Что значит высшее профессиональное образование

Содержание

Уровни высшего образования

Что значит высшее профессиональное образование

/ Обучение в России / Общая информация

© shutterstock.com

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Специалитет

© РУДН

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет.

По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.).

Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты.

Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности.

Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.
© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу.

Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х.

Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого.

Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования.

Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен.

Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области.

Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации.

По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить.

Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора).

Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования

Вид образованияБакалавриатСпециалитетМагистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат Специалитет
Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке трудаДолжности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование
Третий уровень образования

Вид образованияАспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России)ОрдинатураАссистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная), 4-5 (заочная) Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация), кандидат наук (степень) Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук; формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен, защита диссертации Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Источник: https://studyinrussia.ru/study-in-russia/info/levels-of-education/

Профессиональное образование на рынке труда

Что значит высшее профессиональное образование

Для чего мы получаем профессиональное образование: разного уровня и направлений подготовки? Наверное, оно призвано что-то дать: не деньги и статус – это лишь следствие

В чем суть получения образования? В чём разница технического от гуманитарного или среднего профессионального от высшего образования? Наверное оно каким-то образом классифицирует Вас, как будущих работников

Какие уровни профессионального образования существуют?

В российской системе образования существует три уровня профессионального образования. Стоит напомнить, что для Вас важно чтоб выбор уровня профессионального образования был следствием первоначального выбора профессии, специальности.

Различие в уровнях не в том, что одно престижнее другого, да и высшее образование сегодня не обещает более высокой оплаты труда или гарантированного трудоустройства. Можно привести реальные примеры, когда так необходимый квалифицированные рабочий с начальным проф.

образованием (сварщик, наладчик, слесарь, повар и др.) на первых парах своей трудовой деятельности получает зарплату от 15 тыс.рублей, в то время как специалист с высшим образованием и с десятилетним опытом работы имеет оклад 5-7 тысяч.

Поэтому многое определяется потребностью экономики, уникальностью и квалификацией работника.

Какое место отводит Вам образование на рынке труда?

С точки зрения рынка труда различие в уровнях профессионального образования состоит лишь в подготовке разных категорий работников для последующего выполнении ими различных трудовых функций.

Высшее профессиональное образование подготавливает категорию руководителей и специалистов, которые решают инженерно-технические,  конструкторские, экономические, юридические, информационные,  плановые,  снабженческие и прочие задачи).

Среднее профессиональное образование готовит будущих служащих и технических исполнителей, которые призваны заниматься техническими, учетными, копировально-множительными  работами,  вести  первичную  обработку  и  передачу  информации и  т.д.

Начальное профессиональное образование осуществляет подготовку высококвалифицированных рабочих для сферы материального производства (промышленность, строительство, общественное питание и пр.), занимающихся преимущественно физическим трудом: создающих продукцию, оказывающих услуги и пр.

На практике чёткая взаимосвязь между категориями работника и уровнем профессионального образования не всегда очевидна, но существенное различие в получении разного профессионального образования состоит только в этом.

Что нового в системе профессионального образования?

Очень часто встречается, что выпускник не знает и не понимает какие уровни профессионального образования бывают и в чем их отличие. В последнее время много вопросов у школьников вызывает система высшего профессионального образования, состоящая на сегодняшний день из трёх ступеней.

  • первая ступень: обучение 4 года с присвоением квалификации (степени) «бакалавр«;Бакалавриат – это базовое высшее профессиональное образование, дающее фундаментальную подготовку по определенному направлению без какой-либо узкой специализации. То есть готовятся универсальные специалисты, которые получив практический опыт работы, могут продолжить обучение, определив более узкое направление.
  • вторая ступень: срок обучение 5 лет, присвоение квалификации «специалист«. Наиболее привычная на сегодняшний день и для работодателя и для будущего работника;
  • третья ступень: срок подготовки 6 лет и присвоение квалификации (степени) «магистр«Магистратура – предполагается, что на данную ступень ориентированы либо выпускники (бакалавры и специалисты), готовящиеся к научно-педагогической деятельности, либо те, кто, уже поработав после вуза несколько лет, определили наиболее подходящую для профессионального роста специализацию

Что даёт дополнительное профессиональное образование?

Уже известно, что чем больше Вы сочетаете в себе квалификаций, тем более дорогим и востребованным работником Вы являетесь.

Получить дополнительные навыки, умения или повысить квалификацию Вы можете с помощью дополнительного профессионального образования.

