Государственная граница определение

Что такое государственная граница определение

Государственная граница определение

Передвижение лиц, не яв­ляющихся гражданами государств СНГ, с территории одного государства-участника на территорию другого осуществляется с согласия компетентных органов последнего (ст. 5 Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Неза­висимых Государств по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 г.).

Безвизовый порядок въезда, выезда и пребывания на тер­ритории одного государства может предусматриваться для гра­ждан другого государства, обладающих дипломатическими или служебными паспортами, а также паспортом моряка. 4. Ведение на государственной границе хозяйственной, про­мысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т. д.).

Внимание

Появление понятия Возникновение понятия «государственная граница» связывают с возникновением института государства.

Границы определяли территорию, которую государь охранял и расширял, эта территория составляла объект налогового (даннического) обложения в пользу того или иного государя.

Как неизбежное следствие, вслед за оформлением государств, следовало разграничение территорий, границы которых защищались с помощью силы.

В отличие от современного мира, находящегося в рамках международного права, границы не были четкими и определенными, они часто пересматривались по итогам военных действий. Существенный вклад в институционализацию границ в эпоху феодальной раздробленности внесло взимание таможенных платежей за транзит по территории государства/княжества. Развитие понятий в русском языке Термин «граница» начинает употребляться в российских документах с первой половины XIV века.

Государственная граница это:

Ян», Австрия-Словакия Государственная граница, небольшая ограда отделяет густонаселённый город Тихуана, Мексика, (справа), от Соединённых Штатов город Сан-Диего.

Линии, отделяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства, являются государственной границей на суше.

Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря, то есть линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами, являются морскими государственными границами.

Воображаемая плоскость, проходящая по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности, служит границей воздушного пространства соответствующего государства. На российско-китайской границе у Забайкальска.

Журнальный зал

Важно

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом. Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы. В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.

Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек. Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты). Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллелью или меридианом).

Юридические статьи

Договора образуют на паритетных началах Совместную демаркационную комиссию, поручив ей: — разработать и утвердить порядок демаркации государственной границы; — установить на местности точное положение линии государственной границы в соответствии с настоящим Договором и прилагаемыми к нему «Описанием прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой» и делимитационной картой; — создать рабочие группы по демаркации границы, руководить их деятельностью; — установить пограничные знаки; — определить на пограничных реках (канализованных руслах рек) или рукавах рек, ручьях и канавах точное положение их середины, а также точное прохождение границы на озерах; — уточнить принадлежность островов на реках; — подготовить проекты документов о демаркации границы; — решать другие вопросы, относящиеся к проведению демаркационных работ.

  • на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
  • на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
  • на судоходных реках — посередине главного фарватера или тальвегу реки;
  • на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки;
  • на озёрах и иных водоёмах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема;
  • на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоёмах — в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до её затопления;
  • на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озёра и иные водоёмы, — посередине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде (ст.

КС-185 на российско-финской границе Цель охраны государственной границы — недопущение противоправного изменения прохождения границы, обеспечение соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

В Российской Федерации понятие приграничной территории включает в себя:

  • пограничную зону,
  • российскую часть вод пограничных рек, озёр и иных водоёмов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим,
  • пункты пропуска через государственную границу, а также
  • территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озёр и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска. (ст.

Государственная граница — линия (и проходящая по этой линии вертикальная поверхность), определяющая пределы территории государства (суши, вод, недр и воздушного пространства) и соответственно пределы действия государственного суверенитета.

Теория исследований границ называется лимология — одно из направлений политической географии. Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.
д.

Геометрические границы устанавливаются путем проведения прямых линий, соединяющих две точки.

Что такое гос граница определение

Режим государственной границы — вопросы содержания границы, пересечения людьми и транспортными средствами, перемещение через границу товаров и животных, ведение на границе хозяйственной и промысловой деятельности, разрешение инцидентов и т. д. Режим государственной границы устанавливается внутренним законодательством. Соседние государства могут заключать между собой соглашения об упрощенном порядке пересечения линии границы жителями приграничных территорий.

Специальные пропуска выдаются в случаях постоянной или сезонной работы или учебы на сопредельной территории, в случаях владения недвижимостью, для свиданий с родственниками, посещений мест захоронений, исполнений религиозных обрядов и по другим уважительным причинам. Демаркационные линии От государственных границ стоит отличать демаркационные линии. Они появляются в результате военного конфликта и последовавшего за ним перемирия.

