как положительная мотивация способствует повышению самооценки, дает позитивный стимул к развитию личности.

Мотивация достижения успеха

Среди разнообразных мотивов, которые управляют нами, в последнее время особенно популярной стала мотивация успеха. Связано это с пониманием успеха как значимой жизненной ценности. Успех престижен, он привлекает не только сопутствующими ему материальными благами и чувством личного удовлетворения. Главное в успехе – общественное признание, повышающее социальный статус человека.

Казалось бы, потребность стать успешным человеком есть у всех, но на деле на пути к успеху возникает много препятствий, которые кажутся непреодолимыми. Основное из них – отсутствие мотивации, того энергетического импульса, который сдвинул бы человека с привычного уютного места, заставил бы выйти из зоны комфорта и поддерживал в нем желание двигаться к цели, преодолевая препятствия.

Если у вас есть такая проблема и вы не идете к цели, а нерешительно топчетесь на месте, то спросите себя: «Зачем?» Зачем вам эта цель? Что вы хотите получить, достигнув вершины? Если вы не услышали от себя внятного ответа, то, может быть, вам и не очень нужна эта цель, и лучше поставить другую? Или все же более серьезно поразмышлять и найти те скрытые мотивы, что могут стать источником вашего движения?

Причиной проблем с мотивацией успеха может стать отдаленность цели. Она вроде бы и привлекательная, но теряется в такой необозримой дали, что кажется недостижимой. В этом случае нужно разбить путь на сравнительно небольшие отрезки и поставить промежуточные цели. Двигаясь от одной к другой, вы обязательно достигнете успеха.

Проблема борьбы мотивов

Как уже было сказано, одновременно человеком управляют несколько мотивов, причем часто побуждающих его к разным действиям. Например, классическая ситуация. Раннее утро, звонит будильник, который вы специально завели, чтобы встать пораньше и сделать утреннюю пробежку.

Но это было вчера, а сейчас очень не хочется вылезать из-под теплого одеяла, когда можно поспать еще полчасика. Что вы выберете, какой мотив победит? Это зависит от множества факторов, в том числе от значимости мотивов, силы воли, здравого смысла и дополнительных стимулов.

Например, если вы договорились бегать с другом, и он будет вас ждать.

В приведенном примере ситуация не такая уж и критичная, но случается, что человек оказывается перед очень сложным выбором: спастись самому или спасти других людей, совершить преступление и достигнуть цели или не совершать и отказаться от желаемого. Борьба мотивов может стать источником очень сложного и тяжелого внутреннего конфликта, привести к развитию невроза или депрессии.

Психологи в ситуации борьбы мотивов советуют опираться на рациональную сферу, то есть не поддаваться эмоциям, обдумать аргументы за и против, оценить плюсы и минусы того или иного варианта действий. И главное, ориентироваться на наиболее социально значимые мотивы. Ведь добившись своего, но утратив доверие и уважение общества, вы потеряете больше, чем получите.

Несмотря на то, что не все мотивы мы осознаем, управлять мотивационной сферой можно. Для этого стоит научиться выстраивать иерархию мотивов, ориентируясь на наиболее важные и значимые. Иерархия мотивов связана с социальными ценностями и теми приоритетами, которые есть в нашей жизни.

Источник: https://psychologist.tips/2162-motiv-chto-takoe-v-psihologii-sistema-i-vidy-motivov.html

Понятие «мотив» в психологии: значение и особенности

Мотив это в психологии определение

Ежедневно мы выполняем сотни стандартных (и не очень) операций. Каждая из них чем-то или кем-то побуждаема, т.е. имеет мотив. Мы решили подробнее разобрать этот термин и все его особенности, чтобы понять, на основе чего человек действует, и как он себя заставляет сделать что-либо.

Понятие «мотив» — что это в психологии?

Ученые утверждают, что термин обозначает «совокупность движущих сил, побуждающих к действию». А. Н. Леонтьев называл рассматриваемое понятие в качестве психологического стимулятора создания.

Структурно оно состоит из нескольких частей:

  • Блок потребностей – он включает социальные и биологические потребности; благодаря его наличию человек осознают нужность последующего действия и долженствования.
  • «Внутренний фильтр» — сюда относится нравственный контроль, формирование оценочного суждения по поводу своих возможностей и внешней ситуации.
  • Целевой блок – эта часть структуры отражает образ желаемого.

Рассматриваемое явление дает ответ на вопрос «Для чего? Зачем?». Иногда он звучит иначе – «Для кого?» Поступок может иметь не только личностный, но и общественный смысл.

Этапы формирования

Стадии мотивации и их особенности напрямую зависят от физических раздражителей или/и от социальных факторов. Выделяют следующие этапы:

  • Оформление первичной мотивации. Сначала происходит формирование необходимости к поисковой активности. Для перехода на следующие этапы нужно, чтобы «закрытие» потребности было значимым для личности. Для этого важно осознать собственную нужду и превратить ее в переживание, которое бы далее переросло в стремление ее устранить.
  • Поисковая активность. Она осуществляется, когда индивид попадает в условия, где для него многое видится неизвестным и неизученным, и он не обладает всей полнотой информации для принятия первичного мотива. Основная задача на данном этапе – определение вероятности достижения успеха и прогнозирование возможных последствий.При формировании мотива человек учитывает множество фактов. Они составляют мотивационное поле.
  • Выбор цели и формирование намерений. На данной ступени человек выбирает цель и способ реализации своей нужды.

