Казуистика и инсинуация имеют схожее значение

Что такое Казуистика

Казуистика и инсинуация имеют схожее значение

Казуистика — 1. Подведение частных случаев под общие догматические положения (в средневековой схоластике и в богословии).
2. Применение одной статьи закона к различным юридическим случаям (в юриспруденции).
3. перен. Изворотливость в споре, доказательстве, защите сомнительных или ложных положений.

Значение слова Казуистика по Ожегову:

Казуистика — Подведение частных случаев под общую догму как прием средневековой схоластики и богословия

Казуистика Изворотливость в защите ложных, сомнительных положений Pejor

Казуистика в Энциклопедическом словаре:

Казуистика — рассмотрение отдельных случаев в их связи с общими принципами(права, морали и т. д.). В теологии (особенно в католицизме) — учение остепени греха применительно к различным обстоятельствам. В переносномсмысле — ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных илисомнительных положений). крючкотворство.

Значение слова Казуистика по словарю Ушакова:

КАЗУИСТИКА
казуистики, мн. нет, ж. (от латин. casus — случай). 1. Теория абстрактно-логического применения к отдельным частным случаям общих догматических положений в католическом богословии и средневековой юриспруденции. 2.

перен. Изворотливость (б. ч. недобросовестная) в доказательствах ложных или сомнительных положений. Не верю я, всё это одна казуистика. 3. Совокупность клинических наблюдений над историей одной и той же болезни у нескольких пациентов (мед.

).

Значение слова Казуистика по словарю Брокгауза и Ефрона:

Казуистика — теория искусства применять к отдельным случаям (казусам) общие религиозные, нравственные или юридические принципы, бесспорные по существу, но далеко не всегда поддающиеся непосредственному приложению к отдельным жизненным явлениям.

Большинство этих явлений сложно и находится под воздействием целого ряда факторов, среди которых религиозные, нравственные или юридические принципы стоят рядом с другими — бытовыми, социальными и т. п. — или переплетаются между собою.

Чтобы дать оценку, с той или иной точки зрения, данному факту, часто нужен бывает строгий анализ подробностей события, диалектическое развитие самых принципов, примирение их между собою и т. д.

Богословие, этика и юриспруденция, как науки, в своих отдельных отраслях имеют главной целью установление своих принципов, в связи с их следствиями, обнимающими, по возможности, всю совокупность обусловливаемых ими явлений. Это составляет обыкновенно задачу так называемой догмы этих наук, подчиняющейся в своих заключениях определенным научным методам.

Средневековые богословы (моралисты) и юристы шли дальше простой догмы. они желали обнять всю совокупность как действительно встречающихся в жизни, так и возможных или прямо вымышленных случаев, подвести каждый из них под определенный принцип и дать, таким образом, исповеднику или судье руководство, из которого он мог бы почерпнуть готовый ответ на каждый вопрос.

Для этой цели создавались специальные труды (Summae богословов, Casus глоссаторов и т. п.), где, в систематическом порядке, располагалось бесчисленное количество казусов, так или иначе разрешаемых. К., этим путем, выродилась в специальную квазинаучную дисциплину, имевшую долгое время огромный успех.

Подбор многочисленных казусов не только давал пищу схоластическому уму, устраненному от обсуждения самых принципов, как данных свыше (священное писание и римское право, как ratio scripta), но и позволял обходить эти принципы, ради требований житейского на расчета и выгод. Изворотливость ума, направленная в эту сторону, составляет одну из характерных черт К.

, особенно ярко выраженную в сочинениях иезуитов (см.). Другая состоит в чрезвычайной мелочности анализа бесконечных деталей каждого казуса, результатом которой являлось обыкновенно или извращение, или полное затемнение того принципа, пояснением которого должен был служить казус. В связи с этим стоит крайняя односторонность мысли казуиста.

Занятый применением принципа к мельчайшим подробностям данного случая, он постепенно и незаметно для самого себя выходил из области этого принципа, но продолжал искать его применения, насилуя жизнь и ее явления. В этой односторонности и заключается коренной недостаток К.

, не понимавшей сложности жизненных явлений и не умевшей остановиться там, где кончается область господства данной нормы и начинается свободная от нее область. Сила К. состоит в обаянии диалектики, действительно помогающей иногда отметить основные способы приложения и особенности того или иного принципа. Поэтому, несмотря на полную потерю веры в К.

, как самостоятельную дисциплину, к ней продолжали и продолжают прибегать и богословы, и моралисты, и юристы, когда желают развить последовательно свои принципы. Под обаянием К.

находился, например, еще Кант, которого занимало иногда решение таких вопросов: “Позволительно ли предупреждать самоубийством несправедливое осуждение на смерть, даже когда его дозволяет государь, приговоривший к смерти” (как Нерон — Сенеке)? “Человек укушен бешеной собакой и уже находится в первых припадках водобоязни.