Она устанавливается госу­дарством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их раз­граничения между смежными или расположенными друг про­тив друга государствами). Процесс установления границы включает две стадии: де­лимитацию и демаркацию.

Делимитация — это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения — рек, озер, хребтов и т.
д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение). Демаркация — это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных погранич­ных знаков.

Она осуществляется специально создаваемыми ко­миссиями из представителей сопредельных государств.

Источник: http://leks74.ru/chto-takoe-gosudarstvennaya-granitsa-op/

Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство РФ о государственной границе

Государственная граница определение

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст.

1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.

Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Различают границы:

  • орографические (линии, проведенные с учетом рельефа местности – речное русло, горный водораздел и т.д.);
  • геометрические (прямые линии, которые устанавливаются от одной до другой точки без учета рельефа местности);
  • комбинированные границы (на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими).

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное право допускает изменение государственных гра­ниц, а значит и принадлежности государственной территории путём под­писания соответствующего международного договора.

Принцип нерушимости государственной границы сформировался по­сле окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств при­знать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.

Принцип неприкосновенности территории государства означает за­прет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:

  1. соблюдать существующие границы;
  2. не допускать необоснованного, т.е. произвольного перемещения границы (пограничных столбов и др. знаков);
  3. не допускать случаев незаконного пересечения государственной границы вне установленных пунктов пропуска или без соответствующих разрешений.

В соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы:

  1. Сделка о продаже территории.
  2. Компенсация за передаваемую территорию.
  3. Обмен территориями.
  4. Восстановление исторических прав на территорию.
  5. В порядке наказания государства за агрессию.

Делимитации и демаркации границ

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии.

В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Российское законодательство о государственной границе

Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км.

Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:

  1. обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;
  2. взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;
  3. взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
  4. мирное разрешение пограничных вопросов.

РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

  • на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
  • на море – по внешней границе территориального моря РФ;
  • на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
  • на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах – в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
  • на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, – по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Режим государственной границы включает правила:

  • содержания Государственной границы;
  • пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
  • пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
  • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы руководителем ФСБ России по согласованию с МИД России в соответствии с международными договорами РФ назначаются пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/gosudarstvennie-granitsi-delimitatsiya-i-demarkatsiya-dogovori-o-rezhime-granits-zakonodatelstvo-rf-o-gosudarstvennoy-granitse

Государственные границы

Государственная граница определение

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей Российской Федерации как определено в Законе о государственной границе РФ 1993 года, является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории РФ — суши, вод, недр и воздушного пространства.

Государственные границы могут проводиться с учетом географических особенностей местности (горы, реки, берег моря и т.п.). В этом случае они называются орографическими.

Границы бывают также геометрическими, проводимые по прямым линиям от одной точки к другой.

При этом возможны отклонения от прямого направления, когда это вызывается необходимостью обойти постройки, обеспечить доступ населения к источнику воды и т.п. Бывают также границы, совпадающие с параллелями или меридианами.

Установление государственных границ

Международные сухопутные границы устанавливаются, как правило, соглашениями между пограничными государствами и на основании заключенных договоров проводятся на местности.

Границы по рекам устанавливаются по договоренности между соседними государствами. Иногда они проводятся по берегу, чаще по так называемому тальвегу — линии наибольших глубин, иногда — по середине реки.

Такие границы подвержены изменениям, так как зависят от размывов и наносов. При постепенных изменениях русла граница проходит по берегу, тальвегу или по срединной линии реки по состоянию на данный момент.

В случае же внезапных и значительных изменений русла реки граница, как

правило, сохраняется на прежнем месте до заключения сторонами соответствующего соглашения о ее изменении.

Государственная граница может также устанавливаться по внутренним озерам и внутренним морям. Тогда она проводится по соглашению между государствами либо по срединной линии, либо по фарватеру, либо по прямой, соединяющей точки выхода границы на побережье.

Установление межгосударственной сухопутной границы проходит две стадии. Первая — делимитация границы — договорное определение прохождения линии государственной границы с подробным ее описанием и нанесением на карты; вторая — демаркация границы — сводится к проведению государственной границы на местности.

