Что означает слово бог

Содержание

Значение слова БОГ. Что такое БОГ?

Что означает слово бог

  • БОГ, -а, зват. (устар.) бо́же, м. По религиозному представлению: верховное существо, сотворившее мир и управляющее им, или (при многобожии) одно из таких существ.◊Боже!; боже мой!; бог мой! ( в знач. междом.) — употребляется для выражения удивления, негодования, радости и т. п. И нынче — боже! — стынет кровь, Как только вспомню взгляд холодный И эту проповедь. Пушкин, Евгений Онегин. [Анна Андреевна:] Ах, боже мой, какие ты, Антоша, слова отпускаешь! Гоголь, Ревизор. Потом приносят и гитару: И запищит она ( бог мой!): Приди в чертог ко мне златой! Пушкин, Евгений Онегин. Бог знает (или бог весть) кто (или что, какой, куда и т. п.) — 1) неизвестно кто (или что, какой, куда и т. п.). Опять мы сбивались с дороги, ехали бог весть куда. Вересаев, На японской войне; 2) о ком-, чем-л. плохом, не очень хорошем. Ты тратишь свои лучшие годы на бог знает что —. Роешься в старом, никому не нужном хламе. Чехов, Хорошие люди. Не бог весть (или не бог знает) какой (или что) — о ком-, чем-л. не очень важном, не очень значительном. Актеры тоже не бог весть какие были. Мамин-Сибиряк, Нужно поощрять искусство. Дай бог — употребляется при 101 пожелании чего-л. Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Пушкин, Я вас любил: любовь еще, быть может. Не дай бог (боже); не приведи бог (боже); избави (или сохрани, упаси) бог (боже) — о нежелательности чего-л. — А студенты выучат тебя только трубку курить, да, пожалуй, — боже сохрани — вино пить. И. Гончаров, Обрыв. Побойся (побойтесь) бога — имей(те) совесть; пощади(те). Ради бога — пожалуйста (при усиленной просьбе). С богом! ( устар.) — разрешение начинать что-л.; пожелание успеха, удачи при начале какого-л. дела. Раздался звучный глас Петра: — За дело, с богом! Пушкин, Полтава. Слава богу — 1) ( в знач. сказ.) хорошо. Материнские письма были коротки, наполовину состояли из родственных поклонов и успокоительных заверений в том, что дома все слава богу. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке; 2) ( в знач. вводн. сл.) к счастью. Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Пушкин, Евгений Онегин. Как бог на́ душу положит — как вздумается, как придется. Одному богу известно — не известно никому.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Бог — название могущественного сверхъестественного Высшего Существа в теистических и деистических религиях. В монотеистических авраамических религиях Бог рассматривается как личность, как персонификация Абсолюта, как непостижимый трансцендентный личный Бог («Бог Авраама, Исаака и Иакова») и как проявление высшей реальности, причём как единого и единственного Бога, не имеющего себе подобных. В политеистических религиях мира боги создают и устраивают мир, дают вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон, а затем из их пантеона выделяется один главный бог (монолатрия).

Источник: Википедия

  • БОГ [бох], а, м. По религиозным верованиям — верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются господствующие классы, как орудием угнетения трудящихся масс. Б. есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу. Лнн. ◊ [Со словом бог в разг. речи сохранилось много ходячих выражений, в к-рых это слово уже потеряло свой смысл и к-рые употр. в качестве вводных слов, наречий, присловий, частиц и т. п.].Бог знает (иногда произн. бо́знать, в том же знач. употр. чорт знает, см. чорт) или (устар.) бог весть, с местоим. и местоименными нареч. бог знает кто, что, какой, куда и т. п. — 1) неизвестно кто, что, какой, куда и т. п. Б. знает в нем какая тайна скрыта, б. знает за него что выдумали вы. Грбдв. Нищий ваш царевич, б. весть какой, б. весть отколь. Пшкн. Бог знает в нем какая тайна скрыта, бог знает за него что выдумали вы. Грбдв. Нищий ваш царевич, бог весть какой, бог весть отколь. Пшкн. 2) кто-то плохой, что-то плохое и т.п. (с осуждением). Шляется бог знает где. Ходит бог знает куда. Возвращается бог знает когда. Знается бог знает с какими людьми или с бог знает какими.Слава богу (разг. устар.) — 1) нареч. хорошо. Дела идут слава богу. 2) вводное слово, употр. для выражения удовлетворения чем-н. Как бог на́ душу положит (разг.) — произвольно, беспорядочно. Не дай бог, избави бог (разг.) — очень плохо, неприятно, опасно. Не дай бог с дураком связаться. Крлв.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. религ. высшее сверхъестественное существо, объект поклонения2. перен. разг. мастер высшей квалификации
  • 1. религ. единое верховное существо, создавшее мир и управляющее им (в монотеистических религиях)