думая о том, что и он, в припадке бешенства, может укусить других людей, он для предотвращения несчастия убивает себя. Совершает ли он этим преступление”? “Так как цель сожития мужчины и женщины заключается в продолжении рода, то дозволительно ли это сожитие, когда цель явно не может быть достигнута, напр.

во время беременности”? “Человек, уважающий себя, может ли в разговорах с высшими лицами пользоваться выражениями: “Ваше преподобие”, “Ваше преосвященство”, “Ваше величество”? “Поступивший таким образом человек будет ли иметь право жаловаться в том случае, если потерпит притеснения от этих лиц?”, и т. д. К.

продолжает давать пищу остроумно во множестве судебных и парламентских дебатов, проповедей и т. д. Она снабжает сюжетами множество романов и повестей. Особое значение она имеет в преподавании права, где целый ряд догматических положений обыкновенно иллюстрируется определенным подбором казусов, и где, таким образом, отвлеченная догма сближается с жизнью.

В современной немецкой юридической литературе вновь замечается, поэтому, сильная наклонность к развитию К., в противовес старой, до крайности абстрактной римской догме. Современная юрид. К. легко обращается в простую схоластику, когда забывает истинные основы юридического творчества (см. Конструкция юридическая, Казуальное творчество, Право). В. Н.

Казуистика — возникшая в средние века богословская дисциплина, с целью применять общие нравственно-богословские законы к конкретным случаям и разрешать возникающие в таких случаях вопросы совести (casus conscientiae). Напр., спекулятивная теология устанавливает, что должно освящать воскресный день, воздерживаясь от обычных работ. К.

указывает, при каких обстоятельствах эти работы могут считаться дозволенными, а равно и то, составляет ли то или другое нарушение правила о воскресном отдыхе смертный или простительный грех. До XVI ст. К. излагалась обыкновенно в форме практических указаний для духовников, переставших с XII в. руководствоваться разными пенитенциалами, явившимися раньше этого времени.

Одним из обширнейших и наиболее распространенных казуистических руководств для духовников была Summa испанского доминиканца Раймунда де Пеннафорте. С XVI ст. в большей части казуистических сочинений обнаруживается стремление поставить К. в более тесную связь с теоретической теологией.

решению отдельных казусов казуисты предпосылают краткое изложение общих принципов, причем, однако, казуистический элемент остается главным. К. разрабатывали те монашеские ордена, которым по преимуществу предоставлена была исповедная практика. до XVI ст. — главным образом доминиканцы и францисканцы, а с XVI в. — иезуиты.

При многовековой казуистической обработке морали обнаружилось крайнее разнообразие мнений по различным вопросам, вследствие чего большое значение получила классификация этих мнений. Различались мнения несомненные, правдоподобные, более правдоподобные и менее правдоподобные, затем мнения более безопасные и менее безопасные. Разъяснение этих терминов см. в ст. Иезуиты.

В связи с этими различениями развились в К. следующие теории. 1) Туциоризм: должно следовать более безопасному мнению (opinio tutior), даже и тогда, когда менее безопасное мнение (opinio minus tuta) есть правдоподобнейшее (probabilior). Другими словами, в случае сомнения относительно нравственной дозволенности действия, должно воздержаться от него.

Эта теория, в смысле общего морального правила, отвергнута большинством зап. теологов, как слишком ритористическая. 2) Пробабилиоризм: более безопасному мнению можно следовать и тогда, когда оно менее вероятно. менее безопасному мнению можно следовать только тогда, когда оно более вероятно, чем противоположное.

3) Эквипробабилизм: менее безопасному мнению можно следовать не только тогда, когда оно более вероятно, но и тогда, когда оно одинаково вероятно с мнением более безопасным. 4) Пробабилизм: менее безопасному мнению можно следовать даже и тогда, когда оно менее вероятно. Подробнее о пробабилизме, первым представителем которого был доминиканец Варфоломей де Медина (1577) и который нашел ревностных поборников в лице иезуитов — см. Иезуиты. Значительную роль в казуистической обработке морали играет различение трудных и легких для исполнения законов, трудных и легких обязанностей, больших и малых преступлений, смертных и простительных грехов. При односторонне-формальном логическом направлении мышления, казуисты легко впадают в искушение заняться возможно ловким сочетанием посылок для получения из них неожиданно ловкого вывода и, подкрепляемые и вдохновляемые логикой и приемами римского права, ударяются в бесплодные тонкости. В XVI и XVII в. К усердно разрабатывали и протестантские богословы (Вильгельм Амезиус, Балдуин, Буддей), но они не так вдавались в подробности, как католики, не делали такого механического различия между смертными и простительными грехами, как католические казуисты, пробабилизм допускали только отчасти, а так назыв. внешнее правдоподобие (probabilitas extrinseca) и вовсе не допускали. Ср. Н irscher, “Ueber das Verh&auml.ltniss des Evangeliums zu der theologischen Scholastik” (1823). D&ouml.llinger und Reusch, “Geschichte der Moralstreitigkeiten in der r&ouml.m.-kathol. Kirche” (Нердл., 1889). H. Суворов, “К. и пробабилизм” (“Юридич. Вестн.” 1889, № 11). А. Я.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/kazuistika.html

