Кризис это в психологии определение

Экзистенциальный кризис: определение в психологии, признаки, как преодолеть

Кризис это в психологии определение

Словосочетание «экзистенциальный кризис» стало очень популярным в житейском обиходе. Отчего сложный философский научный термин так уютно расположился в повседневной речи? И что, собственно, скрывается за этим термином? Интуитивно каждый человек, пользующийся этим термином, понимает, что речь идет о вечном вопросе «быть или не быть».

Что такое экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис – тревожное состояние личности, сопровождающееся размышлениями о смысле жизни (отдельной личности и в широком плане всего человечества), месте человека во вселенной. Личность мучают вопросы «кто я?» и «зачем я живу?», «чего хочу?», «в чем мое предназначение?».

Экзистенциальный кризис опирается на высшие потребности человека, духовный уровень. Это признак развития личности. С кризисом идентичности и смысла жизни (экзистенциальным) сталкиваются юноши и люди среднего возраста.

В первом случае человек впервые знакомится с собой и ищет место в мире, во втором происходит переоценка ценностей, переосмысление жизни и новое знакомство с собой.

В обоих случаях возникает кризис смысла и сути жизни (с латинского existentia означает «существование»).

Экзистенциальный кризис – форма личностного кризиса, потому он не обязательно обусловлен возрастом. Поиск ответа на вопрос о смысле жизни задается развитием личности. Но если мысль о сути бытия хотя бы один раз настигает каждого человека, то не для каждой личности это превращается в кризис. Какие факторы влияют на это?

Причины кризиса

Экзистенциальный кризис может возникнуть только в безопасных для человека условиях, если удовлетворены первичные потребности. То есть человек сыт, одет, обут, здоров, защищен – биологическая жизнь прекрасна, выживать не нужно. Тогда и встает вопрос о более высоком уровне – развитии личности, организации и смысле социальной жизни человека.

Существует интересное мнение, согласно которому кризис экзистенции постигает тех, кому нечем заняться, у кого много свободного времени, нет реальных жизненных проблем, которые нужно решать. Кстати, очень часто кризис не развивается, потому что человек сразу переключается с мысли о сути жизни на бытовые нужды и реальную социальную активность.

Экзистенциальный кризис развивается на фоне:

  • депрессии и депрессивных наклонностей личности;
  • социальной изоляции;
  • недостатка сна и переутомления;
  • неудовлетворенности собственной жизнью, работой, семьей, собой;
  • психологической травмы;
  • одиночества;
  • адаптации к работе, учебе, смене привычных условий;
  • осознания неизбежности смерти или встречи с ней (гибель близкого человека, постановка смертельного диагноза);
  • отсутствия целей в жизни и самостоятельности, жизни «по течению»;
  • разочарования в прежних идеалах и смыслах;
  • ухудшения здоровья, трудностей в жизни;
  • творческого мышления;
  • осознания быстротечности жизни и упадка сил;
  • фрустрации.

Экзистенциальный кризис заставляет человека задуматься о полезности жизни. Соответственно, в группу риска входят люди, не сумевшие полноценно реализоваться в социуме.

К слову сказать, каждый участник социума полезен для общества, если речь не идет об иждивенце, преступнике, асоциальном типе. Но таких индивидов редко волнует вопрос смысла жизни. Так что любой участник общества, работник полезен. Вопрос в том, насколько он сам оценивает свою полезность и соответствие реальности своим возможностям, способностям.

Признаки кризиса

При экзистенциальном кризисе человек чувствует себя одиноким в широком смысле (во всей вселенной) и постоянно думает о смысле своего существования. Характерных признаков кризиса нет, субъект может как оставаться жизнерадостным на людях, так и замкнуться в себе. Однако на внутреннем уровне экзистенциальный кризис всегда сопровождается:

  • тревогой;
  • страхом и напряжением;
  • неуверенностью;
  • негативными эмоциями (злобой, обидой, раздражением, печалью);
  • невозможностью сосредоточения;
  • апатией, потерей прежних интересов;
  • равнодушным отношением к своему внешнему виду и состоянию.

Экзистенциальный кризис внутренне всегда переживается очень тяжело. Это негативное, гнетущее состояние, провоцирующее негативное мышление. Если с этим не бороться и самому не направлять мысли в положительное русло, то кризис закончится плачевно.

