Лексическое и грамматическое значение

Урок «Лексическое и грамматическое значение слова»

Лексическое и грамматическое значение

Сокирко Галина Васильевна учитель начальных классов, первая квалификационная категория, КГУ «Андреевская средняя школа имени Габита Мусрепова СКО», село Андреевка район им. Габита Мусрепова, СКО

Цель урока:

  1. формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;
  2. выработать умение выделять слово как лексическую единицу;
  3. разграничивать грамматическое и лексическое значение слова;
  4. определять лексическое значение слова;
  5. учить пользоваться толковым словарем;
  6. познакомить учащихся с различными видами словарей
  7. учить сравнивать, выделять главное.

I. Зарядка для ума: «Разгадай шараду»

Из первого слога — идут пароходы,Последний увидишь в лесу.Поставь между ними согласную букву,

А целое — в школу несу. (портфель)

II. Изучение нового материала

Мы сейчас с вами составили из разных частей слова «портфель». А вообще что такое слово? (Беседа)

Версии детей:

  • Это набор букв.
  • Это набор звуков, ведь слова мы не только пишем, но и слышим.
  • Это звуки или буквы, расположенные в определенном порядке.

— Итак, у нас три версии, что такое слово. Остановимся на последней, так как она вбирает две предыдущие. Скажите, какой набор звуков будет являться словом:

— (Абэвэгэдэ — это набор звуков, который ничего не обозначает, а абэвэгадэйка — это слово, обозначающее игру с буквами или книгу с такими играми для маленьких детей)

Следовательно, что необходимо, чтобы набор звуков стал словом?

(Набор звуков, расположенных в определенном порядке, будет тогда словом, когда оно будет называть какое-то явление, предмет или действие и т. д.)

 Выяснение лексического значения слова.

— А что значит узнать новое слово?

(Если будет мнение, что узнать слово — узнать, как оно пишется, то предложить детям написать на доске «мшара» и составить с ним предложение.(Дети затрудняются).

— Почему не можем составить предложение? (Не знаем, что слово обозначает).

Вывод: Чтобы узнать новое слово, надо узнать, что оно обозначает, то есть надо узнать лексическое значение слова. Так что же мы будем называть лексическим значением слова? (То, что слово обозначает).

— Лексическое значение обозначает главный смысл в слове, то, о чем мы думаем, когда слово произносим.

— Что вам помогло отгадать шараду в начале урока? (Лексическое значение слов).

Поскольку никто не сказал лексического значения слова «мшара», то найдите его в толковом словаре в учебнике. (Ребята находят и выписывают лексическое значение слова).

— Запись, обозначающая толкование лексического значения в словаре, называется словарной статьей.

III. Знакомство с толковыми словарями

А.Франс говорил, что «словарь — это вся вселенная в определенном порядке».

— Для чего человеку нужен словарь?

— Какие словари вы знаете?

(Энциклопедические, толковые и орфографические).

— Словарями надо уметь пользоваться. В нужный момент надо обращаться к нужному слоарю.

Задание:

1. Прослушайте текст и скажите, какой словарь попался Ивану Семеновичу и какой словарь ему бал нужен?

Иван Семенович Пуговкин сердится:

— Взял словарь. Открыл на слове «Медь». Читаю: «Медь»-и, ж.

1. Металл красноватого цвета, вязкий и ковкий.2. Изделия из этого металла: На пароходе было много красной меди: поручни, компас, приборы. 3. Медные музыкальные инструменты. Сверкала медь оркестра.4. Медные деньги: Две копейки медью.

5.

Красновато-желтый цвет чего-нибудь: После гречихи отливало медью

И все! — Развел руками Пуговкин.

А где же сведения о химических свойствах меди? Плохой словарь!

— Какой словарь попался Ивану Семеновичу? Какой словарь ему был нужен? (Толковый, а нужен энциклопедический).

Учитель: Словари бывают разные. Но мы сегодня говорить будем о толковых словарях. Пользуются заслуженной славой такие толковые словари:

1. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Первое издание 1863 г., 4 тома (учитель показывает словарь)

2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка, в одном томе (70000 слов)

3. Самый большой словарь «Словарь современного русского литературного языка», в 17 томах. (120480 слов).