Casus conscientiae. Казуистика и пробабилизм с точки зрения современной этики

Казуистика и инсинуация имеют схожее значение

Во всех сферах своей деятельности люди постоянно сталкиваются с необходимостью как-то обосновывать свои суждения или поступки.

Если истинность каких-либо положений не является самоочевидной, если правильность тех или иных решений вызывает у нас сомнение, то мы стремимся найти для этих положений и решений какое-то оправдание, т.е.

пытаемся вывести их из таких суждений, правил или принципов, достоверность которых представляется нам более убедительной и общепризнанной. Сфера морали не является исключением. Каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с необходимостью как-то обосновать свои нравственные решения и оценки.

Как правило, такое обоснование предполагает выведение тех или иных конкретных решений и оценок из более общих принципов этики, фундаментальных положений нравственности.

Но являются ли эти «общие принципы» и «фундаментальные положения» чем-то совершенно несомненным и безальтернативным? Подчиняются ли императивные суждения этики законам логического следования? Существует ли, наконец, в сфере нравственности какая-либо необходимость, подобная той, что существует в мире физических явлений или математических абстракций? По всем этим вопросам философы спорят с древнейших времен и вряд ли придут когда-нибудь к однозначным ответам.

В первой половине ХХ века среди философов и логиков господствовало мнение, будто в этической сфере вообще невозможно быть рационалистом.

Скепсис был основан на убеждении, что логическое следование можно определять только в терминах истины, лжи и непротиворечивости, а императивы не обладают истинностным значением и поэтому не могут входить составной частью в какое бы то ни было логическое рассуждение.

Но в наши дни большинство логиков считает, что определение логического следования в терминах истины и лжи является слишком узким. Логика применима не [280] только к дескриптивным (описательным) суждениям.

Для императивов аналогом истины и лжи являются понятия выполнимости и невыполнимости, а противоречивым считается такой кодекс требований, в котором выполнение одного требования исключает выполнение другого.

Однако если мы посмотрим, как характеризуется выполнимость в современной литературе по этике и деонтической логике, то окажется, что ей приписываются те же признаки, что и истинности, а именно всеобщность (общезначимость) и необходимость. В этике это называют принципом универсализации.

Обоснованной считается такая норма, которую принимают все, к кому она имеет отношение. Исходя из принципа универсализации, Ю. Хабермас, например, отождествил обоснованность нормы с достижением консенсуса, и это отождествление стало важнейшим принципом популярной ныне этики дискурса. Разумеется, такой подход к проблеме обоснования морали допустим.

Но он, на мой взгляд, обладает и некоторыми существенными недостатками.

Во-первых, в этике дискурса, как и в других видах этического универсализма, всегда, в конце концов, оказывается, что стихийно сложившийся уровень и характер нравственных представлений является высшим критерием правильности принимаемых решений.

Выбор поступка считается здесь оправданным, только если все, кого этот поступок может коснуться, согласятся с его нравственной обоснованностью. Из моральной сферы в этом случае исключается творчество, новаторство, которое, как известно, всегда идет наперекор общепринятым мнениям.

Можно представить себе, чем было бы христианство, если бы Христос во время Нагорной проповеди думал о консенсусе с фарисеями.

Во-вторых, действие может названо моральным, если оно представляет собой результат свободно принятого решения.

Такое понимание морали означает не только то, что действие, совершаемое по принуждению, не является моральным, но также и то, что на стадии принятия решений человек вообще не знает какой бы то ни было необходимости, исключающей иные возможности поведения.

Все, что, подобно истине, носит всеобщий и необходимый характер, исключает возможность принятия альтернативных решений. «То, что является вопросом рациональных решений, — писал в ХХ в. логик и юрист Х. Перельман, — не может быть вопросом истины.

Обращение к истине не оставляет никакой основы для решений: я не могу решить, что два плюс два равно четырем» 1. Поэтому любая «абсолютная мораль», предписывающая исполнение долга невзирая ни на какие обстоятельства, приходит в противоречие с реально [281] практикуемой моралью: она либо не оказывает никакого существенного влияния на практику людей, либо стремится стать идеологией, опирающейся на силу власти.