Внешне наблюдаются два варианта проявления кризиса – человек активен, хватается за все подряд, старается многое успеть и попробовать; личность замыкается в себе. Второй вариант полезнее, но одновременно опаснее.

С одной стороны, чтобы разобраться в кризисе, нужно признать его и поговорить с собой, выяснить, что именно заставило усомниться в своей значимости и полезности. Может быть, вы позавидовали какой-то паре и осознали свое одиночество или ожидаемый на работе успех так и не пришел.

Но с другой стороны, важно не заблудиться в лабиринтах сознания и подсознания, найти конструктивное решение выхода из кризиса.

Как побороть

Все исследователи приходят к выводу, что преодолеть кризис бытия можно только признав, что смысл жизни состоит в проживании настоящего момента. У человека нет заданной миссии и нет объективного смысла существования, но каждый создает субъективный смысл своей жизни. Соответственно, для преодоления кризиса нужно найти свой личный смысл жизни.

Что это может быть:

  • работа;
  • создание семьи или развитие семьи;
  • рождение и воспитание детей;
  • творчество;
  • социальная активность, благотворительность;
  • передача своего опыта, обучение младшего поколения;
  • поиск любви, построение отношений;
  • вера;
  • забота о животных;
  • прочее.

Аргументировать факт существования человека помогают СМИ, семья, стереотипы, установки и убеждения, полученные из других источников в ходе социализации.

Чувство тотального одиночества – второй элемент экзистенциального кризиса. Преодолеть его можно только признав, что даже самый высокий уровень эмпатии не позволит понять и прочувствовать другого человека.

Внутренний мир каждой личности уникален, да, это вызывает иногда чувство одиночества, но нужно научиться пользоваться этим. Успешное преодоление кризиса предполагает принятие своей уникальности и неповторимости.

Если выделить в этом конкретную особенность, развивать ее и задействовать в самореализации и осуществлении смысла жизни, то кризис разрешится успешно.

Преодолеть кризис и найти цель в жизни необходимо, иначе состояние перейдет в уныние, пассивность, равнодушие к себе и своей жизни. Постепенно к этому присоединятся зависимости, девиации, деградация и саморазрушение. Часто затяжной кризис заканчивается суицидом (раз нет смысла, так зачем ждать смерти).

Послесловие

Поиск сути жизни связан с самореализацией человека. Действительно, никому ведь не понравится услышать, что он бесполезен или что от его существования и гибели ничего не изменится. Положительно влияет сублимация, то есть самовыражение в творчестве, например, в музыке, стихах, прозе, рисовании.

Каждая личность в какой-то момент пытается аргументировать свое существование, кто-то говорит, что «на все замысел Божий», кто-то рожает детей и видит смысл своей жизни в продлении человеческого рода, а кто-то создает новые лекарства.

Есть, конечно, уникумы, твердящие о том, что их послали высшие силы, которые постоянно связываются с индивидом, говорят, что он должен донести до всего мира что-то важное или просто умеет исцелять.

Но эта история часто заканчивается психиатрией.

Источник: https://psychologist.tips/3036-ekzistentsialnyj-krizis-eto-opredelenie-v-psihologii-priznaki-kak-preodolet.html

Кризис в психологии

Кризис это в психологии определение

Определение 1

Психологический кризис представляет собой переломный момент в жизни человека, качественный переход из одного состояния в другое, граница между новым и старым опытом.

Он имеет два основных вида детерминации:

Внутренняя детерминация обусловлена внутренними постепенными изменениями, приводящими к качественному прыжку.

Она связана с изменениями в человеческой личности, при которых формируется представление о себе как носителе новых психологических ролей и потребность превратиться в субъекта новой роли объективные условия для которой, еще не сформировались.

Когда новая жизненная роль не реализуется в ролевом поведении, это становиться причиной важного жизненного кризиса, который может иметь достаточно серьезные последствия.