Постарайтесь заранее, еще во время получения профессионального образования узнать, что Вам может потребоваться дополнительно. Сделать это можно просматривая объявления о работе (по схожим специальностям и профессиям) в газетах или интернете. Это даст Вам представление о том, что помимо профессионального образования с Вас может спроситьработодатель при последующем трудоустройстве.

Обращайте внимание на программы Службы Занятости. Например, в 2008-10 гг. за счет средств федерального бюджет осуществлялся ряд мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда: организация общественных работ, опережающего профессионального обучения работников, предоставление рабочих мест для выпускников образовательных учреждений и содействие самозанятости.

В будущем возможно осуществление других мероприятий, поэтому при необходимости следует следить за этим, и обращаться в органы занятости за помощью.

Источник: http://www.tmsam.ru/professiya/professiya-vibrona/profobrazovanie-na-rinke-truda.html

Уровни образования в РФ – какими бывают и в чем их отличия

Что значит высшее профессиональное образование

12 Июня 2018 5:00

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В нашей стране существует система непрерывного образования. Это юридический термин и введен он еще в советские годы. Непрерывное образование дает возможность совершенствования личности разносторонне, ее развития и реализации духовных, нравственных потребностей, проходя все существующие уровни образования в РФ.

Образование, регламентируемое законом

1 сентября 2013 года в действие вступил закон No 273. Он серьезно изменил привычное для наших граждан представление об образовательном процессе. За основу была взята Болонская система образования, применяемая во многих странах Европы.

Согласно новому закону в России существуют уровни образования – те стадии, ступени, которые проходит каждый гражданин, чтобы получить образование, социализироваться и освоить профессию. Некоторые из этих уровней необязательны.

Давайте рассмотрим их детально.

Дошкольное образование

Это первая ступень в системе образования, направлена на воспитание, обучение, формирование, уход и оздоровление за детьми.

Программы дошкольного образования реализуются в детских садах. Эти учреждения работают с ребятами, учитывая их возможности и потребности.Бывают комбинированные, общеразвивающие, компенсирующие, с уклоном, центры образования.

По мнению специалистов именно сад формирует личность, определяется психические и физические особенности, помогает ребенку войти в социум.

Дошкольное образование получают малыши в возрасте до 6 лет.

Система общего образования

Обучение в школах состоит из нескольких ступеней и в целом представляет один из уровней – общее образование.

Начальное общее образование

В начальную школу начинают принимать в возрасте шести с половиной лет и учат три года. На этом этапе продолжается формирование личности ребенка. Его подготавливают к школе, закладывают базовые знания и умения (письмо, чтение, развивают логическое мышление, учат выстраивать правильные отношения с остальными участниками образовательного процесса.

Основное общее образование

Перейдя в пятый класс, ученик делает шаг на вторую ступень общего образования и обучиться ему предстоит до 9 класса. Это обязательный этап в образовательной системе.

За этот период личность развивается разносторонне, раскрывают ее способности и наклонности.

Школьников подготавливают к освоению программ старших классов, начинают работу по профессиональной ориентацией, приобщают к физическому труду.

Среднее общее образование

Осваивая программу среднего общего образования в школах, лицеях, гимназиях (9 -11 классы), дети формируются как граждане, участники социальных процессов, проявляют свои способности, самореализуются и самоопределяются, приобретают знания, которые будут им нужны жизни, дальнейшей учебы и работы.

Начальное, общее и среднее образование получают в учреждениях общего образования. Дети, не получившее общее образование не допускаются до следующих уровней.

Профессиональное образование

Среднее профессиональное. В учреждениях среднего профессионального образования подготавливают специалистов по направлениям, удовлетворяющим потребности граждан и государства.Это все рабочие профессии.

Поступить в учреждения СПО (техникумы или колледжи) могут ребята, имеющие основное или среднее общее образование.

Срок обучения для выпускников 9 – х классов составляет 4 года. Те кто поступает после 11 класса предстоит учиться 2 года.

Высшее образование

Высшее профессиональное образование. Его цель – подготовка кадров всех специальностей и профессий, актуальных для социума в настоящее время. К обучению допускаются лица, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование. При этом, принятый в 2013 году закон, предполагает несколько уровней высшего образования:

Бакалавриат – первый уровень, дающий базовые знания и теоретические представления в специальности. Степень бакалавра присваивается после четырех лет обучения после сдачи экзамена.

Выпускникам выдается диплом о высшем образовании, в котором прописана степень бакалавриата. Для такого лица возможно трудоустройство в соответствии с требования, применяемыми к должности.