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пережевать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «бог»

  • церковь
  • вера
  • небо
  • молитва
  • икона
  • (ещё…)

Божество повелитель дух идол покровитель … (все синонимы к слову БОГ)

Предложения со словом «бог»:

  • Автор, слава богу, не прокурор и не судья.
  • Да, далековато нас занесло, да господу богу не прикажешь — погода — это его епархия.
  • Всюду можно видеть статуи богов и видных политических и общественных деятелей.
  • (все предложения)

Понятия со словом «бог»

  • Боги войны — эпитет и одна из метафор Богов в язычестве. Боги войны суровы, коварны и вечно жаждут победы над врагами. В СССР в годы Великой Отечественной войны в пропагандистских материалах Богом войны называли артиллерию.
  • «Бог умер», или «Бог мёртв» (нем. Gott ist tot или Gott starb) — высказывание Ницше. Появилось в написанной в 1881—1882 годах книге «Весёлая наука». С высказыванием связана метафора постмодернистской философии — смерть Бога.
  • Совет богов — Dii Consentes (также Dii Complices) — мифологический совет в пантеоне Древнего Рима. В его состав входили двенадцать главных божеств: шесть богов и шесть богинь. Их золоченые статуи были установлены на форуме, позже, видимо, в портике Deorum Consentium.
  • (все понятия)

Дополнительно:

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B1%D0%BE%D0%B3

Бог

Что означает слово бог

Принимаются статьи в новый (первый в мире) строго-научный журнал точных наук о человеке: http://aleksejev.ru/nauka/.

Суть не в том, что бога нет. А в том, что “бог” – это лишь омоним, а грозного бородатого всемогущего психопата ты придумал сам.

Когда раб поклоняется богу, которого дает ему рабовладелец, то такой бог не предлагает
ничего, кроме как быть рабом [фильм «Али», 2001 г.]

Обыватели перестали верить в бога не потому, что им кто-то доказал, что его нет. А потому, что вера в бога перестала быть связанной с распределением благ в масштабе страны.

Бог – мем № 1 богословского мемплекса, ключевое “понятие” гумов.

Буквальное значение слова бог

Буквальное значение слова «бог» устанавливается путем сравнительного сопоставления значений слов богатый (рогатый, сохатый, носатый и т.п.) и богатство (множество, равенство, торжество, общество и т.п.). См. суффикс «ство».

Уже само слово «богатство» подсказывает, что боги существуют только во множественном числе, тогда как «бог» в единственном числе – некая абстракция, идеализация этих богов.

Слово «боги» буквально означает дополнительные, подлежащие обмену или продаже блага, или простыми словами сверхблага.

Этому толкованию полностью соответствует смысл словосочетаний «богатый человек», «страна богата природными ресурсами», «вода богата минералами» и т.п. Так, словосочетание «человек богат душой» справедливо воспринимается аллегорией, поскольку «душа» – не продаваемое благо, а словосочетание «человек богат деньгами» воспринимается правдой.

Нетрудно заметить, что, к примеру «вода» сама по себе не является «богом», а становится таковой только при содержании в ней минералов. И т.п.

Этимология слова бог

Русское слово «бог» имеет общеславянское происхождение и родственно иранскому baga и санскритскому bhagas – «податель благ». Отметим, что слова baga и bhagas отличаются от слова блага, по сути, на одну пропущенную букву l (л).

С другой стороны, русское слово «бог» тесно связано с довольно древней производной лексикой, обнаруживающей исходное значение «богатство» – *bogatъ, *ubogъ, а через неё – с индоевропейской лексикой, обозначающей доля, делить, получать долю, наделять. Мнение о заимствовании славянского слова из иранских языков не является общепризнанным.

Кроме того, в среднерусских говорах и говорах севернорусского наречия есть несколько слов, которые произносятся с [γ]-щелевым. Это слова церковно-книжного происхождения: Бог, богатый, благо, Господь. С давних пор в церковном богослужении произношение [γ] было обязательным для всех слов звуки на месте буквы «г».

Бог в других языках

На языках германского происхождения слово «Бог» – английское God, немецкое Gott – происходит от глагола, означающего «падать ниц», падать в поклонении.