Внешняя детерминация представлена изменениями определенных обстоятельств жизни человека, при которых существующие жизненные роли не соответствуют социальным ролевым ожиданиям. Ситуации, при которых возникает необходимость замены не отживших жизненных ролей, также может стать причиной жизненного кризиса, заключающегося в трудностях формирования новых жизненных ролей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Типы жизненных кризисов

В зависимости от характера и содержания психологических проблем и жизненных обстоятельств, послуживших причиной кризисной ситуации, а также личностных ролей, возникающих, развивающихся и исчезающих, выделяются типы жизненных кризисов:

  • кризисы становления личности;
  • кризисы здоровья;
  • терминальные кризисы;
  • кризис значащих отношений;
  • кризис личностной автономии;
  • кризис самореализации;
  • кризис жизненных ошибок.

Наиболее распространенными кризисами становления являются нормативные возрастные кризисы, которые необходимы для нормального процесса личностного становления. Возрастным кризисам присущи значительные качественные изменения в психологии человека.

Данные изменения сопровождаются всегда изменением ролей, так как определенная деятельность предусматривает соответствующую ей личностную роль человека. Кризис становления личности характерны не только для периодов детства, отрочества, юности.

Кризисы становления у взрослых людей могут сопровождаться знаковыми жизненными событиями: сменой профессии, уходом из семьи, переездом.

Человек может переживать серьезный кризис по причине потери здоровья, получения увечья или другими проблемами, коренным образом изменяющих жизнь. Яркими фрустрирующими кризисными факторами являются потеря важных социальных и жизненных функций в связи с изменением здоровья, отказ от жизненных планов в связи с невозможностью их воплощения.

Достаточно серьезными являются кризисы, связанные с терминальными человеческими ценностями, например, с возможным или неминуемым концом жизни.

Важной для жизни является сфера взаимоотношений человека с окружающими и значительные изменения в структуре данных взаимоотношений зачастую сопровождаются изменениями межличностных ролей и кризисами. Причинами кризисов подобного типа могут выступать: вынужденная разлука, смерть близкого человека, измена, развод. К кризису может привести появление новых межличностных ролей, например, рождение ребенка.

Причиной кризиса личностной автономии могут служить обстоятельства, которые связаны с потерей или ограничением свободы или личностной автономии.

Кризис личностной автономии является разновидностью кризиса значащих отношений.

Но кризис значащих отношений заключается в потере межличностных значащих ролей, а кризис личностной автономии связан с попаданием в нежелательную новую межличностную роль.

Жизненный кризис может также наступить вследствие обстоятельств, которые связаны с невозможностью нормальной самореализации человека, в частности, потери работы, выхода на пенсию, утраты значащей социальной роли, осознания ошибочности выбранного жизненного пути.

Кризис жизненных ошибок развивается вследствие каких-либо фатальных поступков, потери ценных вещей, кризиса греха. Кризис жизненных ошибок может быть и следствием неосуществленных поступков.

Проявление кризиса

Замечание 1

Кризисное состояние сопровождается яркими отрицательными эмоциями: волнением, ощущением неопределенности, тревогой, переживанием собственной беспомощности, одинокости, никчемности, безнадежности, пессимистической оценкой себя, текущей ситуации и будущего, затруднениями в планировании своих дальнейших действий.

В кризисном состоянии, с позиции психофизиологии, происходят изменения в мышлении, познавательных процессах, наблюдается снижение внимания и способности усвоения информации. Отмечаются также соматовегетативные нарушения: человек дышит, всхлипывая, постоянно вздыхает, ощущает физическую слабость, истощение и разбитость.

Напряженность и тревога, вызванные ситуацией кризиса, приводят к снижению глубины и адекватности понимания других людей.

Человек преувеличивает экстренность критической ситуации, ему кажется, что для принятия необходимого решения у него меньше времени, чем в реальности.

У людей, находящихся в состоянии кризиса, имеют место нарушения личной идентификации. Они теряют уверенность в своей способности перенести отрицательные эмоции.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/krizis_v_psihologii/

Кризис в психологии: это что, его виды, признаки и причины

Кризис это в психологии определение

Кризис — переломный период, с которым сталкивается каждый в течение жизни. Разница характеров, жизненных условий и других индивидуальных обстоятельств приводит к тому, что у каждого человека кризис проявляется по-своему. Поэтому иногда сложно определить, в какой момент начинается естественный процесс развития личности.

Поняв, как проявляется кризис в психологии, любой сможет определить начало своего переломного момента и справиться с его негативными проявлениями.

Что такое переломный момент в жизни?