Магистратура – следующий после бакалавриата уровень. На магистратуру поступают те, кто уже имеет диплом бакалавра и желает углубить свои знания. Также магистратуру можно закончить и в качестве второго высшего образования Срок обучения составляет два года.

Дополнительное образование

В нашей стране дополнительное образование осуществляют подготовку детей и взрослых по программам дополнительного образования. Оно направлено на реализацию потребностей человека в саморазвитии, проявлении своих талантов, возможностей, освоении дополнительных навыков и умений, которые не дают другие уровни образования.

Для детей ДПО чаще всего представлены кружками и секциями физической, художественной, научно – технической, естественной направленности.

Взрослые получают дополнительное образование в рамках обучения на курсах.

Система образования в РФ и СССР часто сравниваются между собой. Разумеется, что некоторые аспекты остались прежними. Но в целом можно наблюдать ряд новшеств, без которых в условиях научного – технического процесса, состояния экономики, переоценки нравственных и культурных ценностей просто невозможно.

Современная система образования в нашей стране строится на принципах, которые используют в европейских странах и только начала свое развитие.

И хочется верить, что рано или поздно наше новую Российскую систему образования, как и Советскую признают самой сильной и эффективной.

До новых статей!

Источник: https://www.rline.tv/svobodnyj-korrespondent/urovni-obrazovaniya-v-rf/

Бакалавр – это высшее образование или нет, в чем отличие от специалиста

Что значит высшее профессиональное образование

Вопрос того, считается ли высшим образованием диплом бакалавра, волнует многих абитуриентов.

При этом несмотря на то, что законодательство РФ однозначно даёт положительный ответ на этот вопрос, по факту при начале трудовой деятельности многие бакалавры могут сталкиваться с отказами кадровых специалистов, которые считают диплом бакалавра свидетельством о неполном высшем образовании. В рамках статьи рассмотрим, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра в России.

у 1. Бакалавр в российском и мировом законодательстве 2. Отличия между образованием специалиста, бакалавра и магистра 3. Трудоустройство с дипломом бакалавра – возможные проблемы

Бакалавр в российском и мировом законодательстве

Традиционно в советской и постсоветской образовательной системе существовала лишь одна степень высшего образования – специалист.

Даже после окончания существования СССР в России применялась таковая система вплоть до 1996 года, когда было введено понятие бакалавриата.

Впоследствии, с принятием Российской Федерацией основных положений Болонской системы образования, с 2003 года также была введена степень магистра и соответствующее высшее образование.

В западных государствах на текущий момент практически везде используется лишь две степени общего высшего образования – бакалавриат и магистратура. При этом существует, декларируется и применяется на практике основное принципиальное разделение данных вариантов обучения.

Так, образование бакалавра ставит своей целью предоставление обучающемуся практических профессиональных навыков для последующего трудоустройства, в то время как образование магистра, в первую очередь, преследует цели последующей научной деятельности выпускника.

В России же данное разделение не является столь строго выраженным и трактуется на практике по иным принципам.

Сейчас вопросы высшего образования, в том числе и с дипломом бакалавра, рассматриваются положениями ФЗ №273 от 29.12.2012.

В частности, образование бакалавра согласно положениям этого закона однозначно считается высшим и влечет за собой все соответствующие правовые последствия.

Основным из таковых последствий является прямая возможность трудоустройства на вакансии, требующие наличия высшего образования.

Обратите внимание

В связи с тем, что законодательство однозначно определяет бакалавриат как высшее образование, отказ в трудоустройстве на основании наличия неполного высшего образования с дипломом бакалавра является целиком и полностью незаконным. Под неполным или неоконченным высшим образованием подразумевается исключительно отсутствие диплома при подтверждённом факте прохождения хотя бы одного учебного курса программы высшего учебного заведения.

Отличия между образованием специалиста, бакалавра и магистра

Одним из основных отличий между бакалавром, специалистом и магистром является срок обучения. Так, законодательно устанавливаются минимальные сроки для получения каждой из соответствующих степеней высшего образования. А именно:

  • Бакалавр – 4 года обучения;
  • Специалист – 5 лет обучения;
  • Магистр – любая предыдущая степень и как минимум год обучения.

Важный факт

Данные ограничения касаются минимальной длительности образовательной программы. В отдельных случаях обучение бакалавров может длиться более четырёх лет. То же самое касается специалистов и магистров. Чаще всего увеличенная продолжительность обучения применяется в медицинской сфере деятельности.

При этом существуют и другие отличия. В частности – наличие степени бакалавра не предусматривает права впоследствии поступить в аспирантуру.