Бог как троп

В богословии слово «бог» низведено в троп по следующей схеме:

богатые люди => богатые (метонимия) => боги (гипербола) => бог (синекдоха)

Предпосылки

Понимание бога как тропа могло сформироваться у первобытных племен, переселившихся из относительно благоприятной окружающей среды в страну, бедную природными ресурсами и прежде всего бедную охотничьими животными.

На фоне белкового недоедания такое население могло попасть под влияние «доисторических» гумов – шаманов, жрецов и т.п. Гумы могли внушить или поспособствовать развитию ложного представления людей о том, что богами (то есть сверхблагами) распоряжаются некие живые сверхлюди, а сами гумы выступают в качестве их агентов.

В дальнейшем путем метонимии и прочих тропов происходит отождествление сверблаг и сверлюдей. Чтобы получить сверблаго от сверхчеловека, необходимо его вымаливать. Как вымаливать – полностью определяли гумы. Так, возникли молитвы, мантры и различные обряды.

Чтобы не потерять свою власть, гумы старались держать население в голоде и прежде всего внушить ему отвращение к белковой пище (мясу), придумывая посты и т.п.

Постепенно формировалась ключевая идея религии – спасение человеком своей души через получение благодати (благого дара) от Бога (благодати Божией).

Яхве

Яхве – имя, с которым Бог открылся древним евреям и означает «Сущий», имеющий существование, имеющий бытие, оно происходит от глагола hayah – быть, существовать, или скорее от первого лица этого глагола ehieh – «Я есмь». Именно богу Яхве поклоняются христианские церковники, в том числе православные.

Господь

Господь – одно из самых часто употребительных имен бога, означает «господин».

Синонимы: Владыка, Царь славы, Царь царствующих и Господь господствующих: «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле – Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей укрепить все» (1 Пар. 29:11-12).

Вседержитель

Имя Вседержитель означает, что Бог все держит в Своей руке, поддерживает Вселенную и порядок в ней: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса» (Ис. 48:13); Бог «держит все словом силы Своей» (Евр. 1:3).

Святой, Благой

Имена Святой, Святыня, Святость, Освящение, Благой, Благость показывают, что Бог имеет в Себе всю полноту добра и святости, причем Он изливает это добро на все Свои создания, освящая их.

«Да святится имя Твое», – обращаемся мы к Богу в молитве «Отче наш».

То есть да будет Твое имя свято не только на небесах, в духовном мире, но и здесь, на земле: да святится оно в нас, чтобы мы стали святы, как Ты…

Прочие имена бога

Бог также называется Мудростью, Истиной, Светом, Жизнью: «Мудростью как знание божественных и человеческих дел…

Преимущества единого бога

Первоначально богов было ровно столько, сколько недоставало населению сверхблаг. Но по мере утрачивания исторической памяти о своих прежних условиях жизни и по мере привыкания к бедности, количество потребностей, а вместе с ними и сверблаг уменьшалось.

Тем временем гумы замечали закономерность: чем меньше богов – тем легче управлять населением. В самом деле: когда богов много – у населения возникает не только выбор среди сверхлюдей, но и сама идея придумывания новых сверхлюдей, а вместе с этим и выбор культивируемых «духовных ценностей».

Одни боги могли быть ужасными, страшными и даже человеконенавистными, другие могли быть добрыми и справедливыми. Как следствие, менялись и требования к курирующим богов гумам. Гумы же стремились к абсолютной власти и к полной своей бесконтрольности.

А чтобы люди не питали надежд на доброго бога, им нужно было подать идею о единственном боге, причем жестком до абсурдности.

Идея о беспощадном к людям боге очень понравилась рабовладельцам.

Вопрос на богословском сайте:

Христианская церковь говорит, что мы рабы Божьи. Получается она считает, что Бог рабовладелец!? Но ни у кого не повернется язык сказать, что это так. А рабов без рабовладельца быть не может. Так чьи мы рабы, рабы ли мы? Получается “Мы не рабы” ((с)

Первый советский букварь) и нас обманывают загоняя в рабство ложью?

Ответ:

Здравствуйте! Когда мы произносим слово “раб”, перед глазами встают ужасные сцены из советских учебников по истории Древнего Рима. Античные рабы… Абсолютно бесправные, несчастные, “человекоподобные” существа в оковах. Их морят голодом, избивают плетьми и заставляют работать на износ 24 часа в сутки.

А хозяин, в свою очередь, может в любую минуту сделать с ними все что угодно: продать, заложить, убить… Это и есть первое заблуждение относительно термина “раб Божий”: рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче. Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство.