В-третьих, при универсалистском понимании нравственных требований, нам, скорее всего, вообще не удастся создать непротиворечивые кодекс. Непротиворечивыми в логике считаются такие высказывания, которые могут быть совместно истинными в любых «возможных мирах». Но нормативные высказывания связаны с оценками и, следовательно, с приоритетами ценностей.

Причем нечто, более ценное в одном отношении, всегда может оказаться менее ценным в другом. И, как отмечает известный логик Э.Ф. Караваев, «всегда существуют некоторые “возможные миры”, в которых аксиологические высказывания, которые как-то связаны с приоритетами ценностей являются несовместными.

И, равным образом, нет никаких оснований предположить о том, что должны иметься принципы, позволяющие избежать таких обстоятельств, в которых деонтические (в частности, моральные) высказывания могут оказаться несовместными» 2.

Поэтому, если считать непротиворечивыми требования, которые являются совместно выполнимыми по отношению ко всем возможным совокупностям обстоятельств, то мы в принципе не можем построить непротиворечивую этику.

Убеждение, что этические требования должны обладать свойствами теоретической истины, т.е. всеобщностью и необходимостью, восходит к этике Просвещения и нашло наиболее полное теоретическое выражение в учении И. Канта, который, как известно, усмотрел в мысленной универсализации поступка саму сущность морали.

Хотя Кант настаивал на полной автономии суждений практического разума от суждений теоретического разума и был убежден, что нормы и ценности невозможно обосновать никакими соображениями эмпирического или метафизического характера, он все-таки полагал, что в нравственной сфере мы имеем дело с такой же априорной необходимостью, как и в сфере теоретического знания. Однако в более ранних этических теориях мы можем обнаружить и принципиально иной подход к нравственным проблемам. И особенно интересным в этом отношении мне представляется опыт пробабилизма — одного из направлений казуистики, сложившегося в эпоху так называемой второй схоластики и контрреформации, т.е. в конце XVI — начале XVII вв.

2

Казуистика — наука о разрешении конкретных моральных проблем или, как принято говорить в богословии, частных случаев [282] совести (casus conscientiae) — возникла в XII в.

, когда духовенство перестало считать для себя обязательными ригористические правила, содержащиеся в так называемых пенетенциалиях. До XVI в. казуистика строилась путем дедуктивного выведения различных частных правил из общих принципов нравственности.

Это приводило к созданию все более и более громоздких моральных кодексов, содержавших бесчисленные оговорки, дополнения, допущения и уточнения. К XVI в. стала очевидна необходимость разработки какого-то нового метода решения нравственных контроверз.

Такие разработки начались после Тридентского собора (1545-1563), поставившего цель укрепить теологическую базу Римско-католической церкви перед лицом наступавшего протестантизма и положившего начало контрреформации.

Источник: http://anthropology.ru/ru/text/brodskiy-ai/casus-conscientiae-kazuistika-i-probabilizm-s-tochki-zreniya-sovremennoy-etiki

Казуистика и инсинуация имеют схожее значение

Казуистика и инсинуация имеют схожее значение

Казуи́стика (от лат. casus — «случай», «казус») — в общеупотребительном бытовом значении под этим термином понимают изворотливость в аргументах при доказательстве сомнительных или ложных идей; крючкотворство.[1]

У средневековых схоластов (богословов и юристов) казуистика представляла собой особый диалектический приём, при помощи которого какой-либо религиозный, моральный или юридический вопрос разбивается на бесчисленное множество мелких деталей и случаев, и, вместо решения вопроса в принципе, стараются войти в тончайший и исчерпывающий анализ всех возможных, и мысленно представимых, случаев. В диалектической казуистике особенно отличались иезуиты. С тех пор в теологии под казуистикой стали понимать и учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. Казуистика стала (особенно в католицизме) теорией «казусов совести», регулирующей конфликты между различными нравственными обязательствами человека, когда необходимо определить приоритет одного из них перед другим в конкретных сложных обстоятельствах.[1]

В юриспруденции под казуистикой понимают анализ данного дела, случая (казуса) и выведение из него путём логической и юридической интерпретации некоторых общих принципов, дополняющих недостающие в законодательстве нормы. В судебной практике большинства стран нередко приходится прибегать к казуальному творчеству из-за выдвигаемых усложняющейся жизнью новых вопросов, ещё не отражённых в законе.[1]

В медицине под казуистикой понимается «отдельное наблюдение (повреждения или заболевания), представляющее научный и практический интерес ввиду его редкости и необычности».[2]

ru.wikipedia.org

Казуистика это:

Казуистика

Казуи́стика (от лат. casus — «случай», «казус») — в общеупотребительном бытовом значении под этим термином понимают изворотливость в аргументах при доказательстве сомнительных или ложных идей; крючкотворство.[1]