Тем не менее, наличие диплома бакалавра даёт полное право для поступления в магистратуру без обучения на специалиста.

Причем бакалавр имеет право поступить на магистратуру и в любой другой ВУЗ по схожей специальности, в том числе и через несколько лет после окончания учёбы и получения диплома.

Важный факт

Степень специалиста в России с каждым годом становится всё более ограниченной программой образования. В частности, её сохранение на законодательном уровне предусматривается лишь для стратегически важных для национальной и государственной безопасности направлений. При этом всё большее количество ВУЗов на практике перестают проводить подготовку специалистов по большинству направлений.

Ещё одним существенным отличием бакалавра и специалиста от магистра является отсутствие необходимости написания и защиты диссертации. Бакалавры и специалисты выполняют лишь дипломные работы.

В то же самое время подтверждением эффективного прохождения курса обучения магистратуры является защита магистерской диссертации.

Отличие диссертации от дипломной работы должно выражаться в строго выраженной практической полезности таковой работы и раскрытие новых вопросов, ранее не рассмотренных наукой.

Трудоустройство с дипломом бакалавра – возможные проблемы

На практике в России некоторые работодатели, как говорилось выше, практикуют отказ в приёме на работу бакалавров по причине неоконченного высшего образования. Считается, что четырехлетнее обучение бакалавра не даёт необходимого набора практических навыков в сравнении со степенью специалиста и магистра.

Тем не менее, таковая практика является незаконной. Бакалавр в России считается высшим образованием, абсолютно полноценным и оконченным. Таким образом, если отказ в приёме на работу обеспечен отсутствием высшего образования при наличии диплома бакалавра – этот отказ может быть оспорен в судебном порядке.

Обратите внимание

Возможность оспорить отказ в приёме на работу в вышеописанной ситуации присутствует исключительно в случае, если в требованиях к вакансии имелось лишь упоминание о наличии высшего образования по специальности, и лишь когда в формулировке отказа фигурировало несоответствие требованиям о наличии такового образования.

Кроме этого отдельные работодатели могут однозначно указывать в требованиях к вакансии наличие магистерской или специалистской степени.

Эта практика абсолютно законна и на основании таковых требований работодатель не может привлекаться к ответственности.

Фактически, на сегодняшний день заблуждение о «неполноценности» образования бакалавра обладает все меньшим распространением, однако имеет место быть у кадровых специалистов в отдельных случаях.

(348 голос., 4,55 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/obrazovanie-bakalavra-chem-otlichaetsya-ot-specialista-schitaetsya-li-vysshim/

Удмуртский государственный университет

Что значит высшее профессиональное образование

С 2011 года в Российской Федерации вводится двухуровневое высшее профессиональное образование:

Первый уровень — бакалавриат.

Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года.

Второй уровень — магистратура.

Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «магистр» составляет два года на базе бакалавриата.

Специалитет со сроком обучения не менее 5 лет сохранится лишь по некоторым специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ.

С чем связано нововведение?

Нововведение связано с тем, что в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, направленному на формирование единого европейского образовательного пространства.

Цель Болонского процесса — расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в европейских проектах, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.

Каковы преимущества бакалавритата?

В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет.

Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда.

Такая система станет более гибкой и будет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества. Учитывая, что молодой человек поступает в российский вуз в 17 лет, он не всегда осознанно выбирает траекторию образования для будущей профессии.

Уровневое высшее профессиональное образование позволяет на первых курсах обучения по широкому направлению, более осознанно выбрать профиль программы, который обычно реализуется на старших курсах бакалавриата.

А после окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда. Это возможно как продолжение образования в магистратуре, так и с использованием широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.

Что такое бакалавриат?

Бакалавриат — это полноценное высшее образование на уровне мировых стандартов.

Те студенты, которые учатся на бакалавриате, получат самое обычное высшее образование, просто иным путем, в более сокращенные сроки. Причем в рамках бакалавриата, как правило, предполагается обучение по определенным профилям подготовки.

Профиль — это система организации образования, при которой обеспечивается углубленное изучение профильных дисциплин и создаются условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего трудоустройства и продолжения образования.

Выбор профиля — это важное личное решение, которое предоставит возможность после изучения общих профессиональных дисциплин изучить специальные профильные дисциплины, что позволит развить навыки и умения, а так же проявить способности в понимании дальнейшей профессиональной деятельности, начиная с элементарного уровня и до самого сложного.

После изучения всех требуемых курсов по выбранному направлению и прохождения итоговой государственной аттестации выпускнику будет присвоена степень бакалавра и выдан диплом бакалавра государственного образца.

