Метод определение

Содержание

Что такое метод? Метод: определение

Метод определение

В словарном запасе практически каждого человека фигурирует несколько тысяч слов. Это количество существенно зависит от его уровня образования, эрудиции и общего развития. Согласно статистическим данным, средний объем словарного запаса взрослого человека находится в пределах десяти-двенадцати тысяч слов.

Характерной особенностью образованных людей можно назвать правильное и уместное использование своего лингвистического резерва. Залогом грамотного оперирования словами и понятиями служит обращение к истокам словообразования, а также поиск достоверной, неискаженной информации.

В данной статье будет рассмотрено происхождение и значение понятия «метод», «система методов», их виды и области применения.

Определение термина

Слово «метод» имеет греческие корни. При буквальном переводе оно означает «путь, следуя по пути».

Расширенная трактовка понятия включает комплекс действий, последовательность шагов или совокупность приемов, которые направлены на достижение вполне конкретной задачи. То есть, набор целенаправленных мероприятий и представляет собой метод.

Определение может незначительно изменяться при внесении уточнений, касающихся видов и специфики мероприятий, но, в целом, суть остается неизменной.

Изучение существующих методик, их вариаций и сфер применения привело к созданию классификации. Учитывая конечную цель, а также особенности предпринимаемых действий, основные методы различают следующим образом:
  1. Аналитические.
  2. Дедуктивные.
  3. Диалектические.
  4. Индуктивные.
  5. Интуитивные.
  6. Научные.
  7. Обобщенные.
  8. Экспериментальные.

Следует различать понятия «методы» и «формы», так как первые характеризуют совокупность мероприятий и действий, а вторые – то, как это происходит. Более иллюстративно разницу можно изобразить на примере процесса обучения. Методов, которыми руководствуются преподаватели, довольно много и они также имеют свою классификацию, но среди основных можно выделить пассивный, активный и интерактивный.

Вместе с тем, форма организации обучения может быть дневной, вечерней, заочной, стационарной.

Аналитический метод: определение и особенности

Слово «аналитика», от которого происходит название соответствующего метода, означает «искусство анализа». Этот термин предполагает разделение рассматриваемого объекта на составные элементы, их исследование, измерение, изучение. Аналитические методы работы предполагают сбор и обработку информации, поступившей в результате использования других приемов.

Сегодня большинство аналитических операций выполняется с помощью компьютеров. Их возможности одновременной параллельной, а не последовательной обработки исходных данных позволяют совершать аналитические действия со сверхскоростью. Такой подход используют в большинстве сфер научной, экономической, производственной деятельности для достижения различных целей.

Дедукция и дедуктивные методы

Понять, что такое метод дедукции, можно при ознакомлении с его определением. Согласно словарю, это метод построения прогнозов, умозаключений или выводов о частных ситуациях или о характеристиках отдельных элементов системы. Дедуктивный метод основан на изучении общих закономерностей какого-либо явления или системы. Другими словами, это изучение общего для познания частного.

Дедуктивные методы применяют:

  • В научной деятельности.
  • В криминалистике.
  • При обучении.
  • В экономике, статистике, бухгалтерском учете.
  • Для ведения юридической практики.
  • Как аспект медицинских исследований, а также во многих других важнейших сферах человеческой деятельности.

Учитывая особенности дедуктивного метода, следует выделить то, что его эффективное применение возможно только при наличии достоверных и проверенных исходных данных. Так как логический вывод основан на анализе предпосылок, их содержание имеет важнейшее значение.

Что такое метод индукции

В противоположность описанному ранее дедуктивному методу, индукция представляет собой генерирование логического вывода, основанного на переходе от частных положений к общим.

Индуктивные умозаключения связывают исходные данные с выводом, руководствуясь не только строгими законами логики, а и с помощью некоторых фактических, психологических или математических представлений.

Неотъемлемым компонентом таких методов выступают общие закономерности, присущие всем явлениям в природе.

Существует понятие полной и неполной индукции. В первом случае, метод индуктивного установления причинной связи предполагает обработку конечного числа частных предпосылок или случаев. Для обоснованного вывода необходимо, чтобы рассматриваемые случаи охватывали все возможные аспекты явления.