Протекание кризиса может быть сильным, умеренным и слабым. При неблагоприятном развитии переломного этапа индивид сталкивается с негативными последствиями, значительно осложняющими жизнь:

  • меланхолия;
  • нервный срыв;
  • депрессия;
  • появление зависимостей;
  • социальная дезадаптация.

Человек постоянно ощущает себя неудовлетворенным: он подавлен, раздражается без видимой причины. Многих преследуют суицидальные мысли. В некоторых случаях людям не удается справиться с кризисом без помощи психолога. Поэтому так важно обращать внимание на изменения в своем поведении и мировоззрении.

Научное определение термина

Этапы развития личности рассматривает не только психология. Философы, биологи, представители медицинской и педагогической области имеют свое представление о периодизации развития. Но только психология рассматривает этот период комплексно, охватывая психические, физические, интеллектуальные изменения.

В психологии под кризисом подразумевают состояние, в котором человек переживает стресс, связанный с нежелательными переменами. Его ощущения, взгляды и привычки, социальный статус меняются.

Каждый этап развития позволяет получить новые навыки, освоить необходимые умения. Если это не происходит, индивид застревает на одном из этапов. Он растерян, ему сложно выстраивать отношения с окружающими.

Чем дольше затягивается кризис, тем ниже шансы индивида на успешную интеграцию в общество.

Классификация

Разделить этапы становления личности можно по форме и источнику. Кризисы бывают:

  1. Невротические — сопутствуют возрастным изменениям. В некоторых случаях не связаны с реальными изменениями и формируются самим индивидом. Впервые человек переживает невротический кризис в раннем детстве, при первом осознанном контакте с другими детьми. Он чувствует дискомфорт от осознания, что он — не единственный ребенок в мире, ему придется научиться взаимодействовать.
  2. Возрастные — появляются в пограничной ситуации, когда зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. Освоив новые навыки, индивид переходит на новый этап становления личности, меняя свое отношение к себе и к миру. Благополучное проживание изменений помогает повысить уверенность в себе, поддерживать отношения и создавать новые. Но при затяжном кризисе он теряет навыки коммуникации, не воспринимает себя как полноценную личность.
  3. Травматические — возникают как ответ на трагическую ситуацию, негативное внешнее влияние со стороны взрослых или сверстников. Переживание катастрофы вводит в стагнацию. Он останавливается в развитии, теряет способность самостоятельно принимать решения и управлять своей жизнью.

В норме критические изменения происходят быстро, не мешая нормальному течению жизни.

Около 40% людей утверждают, что не переживали переломных моментов, но на самом деле им просто повезло не столкнуться с негативными проявлениями.

Симптомы переломного периода

Заметить начало кризиса можно по характерным симптомам, которые стали проявляться внезапно:

  • беспричинное чувство тревоги, неуверенности;
  • потребность в одиночестве;
  • трудности в общении;
  • потеря жизненных целей;
  • паника при мыслях о будущем;
  • стремление к деструктивному поведению;
  • агрессивность, конфликтность.

Появление одного симптома еще не означает начало переломного периода. Но совокупность признаков и соответствующий возраст — повод внимательно присмотреться к своему состоянию.

Возрастные изменения

Среди всех видов кризисов в психологии обязательными для каждого являются возрастные. Выделяют 9 основных этапов развития личности:

  1. Рождение — резкий переход новорожденного из утробы матери в новый незнакомый мир вызывает сильный стресс. Психика грудничка начинает формироваться, реагировать на внешние факторы.
  2. 1 год — ребенок учится ходить, его зона комфорта значительно расширяется, вместе с ней возрастает психоэмоциональная нагрузка.
  3. 3 года — становление первичной самостоятельности. Один из самых сложных этапов, проявляющийся капризами, отказом от подчинения взрослым.
  4. Дошкольный период — подготовка к переходу в новый социальный статус. Завершение раннего детства, стремление занять свое место в коллективе сверстников.
  5. Подростковый — переход из детского периода во взрослый, формирование собственной личности.
  6. Юношеский — завершающий этап формирования взрослой личности, определение своего жизненного пути.
  7. 30 лет — период зрелости, подведения первых жизненных итогов.
  8. 40 лет — осознание первых признаков старения, сожаление об упущенных возможностях.
  9. 50 лет — принятие приближающейся старости, подготовка к новому социальному статусу пенсионера.