Диплом бакалавра

В бланке диплома бакалавра есть типографская запись — «диплом является документом о высшем образовании».

В дипломе бакалавра будет, например, написано:

  • для бакалавров экономики: Присуждена степень бакалавра по направлению «Экономика».
  • для бакалавров менеджмента: Присуждена степень бакалавра по направлению «Менеджмент».

Возможности трудоустройства и дальнейшего обучения бакалавров

  • закончив бакалавриат, выпускник получит общую фундаментальную и профильную практическую подготовку, достаточную для выполнения профессиональных задач.
  • появляются более широкие возможности при трудоустройстве, которые достигаются отсутствием узкой специализации, это позволяет занимать должности, квалификационными требованиями которых предусмотрено наличие высшего образования.
  • степень (квалификация) «бакалавр» является общепринятой в международной классификации и понятной для работодателей во всем мире, с дипломом бакалавра появляется возможность устроиться на работу за границей.
  • тем студентам, которые имеют сильное рвение к учебе, и четыре года обучения покажутся недостаточными можно после окончания бакалавриата поступить в магистратуру, где можно будет получить высшую академическую степень ― магистр.

Источник: http://udsu.ru/admissions/level

ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ

Что значит высшее профессиональное образование

Авторы: А. Я. Савельев

ВЫ́СШЕЕ ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРА­ЗОВА́НИЕ, выс­ший уро­вень про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния; уро­вень ква­ли­фи­ка­ции по спе­ци­аль­но­сти, фор­маль­но под­твер­ждён­ный ди­пло­мом об окон­ча­нии ву­за. Обу­че­ние по об­ра­зо­ват. про­грам­мам В. п.

о. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях, имею­щих ли­цен­зию на их реа­ли­за­цию. Ли­ца, имею­щие на­чаль­ное или сред­нее проф. об­ра­зо­ва­ние со­от­вет­ст­вую­ще­го про­фи­ля, мо­гут по­лу­чать В. п. о. по со­кра­щён­ным ус­ко­рен­ным про­грам­мам.

Историческая справка

В стра­нах Древ­не­го Вос­то­ка шко­лы раз­ных уров­ней воз­ник­ли за мно­го ты­сяч лет до н. э.; в шко­лах выс­шей сту­пе­ни изу­ча­лись про­из­ве­де­ния фи­ло­со­фов и по­этов, не­ко­то­рые све­де­ния о за­ко­нах при­ро­ды, не­бес­ных све­ти­лах, ми­не­ра­лах, рас­те­ни­ях, жи­вот­ных и др.

Фи­ло­со­фы Древ­ней Гре­ции уде­ля­ли вни­ма­ние раз­ра­бот­ке сис­тем об­ра­зо­ва­ния, пре­ду­смат­ри­вая в них и его выс­ший уро­вень. Пла­тон в пред­ла­гае­мой им трёх­уров­не­вой сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния для ари­сто­кра­тич. мо­ло­дё­жи вы­де­лял выс­ший – тре­тий уро­вень – для не­зна­чит.

час­ти юно­шей, про­явив­ших спо­соб­но­сти к от­вле­чён­но­му мыш­ле­нию, к изу­че­нию пред­ме­тов не в их при­клад­ном зна­че­нии, а в фи­ло­соф­ско-тео­ре­тич. пла­не (напр.

, ас­тро­но­мию пред­ла­га­лось изу­чать не для це­лей мо­ре­пла­ва­ния, а для раз­мыш­ле­ния о бес­ко­неч­но­сти Все­лен­ной).

Раз­де­ле­ние об­ра­зо­ва­ния на уров­ни со­хра­ни­лось до на­ших дней. Раз­ви­тие нау­ки, тех­ни­ки, куль­ту­ры ве­ло к из­мене­нию их на­име­но­ва­ний, поя­ви­лись про­ме­жу­точ­ные сту­пе­ни, рас­ши­ря­лось со­дер­жа­ние и по­вы­шал­ся на­уч. уро­вень об­ра­зо­ва­ния. Од­на­ко пред­став­ле­ние о выс­шем об­ра­зо­ва­нии в совр.

по­ни­ма­нии ста­ло скла­ды­вать­ся лишь в сред­ние ве­ка. В 12–13 вв. в стра­нах Ев­ро­пы (Ита­лия, Ис­па­ния, Фран­ция, Анг­лия) ста­ли воз­ни­кать уни­вер­си­те­ты (пре­им. бо­гослов­ско­го ха­рак­те­ра) как сво­бод­ные кор­по­ра­ции пре­по­да­ва­те­лей и уча­щих­ся. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ев­роп.