Побуждение к достижению приводит индивида к действию. С его появлением можно говорить об окончательно сформированном мотиве.

Разновидности

Выделяют следующие мотивы:

  1. самоутверждения. Связан с самолюбием и честолюбием. Индивид стремится доказать окружающим свою значимость. Его целью является получение определенного статуса и уважения в обществе.
  2. идентификации. Основан на стремлении быть похожим на кумира (это может быть как известный актер, так и собственный отец). Происходит идентификация себя с объектом подражания, что ведет к повышению уровня энергетического потенциала.
  3. власти – является одним из самых главных движущих механизмов. При таком подходе люди стремятся занять в коллективе руководящую роль, определять и контролировать деятельность других.
  4. саморазвития. Связан с желанием реализовать свои способности. Часто данный вид мотивации сопровождается возникновением внутриличностного конфликта.
  5. достижения цели. Проявляется как стремление показать высокие результаты в деятельности. Выбираются сложные задания, появляется желание их выполнить.
  6. аффилиации. Потребность основана на желании взаимодействовать и выстраивать отношения с окружающими. Человек хочет познавать других людей и через это производить познание себя.

Существует разделение по степени осознанности. Согласно нему, побуждения могут быть неосознанными и осознанными. Личность может четко их осознавать (тогда они будут именоваться реальными) либо «надумывать» (в этом случае их называют мнимыми).

Есть классификация, предполагающая разделение по степени общественной значимости. Такой вариант выдвинула советский психолог Л.И. Божович. Она указала, что некоторые побуждения могут иметь значимость для общества, а другие – для отдельно взятой личности (их еще иногда называют эгоистическими).

В зависимости от актуальности для индивида А. Леонтьев выделил действующие и потенциальные мотивы.

Функции

У мотивов есть несколько функций, в т.ч.:

  • управляющая, которая связана с выстраиванием стратегии;
  • направляющая – устанавливает вектор на объект и результат деятельности;
  • побуждающая – возникают потребности, приводящие к мобилизации человеческих сил;
  • организующая – отражает планирование будущих поступков;
  • отражательная – в сознании индивида находят отражение средства достижения и последствия производимого выбора;
  • смыслообразующая – оценивание существующей нужды с опорой на имеющиеся обстоятельства.

Психологи и ученые активно занимались поиском методов повышения мотивации – так появилось множество теорий. Каждая их них дает свое объяснение человеческим поступкам.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие «мотив», типы классификации, его структуру, функции и этапы формирования. Выяснилось, что провоцировать к действию могут разные виды таких стимулирующих установок. В конечном итоге побуждение приводит к деятельности – совершению связки действий, продиктованных одной мотивацией (или целым их комплексом).

Источник: https://psihologia.biz/articles/ponyatie-motiv-v-psihologii-znachenie-i-osobennosti.html

Мотив в психологии: понятие и характеристика форм

Мотив это в психологии определение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова. Мотив в психологии – это то, что вынуждает личность действовать. То есть, возникла потребность – её следует удовлетворить, но не каждый способен обнаружить для себя весомые причины, чтобы разворачивать активную деятельность, и тогда на отсутствие попыток также будет свой мотив.

Знаете, что отличает живую природу от неживой? Потребности. Они сопровождают каждое живое существо, напоминая ему что-то делать, чтобы сохранить себя. Распознавая, в чём именно нуждается в данный момент, это существо или человек отправляется на поиски необходимого, из-за чего активизируется весь его организм.

Это уже будет целью, которая вполне может не совпадать с мотивом, так как первая указывает на то, к чему именно стремится организм, а второй – почему он это делает.

Он, кстати, является не просто одной из важных составляющих нашей деятельности, но также ценным компонентом мотивационной сферы.

Не обладает такими характеристиками, как статичность и стабильность, потому что постоянно меняется в течение жизни, порой настолько затрагивая личность человека, что превращается в черту характера.

Например, такое понятие как альтруизм, на самом деле берёт своё начало из ощущения постоянного желания помогать, основой которого может служить потребность в признании или наоборот, получении поддержки и помощи. Но, не в силах заявить о них или признать, человек начинает действовать прямо противоположным образом. Более подробно о мотивации вы сможете узнать, если посмотрите эту статью.

Как работает мотив

  1. Начинается он с того момента, как человек ощущает нужду, неудовлетворение и тревогу, изменение эмоционального состояния, и даже физического. Вот смотрите вы вечером читаете книгу, и неожиданно замечаете, что желудок начинает «бурчать», вы немного «на взводе» и чтение уже не так увлекает, как прежде.