Вот как об этом говорит Библия: “Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его” (Исход, глава 21, стихи 2-3). Наконец, слово “раб” широко используется в Библии как формула вежливости.

Обращаясь к царю или даже просто к кому-либо вышестоящему, человек называл себя его рабом. Именно так именовал себя, например, Иоав, командир войска царя Давида, будучи фактически вторым лицом в государстве (2-я Книга Царств, глава 18, стих 29).

А совершенно свободная женщина Руфь (прабабушка Давида), обращаясь к своему будущему мужу Воозу, называла себя его рабой (Книга Руфь, глава 3, стих 9).

Более того, Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея (Книга Иисуса Навина, глава 1, стих 1), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что “говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим” (Исход, глава 33, стих 11).

И если социальное рабство в какой бы то ни было форме – это всегда несвобода, то религиозное чувство свободно по определению. Ведь человек сам волен выбирать, верить ему в Бога или нет, исполнять Его заповеди или отвергать. Если я верю во Христа, то становлюсь членом семьи – Церкви, Главой Которой Он является.

Если я верю в то, что Он – Спаситель, я не могу уже относиться к Нему иначе, как с уважением и трепетом. Но, даже став членом Церкви, став “рабом Божьим”, человек все равно остается свободен в своем выборе. Социальное рабство – это всегда страх раба (в большей или меньшей степени) перед своим господином.

Но отношения человека с Богом основаны вовсе не на страхе, а на любви. Да, христиане называют себя “рабами Божьими”, но почему-то люди, которые недоумевают насчет подобного наименования, не замечают таких слов Христа: “Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями…” (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 14-15). Что же заповедует Христос, за что Он называет Своих последователей друзьями? Это заповедь о любви к Богу и ближнему. И вот когда человек начинает исполнять эту заповедь, он обнаруживает, что принадлежать Богу можно только всецело . Другими словами, обнаруживает свою полную зависимость от Господа, который Сам есть Любовь (1-е Послание апостола Иоанна, глава 4, стих 8). Таким образом, в “странную” фразу “я раб Божий” человек вкладывает ощущение полной и всецелой зависимости своего сердца от Господа, без Которого оно не может по-

настоящему любить. Но эта зависимость свободна. Помоги Вам Господи! [4]

Бог – эвфемизм главного рабовладельца

Как бы параллельно с гумами все это время действовали паханы – экстравертная, в отличие от интровертов-гумов, разновидность людей-паразитов. Паханов никогда не устраивало справедливое распределение благ, и они всегда стремились к тому, чтобы жить лучше, чем остальные люди.

Причем не столь важно, жить хорошо или плохо, долго или коротко, здоровыми или больными, для них главное – лучше, чем остальные люди.

Однако в нормальных условиях с таким положением вещей другие люди не могли смириться, поэтому возникала необходимость в постепенном приучении людей к неравноправию и бесправию.

Прошли столетия. В странах, в которых отсутствовали возможности как для охоты, так и скотоводства в масштабах, необходимых для обеспечения мясом всего населения, медленно развивалось земледелие. Возникло рабство, паханы стали рабовладельцами.

Для паханов рабство было не столько формой хозяйствования, сколько способом безответственного и неограниченного насилия. Однако рабы постоянно бунтовали и даже убивали своих угнетателей.

В период разложения рабовладельческого строя остро возникла необходимость в религии, которая внушила бы рабам, что жить в грязи, нищете, болезнях и умереть молодыми – это счастье.

Такие религии уже существовали столетиями, но паханы, будучи преимущественно олигофренами, не осознавали их действенности. Так, христианство было признано «государственной» религией Рима только тогда, когда сами рабы массово становились ее адептами.

Паханы могли воочию увидеть, как христианство способствует смирению рабов.

Притча о Иисусе Христе внушает представление о том, что бог настолько жесток и непредсказуем, что для того чтобы заслужить от него благо, нужно истязать и убить себя. И чем мучительнее будет твоя жизнь, тем больше шансов понравиться богу.

Рабовладельцы представлялись как некие «уста» и «руки» бога, которые передают его команды по истязанию и замучиванию себя. Эти команды необходимо беспрекословно исполнять.

Таким образом, бог – это эвфемизм главного рабовладельца.

Общество как эвфемизм бога

Ближе к Новому Времени идея бога себя изжила. Причин было несколько:

  1. почти полное моральное разложение церковников,
  2. существенное улучшение питания населения,
  3. колониальные захваты, благодаря которым возникли территории, страны, свободные от влияния гумов и паханов. Участники колониальных захватов смогли ощутить себя богами по отношению к аборигенам.