уни­вер­си­те­ты ста­ли на­уч­ны­ми и учеб­ны­ми цен­тра­ми в об­лас­ти бо­го­сло­вия, пра­ва, ме­ди­ци­ны, го­то­ви­ли ака­де­ми­че­ски об­ра­зо­ван­ных лю­дей, спо­соб­ных за­ни­мать от­вет­ст­вен­ные долж­но­сти на служ­бе го­су­дар­ст­ву. В уни­вер­си­те­тах пре­ж­де все­го со­сре­до­то­чи­ва­лись нау­ки, лат.

оп­ре­де­ле­ние ко­то­рых (universitas literarum – со­во­куп­ность ис­кусств) от­ра­зи­лось в са­мом на­зва­нии типа учеб­но­го за­ве­де­ния.

К 17 в. ста­ла воз­мож­ной ши­ро­кая диф­фе­рен­циа­ция на­ук и на этой ос­но­ве спе­циа­ли­за­ция их пре­по­да­ва­ния. На тра­ди­ци­он­ных для уни­вер­си­те­тов бо­го­слов­ском, мед., фи­лос. и юри­дич. фа­куль­те­тах на­ча­лось пре­по­да­ва­ние но­вых сис­те­ма­тич.

кур­сов ес­теств. пра­ва, ес­теств. ис­то­рии, гражд. ис­то­рии, фи­зи­ки, фар­ма­ции и др.

Спе­циа­ли­за­ция кур­сов ве­ла к от­кры­тию со­от­вет­ст­вую­щих ка­федр и фа­куль­те­тов, на ба­зе по­след­них не­ред­ко соз­да­ва­лись и но­вые (от­рас­ле­вые) учеб­ные за­ве­де­ния.

В 17–18 вв. под­го­тов­ку вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­циа­ли­стов-ис­сле­до­ва­те­лей по осн. на­прав­ле­ни­ям фун­дам. ес­теств. на­ук взя­ли на се­бя на­уч. об­ще­ст­ва и ака­де­мии на­ук (Лон­дон­ское ко­ро­лев­ское об-во, Па­риж­ская АН, Пе­терб. АН и др.).

Уси­ле­ние прак­тич. на­прав­лен­но­сти в со­дер­жа­нии В. п. о. при­ве­ло к ут­вер­жде­нию ре­аль­но­го на­прав­ле­ния в дея­тель­но­сти выс­шей шко­лы, ко­то­рое впер­вые офор­ми­лось как об­ще­на­цио­наль­ная сис­те­ма в учеб­ных за­ве­де­ни­ях Фран­ции (Нац. шко­ла мос­тов и до­рог, 1747; Выс­шая нац.

гор­ная шко­ла, 1783; По­ли­тех­нич. шко­ла, 1794, и др.). В но­вых учеб­ных за­ве­де­ни­ях ста­ли пре­по­да­вать ме­ха­ни­ку, гео­мет­рию, ри­со­ва­ние, эко­но­ми­ку и др. кур­сы; за­ня­тия ве­ли ве­ду­щие учё­- ные стра­ны. С раз­ви­ти­ем тех­нич. на­ук и на­ко­п­ле­ни­ем опы­та пре­по­да­ва­ния проф.

шко­лы ста­ли выс­ши­ми учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми. По­доб­ная эво­лю­ция ха­рак­тер­на в 18–19 вв. для мн. цен­тров проф. об­ра­зо­ва­ния в Ев­ро­пе, в т. ч. и в Рос­сии. В 19 в. в осн. офор­ми­лась совр. струк­ту­ра В. п. о. На раз­ви­тие выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в 19 в.

силь­ное воз­дей­ст­вие ока­за­ла ре­фор­ма, осу­ще­ст­в­лён­ная по ини­циа­ти­ве К. В. фон Гум­больд­та при ос­но­ва­нии Бер­лин­ско­го ун-та: тес­ная связь пре­по­да­ва­ния с на­уч. ис­сле­до­ва­ния­ми, в ко­то­рых уча­ст­во­ва­ли как про­фес­со­ра и пре­по­да­ва­те­ли, так и сту­ден­ты.

На по­доб­ную прак­ти­ку ор­га­ни­за­ции В. п. о. ста­ли ори­ен­ти­ро­вать­ся ве­ду­щие ву­зы мн. стран.