Понятие «неполная индукция» заключается в выдвижении предположения или гипотезы на основании изучения (наблюдения) избранных частных случаев. Естественно, такие гипотезы нуждаются в подтверждении.
Наиболее часто для их доказательства применяют метод математической индукции. С его помощью становится возможным осуществление полной индукции для бесконечного счетного множества объектов.

Какой метод называют диалектическим

Обобщая несколько определений, можно сказать, что диалектический метод – это способ, используемый для доказательства какого-либо положения или утверждения при рассмотрении и сопоставлении двух кардинально противоположных взглядов. Изучение диаметрально разных точек зрения позволяет получить истинное представление о целом.

Понимание того, что такое метод диалектики, помогает восстановить последовательность событий в криминалистике, юриспруденции и психотерапии. Широкое применение диалектика также находит в научной и хозяйственной сферах деятельности.

В экономике этот метод предполагает изучение хозяйственных процессов, а также их закономерностей во время развития и движения. Подобный подход позволяет установить взаимообусловленность явлений экономического характера, а также особенности их взаимодействия.

Диалектический метод является эффективным для выявления существующих противоречий и несоответствий. Также он незаменим при поиске компромиссных решений для удовлетворения потребностей противоборствующих сторон.

Роль интуитивных методов в процессе человеческой деятельности

Полной противоположностью аналитическим способам принятия решений и формированию логических выводов является интуиция.

Согласно определению, интуитивные методы решения задач представляют собой психическую деятельность человека, направленную на подсознательную обработку исходных данных и выдачу быстрого результата.

Как правило, на процесс генерации вывода оказывают влияние предшествующий опыт, проницательность, «чутье», эмпатия и воображение человека.

Интуитивные методы не являются какими-нибудь сверхъестественными, сверхразумными или идущими в обход ощущений, мышления и представлений. По большому счету, они являются результатом своеобразного типа мышления.

Формирование метода происходит, когда обработка данных и отдельные этапы процесса анализа выполняются практически бессознательно, но итог оказывается предельно ясен.

Зачастую, результат интуитивных методов оказывается более успешным, чем при случайном наборе действий, но менее эффективным, чем при использовании аналитических и научных методик.

Научный метод и его специфика

Научным методом называют комплекс способов, используемых для приобретения новых знаний и разработки алгоритмов для решения научных задач.

Он представляет собой совокупность приемов, применяемых для изучения феноменов, упорядочивания, систематизации и корректировки полученных или уже имеющихся знаний.

Формирование умозаключений и выводов происходит при использовании фактических данных, полученных в результате эмпирических исследований. Основная база, которую применяют для добычи данных, включает:

  • Эксперименты.
  • Измерения.
  • Наблюдения.

На их почве строят теории и выдвигают гипотетические предположения, которые становятся основой для построения математического описания (модели исследуемого объекта).

Научный метод характеризуется объективностью и полным исключением субъективного толкования результатов. Это условие обязательно для методов, применяемых в каждой науке.

Категорически неприемлемо принятие на веру каких-либо утверждений, даже исходящих от признанных авторитетов в данной области. Существует понятие независимой проверки.

Ее проведение было бы невозможным без документирования наблюдений, а также доступности исходных материалов, промежуточных и конечных результатов для ознакомления другими учеными.

Такой подход гарантирует получение дополнительного подтверждения при успешном воспроизведении экспериментов или критической оценки степени адекватности эксперимента и результата относительно теории, которую проверяют.

Понятие «обобщенный метод»

Использование обобщенных методов позволяет применять некоторые системы, разработанные для достижения конкретной цели, в других сферах.

Обобщенные методы могут иметь различное происхождение (чаще всего они относятся к аналитическим или научным), но посредством логических операций после исключения видовых признаков они приобретают новое значение. Эти методы имеют более широкий объем и менее конкретное содержание.

Заключение

Общая информация о том, что такое метод, позволяет лучше ориентироваться при чтении специализированной литературы, изучении инструкций и рекомендаций. Особенное значение знакомство с этим понятием имеет для участников образовательного процесса.

Источник: https://FB.ru/article/239605/chto-takoe-metod-metod-opredelenie

Значение слова МЕТОД. Что такое МЕТОД?