В итоге идея единого бога утратила единоверие. Возникла необходимость в новой концепции чего-то единого, но не связанного с мистикой. В XVII-XVIII веках стремительно формируются идеи (мемы), на основе которых сформировались наукообразные мемплексы, в которых богословские мемы последовательно заменили новые мемы.

«Шаманы» загипнотизировали себя и всех остальных. Под научной вывеской они создали настоящую религию, в которой толстый слой веры сокрыт под легким налетом наукообразия. Они внушили нам, что наша вера в их догматы представляет из себя некое объективное знание, не нуждающееся в какой-либо дополнительной проверке и тем более в критике. А все те, кто не уверовал или разуверился, – это еретики, и обращаться с ними надо на языке инквизиции. На костер инакомыслящих сегодня уже не затащишь, а вот предать публично анафеме или объявить сумасшедшим – это можно. Однако постепенно прикрывавший веру налет слетает, и

антиисторическая ересь набирает обороты.Лопатин В.А. Матрица Скалигера. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 352 с.

Таким образом, общество – эвфемизм бога.

Использованная литература

  1. bogъ // Этимологический словарь славянских языков / Под ред. член-корр. АН СССР О. Н. Трубачёва. – М.: Наука, 1975. – Т. 2. – С. 161. – 238 с.
  2. Архимандрит Серафимом (Алексиев) Учение о благодати Святаго Духа в творениях архиепископа Серафима (Соболева) – Слово, произнесённое архимандритом Серафимом (Алексиевым) по случаю столетия со дня рождения архиепископа Серафима, декабрь 1981 г. // Девический монастырь «Покров Пресвятыя Богородицы», Княжево – София.
  3. Винокур Г. О. Глава седьмая Русский литературный язык В XV- ХVII вв. // История русского литературного языка. – М.: Эдиториал УРСС, 2010. – 184 с.
  4. http://duhovnik.com/node/810.

Источник: https://metonymia.ru/index.php/%D0%91%D0%BE%D0%B3

Кто такой Бог?

Что означает слово бог

Ответ на вопрос: «кто такой Бог» имеет трансцендентную форму, ведь он непостижим и запределен.

Эзотерическое знание утверждает, что Бог — разотождествленное сознание: ему не свойственны человеческие черты и он не связан с физическим воплощением. Его суть далеко не в облике, а в сокрытой Истине, которая ближе к чувствованию, чем к любым изображениям, представлениям и описаниям.

Суть Бога

Суть бога — чистый белый свет. Суть человека — отражающая призма. Проходя сквозь сознание человека белый свет распадается на тысячи цветов и оттенков, формируя мировоззрение человека. Чистота и логика мировоззрения зависимы от чистоты и качества призмы сознания. Потому, «познай себя, познаешь Бога»: очисти свой разум от неважного, «зерна от плевел», и сможешь узреть истину.

Доказательства и вера

Поиск доказательств существования Бога начинается с веры в его Божественное Начало. Этот путь не вкладывается в стандартную логику, и со стороны кажется безумием.

«Безумец» — нулевой Аркан Таро изображает путника, делающего шаг в пропасть. Со стороны это кажется опасным и глупым, но Безумец верит, что над пропастью есть незримый мост.

Вера толкает его найти подтверждение, и он следует за устремлением сердца.

Безумец – блаженный глупец пройдет по мосту и не разобьется о скалы, если вера его останется непоколебимой и если сомнения не одолеют его на пути.

Вера Безумца основана не логикой. Для него единственно верным доказательством существования бога является чувствование божественного присутствия во всем, интуитивное наитие, толкающее его на смелый, но опасный шаг. Сделав этот шаг, он найдет подтверждение и получит ранее сокрытое от него Знание. Со Знанием его вера уже не слепа.

«Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие.»
Евангелие от Иоанна 20:29

Поиск доказательств существования Бога – индивидуальный путь души: от слепой веры к чувствованию, пониманию и осознанию его вечного присутствия везде и во всем.

Бог Отец

Бог Отец есть океан сознания, сосредоточенный в одной только точке. Потому он безгранично мал и безгранично велик. Сознание Бога находится вне времени и пространства. И потому он вечен и бесконечен.

Древние египтяне отождествляли его с первозданным океаном хаоса, чье имя «Нун» — водный. В библейских текстах он соответствует ветхозаветному Саваофу или Яхве. А в христианской традиции Бог Отец – есть ипостась Божественной Троицы – причина и источник всего сущего.