В от­ли­чие от уни­вер­си­те­тов, ста­вив­ших це­лью ши­ро­кое гу­ма­ни­тар­ное или ес­те­ст­вен­но-на­уч. об­ра­зо­ва­ние, от­рас­ле­вые ву­зы да­ва­ли в осн. прак­тич. зна­ния и в не­ко­то­рых слу­ча­ях дос­та­точ­но ши­ро­кое об­ще­на­уч­ное об­ра­зо­ва­ние. Напр., в Рос­сии та­кой опыт свя­зан с дея­тель­но­стью Моск.

ре­мес­лен­но­го учеб­но­го за­ве­де­ния «для под­го­тов­ки ис­кус­ных мас­те­ров с тео­ре­ти­че­ски­ми све­де­ния­ми» (1830; впо­след­ст­вии МГТУ им. Н. Э. Бау­ма­на), где в 1870-х гг. бы­ла раз­ра­бо­та­на т. н. рус­ская сис­те­ма тех­нич. об­ра­зо­ва­ния; Пе­терб. по­ли­тех­нич. ун-та (1899; ны­не С.-Пе­терб. тех­нич. ун-т), Пе­терб. ме­ди­ко-хи­рур­гич.

ака­де­мии (ны­не Во­ен­но-мед. ака­де­мия). Ор­га­ни­за­ция и про­грам­мы выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, сло­жив­шие­ся в зап.-ев­роп. стра­нах в нач. 19 в., по­слу­жи­ли об­раз­цом для ву­зов США и мн. др. стран. В 19 в. ме­ж­ду учеб­ной и на­уч. дея­тель­но­стью зап.-ев­роп. уни­вер­си­те­тов на­ме­тил­ся раз­рыв: на­уч.

ра­бо­та всё бо­лее кон­цен­три­ро­ва­лась в спе­циа­ли­зир. НИИ при уни­вер­си­те­тах, по­сте­пен­но от­да­ляясь от учеб­ных за­дач.

В сер. 20 в. со­дер­жа­ние В. п. о. пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­лось на вы­ра­бот­ку уме­ния са­мо­сто­ят. ос­вое­ния но­вых зна­ний. Воз­рос­ли тре­бо­ва­ния к проф. мо­биль­но­сти, к бы­ст­рой пе­ре­ква­ли­фи­ка­ции спе­циа­ли­ста. Ка­че­ст­вен­ные сдви­ги в ха­рак­те­ре тру­да при­ве­ли к об­нов­ле­нию мн.

про­фес­сий; ву­зы ста­ли го­то­вить спе­циа­ли­стов по тем про­фес­си­ям, ко­то­рые ра­нее не от­но­си­лись к груп­пе ву­зов­ских: не­ко­то­рые ка­те­го­рии эко­но­ми­стов и управ­лен­цев, ме­ди­ков и пе­да­го­гов, ра­бот­ни­ков сфе­ры ус­луг и др. Из­ме­ни­лась трак­тов­ка свя­зи ме­ж­ду уров­нем проф.

зна­ний и на­вы­ков, при­об­ре­тае­мых в ву­зе, и ква­ли­фи­ка­ци­ей спе­циа­ли­ста. Со­хра­нив как ба­зо­вый пер­вый уро­вень проф. ква­ли­фи­ка­ции (напр., ин­же­нер), мн. стра­ны ста­ли вво­дить кро­ме не­го и до­пол­нит. уров­ни (напр., млад­ший ин­же­нер, ин­же­нер-ис­сле­до­ва­тель и т. п.

), ана­ло­гич­ный под­ход на­ме­тил­ся и к на­уч. ква­ли­фи­ка­ци­ям. Выс­шая шко­ла мн. стран ста­ла при­об­ре­тать ха­рак­тер мно­го­сту­пен­ча­той, ак­тив­но вклю­чая в свою сфе­ру об­ще­об­ра­зо­ват.

цик­лы (ра­нее в боль­шин­ст­ве стран ос­та­вав­шие­ся це­ли­ком в сис­те­ме сред­ней шко­лы), а так­же не­ко­то­рые ас­пек­ты сред­не­го спец. об­ра­зо­ва­ния.

В нач. 21 в. во мн. стра­нах ми­ра, в т. ч. и в Рос­сии, на­ча­лись ре­фор­мы В. п. о., осн. на­прав­ле­ния ко­то­рых оп­ре­де­ле­ны в Бо­лон­ской дек­ла­ра­ции (1999). Эти ре­фор­мы обу­слов­ле­ны про­цес­са­ми гло­ба­ли­за­ции, не­об­хо­ди­мо­стью гар­мо­ни­за­ции об­ра­зо­ват.