На каждом этапе личности приходится смиряться с тем, что он уже не может жить как раньше. При положительном исходе он учится применять новые навыки. При отрицательном — останавливается, может вернуться на предыдущий этап.

Переломный этап у мужчин

Если для женщин переломные моменты связаны с потерей красоты и привлекательности, для мужчин они привязаны к ощущению физической силы и сексуальной активности. Мужчина, привыкший к активной жизни, осознает, что юность прошла, он уже не вызывает такой заинтересованности у женщин. Отношения с женой давно стали привычными и рутинными, они больше не дают новых эмоций и впечатлений.

В возрасте 40 лет многие мужчины заводят отношения с молодыми любовницами. Восхищение юной девушки — источник укрепления мужской самооценки. Но если у мужчины уже начались проблемы со здоровьем, он больше не чувствует себя полноценным, кризис осложняется.

Благополучно выйти из него получается у мужчин, реализовавших себя в карьере или хобби — социальная успешность становится заменой физической силе.

Проблемы в отношениях

Психология отношений отмечает переломные этапы, которые влияют на восприятие влюбленными друг друга. Самый сложный этап, с которым сталкивается пара — окончание «романтической» любви.

Отношения переходят в более спокойную форму, влюбленные начинают замечать все недостатки друг друга. Этот период начинается через 3 года после начала романа. Влюбленные часто ссорятся, не хотят искать компромисс. Многие пары расстаются.

Также тяжело переживаются послесвадебный этап и появление первого ребенка.

Способы борьбы

Преодолеть кризис можно только через принятие:

  • определить причину;
  • оценить ситуацию объективно;
  • позволить себе негативные эмоции;

Рациональный подход помогает осознать, что кризис — естественный процесс. Это облегчает протекание симптомов, ускоряет процесс появления новообразований.

Можно ли избежать развития переломного момента?

Избежать проживания психологического кризиса нельзя. Но к нему можно подготовиться и избежать внутриличностного конфликта. Личность проходит через стадии развития в строго определенные возрастные периоды.

Зная, когда наступит очередной этап, можно заранее настроить себя на позитивное восприятие изменений. Главное — помнить, что сложный период закончится, и рассматривать его как трамплин к новым возможностям.

В видео подробно раскрыто понятие кризиса в психологии и пути преодоления данного состояния.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/opredelenie-krizisa.html

Кризисная психология

Кризис это в психологии определение

Согласно англоязычной Википедии, кризисная психология (crisis intervention, кризисное вмешательство, кризисная интервенция, кризисная психотерапия) – это немедленная краткосрочная психологическая помощь, направленная на то, чтобы помочь человеку в кризисной ситуации восстановить равновесие в биопсихосоциальном функционировании и свести к минимуму вероятность возникновения долгосрочной психологической травмы. Кризис, в свою очередь, можно определить как восприятие или переживание события или ситуации как невыносимую трудность, которая превышает текущие ресурсы человека и механизмы преодоления.

Кризис

Кризис может происходить на личном или общественном уровне.

Личная травма определяется как опыт человека в ситуации или событии, в котором он чувствует, что исчерпал свое умение справляться с ней и ощущает потерю самоуважения, социальной поддержки и контроля.

Это могут быть ситуации, когда человек, к примеру, испытывает угрозы, становится свидетелем убийства или переживает личную потерю.

Социальная или массовая травма затрагивает большую группу или общество. Это такие случаи как террористические атаки и стихийные бедствия.

Признаки реального кризиса:

  • гиперчувствительность;
  • низкая концентрация;
  • неуверенность в себе;
  • неспособность справляться с проблемами;
  • отсутствие аппетита;
  • бессонница;
  • отсутствие интереса к социальной деятельности;
  • физические симптомы: тремор, головокружение, слабость, озноб, обмороки, головная боль, потливость, усталость;
  • эмоциональные симптомы: апатия, депрессия, раздражительность, беспокойство, паника, безнадега, гнев, страх, вина, отрицание.

По отдельности эти признаки могут ничего не значить, но вместе являются достаточным основанием для того, чтобы в контексте ситуации  сделать вывод о необходимости кризисного вмешательства.