На кабалистическом Древе Сефирот ипостаси Бога Отца соответствует Сефира «Кетер» — Корона. Ее суть – скрытый безграничный свет, из которого происходит весь явленный мир. Кетер – это точка внутри круга, центр в безграничном пространстве бытия. От того он — этот центр, везде и нигде. Ведь как найти центр того, что не имеет границ?

Бог Творец

Кто такой Бог, если не созидательная сила вселенной? Он же – другая ипостась Троицы – Святой Дух. Если Бог Отец – это чистое пассивное существование, то проявление Бога Творца заключено в творческом акте сотворения нашего мира. Все, что движется и живет хранит в себе животворящую силу духа.

Бог Творец или Святой Дух – отображение священного принципа действия. В Древнем Египте эту ипостась Единого олицетворяли в образе верховного бога Ра – бога Солнца, дарующего тепло и свет.

В христианской традиции святой дух изображается в виде белого голубя.

А на Древе Сефирот этой ипостаси Бога соответствует Сефира Хокма – сила активного мужского начала, оплодотворяющая и всепроникающая энергия творца.

Иисус сказал: «Бог внутри тебя и повсюду вокруг тебя: расколи кусок дерева и я там, подними камень и там найдёшь меня».

Бог Сын

Бог Сын – это божественное дитя, совершенный человек, представший со своей миссией перед народами в облике Иисуса Христа. Эта ипостась великой Троицы — гармоничная встреча божественного и материального.

В божественном ребенке сливается воедино тонкое и плотное – духовное и телесное.

Бог Сын – результат творческого акта высших сил, итог взаимодействия духа и тела, в результате которого рождается новая индивидуальная сущность – душа.

На каббалистическом Древе Жизни этой ипостаси Бога соответствует Сефира Тиферет, что значит «Красота». Тиферет обозначает красоту внутреннюю или духовное совершенство, достижимое через познание безусловной любви, принятие и смирение.

Триединая суть

Три ипостаси Единого Бога составляют общее абстрактное понимание матрицы мироздания. Ибо по образу и подобию он создал человека и все сущее во вселенной.

Кто такой Бог?

  • Отец – океан сознания, из которого произошло все осознающее.
  • Творец – творческая активная сила, проявленная в любом действии.
  • Сын – тело Господа; результат, как форма – вместилище божественной сути. Все, что существует, содержит в себе Бога. Ибо все сущее – есть идея, реализованная в материальной форме посредством неисчерпаемой энергии духа.

 Елена Захарченко

Источник: https://taynoe.com/kto-takoj-bog/

Бог: значение слова и определение термина

Что означает слово бог

В нашем лексиконе достаточно слов, которые мы употребляем абсолютно бездумно, по привычке, не слишком вникая в их смысл. Одно из таких понятий — «бог». Значение слова подразумевает как буквальное, так и переносное толкование, и во многом это зависит от степени веры того, кто говорит.

Это понятие глубоко проникло буквально во все сферы жизни, поэтому от него практически невозможно избавиться или хотя бы абстрагироваться. Парадоксальное присутствие «бога» даже в абсолютно материалистическом сознании приводит к логичному заключению: стоит разобраться в происхождении этого слова, значении, определении.

Это позволит осознанно формировать словарный запас и более гибко воспринимать общепринятые формулировки.

«Бог»: значение слова и определение согласно словарям

Все толковые словари сходятся в главном: Бог — это некое мифическое высшее существо, наделённое абсолютной властью, силой и достоинствами, которое управляет всем сущим по своему божественному замыслу. Это может быть единый Бог, как в христианстве или в исламе, или некое божественное сообщество, в той или иной мере связанное родственными узами, как в более древних политеистических верованиях.

Во всех религиях мира, так или иначе, присутствует Бог. Значение слова в данном случае совпадает по главным параметрам. Чаще всего это некая высшая духовная личность, демиург, то есть творец.

В монотеистических религиях Бог просто устраивает порядок вещей, а вот в политеистических каждый из Богов лично занимается такими рутинными делами, как насылание дождей или засухи, производство грома и молнии, а также покровительство всевозможным наукам и ремёслам.

Происхождение и произношение слова в русском языке

Не все лингвисты разделяют убеждение, что слово «бог» пришло в русский язык из санскрита или иранского языка. Однако стоит отметить, что общие корни тут прослеживаются, следовательно, данная версия имеет право на жизнь.

Если же рассматривать это как производное из слова «богатство», в материальном смысле, то чётко выделяется именно часть корня «бог» — значение слова в данном случае рассматривается как «податель благ», «благосостояния».

Логически, творец всего должен это всё и распределять между страждущими, получается, что бог по собственному усмотрению распределяет блага.