У средневековых схоластов (богословов и юристов) казуистика представляла собой особый диалектический приём, при помощи которого какой-либо религиозный, моральный или юридический вопрос разбивается на бесчисленное множество мелких деталей и случаев и вместо решения вопроса в принципе, стараются войти в тончайший и исчерпывающий анализ всех возможных и мысленно представимых случаев. В диалектической казуистике особенно отличались иезуиты. С тех пор в теологии под казуистикой стали понимать и учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. Казуистика стала (особенно в католицизме) теорией «казусов совести», регулирующей конфликты между различными нравственными обязательствами человека, когда необходимо определить приоритет одного из них перед другим в конкретных сложных обстоятельствах.[1]

В юриспруденции под казуистикой понимают анализ данного дела, случая (казуса) и выведение из него путём логической и юридической интерпретации некоторых общих принципов, дополняющих недостающие в законодательстве нормы. В судебной практике большинства стран нередко приходится прибегать к казуальному творчеству из-за выдвигаемых усложняющейся жизнью новых вопросов, ещё не отражённых в законе.[1]

  • 1 См. также
  • 2 Примечания
  • 3 Литература

Примечания

  1. 123 Казуистика, значения слова – Толковый словарь Ефремовой  (рус.). Толковый словарь Ефремовой онлайн (2005—2009). Архивировано из первоисточника 14 февраля 2012. Проверено 17 августа 2009.

На русском

  • Бродский А.И. Casus conscientiae. Казуистика и пробабилизм с точки зрения современной этики // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева / Редакционная коллегия выпуска: Е.Н. Лисанюк, Д.Н. Разеев, К.В. Родченко. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 279-294. — 512 с. — (Мыслители, выпуск 12).
Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Категории:

  • Диалектика
  • Богословие
  • Этика
  • Толкование права

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Инсинуировать это:

ИНСИНУИРОВАТЬ ИНСИНУИРОВАТЬ (лат. insinuare). 1) внушать что-либо искусным образом, тайно подстрекать к чему-нибудь, нашептывать. 1) тайно чернить кого-либо.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

ИНСИНУИРОВАТЬ взводить напраслину, оговаривать ложно.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

ИНСИНУИРОВАТЬ лат. insinuare, от sinus, пазуха. Внушать что-либо искусным образом; тайно подстрекать к чему-нибудь, нашептывать.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.

инсинуи́ровать (лат. insinuare проникать, пролезать) делать порочащие кого-л. намеки, возводить клевету на кого-л. (см. инсинуация).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.

инсинуировать [< лат. insinuare проникать внутрь] – делать порочащие кого-либо намёки; клеветать

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

инсинуировать рую, рует, несов. и сов. , кого-что (фр. insinuer, нем. insinuieren лат. — см. инсинуация).
Возводить (возвести) клевету на кого-что-н., осуществлять (осуществить) инсинуацию.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

.

dic.academic.ru

Что такое казуистика?

Andy garsia

Казуи́стика (от лат. casus — случай, казус) — в общеупотребительном бытовом значении под этим термином понимают изворотливость в аргументах при доказательстве сомнительных или ложных идей; крючкотворство.

У средневековых схоластов (богословов и юристов) казуистика представляла собой особый диалектический приём, при помощи которого какой-либо религиозный, моральный или юридический вопрос разбивается на бесчисленное множество мелких деталей и случаев и вместо решения вопроса в принципе, стараются войти в тончайший и исчерпывающий анализ всех возможных и мысленно представимых случаев. В диалектической казуистике особенно отличались иезуиты. С тех пор в теологии под казуистикой стали понимать и учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. Казуистика стала (особенно в католицизме) теорией «казусов совести» , регулирующей конфликты между различными нравственными обязательствами человека, когда необходимо определить приоритет одного из них перед другим в конкретных сложных обстоятельствах.

В юриспруденции под казуистикой понимают анализ данного дела, случая (казуса) и выведение из него путём логической и юридической интерпретации некоторых общих принципов, дополняющих недостающие в законодательстве нормы. В судебной практике большинства стран нередко приходится прибегать к казуальному творчеству из-за выдвигаемых усложняющейся жизнью новых вопросов, ещё не отражённых в законе.

Пользователь удален

Казуи́стика (от лат. casus — случай, казус) — в общеупотребительном бытовом значении под этим термином понимают изворотливость в аргументах при доказательстве сомнительных или ложных идей; крючкотворство.