Пять универсальных принципов кризисной психологии

Первый принцип: так как есть вероятность, что жертва кризиса начнет деструктивное лечение, нужно провести вмешательство как можно быстрее.

Второй принцип: необходимо предоставить жертвам инструменты, необходимые для приведения себя в порядок и нормальное состояние, в дополнение к возможному независимому функционированию.

Третий принцип: облегчить понимание события путем обработки ситуации или травмы. Это делается для того, чтобы помочь жертве лучше понять, что произошло, и позволить ему или ей выразить свои чувства о пережитом опыте.

Четвертый принцип: консультант должен помогать жертве в решении проблем в контексте ситуации и вызванных чувств. Это необходимо для возвращения уверенности в своих силах.

Пятый принцип: снабдить жертву работающими методами, которые она сможет применять самостоятельно в дальнейшем. Это поможет человеку самостоятельно справиться с пережитым в дальнейшем.

Методы и стратегии кризисной психологии

Общий подход к кризисному вмешательству объединяет многочисленные инструменты, оценки и процедуры. Познакомимся с каждым из них отдельно.

1

Первым шагом является этап оценки; это делается путем определения потребностей жертв, других вовлеченных лиц, оставшихся в живых, их семей и скорбящих членов семьи.

Необходимо провести три типа оценок:

  1. Первая – оценка сортировки, которая представляет собой определение соответствующих дальнейших действий: неотложная стационарная госпитализация, амбулаторное лечение или частный терапевт.
  2. Оценка кризиса, которая заключается в сборе информации о его состоянии, окружающей среде и межличностных отношениях человека для урегулирования нынешнего кризиса. Этот шаг помогает облегчить разработку эффективного и соответствующего плана лечения.
  3. Биосоциальная и культурная оценка. Нужно определить текущий уровень стресса, влияния ситуации, состояние проблемы пациента и тяжелый кризисный эпизод.

2

Модель кризисной интервенции ACT была разработана А. Р. Робертсом после событий 11 сентября 2001 года. Первый этап (оценку) мы представили выше.

Цель этапа кризисной интервенции (второго) в модели ACT Робертса заключается в разрешении проблем клиента – стресса, психологической травмы и эмоциональных конфликтов. Это нужно делать с минимальным количеством контактов, поскольку кризисное вмешательство ограничено по времени.

Модель состоит из семи шагов.

Первый шаг: оценка человека, который находится в состоянии кризиса или страдания от последствий кризиса.

Консультант должен планировать и проводить тщательную биопсихосоциальную оценку опасности; это необходимо сделать незамедлительно во время прибытия пациента. После определения летальности необходимо установить связь с пациентом.

Второй шаг: изучение кризисной ситуации человека.

Следующий этап – выявить проблему, включая то, что привело к кризису. На этом этапе важно, чтобы пациент мог рассказать историю своими словами.

Третий шаг: понять, какой стиль (копинг-стратегию) для преодоления стресса использует человек.

В то время как он описывает ситуацию, специалист по вмешательству должен разработать концептуализацию «модального стиля преодоления» клиента, который, скорее всего, будет нуждаться в корректировке по мере того, как появляется больше информации.

Четвертый шаг: изучение эмоций и преодоление неадекватного адаптивного стиля.

На этом этапе чувства пациента будут превалировать, поэтому обращение с ними будет важным аспектом вмешательства. Управляя чувствами, консультант должен позволить клиенту выразить свою историю и исследовать чувства и эмоции посредством активного прослушивания и проверки. Здесь нужно изменить неадекватные мысли и убеждения пациента.

Пятый шаг: обучение жертвы лучшим копинг-стратегиям.

Жертва и консультант должны начать совместное изучение альтернатив для преодоления стресса. Консультант также обязан убедить пациента в том, что его предыдущие копинг-стратегии хоть и работали раньше, сейчас работают неэффективно.

Шестой шаг: разработка конкретного плана лечения.

Цель на данном этапе – сделать план лечения максимально конкретным и простым для пациента.

Седьмой шаг: организация последующего контакта.

Организовать последующий контакт с клиентом для оценки его посткризисного состояния.

3

Модель SAFER-R зачастую используется вместе с ACT. Она состоит из 5 этапов.