Для демаркации создается пограничная демаркационная комиссия, состоящая из представителей сопредельных государств. В ее задачи входит обозначение границы на местности, установление пограничных знаков, составление подробного протокола с описанием прохождения линии границы, пограничных знаков и с приложением соответствующих схем, фотоснимков и т.п.

Повторные демаркации государственной границы, проводимые в случае необходимости, носят название редемаркации.

Государства, располагающие морским побережьем, имеют морскую государственную границу, которая устанавливается по линии внешнего предела территориальных вод.

Граница территориальных вод – морская государственная граница -проходит на определенном расстоянии от линии самого низкого уровня воды на побережье моря (внутренняя граница территориальных вод), т.е.

от линии наибольшего отлива при обычном отливе.

Если берег извилист, внутренняя граница территориальных вод может проводиться по-разному: вдоль берега или от мыса к мысу, с учетом так называемых базисных линий.

Территориальные воды за пределами морских гаваней начинаются от наружных портовых сооружений. Если же они граничат с бухтами или устьями рек, то их началом являются наружные границы этих внутренних (национальных) вод.

Если перед самым берегом расположены острова, то территориальные воды начинаются за их пределами и часть моря между материком и островами относится к внутренним водам государства.

Другие, принадлежащие государству острова, имеют свои территориальные воды, принадлежащие одному государству, группы островов имеют, как правило, общие территориальные воды.

Внешняя и внутренняя границы территориальных вод устанавливаются законодательством государства с учетом и на основе общепризнанных международно-правовых норм. Ширина пояса территориальных вод может варьироваться, согласно современному международному праву, в пределах от 3 до 12 морских миль.

Поверхность, образованная движением вертикали вдоль линии сухопутной и водной границ в воздушном пространстве, составляет воздушную государственную границу. Продолжение этой поверхности в недра образует государственную границу недр.

До сих пор государства не устанавливали верхнего предела воздушного. пространства, составляющего государственную территорию.

Государственная территория представляет собой, таким образом, пространство, расположенное в трех средах. Сухопутные, водные и воздушные государственные границы определяют его пределы.

2.3 Режим государственных границ

Режим государственных границ включает правила:

  • · содержания Государственной границы;
  • · пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • · перемещения через Государственную границу товаров и животных;
  • · пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных;
  • · ведения на Государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
  • · разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правила.

Правилами содержания государственных границ регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержание пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственных границ.

Пересечение государственных границ на суше лицами и транс портными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами.

Этими актами может определяться время пересечения государственных границ, устанавливается порядок следования от государственных границ до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Пограничным войскам предоставляется право пользования по согласованию с властями сопредельных с Российской Федерацией государств иным порядком пересечения Государственной границы военнослужащими этих войск и другими лицами при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границ.

С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе.

Самоопределение не исключает других видов изменения принадлежности территории.

Даже при осуществлении самоопределения возможно применение некоторых второстепенных принципов в качестве вспомогательных, например географических принципов.

Сравнительно небольшие территориальные изменения могут осуществляться на иной основе. Так, передача небольших и незаселенных участков (цессия) происходит на договорной основе.

Под принципом самоопределения народов понимается право каждого народа самостоятельно решать вопросы о вхождении в состав того или иного государства, образования самостоятельного государства и определения своего внутреннего устройства.

Принцип самоопределения народов нашел свое подтверждение и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 года.

В декларации отмечается, что “все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положением Устава”.

Принцип самоопределения имеет две стороны: внешнюю – право народна на вхождение в состав того или иного государства или образование самостоятельного государстве и внутреннюю – определение своего внутреннего устройства.

С точки зрения территориального разграничения первостепенное значение имеет внешняя сторона, ибо, решая вопрос о вхождении в состав того или иного государства или образования самостоятельного государства, самоопределяющийся народ тем самым решает и вопрос о принадлежности своей территории тому или иному государству или, в случае образования самостоятельного государства, — вопрос о превращении своей территории в отдельную государственную территорию.

Таким образом, самоопределяющийся народ распоряжается своей территорией, и в основе принадлежности определенной территории государству лежит воля населяющего эту территорию народа. Это обстоятельство неоднократно отмечалось в советской международно-правовой литературе.

Все критерии, определяющие границы территории самоопределяющегося народа, следует рассматривать в их совокупности, в диалектической связи между собой и другими факторами, например, географическими. Существуют географические принципы установления пределов территории по какой-либо реке или по горному водоразделу.