Сообщение о В. И. Дале и его словаре (в сокращении)

Владимир Иванович Даль (1801–1872). Он многое успел сделать в жизни: был офицером флота, высокообразованным врачом, путешественником-этнографом, писателем….

В. И. Даль написал несколько сказок, в которых раскрыл богатство и выразительность народной речи. А. С. Пушкин, даря В. И. Далю свои сказки, написал на книге: «Тебе — от твоих … сказки» В. И. Даля вызвали Пушкина — на творческое состояние.

После дуэли Пушкина Даль безотлучно находился у постели поэта, стараясь помочь ему как врач и друг.

Постоянной любовью Даля был русский народный язык. Он считал, что литературный, книжный язык его времени должен быть обогащён сокровищами народной речи. Всю жизнь он записывал меткое, мудрое народное слово. Очень много слов записал Даль во время русско — турецкой войны.

Он служил военным врачом и жил среди солдат. Солдаты были вчерашние крестьяне со всех концов Росси. Они принесли с собой в армию свои слова. Тетрадки Даля быстро заполнялись. Тетрадок и записных книжек в походе набралось так много, что они не умещались ни в один чемодан.

Даль запаковал слова в тюки и навьючил ими верблюда.

Однажды во время схватки с неприятелем верблюд попал в плен. Даль очень горевал: годы его жизни и труда пропали вместе с верблюдом. К счастью, через несколько дней казаки отбили верблюда у врага и возвратили его хозяину. На тетрадки противник не позарился — не велика ценность! А для Даля его записи были дороже золота.

В 1861 году вышла его книга «Пословицы русского народа». В ней 30000 пословиц, поговорок, загадок, прибауток!

Пятьдесят лет жизни отдал В. И. Даль своему главному делу — «Толковому словарю живого великорусского языка» (4 тома, 1863–1866 годы). В словаре 200000 слов: литературных, областных, научных, наименований из области разных ремесел и занятий.

Значение слово, Даль умел толковать наглядно, метко, образно, объяснив слово, он раскрывал его значение с помощью народных поговорок и выражений. Быт народа, его взгляды, убеждения, стремления — всё ярко отразилось в этом необычном словаре. Его и сейчас читать интересно.

(Зачитывает слов. статью «Гусь»).

Словарь Даля — явление исключительное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. Создатель его был языковедом по специальности.

О себе и своём словаре Даль говорит: Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка.

Выдающийся знаток русского слова, В. И. Даль был чутким ценителем русской речи. Жизнь В. И. Даля — это подвиг во имя народного слова, во имя народной культуры.

Сообщение об истории создания словаря.

Толковый словарь — это результат огромного труда. В чем же заключается трудность создания толкового словаря?

Дети: Трудно все слова собрать вместе, ведь один человек не может знать всех слов, которые существуют в языке, трудно их расположить в определенном порядке, трудно так также разъяснить лексическое значение слов.

Задание: В словаре С. И. Ожегова прочтите словарную статью «Свежий». Внимательно разберите все обозначения, которые встречаются в словаре. Замените иллюстрации (примеры) своими и запишите в тетрадь.

IV.Тренировочные упражнения:

1. Игра «Поле чудес»

Задание: определите слово по его лексическому значению, слово запишите, объясните орфограммы.

1) Сигнальный электрофонарь с красным, желтым, зеленым стеклом для регулирования движения на улицах. (светофор)2) Сооружение в виде ступеней для подъема и спуска. (лестница)

3) Намеренное искажение чего-либо, неправда. (ложь)

4) Часть суши, окруженная со всех сторон водой. (остров)

5) Замороженное сладкое кушанье из сливок и сока ягод. (йогурт)

2. «Найди лишнее»

I уровень. Дана группа слов, найдите лишнее, объясните, почему вы так решили.

Слон, жираф, заяц, волк, теленок, лиса, лев, конек-горбунок, крокодил, муравейник.

II уровень. Разделите слова на 2 тематических класса и выпишите их в 2 столбика. Какие слова лишние? Составьте с двумя словами разных классов предложения. Найдите слова с безударными гласными в корне.

Горностай, кабан, виноград, хомяк, пантера, мартышка, ананас, жираф, клей, волк, персик.