У средневековых схоластов (богословов и юристов) казуистика представляла собой особый диалектический приём, при помощи которого какой-либо религиозный, моральный или юридический вопрос разбивается на бесчисленное множество мелких деталей и случаев и вместо решения вопроса в принципе, стараются войти в тончайший и исчерпывающий анализ всех возможных и мысленно представимых случаев. В диалектической казуистике особенно отличались иезуиты. С тех пор в теологии под казуистикой стали понимать и учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. Казуистика стала (особенно в католицизме) теорией «казусов совести» , регулирующей конфликты между различными нравственными обязательствами человека, когда необходимо определить приоритет одного из них перед другим в конкретных сложных обстоятельствах. В юриспруденции под казуистикой понимают анализ данного дела, случая (казуса) и выведение из него путём логической и юридической интерпретации некоторых общих принципов, дополняющих недостающие в законодательстве нормы. В судебной практике большинства стран нередко приходится прибегать к казуальному творчеству из-за выдвигаемых усложняющейся жизнью новых вопросов, ещё не отражённых в законе.

Светлана панкратова мэри кэй

(от лат. casus – случай) 1 – Теория абстрактно-логического применения к отдельным частным случаям общих догматических положений в католическом богословии и средневековой юриспруденции.

2 – Изворотливость в доказательствах ложных или сомнительных положений

Источник: https://zna4enie.ru/imia/kazuistika-i-insinuacija-imejut-shozhee-znachenie.html

Инсинуация

Казуистика и инсинуация имеют схожее значение

Инсинуация – это информация предоставляемая окружающим, являющаяся заведомо ложной, имеющая негативный оттенок. Цель подобных сообщений во внушении негативного отношения к человеку или выставление, как мыслей, так и поведения оппонента в негативном свете.

Обычно методы инсинуации исключают прямое открытое противодействие, а используют различные манипулятивные приемы, очерняющие репутацию человека, на которого они направлены.

С этой целью часто прибегают к подстрекательству, сплетням, намекам, косвенным или тайным указаниям на недействительные негативные аспекты в жизни другого человека.

Свое значение инсинуация приобретает исключительно в отношении подрыва чужого имиджа, она не связана с прямыми нападками, а ближе к сплетням, цель которых изменить отношение окружающих к какому-то человеку или объекту.

Во всех вариантах инсинуирующий всегда осведомлен об истинном положении дел, а негативное ложное мнение создает намеренно. Обычно инсинуации не делаются ради развлечения или от плохого настроения, как это случается в случае с розыгрышами или временным ухудшением настроения.

Негативный характер направленный и структурированный, направленный на устранение конкурента или противника, получение преимуществ или победы, когда честная борьба не предвещает победы.

Значение слова

Смысловое значение инсинуация имеет при мягкой внушающей форме манипулирования мнением окружающих, когда посредством ненавязчивых формулировок в сознание человека закладывается необходимая информация.

Под данным термином может пониматься не только преднамеренный вред кому-либо, но также и стремление человека избежать неприятностей в собственной биографии.

Это не совсем честный способ, при котором вместо развития собственной личности и профессиональных качеств, человек стремится уменьшить заслуги другого или выставить благоприятные события в негативном свете.

Инсинуации приобретают характер завуалированных намеков и даже могут выглядеть, как передача секрета. С внешней стороны и при первом рассмотрении подобные высказывания даже могут выглядеть как забота об окружающих, желание предостеречь, когда в реальных событиях нет ничего угрожающего.

Пытаясь разобраться, что такое инсинуация, важно помнить, что она использует наиболее тонкие рычаги воздействия и не доступна примитивным людям или имеющим вспыльчивый характер.

Это обусловлено особыми оборотами речи, на которых строится инсинуационное высказывание, имеющие множество смыслов и двойных посланий, не менее важна игра интонаций и выражение лица. Тут нет места прямолинейности и открытости, а также отсутствуют прямая клевета и очернение, но вместе с тем разрушительная сила для чужой репутации довольно велика.

Недоступность инсинуаций для вспыльчивых, легко аффектирующихся людей состоит в том, что она требует времени, как для подготовки благоприятной почвы, выжидания особого момента, так и терпения для ожидания и получения результатов.

Дословно инсинуация переводится, как вкрадчивость, при этом не используются любые положительные значения данного понятия. Вкрадчиво в сознание соответствующей аудитории помещается необходимая мысль и суждения, при этом если подобное не было замечено сразу, то многие по прошествии нескольких дней начинают считать вложенные идеи собственными.

Подобные методы внушения часто используются в различных соревнованиях, особенно политического характера.

В таких мероприятиях непозволительно прямо обвинять или оскорблять оппонента, чтобы сохранить собственное благочестивое лицо, но в то же время, благодаря инсинуациям, возможно, намекнуть аудитории о его недостатках.

Прибегая к таким манипуляциям, появляется прекрасная возможность не только представить конкурента в негативном свете и испортить его репутацию, но и оттянуть часть благоприятного отношения на свой счет.

Но помимо негативного влияния на чью-то репутацию или особенности проекта, инсинуации могут использоваться, как часть неудачного флирта или носить явный интимный подтекст и склонение к интиму.

Фразы, которые можно толковать двояко относятся именно к подобному методу общению.