К числу географических принципов, использовавшихся в прошлом, относятся принципы смежности и протяженности, сутью которых, с некоторыми различиями в деталях является то, что при отсутствии установленных границ государству принадлежат непосредственно прилегающие к его территории земли.

Географические принципы могут применяться лишь как вспомогательное средство для уточнения границ территории, принадлежащей самоопределяющемуся народу, и только в той мере, в какой их применение не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права.

Географические принципы применяются для того, чтобы не создавалось неоправданного разрыва естественного единства местности, и чтобы граница проходила наиболее справедливым и удобным образом для разграничивающихся сторон.

Географические принципы могут иметь особое значение, когда пределы территории самоопределяющегося народа находятся в труднодоступных, пустынных и незаселенных местностях, где основные элементы общности этого самоопределяющегося народа не проявляются достаточно отчетливо. Разумеется, речь идет о сравнительно небольших уточнениях пределов территории, и основой нового территориального суверенитета в целом являются не географические принципы, а осуществление народом права на самоопределение.

Как уже отмечалось, самоопределение не является единственным основанием территориальных изменений. В практике международных отношений нередко возникают вопросы о передаче тому или иному государству небольших незаселенных участков. Принцип самоопределения в этих случаях не затрагивается.

Такие территориальные изменения происходят в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. В любом случае передача участка территории происходит небезвозмездно. Пограничные государства могут произвести обмен равноценными участками территории. Так, по договору между СССР и Польшей от 15 февраля 1951 г.

обе стороны обменялись равными по размеру пограничными участками. Обмен был произведен исходя из экономического тяготения обмениваемых участков к смежным территориям СССР и Польши. В соответствии с соглашением от 2 декабря 1954г. Советский Союз и Иран обменялись соответствующими участками своей территории во взаимных интересах.

Передача небольшого пограничного участка может быть произведена и на другой основе, без обмена равноценными участками территории, однако при условии достаточного учета как общенациональных интересов, так и интересов населения передаваемого участка, если таковое вообще имеется.

Одной из форм компенсации за передачу участка территории может быть выплата согласованной денежной суммы. Так, по договору между СССР и Финляндией от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила СССР территорию в 176 кв.

км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Йоки с находящимися на этой территории зданиями и сооружениями. За эту уступаемую территорию, включая стоимость находящихся на ней зданий и сооружений, Советский Союз, как отмечено в договоре, выплачивает Финляндии 700 млн. финских марок.

Очевидно, что уступлены за денежную компенсацию могут быть сравнительно небольшие участки территории, которые являются, незаселенными или малозаселенными. Поскольку уступается хоть и небольшая часть, но все же часть национальной территории, то эта уступка должна отвечать общенациональным интересам.

Передача участка территории должна быть оформлена заключением договора между соответствующими государствами. Отсутствие договора может привести к тому, что в дальнейшем права нового территориального суверена на вновь приобретенную территорию могут быть оспорены.

Договоры о передаче территории обычно требуют ратификации, и это понятно, поскольку государственная территория не является собственностью правительства, а достоянием всего данного государства. Ратификация производится высшим представительным органом государственной власти.

Тот факт, что передача территории оформляется заключением договора, влечет за собой весьма важное обстоятельство: передаваемая территория становится территорией другого государства с момента вступления договора в силу, если в нем не оговорено иное.

Обычно такие договоры требуют ратификации и, соответственно, вступая в силу после обмана сторонами ратификационными грамотами, или во время, установленное в самом договоре. С этого момента на переданную территорию распространяется территориальное верховенство нового суверена, в том числе, его законодательство.

Поскольку передача участков территории оформляется заключением международного договора, то помимо ее соответствия праву народов на самоопределение другими критериями ее правомерности будут все те критерии, которые определяют правомерность международного договора, — его соответствие общепризнанным принципам современного международного права, императивным нормам международного права и иным специальным нормам относительно заключения международных договоров.

Источник: https://vuzlit.ru/1391334/gosudarstvennye_granitsy

Государственная граница

Государственная граница определение
Офицер Королевской канадской конной полиции и полицейский штата Нью-Йорк на государственной границе. Снимок сделан в 1941 г., во время церемонии соединения нефтепровода Портленд (штат Мэн) — Монреаль.

Государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) того или иного государства, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

История понятия[ | ]

Понятие государственной границы связано с появлением института государства. В пределах границ находилась охраняемая и облагаемая данью в пользу главы государства территория.

Вслед за формированием государств пределы их территорий стали защищаться и изменяться в ходе войны или военных конфликтов.

Закреплению понятия способствовало введение таможенных пошлин за транзитное пересечение территории[1].

Виды границ[ | ]

Пограничный переход «Хоэнау — Моравский Св. Ян», Австрия-Словакия.

Линии, отделяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства, являются государственной границей на суше.

Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря, то есть линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами, являются морскими государственными границами.

Воображаемая плоскость, проходящая по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности, служит границей воздушного пространства соответствующего государства.

На российско-китайской границе у Забайкальска.

Установление границ[ | ]

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом.

Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы.

В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.

Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек.

Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты).

Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллелью или меридианом). Географические границы, проведённые по параллелям и меридианам, встречаются в Африке и Америке, где они устанавливались государствами-метрополиями для колоний.

Согласно действующему Закону о государственной границе РФ, прохождение государственной границы РФ обычно устанавливается:

  • на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
  • на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
  • на судоходных реках — посередине главного фарватера или тальвегу реки;
  • на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки;
  • на озёрах и иных водоёмах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема;
  • на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоёмах — в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до её затопления;
  • на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озёра и иные водоёмы, — посередине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде (ст. 5 Закона о государственной границе РФ).

Обозначение границы[ | ]

Основная статья: Демаркация

Граница между Нидерландами (слева) и Бельгией (справа), посёлок Баарле Трериксросет (стык границ Финляндии, Норвегии и Швеции)

Линия государственной границы на местности обозначается ясно видимыми . В некоторых случаях могут использоваться и другие знаки, например маркировка на асфальте.

Полоса очистки — полоса местности шириной до 10 метров (по 4-5 м в каждую сторону от демаркационной линии государственной границы), предназначенная для установки пограничных знаков на сухопутных участках границы. На участках, покрытых лесом или кустарником, она делается в виде просек. В отдельных международных договорных документах полоса очистки называется пограничной просекой.[2]

Полоса крепления — полоса местности шириной 40 м (по 20 м в каждую сторону от границы полосы очистки), выделяемая для обеспечения сохранности пограничных знаков. Всякие работы в полосе крепления могут производиться лишь по соглашению между соответствующими властями сопредельных государств. [3]

Регламентация пересечения границы[ | ]

Словацко-украинская граница. Разделяющий знак и два пограничных столба – словацкий и украинский. На обеих сторонах забор с видеонаблюдением. Пограничный переход в Кыргызстане на границе с Казахстаном Граница Германии и Австрии. Обе страны входят в Шенгенское соглашение, пересечение границы свободное, она фактически не охраняется.

Большинство государств контролирует пересечение своих границ. Люди и транспорт могут пересекать границу только в строго определённых местах — пограничных переходах. Для пересечения границ многих стран требуется въездная виза — документ, разрешающий иностранцу доступ на территорию определённого государства.

При пересечении границы человек проходит визовый, паспортный и таможенный контроль.

Некоторые государства не требуют визы для въезда на свою территорию. Такая ситуация известна как безвизовый режим.

Государственные границы некоторых государств могут пересекаться свободно, контроль на границах отсутствует. Таковы, например, границы между странами, входящими в Шенгенское соглашение.

Охрана границы[ | ]

Охрана государственной границы производится пограничными органами (в Российской Федерации — органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации) в пределах приграничной территории путём обустройства погранпостов, а также Вооружёнными Силами (в Российской Федерации — войсками ПВО и ВМФ) — в воздушном пространстве и подводной среде.

Цель охраны государственной границы — недопущение противоправного изменения прохождения границы, обеспечение соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

В Российской Федерации понятие приграничной территории включает в себя:

  • пограничную зону,
  • российскую часть вод пограничных рек, озёр и иных водоёмов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим,
  • пункты пропуска через государственную границу, а также
  • территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озёр и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска. (ст. 3 Закона о государственной границе РФ)

Интересные факты[ | ]

  • В 2006 году президент США Джордж Буш подписал закон, предусматривающий возведение стены на границе с Мексикой для борьбы с незаконной иммиграцией[4] (см. также Великая китайская стена).

Ссылки[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.