  2. После чего происходит процесс осознания. Сначала происходит поиск вероятной причины беспокойства. На нашем примере – это пищевая потребность, проще говоря, голод. Затем формируется и выделяется желание, то есть – я хочу есть, и уже тогда обдумывается способ или объект, которые помогут мне удовлетворить его.

    То есть, я непосредственно пытаюсь соотнести своё желание с реальностью, потому что, захотев утолить голод чёрной икрой – я могу и не обнаружить заветную баночку в холодильнике, как и денег на покупку, а вот бутерброд с колбасой – запросто.

  3. Осуществление намерения, то есть я начинаю действовать, чтобы ощутить удовлетворение, и спокойно читать книгу дальше.

1. По содержанию

A. Идейные. Затрагивают ту часть личности, что отвечает за мировоззрение. И тогда человек будет отстаивать свою позицию, даже если будет понимать, что она вредит ему.

Кстати, именно благодаря идейности многие лидеры достигали колоссального успеха и завоёвывали признание тысяч и миллионов людей.

Не всегда, правда, они были положительными, например, как Гитлер или Муссолини.

B. Политические. Отображают отношение и выбранную позицию в сфере политики, отчего человек становится членом партии и прочее.

C. Нравственные. Учитываются теми, кто придерживается норм поведения, правил, морали и принципов. Кстати, отлично регулирует деятельность, порой предупреждая девиантность, и, что хуже – делинквентность, то есть совершение противоправных действий. Но это зависит от того, принципы какой группы блюдутся. Более подробно о девиантности можете узнать тут.

D. Эстетические. Отображают стремление к прекрасному, красивому. Именно оно порой движет художниками, музыкантами, дизайнерами…

2. По происхождению

A. Социальные. Их ещё называют патриотическими, потому что возникают на основе чувств любви и благодарности по отношению к стране, в которой родился. Существует бесчисленное количество историй, когда человек готов был умереть, только бы отстоять свою страну, город, он мог мучиться, страдать, но всё равно не покидать её пределы ради более комфортной жизни.

B. Коллективистские. Поведение личности определяется тем, в каком коллективе он находится. Существуют люди, способные пожертвовать собственными интересами ради группы, к которой принадлежит.

C. Рабочие. Возникают под влиянием особенностей сферы деятельности человека ведь, работа, по факту занимает большую часть жизни. К примеру, врачи, чтобы сохранить своё душевное и психическое здоровье, могут утратить способность к сопереживанию. Иначе, ежедневно проживая невыносимую боль и грусть, они вполне могут сойти с ума.

D. Поощрительные. Поощрения, в виде заработной планы, похвалы или грамот сподвигают людей выходить из зоны комфорта и отправляться работать. Такая себе стимуляция сохранять жизнедеятельность.

3. По сфере труда

A. Общественные, политические.

B. Профессиональные.

C. Познавательные.

4. По длительности

A. Постоянные. Если читали статью про пирамиду Маслоу, то знаете о существовании естественных потребностей человека, какие виды бывают и чем грозит их неудовлетворение. Невозможно накушаться раз и навсегда, как бы мы после переедания не обещали себе, больше никогда ничего не есть, всё равно наступит момент, когда пища переварится, и мы будем испытывать дикий голод.

B. Длительные. Могут быть актуальными много лет.

Например, во время обучения в университете было очень интересно познавать что-то новое, но со временем, получив профессию и идеально зная сферу своей деятельности, человек может утратить стремление развиваться непосредственно в этой теме.

Да и потом могут быть совсем другие приоритеты, например, необходимость много зарабатывать, чтобы прокормить семью, поэтому на чтение книг или написание диссертации не будет времени.

C. Кратковременные. Действуют в течение короткого промежутка времени, допустим, узнали о новом виде спорта, заинтересовались, немного освоили его и переключились на другие интересы.

5. По силе

A. Сильные. Встречали людей с настолько сильной мотивацией, что они готовы были горы свернуть, лишь бы достичь желаемого?

B. Умеренные. Формы проявления активности не столь яркие и сильные, как в предыдущем типе, но всё же, человек способен на многое, чтобы реализовать свои мечты.

C. Слабые. То есть мотивы, совсем никак не влияющие на жизнь и действия личности, хотя иногда побуждающие её к активности.

6. По проявлению

A. Реальные. То есть причины, что активируют организм и заставляют действовать, являются актуальными в данный период жизни, а не надуманными.

B. Потенциальные. Тут уже мотивы, которые сформировались, но пока никак не проявились, потому что, или изменилась сфера деятельности, или человек только готовится к ней.

7. По уровню осознанности

A. Осознанные. Характеристика осознанного человека отличается от неосознанного тем, что первый понимает, что именно он хочет, каким образом может этого достичь и какие его действия повлекут за собой последствия.

B. Неосознанные. Такие психологи, как Леонтьев или Петровский считали, что намерения обычно не осознаются человеком, а вот Зигмунд Фрейд утверждал, что хотя бы частично, но личность даёт себе отчёт в действиях, когда ей движут мечты.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.