Произношение «бох», с приглушённой последней согласной, считается устаревшим, хотя это допустимо в просторечии. Однако стоит отметить, что нарочито звонкое «г» отчётливо слышно только при склонении существительного: «бога», «богу». Нарочитое выделение последней согласной характерно для одесского говора и практически не встречается в других регионах.

Использование слова «бог» в разных значениях

Это слово можно услышать настолько часто, что слушатель начинает подозревать в редкой богобоязненности буквально всех окружающих. Что подразумевают люди, когда произносят «бог»? Значение слова в данном случае зависит от контекста. Например, когда говорят «а бог его знает», говорящий, скорее всего, имеет в виду, что никто не знает.

Является ли такая формулировка свидетельством атеистических настроений? На самом деле это устойчивое выражение, которое произносится практически машинально, без религиозного подтекста.

Как человек пришёл к понятию «бог»?

Считается, что к сверхъестественному человек обращается, только если не может объяснить логически происходящее. Например, если кинуть в кого-то камень достаточно метко, жертва упадёт, а если это будет большой камень и сильный бросок, не исключено, что замертво.

Почему это произошло? Человек сможет ответить и объяснить, потому что вся логическая цепочка размышлений достаточно наглядна, она буквально перед глазами. А почему во время грозы небо расчерчивает молния — это невозможно объяснить наглядными фактами, равно как и связать это явление с раскатами грома.

Не иначе, как кто-то могущественный швырнул молнию, как охотник пускает стрелу.

Вряд ли в древние времена люди задавались вопросом: «Что такое бог?» — значение слова объяснялось детям достаточно размыто. Боги всемогущи, они всё видят, всё слышат, а если будешь сомневаться, то накажут. Этот постулат о том, что неверующих наказывают, красной нитью проходит буквально через все человеческие верования.

Первые человеческие боги

Исследователи полагают, что даже зачатки шаманизма и всевозможных магических практик уже были связаны с некими божественными личностями. Возможно, значение слова «боги» у первобытных людей было прочно связано с естественными природными явлениями, не исключено, что грань между «духами» и «богами» была смазана.

Хорошим примером может служить славянский медведь, которого избегали называть его настоящим именем — бер. Он может прийти и съесть всех, кто знает его имя. Поэтому в славянских наречиях прочно обосновался эвфемизм «медведь» — тот, кто ведает мёд. Однако название жилища выдаёт истинное имя зверя: берлога, т. е.

бера логово.

Конечно, медведь не был богом, но уже явно демонстрировал сверхъестественные таланты, как минимум умение узнать кто, когда и до какой степени непочтительно произнёс его настоящее имя.

Логика древних людей была достаточно проста: если медведь — существо мистическое, но подчиняется смене времён года и впадает в спячку, то им кто-то управляет. Кто? Скорее всего, какой-то бог или мощный дух.

Природа обожествлялась не зря, это давало людям возможность не терзаться неопределённостью, вырабатывая первые правила выживания.

Пантеон богов

В политеистических верованиях существует целое сообщество различных божественных сущностей. Если в качестве примера рассматривать греческий пантеон, то логически понятным становится такое разделение: каждый из богов покровительствует различным занятиям и стилю жизни.

Например, Афина считалась богиней мудрости, ей поклонялись все, кто желал отточить собственный ум — философы, учёные. Гефест был богом-кузнецом, покровителем ремесленников.

У Афродиты просили помощи в любви, а Посейдон пользовался огромным уважением мореплавателей как властелин морей.

Здесь стоит отметить интересный момент из Библии, ведь христианство является монотеистической религией. Творцу приписываются слова «Я Господь твой, Бог-ревнитель. Да не будет других богов у тебя перед лицом Моим».

Многие делают из этого простой вывод: христианский бог не единственный, он ревнив и не потерпит поклонения другим богам.

Теологи отрицают наличие других богов и толкуют это всего лишь как настоятельную рекомендацию не обращать взгляд в сторону другой веры.

В другом разделе Библии говорится о некоем месте, которое имеет определенное название — «сонм богов», значение его при этом вовсе не означает, что это какое-то собрание других божественных сущностей. Толкователи Библии объясняют это погрешностями перевода. В оригинале речь идёт о строго определённом месте, которое имело название, впоследствии переведенное как «сонм богов».

Божественная семейственность

Людям всегда было свойственно отождествлять себя с богами. Возможно, именно поэтому божественные пантеоны имели чёткие признаки семейственности.