сис­тем в стра­нах Ев­ро­пы к 2010, соз­дания еди­но­го об­ра­зо­ват. про­стран­ст­ва, ко­то­рое по­зво­лит со­труд­ни­чать нац. сис­те­мам В. п. о. (см. Бо­лон­ский про­цесс).

Страны – уча­ст­ницы Бо­лон­ско­го про­цес­са долж­ны стать «про­зрач­ны­ми», мак­си­маль­но срав­ни­мы­ми, что мо­жет быть дос­тиг­ну­то за счёт ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния од­но­тип­ных об­ра­зо­ват.

цик­лов (ба­ка­лав­ри­ат – ма­ги­ст­ра­ту­ра), вве­де­ния еди­ных или лег­ко под­даю­щих­ся пе­ре­счё­ту сис­тем об­ра­зо­ват. кре­ди­тов (за­чёт­ных еди­ниц), оди­на­ко­вых форм фик­си­ро­ва­ния по­лу­чае­мых ква­ли­фи­ка­ций, вза­им­ной при­зна­вае­мо­сти ака­де­мич. ква­ли­фи­ка­ций и т. д.

В российской федерации

В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ус­та­нов­ле­ны три сту­пе­ни В. п. о.: т. н. ба­зо­вое выс­шее об­ра­зо­ва­ние (срок обу­че­ния не ме­нее 4 лет), под­твер­ждае­мое при­свое­ни­ем ли­цу, ус­пеш­но про­шед­ше­му ито­го­вую ат­те­ста­цию, ква­ли­фи­ка­ции (сте­пе­ни) «ба­ка­лавр»; В. п. о.

, по окон­ча­нии ко­то­ро­го при­сваи­ва­ет­ся ква­ли­фи­ка­ция «ди­пло­ми­ро­ван­ный спе­циа­лист» (срок обу­че­ния не ме­нее 5 лет); В. п. о., по окон­ча­нии ко­то­ро­го при­сваи­ва­ет­ся ква­ли­фи­ка­ция (сте­пень) «ма­гистр» (срок обу­че­ния не ме­нее 6 лет).

Ли­цам, за­вер­шив­шим со­от­вет­ст­вую­щую сту­пень обу­че­ния и про­шед­шим ито­го­вую ат­те­ста­цию, вы­да­ют­ся ди­пло­мы. Об­ра­зо­ва­ние лиц, не за­вер­шив­ших обу­че­ние по осн. об­ра­зо­ват. про­грам­ме В. п. о., но ус­пеш­но про­шед­ших про­ме­жу­точ­ную ат­те­ста­цию (не ме­нее чем за 2 го­да обу­че­ния), при­зна­ёт­ся не­пол­ным В. п. о.

и под­твер­жда­ет­ся вы­да­чей ди­пло­мов ус­та­нов­лен­но­го об­раз­ца. Су­ще­ст­ву­ют днев­ная, ве­чер­няя и за­оч­ная фор­мы по­лу­че­ния выс­ше­го проф. об­ра­зо­ва­ния.

Ор­га­ни­за­ци­он­ной ос­но­вой гос. по­ли­ти­ки в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния яв­ля­ют­ся Фе­де­раль­ная про­грам­ма раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния, ут­вер­ждён­ная Фе­де­раль­ным за­ко­ном РФ в 2000, а так­же об­ра­зо­ват. про­грам­мы субъ­ек­тов РФ. Фе­де­раль­ным (цен­траль­ным) ор­га­ном управ­ле­ния сис­те­мой В. п. о.

яв­ля­ет­ся Мин-во об­ра­зо­ва­ния и нау­ки (до 2004 Мин-во об­ра­зо­ва­ния РФ), Фе­де­раль­ное агент­ст­во по об­ра­зо­ва­нию (2004). Важ­ную роль в сис­те­ме управ­ле­ния В. п. о. иг­ра­ют Рос. со­юз рек­то­ров (1992), ре­гио­наль­ные со­ве­ты рек­то­ров в субъ­ек­тах РФ, а так­же ас­со­циа­ции, объ­е­ди­няю­щие уни­вер­си­те­ты и др. ву­зы (Ас­со­циа­ция клас­сич.

уни­вер­си­те­тов, Ас­со­циа­ция тех­нич. уни­вер­си­те­тов и пр.), и др. об­ществ. ор­га­ни­за­ции.

Источник: https://bigenc.ru/education/text/2337737

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.