  1. Стабилизация состояния. После знакомства с пациентом, необходимо убедиться, что его базовые потребности удовлетворяются в условиях безопасности.
  2. Признание состояния. Консультанту нужно выслушать историю пациента о том, «кто», «что» и «когда». Если пациент будет отклоняться от темы, необходимо возвращать его к перечислению фактов. При этом нельзя отрицать его чувства и состояние.
  3. Содействие пониманию. Консультант должен поощрять пациента выражать сложные эмоции. Перефразирование содержания для лучшего понимания сказанного. Это период нормализации: нужно приписать реакцию и эмоции ситуации, а не личной слабости.
  4. Поощрение адаптивного преодоления. Консультант должен определить личные инструменты управления стрессом. Эти методы могут включать психорегуляцию, диету, избежание стрессоров, обучение релаксации, физические упражнения.
  5. Восстановить функционирование. Консультант должен оценить способность человека безопасно вернуться к обыденным условиям жизни.

4

Всесторонний взгляд на то, как лечить кризисную травму, придумали Лернер и Шелтон (2001). Он состоит из десяти этапов.

  • Первым шагом является оценка опасности/безопасности – как для жертвы, так и для консультанта.
  • Затем консультант рассматривает физические и перцептивные механизмы травмы.
  • После оценки травмы следует оценить уровень отзывчивости жертвы.
  • Если существуют какие-либо медицинские потребности, этот вопрос следует решить сразу.
  • Свидетели кризисной ситуации также должны быть осмотрены на предмет психологической травмы.
  • После того как оценка ситуации будет завершена, консультант должен представиться, указать свою должность и начать выстраивать взаимопонимание с пациентом.
  • Хорошее взаимопонимание позволяет использовать более гибкий подход к лечению человека: это можно сделать, попросив пациента рассказать свою историю.
  • Консультант оказывает поддержку посредством активного и чуткого слушания.
  • Консультант должен нормализовать, подтвердить и высветить индивидуальные эмоции, стресс и копинг-стратегии пациента.
  • Специалист по вмешательству должен «привести» человека к настоящему, описать будущие события и предоставить поддержку по мере необходимости.

После оценки кризисной ситуации и применения кризисных вмешательств, цель заключается в устранении стрессовых симптомов, поэтому необходимо лечение травматического опыта.

5

В книге «Кризисная психология» автор Л. А. Пергаменщик предлагает несколько методов кризисного вмешательства. Один из них – психологический дебрифинг.

Это групповая терапия. Группа состоит из людей, которые вместе пережили одинаковое стрессовое событие.

Суть дебрифинга состоит в том, чтобы слушать, говорить, принимать решения и обучаться копинг-стратегиям. От консультанта требуется участие на всех этапах группового обсуждения, знание закономерностей групповой динамики, контроль за перемещением членов группы и контроль за временем.

Структура дебрифинга:

Первая часть: проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса.

Вторая часть: детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства спокойствия и поддержки.

Третья часть: мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/

8 основных психологических кризисов человека

Кризис это в психологии определение

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь».

Кризис № 1

Первый важный этап в череде кризисных периодов – от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен.

И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений.

Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного.

Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Кризис № 2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет.

Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если – да, то чем именно и как это для меня – хорошо или плохо?».

И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком – определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других .

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников.

И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук. Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам».

Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего – то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих – вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.

Кризис № 3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире.

Приходит понимание того, что черно – белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу…». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или , наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни.

Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Кризис № 4

Следующий кризис (22 – 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что – то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту – это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор, почему – то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по – другому, что упущены какие – то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что – то заново.

Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Кризис № 5

Наступает этот кризис где – то в возрасте 32 – 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты. Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности.

«Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем – то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!».

Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса – новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Кризис № 6

Один из самых сложных этапов – 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи – все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя.

Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Кризис № 7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как психолог А.Либина описывает этот кризисный период:

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во – первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам.

Во – вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости.

Бороться в семье – с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе – чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым ” наступают на пятки ” более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: ” Кто я есть? ” и ” Куда я иду? “. Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о “пустом гнезде”, которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста – возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

Кризис № 8

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов.

Отсюда – горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего – одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из – за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития – человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищет новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми .

Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда – нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/91034-8-osnovnyh-psihologicheskih-krizisov-cheloveka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.