Метод определение

  • МЕ́ТОД, -а, м.1. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Диалектический метод. Экспериментальный метод. Сравнительный метод.2. Прием, система приемов в какой-л. деятельности. Передовые методы производства. Метод обучения. || Способ или образ действия. — Разве не затем только стояла она у икон, когда мы вошли, чтобы отвести нам глаза?.. Это метод всех преступников-новичков. Чехов, Шведская спичка. [На суде] я не признал себя виновным ни в чем и до конца держался своего метода, как можно меньше говорить со своими врагами. Морозов, Повести моей жизни.[Греч. μέθοδος]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.

Источник: Википедия

  • МЕ'ТОД, а, м. [греч. methodos]. Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-н. …Метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического и революционного метода Маркса, его материалистической диалектики. Стлн. Диалектический м. Экспериментальный м. Марксистский м. Аналитический м. М. наводящих вопросов (в преподавании). М. целых слов (в обучении грамоте). Применять какой-н. м. Пользоваться каким-н. методом.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. совокупность теоретических принципов и практических приёмов для осуществления чего-либо

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: размышлять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «метод»

  • способ
  • методика
  • наука
  • вариант
  • методичка
  • (ещё…)

метода практика приём тактика техника … (все синонимы к слову МЕТОД)

Предложения со словом «метод»:

  • Фитотерапия в народной медицине всего человечества во все времена была неотъемлемым методом лечения, всегда поражая своей необъятностью и многообразием.
  • И чем больше таких вопросов возникает, чем больше мы стремимся к ответу на них (пускай методом проб и ошибок), тем больше мы узнаём, тем больше можем сделать.
  • Задачи — эффективное использование предоставленных полномочий, научных методов и способов для их выявления.
  • (все предложения)

Понятия со словом «метод»

  • Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — осознание формы внутреннего самодвижения содержания изучаемого предмета.
  • Ме́тод в объектно-ориентированном программировании — это функция или процедура, принадлежащая какому-то классу или объекту.
  • Нау́чный ме́тод — система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т.д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество.
  • Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) – кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
  • Методы управления являются тем механизмом управления, который позволяет решать производственные задачи и составляет методологию. Понятие метод происходит от греческого слова μέθοδος и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности. Понятие механизма управления включает средства и методы управления, призванные приводить в движение систему управления.
  • (все понятия)

Дополнительно:

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4

Методы исследования, как они есть

Метод определение

Структура научного знания по В.С. Ледневу

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Классификация методов научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Философские методы

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Общенаучные методы

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Примеры методов исследования

Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

Методы эмпирического уровня

МетодОпределениеПример
НаблюдениеИсследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явленийС целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
ОписаниеФиксация сведенийАнтрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
ИзмерениеСравнение по общим признакамОпределение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
ЭкспериментИсследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этогоНа оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
СравнениеИсследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другимСопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

Методы теоретического уровня

МетодОпределениеПример
ФормализацияРаскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом видеМоделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
АксиоматизацияПрименение аксиом для построения теорийГеометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивныйСоздание системы гипотез и выведение из этого заключенийОткрытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

Биология:

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.

Юриспруденция:

  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.

Экономика:

  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.

Психология:

  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Анализ данных эмпирического исследования

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
  5. Группировка.

Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

Вместо заключения

А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “Методология научного исследования” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/metody-issledovanija/

Метод

Метод определение

НАУЧНЫЙ МЕТОД (от др.-греч. μέθοδος – способ, путь познания). Выделяются два подхода (стратегический и тактический) к дефиниции научного метода: 1) метод как способ, средство достижения цели и задач исследования; 2) метод как система принципов, правил, приемов и процедур познания.

Структура научного метода включает: методологические подходы и принципы; процедуры и операции, направленные на сбор, регистрацию, хранение, поиск, систематизацию и преобразование информации. Основу научного метода, по мнению большинства исследователей, составляют подходы и принципы (теория метода).

Подход определяет основной путь решения исследовательской задачи, т. е. раскрывает стратегию исследования. В современной исторической науке используются различные подходы – эволюционный, системный, структурно-функциональный, модельный, цивилизационный, формационный и проч.

Все методологические подходы связаны с определенными теориями познания…

МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – 1) категория частнонаучных методов, используемых в исторической науке; 2) вспомогательная историческая дисциплина, объектом исследования которой выступают методы исторического исследования, их информационный потенциал, возможности и ограничения, методологические и методические вопросы реализации. В исторической науке при определении содержания методов исторического исследования выделяется два подхода: 1) акцент делается на их тесную связь с изучением исторических источников: под историческими методами подразумеваются приемы критики исторических источников, прежде всего письменных…

КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОД – 1) процесс отнесения (распределения) классифицируемого объекта к определенной группе (разделу) на основе нахождения у объекта заданного признака; 2) система классов, предназначенных для характеристики качественно однородной совокупности предметов (понятий).