III уровень. Здесь спряталась тематическая группа слов. Найдите, выпишите, графически выделите и объясните орфограммы:

Города, хоккей, раковина, сирень, футбол, стадион, промакашка, пловец, гитара, пятиборье, троллейбус, теннис, кукушка, суматоха, спартакиада, родственник, вратарь.

С тремя словами составьте предложения

V. Моделирование словарной статьи

— Мы с вами на уроке сегодня много прочитали словарных статей из толковых словарей. Давайте теперь сами попытаемся составить словарную статью, схема которой следующая:

1) Слово2) Грамматические пометы (для сущ. оконч., род., пад)3) Толкование лексического значения

4) Пример употребления в речи

VI. Изучение грамматического значения слова

Задание: Даны слова «красный» и «краснота». Как вы думаете, это одно слово или два разных? Докажите. (Класс делится на 2 группы, идёт работа в группах).

Затем идёт обсуждение.

Версии детей:

1) Это 2 разных слова, хотя однокоренные и имеют почти одинаковое лексическое значение: обозначают красный цвет. Но они отвечают на разные вопросы, поэтому это разные слова (какой? красный; что? краснота).

2) Эти слова отвечают на разные вопросы и являются разными частями речи: какой? красный — прилагательное.

Оно обозначает признак предмета (например, красный лист), а что? красота — это существительное обозначает явление (краснота рук).

Ещё эти 2 слова имеют разные окончания и разные морфологические признаки: слово ” красный» может измениться по родам: красный — красная — красное, а слово краснота женского рода.

Вывод: Лексические значения этих слов одинаковые, а грамматические разные.

— Следовательно, чем слова могут отличаться друг от друга?

Во-первых, лексическим значением; во-вторых, морфологическими признаками, это говорит о том, что слово кроме лексического значения, имеет и грамматическое значение.

— Что мы будем называть грамматическим значением слова? (Принадлежность слова к определённой части речи и его морфологические признаки (у существительных — род, число, падеж).

VII. Тренировочные упражнения

1. Назовите слова, которые имеют следующее лексическое и грамматическое значения:

  • Неученый, малообразованный, безграмотный; м.р., ед.ч., И.П. (невежественный)
  • Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования; ж.р., ед.ч., Р.П. (библиотеки)
  • Ярко осветить; н.вр., 2л., ед.ч. (озаришь)

Дополнительное задание: Сделайте морфемный разбор этих слов (по составу).

2. — Как знание лексического значения слова помогает грамотному письму?

Вывод по уроку: Что мы сегодня нового узнали о слове?

Слово имеет лексическое значение (то, что слово обозначает) и грамматическое значение (морфологические признаки). Если не знаешь лексического значения слова, то его можно найти в толковом словаре.

Домашнее задание:

Составьте один из несуществующих словарей (толковых) объемом в 15–20 слов.

Тематика словарей:

  • Космический словарь;
  • Словарь самых важных слов;
  • Словарь моих любимых слов;
  • Словарь добрых слов;
  • Школьный словарь.

Источник: https://www.azbyka.kz/urok-leksicheskoe-i-grammaticheskoe-znachenie-slova

Лексическое и грамматическое значение

Лексическое и грамматическое значение

Ученики 5-х классов, осваивая курс русского языка, знакомятся с большим количеством определений. Сталкиваясь с обилием терминов, дети часто не понимают их сути.

Пятиклассник бойко дает определение, но теряется, если его надо воспроизвести своими словами. Происходит это не из-за того, что ученик плохо владеет навыком давать определения.

Просто ребенок не понимает внутреннего наполнения явления, его сущности, формулировку же легко заучивает, подобно стихам или выражению на иностранном языке, – автоматически.

Любой учебник 5-го класса предлагает ученику и учителю освоить тот понятийный аппарат, который, с одной стороны, немного знаком из курса начальной школы, с другой – еще не совсем понятен, так как в начальной школе не всегда даются определения языковых явлений. При этом уже известные вещи рассматриваются вновь, и, безусловно, делать это надо не только на новом научном уровне, но так, чтобы заинтересовать ученика, показать необычное в знакомом.

Осуществляя такой подход к работе с терминами, мы можем по-новому раскрыть уже знакомое явление, пробудить интерес к нему, помочь в нем разобраться и глубже его постичь.

К понятиям, которыми каждый пятиклассник должен свободно владеть, относятся термины лексическое и грамматическое значение.