В этом случае автор высказывания, оправдываясь, всегда может выбрать безобидную и формальную сторону, тогда как контекст интимного намека или оскорбления будет довольно явным и четким для остальных.

Инсинуатор всегда остается чист, предоставляет варианты трактовки своих высказываний и действий с тактичной стороны, поэтому и нет возможности вызвать на откровенный разговор и прояснить отношения. Однако все понимают, что происходит и вполне допустимо делать прямые замечания или пресекать такое поведение любыми другими доступными способами.

Примеры употребления термина инсинуация

Что такое инсинуация становится наиболее понятно на примерах, включающих высказывания, оформленные в вежливом, этичном и приветливом тоне, но при этом намекающие или имеющие своим подтекстом оскорбления, провокации, насмешки или унижения человека. Так один друг может сказать другому «Я смотрю, твоя девушка быстро находит общий язык с парнями, прямо профессионал».

Подобное высказывание, имея форму комплимента и похвалы, на самом деле содержит намек на неверность девушки, а также на оскорбление ее чести. Фактов в этой фразе нет, прямого указания и оскорбления тоже, но при этом она способна зародить существенное недоверие между партнерами.

В случае если парень не воспримет подобные манипуляции всерьез, такие фразы могут служить поводом для выяснения отношений.

Множество инсинуаций построены на изменении смыслового значения слова на противоположное. В диалоге это может делаться при помощи жестов, которые берут в кавычки сказанное или благодаря интонационной игре.

Например, фразы «твой парень самый верный», «вот и пришла наша королева красоты», «ты такой умный» и подобные очень легко превращаются из похвалы и восхищения в высказывания, уничтожающие самооценку только благодаря акцентам, переворачивающим смысл слова.

Что касается примеров сексуализированных инсинуаций, то это может быть фраза коллеги «я бы вас прокатил на себе после работы».

Обычно это сопровождается недвусмысленной улыбкой и сокращением физической дистанции, но при попытке обвинить человека в домогательствах, он будет делать упор на трактовку удобную ему.

Про жесты, мимику и интонацию никто не вспомнит, даже если при этом были свидетели, а вот допустивший подобные высказывания с легкостью может обозвать вас пошлячкой, сам при этом, представая в благородном свете человека, предложившего подвезти даму в темное время суток.

Практически прямой вариант, но все же относимый к инсинуациям, это начать речь с отрицания, а дальше перечислять необходимые факты («вы такой человек, который никогда не опаздывает, по вам время можно сверять и будильник ставить» или «этот парень точно не брал документы, он один находился в офисе в это время, только его фиксировали камеры, и именно тогда исчезли файлы, но он их не брал»). Человеческая психика устроена таким образом, что не воспринимает отрицающие частицы, особенно если интонационно придать им саркастичное звучание. Таким образом, говоря противоположные вещи, инсинуатор вкладывает в головы необходимую информацию.

Более тонкие приемы используются в политике, где оппоненты могут хвалить друг друга. Выглядит это обычно, как похвала за утвержденный конкурентом проект, описание его пользы и значимости для народа. После чего описывается собственная программа дальнейших действий, направленных на разрешение трудностей, вызванных этим новым принятым законом.

Вариантов инсинуаций может быть множество, они отличаются своей прямотой, дальностью и широтой действия, а также возрастами инсинуаторов (даже в детском возрасте уже доступен подобный механизм влияния).

Рассматривать каждую фразу и примеры на различных уровнях (от консьержки до президента) не имеет смысла, главное уловить одну общую суть того, что это внушение без прямого обвинения, обычно имеющее несколько смысловых подтекстов, чтобы инсинуатор в любом случае мог оправдаться.

Источник: https://psihomed.com/insinuatsiya/

Казуистика – что это такое? Значения слова

Казуистика и инсинуация имеют схожее значение

Казуистика – что это? Именно этот вопрос мы постараемся рассмотреть в данной статье. Здесь будет затронуто определение терминологической единицы, учения казуистики и ее место в различных сферах деятельности. Также мы остановимся на понятии инсинуации, которое связано с изучаемым термином.

Введение

Казуистика – что это?

Прежде чем ознакомиться более детально с данным понятием, обратим внимание на термин «казуальность» – учение о случайностях. Теорию данной доктрины отстаивали еще в древней Греции, а делал это философ Эпикур и некоторые его последователи, а также Лукреций – поэт, родом из Римской империи. Существовали и другие личности, заинтересованные в теме казуистики.

Нечто, что вытекает из особенностей конкретного случая или же им обусловлено, называют казуальным.

Общие сведения

Отвечая на вопрос о том, что такое казуистика, важно будет сначала ознакомиться с общеупотребительным значением. Под данным термином подразумевают способность к изворотливости при аргументации или доказательстве ряда идей, которые являются ложными или сомнительным.