В исторической науке метод классификации используется для систематизации и анализа исторических явлений (источников, массовых объектов) и представляет собой последовательность логических процедур: определение объекта классификации; обоснование принципа (основания) деления; выделение разделов классификации.

Классификация должна отвечать требованиям однозначности, всеобщности и единства основания…

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – методы исторического исследования, разработанные в рамках вспомогательных исторических дисциплин, которые выступают в качестве самостоятельных отраслей исторической науки, обладающих своим объектом и предметом исследования и ориентированных на изучение определенных видов исторических источников или их свойств.

МЕТОД (метод исследования) (греч. methodos) — способ организации деятельности, обосновывающий нормативные приемы осуществления научного исследования.

Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта.

Сюда относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом — понятие метода распространяется на различные области практики.

МЕТОД (греч. methodos – путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М.

в науке – это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. познания. Систематическое исследование М.

связано с генезисом экспериментальной науки.

МЕТОД — способ поиска, выработки, построения, обоснования, передачи новых знаний, умений, совокупности процедур и операций теоретического и эмпирического познания, освоения реальной действительности, преобразования и использования всего сущего. В экономике и социологии широко используются исторический, сравнительный, генетический, статистический, опросно-наблюдательный, документальный, модельный, математический, эвристический методы.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 277.

МЕТОД АКСИОМАТИЧЕСКИЙ — способ построения теории, при котором в ее основу кладутся некоторые ее положения — аксиомы или постулаты, из которых все остальные положения теории (теоремы) выводятся путем рассуждений, называемых доказательствами.

Правила, по которым должны проводиться эти рассуждения, рассматриваются в логике — в учении о дедукции-, все понятия, с которыми имеют дело в доказательствах (кроме небольшого числа первоначальных понятий), вводятся на основе определений, разъясняющих их смысл через ранее введенные или известные понятия.

МЕТОД [греч. μέθοδος — путь исследования, познания, теория, учение] — форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности.

Например, в производстве — система приемов изготовления определенных изделий; в педагогике — система воспитательных и образовательных средств; в науке — способы исследования и изложения материала; в искусстве — приемы художественного отбора, обобщения материала, оценки действительности с позиций определенного эстетического идеала и воплощения отраженной действительности в образы искусства.

МЕТОД (METHODE). Совокупность правил и принципов, рационально организованная с целью достижения определенного результата. В философии мне неизвестен ни один действительно убедительный метод, если не считать собственно движения мысли, не подчиняющегося никаким правилам, вернее, подчиняющегося только своим собственным правилам.

Источник: http://ponjatija.ru/taxonomy/term/1179

Метод определение

Метод определение

У этого термина существуют и другие значения, см. Метод (значения).

Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.

В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой.

В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества.

Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.

Виды и типы

  • Аналитический метод
  • Дедуктивный метод
  • Диалектический метод
  • Индуктивный метод
  • Интуитивный метод
  • Научный метод
  • Обобщённый метод
  • Экспериментальный метод
  • и другие.

В математике

Метод в математике — синоним способа, алгоритма решения задачи, достижения цели.

Метод в объектно-ориентированном программировании — процедура или функция, принадлежащая какому-то классу или объекту.

В программной инженерии метод — технический способ построения программного обеспечения. Ср. с методологией.

Метод в информатике — единый обобщённый способ решения задач определённого класса.

Метод решения — ошибочный, если он даёт неправильные результаты для определённых задач.

Метод решения — правильный, если он даёт правильные результаты для всех задач данного класса.

ru.wikipedia.org

Методы это:

Методы

Ме́тод (от греч. μέθοδος — «способ») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Слово метод появилось в английском языке в 1541 из французского и латыни.

В Викисловаре есть статья «метод»

  • Методы исследования
  • Алгоритм
  • Методология
  • методы доказательств
  • Методы опровержений
  • «Рассуждение о методе» Декарта — основополагающая работа эпохи Просвещения, общее представление о современном научном методе.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Определение понятий «методология», «метод» и принципы классификации методов

МЕТОДОЛО́ГИЯ – (от метод и греч. λόγος – учение; учение о методе) – философское учение о методах познания и преобразования действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к практике. М. возникла и развивалась как аспект филос.