Обратимся к учебникам. Для примера возьмем традиционно используемый во многих школах учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.Т. Григоряна (1) и «Русский язык» под редакцией М.В.

Панова (2), который или привлекается в качестве дополнительного материала, или служит основным учебником в ряде гимназий и школ с гуманитарными классами. Рассматриваемые термины в них встречаются при изучении тем: 1) «Лексика», «Словообразование. Морфемика»; 2) «Лексика», «Морфология».

Посмотрим, какие определения лексического и грамматического значения в них предлагаются.

В учебнике под ред. Т.А. Ладыженской читаем:

«Каждое слово что-то обозначает. Например, слово ельник обозначает «лес, состоящий из одних елей». Это его лексическое значение. Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение. Например, у существительных можно определить род, падеж, число, у глаголов – время, лицо и число.

«Русский язык» под ред. М.В. Панова предлагает следующий вариант:

Елка – это вечнозеленое хвойное дерево с конусообразной хвоей и длинными чешуйчатыми шишками. Это основное значение слова елка. Оно обозначает главный смысл в слове, то, о чем мы думаем, когда его произносим. Такое значение слова называется лексическим значением.

Елка – это существительное женского рода в им. пад. ед. ч. Такие значения называются грамматическими значениями.

Согласитесь, не очень удачно давать определение через пример, но зато суть раскрывается очень наглядно.

Обратимся к энциклопедии «Русский язык», где даются общие определения.

Лексическое значение – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и пр.

Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее свое регулярное выражение в грамматических формах.

Безусловно, такие определения никто не будет предлагать в 5-м классе.

Поставив цель совместить принцип научного подхода с увлекательной подачей материала, чтобы таким образом помочь учащимся освоить его глубже, я использовала при изучении терминов лексическоеиграмматическоезначение знаменитую фразу Льва Владимировича Щербы.

Уроки являются вводными к теме «Лексика» по учебнику под ред. Т.А. Ладыженской.

Урок 1

Цель:

1) познакомить с понятием лексическое и грамматическое значение; 2) закрепить знание о частях речи;

3) совершенствовать навык давать определения языковым явлениям своими словами.

ХОД УРОКА

I. Вводная беседа

Вспомните, какие разделы науки о языке вы уже знаете, что вы уже изучали. Часто главным объектом нашего изучения было слово. Мы наблюдали, как оно работает в предложении, словосочетании, строили из слов тексты.

Как назвать все слова языка? (Лексика.)

Вспомните название разделов языкознания и подумайте: есть ли у слова лексика еще значения?

II. Работа со словарем

На доске записаны слова:

колорит номинироваться

лубочный

Знаете ли вы смысл этих слов?
Если значение слова непонятно, как можно узнать, какое оно? (Воспользоваться словарем.

)
Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов? Почему нам необходим толковый словарь? (Именно там дано определение, толкование слов.)
Прежде чем обратиться к словарю С.И. Ожегова, Н.Ю.

Шведовой, подумайте, можно ли сказать что-то о каждом из приведенных слов. Рассмотрим их как части речи и запишем выводы.

колорит – сущ., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
номинироваться – глагол, несов. в., I спр.
лубочный – прил., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.

Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря. Скажите, есть ли еще другие слова, обладающие значением «печатающийся с лубков»?

Значит, у слова лубочный уникальное значение, то есть такое, которым обладает лишь оно.

Попробуйте подобрать слова с теми же характеристиками, как у прилагательного лубочный (см. запись выше). Много ли таких слов?

III. Формулирование понятий

Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем они различаются? (Одно подходит к множеству аналогичных, другое подходит только к конкретному слову.) Если лексика рассматривает смысл слов, какое из двух значений назовем лексическим? Попытайтесь дать ему определение.

Лексическое значение – смысл слова, значение, свойственное только данному слову, или уникальное значение. Чем будет отличаться от него грамматическое значение? (Не является уникальным.)

Теперь, зная, что грамматическое значение рассматривает слово с точки зрения части речи, попробуйте дать определение ему.

Грамматическое значение – значение слова как части речи; признаки, которые есть у данного слова, могут быть у многих других слов.

IV. Закрепление материала

1) Запишите лексическое значение слов:

кафтан, базироваться, взыскательный.