Средневековые схоласты, говоря о казуистике, имели в виду особую диалектическую форму, прием.

С использованием этого понятия они разбивали различные вопросы (религиозные, моральные или юридические) на огромнейшее количество более маленьких составных деталей.

Для богословов и юристов это было способом ухода от общего решения вопроса и переход к тончайшим и исчерпывающим характеристикам и анализу всевозможных вариантов развития реальности или псевдореальности.

Теологи, чаще всего, подразумевают под данным термином учение, в соответствии с которым можно определить степень греха, применительно к разнообразному типу обстоятельств. Посредством казуистики креационисты различали и регулировали конфликтные ситуации и споры, возникающие между нравственными человеческими обязательствами.

Юриспруденция и медицина

В юриспруденции казуистика – это проведение анализа над конкретным делом, случаем (казусом).

При помощи применения приемов казуистики из ситуации выводился общий набор некоторых принципиальных фактов, которыми потом дополнялся перечень законодательных нормативных установок.

Судебная практика использует данное понятие для решения многих усложненных вопросов; казуальное творчество применяется во многих странах, а обуславливается оно набором вопросов, которые не были еще отражены в законе.

Что такое казуистика в медицине? Этот термин и его значение применяется врачами и исследователями для проведения «отдельных наблюдений за повреждениями или заболеваниями, которые представляют немалый интерес для человечества как научный, так и практический». Это обуславливается редкостью или необычностью изучаемого явления.

Как правило, когда речь идет о казуистике, то в сам термин вкладывают понятие чего-то необычного, атипичного и редкого. Судебно-медицинская казуистика – форма экспертизы, которая не является, в данном случае, исключением.

Работа судмедэксперта часто преподносит ему ряд эксквизитных случаев. Подобные ситуации представляют большой интерес для специалистов, так как они включают в себя множество атипичностей. Изучение редких случаев требует неординарного подхода к поиску ответа на логически обоснованный, поставленный вопрос.

Информация о решении сложных следственных вопросов с использованием специфических возможностей судебно-медицинского эксперта часто становится достоянием широких кругов различной аудитории. Однако обнародование подобных данных часто не способно удовлетворить взыскательных читателей.

Это обуславливается запоздалыми публикациями, неверно расставленными акцентами или нечетко изложенной сутью и содержанием интриги. К тому же, крайне редко раскрываются все детали творческой работы лабораторного специалиста.

Продукт процесса размышления такого работника, со всеми его сомнениями, рождением экспертных фактов и т. д., тем более, не упоминаются.

А для лучшего ознакомления с ответом на вопрос о том, что это – казуистика, было очень полезно, если бы умозаключения и рассуждения эксперта фиксировались, и с ними можно было ознакомиться. Именно прямой анализ подобной информации дал бы возможность людям лучше понять процесс исследования и лучше осмыслить саму казуистику.

Атипичность

Особенность судебно-медицинской экспертизы и ее взаимосвязь с казуистикой – это крайне интересное явление. Исследования экспертов касаются множества различных областей исследования, начиная от травматологии и заканчивая танатологией или идентификацией личности.

И хотя набор средств для исследований, в общем-то, одинаковый для всех, и является ограниченным, количество исследуемых случаев никогда не бывает идентичным. Это обуславливается особенностью индивидуальности различных субъектов, участвовавших в определенном деле, случае.

Потому важно, чтобы работник, выполняющий анализ всех факторов ситуации, был крайне внимательным и пытливым.

Всесторонний и полноценный осмотр различных объектов исследования, их сбор и разбор по частям, обобщение и многое другое позволяют создать четкую картину произошедшего, а также отыскать недостающие элементы, относящиеся к делу.

Понятие инсинуации

Отвечая на вопрос: «казуистика – что это такое?», важно будет упомянуть о понятии инсинуации. Эти термины взаимосвязаны между собой и представляют некую противоположность друг друга.

Инсинуация – злостное вымышленное событие или псевдофакт, попытка внушить негативные мысли, а также скрытое подстрекательство и преднамеренная констатация фальшивых сведений.

Также, это понятие включает в себя желание и попытку выставить мысли оппонента в дурном свете, который сможет нанести ему определенный ущерб или опорочить его.

Чаще всего, инсинуация применяется тайно, например, посредством намеков или с использованием психологических приемов.

Казуистика и инсинуация лежат по разные стороны закона, если речь идет о судебной и юридической практике. Целью инсинуации является подрыв доверия в слушателях, относительно объекта инсинуации. Другими словами, человек, применяющий ее, старается доказать несостоятельность доводов и фактов противника.

Источник: https://FB.ru/article/373892/kazuistika---chto-eto-takoe-znacheniya-slova-kazuistika-chto-takoe-sudebno-meditsinskaya-kazuistika

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.