осмысления мира под углом зрения критич. исследования методов познания – как общефилософских, так и конкретно-научных. Философы не только разрабатывали опред.

методы на основе обобщения развития науки и творчества в целом, но и теоретически их обосновывали, выявляли их место в системе средств познания, взаимосвязь методов различных наук.

МЕ́ТОД – (от греч. μέϑοδος – путь исследования, познания, теория, учение) – форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько.

Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п.

изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук.

В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.

В современной науке достаточно успешно “работает” многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).

1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности.

Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX века.

Они выступают в качестве своеобразной “промежуточной методологии” между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.

К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как “информация”, “модель”, “структура”, “функция”, “система”, “элемент”, “оптимальность”, “вероятность” и др.

3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже “очень важному методу”. Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной единственной философией.

Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их “механическое единство”.

Методология – сложная, динамическая, целостная, субординированная система способов, приёмов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.

studopedia.ru

Методы определения

ГОСТ 26383

Парафины нефтяные.

ГОСТ 25737

(СТ СЭВ 2660—82)

Поливинилхлорид и сополимерывинилхлорида.

Хроматографический метод определения винилхлорида.

ГОСТ15820

Пластмассы. Метод определения остаточных мономеров: сти­рола, а-метилстирола, акрилонитрила и неполимеризующихся примесей этилбензола и изопропипбензола в полистирольных пластиках с

помощью газовой хроматографии.

ГОСТ 22648

Пластмассы. Методы определения гигиенических показателей.

ГОСТ 18165

Вода питьевая. Метод определения массовой концентрации алюминия

ГОСТ 18294

Вода питьевая.Метод определения массовой концентрации бериллия

ГОСТ 4974

Вода питьевая. Метод определения содержания марганца.

ГОСТ 4388

Вода питьевая. Метод определения содержания меди

ГОСТ 4152

Вода питьевая. Метод определения массовой концентрации мышьяка

ГОСТ 4011

Вода питьевая. Метод определения общего железа

ГОСТ 18293

Вода питьевая. Метод определения содержания свинца, цинка,

серебра.

ГОСТ 18308

Вода питьевая. Метод определения содержания молибдена

ГОСТ 4386

Вода питьевая. Метод определения массовой концентрации фтора

ГОСТ 30178

Атомно-абсорбционный метод определения токсичных элементов в пищевых продуктах и сырье

МУ 942-72

Методические указания по определению перехода органи­ческих растворителей из полимерных материалов в кон­тактирующие с ними воздух, модельные растворы, сухие и жидкие пищевые продукты

МУ 4149-86

Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за производством и применением полимерных материалов класса полиолефинов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами

МУ4628-88

Методические указания по газохроматографическому, определению остаточных мономеров и неполимеризуюшихся примесей, выделяющихся из полистирольных пла­стиков в воде, модельных средах и

пищевых продуктах бенз(а)пирен

МУ 4077-86

Методические указания по санитарно-химическому иссле­дованию

резин и изделий из них предназначенных для контакта с пищевыми продуктами

МУ 4395-87

Методические указания по гигиенической оценке лакиро­ванной

консервной тары

МУ 2314-81

Методические указания на газохроматографическое опре­деление

диметилтерефталата, метилацетата, метилбензоата, метилтолуилата,

метилового и n-толуилового спиртов, n-толуилового альдегида,

n-толуиловой кислоты, n-ксилола и дитолилметана в воздухе

МУ 1959-78

Методические указания по санитарно-химическому иссле­дованию изделийиз фторопласта 4 и 4Д в пищевой про­мышленности

МУ 3034-84

Методические указания по гигиенической оценке кремнийорганических и фторорганических покрытий, предна­значенных для использования в пищевой промышленности при температуре 1000 С

МУ 1856-78

Методические указания по санитарно-химическому иссле­дованию эмалированной посуды

МУ 1811-77

Методические указания по санитарно-химическому исследованию посуды и столовых приборов, изготовленных из мельхиора, нейзильбера и латуни

МУК 4.1.599—96

Методические указания по газохроматографическому определению ацетальдегида в воздухе

Источник: https://zna4enie.ru/opredelenie/metod-opredelenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.