2) Укажите грамматическое значение этих слов и приведите несколько (4–5) слов с аналогичным грамматическим значением.

3) Рассмотрим словосочетание глокая куздра. Запишите его лексическое и грамматическое значение. Какое значение – лексическое или грамматическое – вы смогли записать? Что легче выполнить? Почему? Как вы думаете, будут ли эти слова в других словарях?

Скажите: какая часть слова помогла вам узнать грамматическое значение слов?

V. Проверка усвоенных знаний

1) Расскажите, как вы поняли, что такое грамматическое и лексическое значение. 2) Чем они различаются? 3) Какая морфема показывает грамматическое значение?

4) Назовите слова по лексическому значению:

требовательный, строгий…;
старинная долгополая мужская одежда

VI. Домашнее задание.

1. Приготовьте рассказ, что такое лексическое и грамматическое значение.

2. Установите лексическое значение слов: комфортабельный, конвейер, нежиться, ополченец, ополчиться, перечить, реверанс.

3. Придумайте свои словосочетания (3–4) из слов, которые не имеют определенного лексического значения, но имеют грамматическое значение.

При проверке данного задания выяснилось, что наибольшие трудности вызывает объяснение (не по словарю, а свое) лексического значения слов. Несомненно, предложенные примеры сложны, принадлежат пассивному словарному запасу, но одной из причин, почему именно такие слова были даны, стала необходимость понять, как (успешно или нет) будет проходить работа с трудными словами.

Проблемы в основном возникли с существительными. Я полагаю, вызвано это тем, что для слов конвейер, ополченец нельзя подобрать синонимы, возможно лишь развернутое объяснение. Слово реверанс, имеющее синоним поклон, вызвало меньше трудностей. Такова и ситуация с глаголами.

Подбирая синонимы, пятиклассники для себя определяли место конкретного глагола в ряду близких понятий.

Урок 2

Цель:

1) закрепить понятие о лексическом и грамматическом значении;
2) установить, как знания о лексическом и грамматическом значении помогут при изучении морфемики.

I. Проверка домашнего задания

Прочитайте, какое лексическое значение имеют данные слова. Встретились ли среди них слова, в определениях которых были пометы, данные в скобках? Какое грамматическое значение имеют данные глаголы? Каких частей речи в словах, данных для анализа, было больше?

Были ли слова, относящиеся к возвышенной лексике? Употребляемые в определенном контексте?

II. Закрепление понятий лексическое и грамматическое значение

Расскажите, что такое лексическое значение и грамматическое значение на примере слов: бежать, бегун, расти, росточки. Расскажите, какое значение уникально для слова. Какое значение можно применить к группе слов?

Послушайте текст.

Шарада – это особая загадка, в которой надо отгадать слово по его частям.

Например:

Первое – лоб.
Второе – сто лет.
Целое – разумное существо.

Ответ: чело-век.

Первые шарады появились еще в древнеримской литературе, но особенно их полюбили в XVIII  веке.
А теперь скажите: с чего начинается текст? (С того, что дается лексическое значение слова.) Это частый прием построения научного текста, в котором рассказывается о каком-либо неизвестном для читателя предмете, явлении. Запишем первое предложение, объясняя знаки препинания.

Укажите грамматическое значение слова шарада. Есть ли в предложении слова с тем же грамматическим значением? (Загадка.)

III. Освоение нового материала

Внимательно послушайте и подумайте, о чем это.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Можно ли это понять? Почему? Эту фразу придумал для своих студентов известный лингвист Л.В. Щерба. (Раздаются листочки с этой фразой.) Можно ли понять, какие части речи использует Щерба, какие члены предложения? Почему мы это понимаем? Если мы внимательно проанализируем, по какой части слова мы его опознаем, увидим, что это окончание.

Можно ли сказать, какая морфема связана с грамматическим значением? Мы видим, что окончание несет грамматическое значение слова.

Попробуйте отбросить окончания, сможем ли мы в этом случае узнать части речи? Изучите фразу; есть ли в ней однокоренные слова? Как это узнать? Если вспомнить, что основное значение, смысл слова, заключено в корне, то эта морфема – носитель лексического значения.

Как и от чего образуется слово бокренок?

бокр

Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200402903

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.