Те же боги Олимпа были в той или иной мере связаны семейными узами, их взаимоотношения кипели страстями: измены, споры, убийства, прощения и кары — все, как на земле. Из этого складывался мифологический эпос.

Боги словно вели бесконечную шахматную партию, фигурами при этом выступали люди. Перекладывать ответственность за события на божественное провидение — этот приём встречается буквально во всех религиях мира.

В политеистической религии значение слова «боги» чаще всего сводилось именно к словосочетанию «божественная семья». Это характерно для самых известных культов прошлого: египетская мифология, греческая и позднее римская. Отчётливые признаки семейственности наблюдаются также в индуистской религии.

Самые популярные пантеоны богов в современной культуре

Древняя мифология сейчас переживает повторный пик популярности, особенно это заметно в кинематографе. Когда сценаристам надоели мелкие сверхъестественные существа, а искусство оказалось перенасыщено вампирами и эльфами, они смело перешли к более высокой категории. Благодаря этому появилось множество довольно любопытных толкований.

Например, фантастический фильм «Звёздные врата» и сериал, последовавший за полнометражной картиной, представили пантеон египетских богов как инопланетную расу могущественных гуаудов, высокоразвитой цивилизацией, которая в своё время навещала нашу планету. Внешний антураж подчёркнуто египетский, имена правителей соответствовали именам богов: Озирис, Сет, Анубис и прочие.

Интересно, что даже при таком подходе практически полностью сохраняется значение слова «боги» — могущественные существа, обладающие силами, неподвластными человеческому разуму.

Монотеизм как противовес древним верованиям

Конечно, было бы неправильно считать монотеизм сравнительно молодой категорией религии. Напротив, первая монотеистическая религия считается одной из самых древних — зороастризм как раз относится к типичным представителям монотеизма и даже считается родоначальником всех авраамических верований.

Самая молодая из общемировых монотеистических религий — это ислам. Аллах, то есть бог (значение слова и понятие мало отличаются от христианского) — это творец и управитель всего сущего.

Можно ли считать атеизм верой?

В просторечии атеизм принято считать отсутствием веры, хотя это не совсем корректное определение. Если рассматривать веру в более широком смысле, то именно убеждённые атеисты — это носители веры в отсутствие божественного провидения. Если попросить атеиста: «Объясните значение слова боги», то в ответе будут фигурировать такие понятия, как предрассудки, фольклор, заблуждения.

При этом воинствующие атеисты поминают бога едва ли не чаще, чем воцерковленные люди, которые помнят пожелание Творца не поминать его имя всуе.

Если же считать главным признаком веры желание непременно обратить в неё всех окружающих, нести им свет истины и, как ни прискорбно, агрессивно подавлять проявления любой другой веры, то воинствующие атеисты прекрасно вписываются в эту категорию.

Гораздо проще живётся агностикам, которые допускают, что есть некая сила свыше, но не зацикливаются на догмах и каком-то одном направлении веры.

Использование слова «бог» в отрыве от религии

В русском языке традиционно упоминание бога к месту и не к месту. Вряд ли это серьёзно отягчает положение верующего, если помнить о том, что «бог» — это не имя, а… должность. Фраза «бог в помощь» буквально призывает на помощь сверхъестественные силы, но на практике имеет скорее расхожий смысл пожелания успеха в трудовом процессе.

Если рассматривать значение слова «боги» кратко, то это могучая незримая сила, вездесущая и всеведущая. Возможно, именно поэтому экспрессивное восклицание «О, боги!» или «О, Боже!» не имеет ничего общего с молитвой. Это скорее кратчайшее выражение эмоционального накала, переданное в максимально приемлемой форме.

Повседневное и сленговое использование

Тысячи лет человечество полагалось на богов, поэтому нет ничего удивительного в постоянном использовании этого понятия даже в тех областях жизни, где ничего божественного быть не может по определению. Однако стоит отметить, что использование этого понятия в повседневной речи даёт возможность более ёмко выразить эмоции, подчеркнуть их полутона.

В филологических трудах нередко встречается попытка объяснить значение «бог сыну не дал веку» — это цитата из стихотворения Маршака «Словарь».

Это яркий пример использования слова «бог» в художественном творчестве.

И хотя стихотворение и строфа были посвящены отнюдь не религии, а «веку» в смысле времени, данный фразеологизм нередко применяется в качестве печальной иллюстрации скоротечности человеческой жизни.

Стоит отметить, что в сленговых выражениях слово «бог» встречается не так часто, но это типично именно для русского языка. Если рассматривать американский английский язык, то именно там сленг богат на упоминания божественности в связке с совершенно неожиданными словосочетаниями, подчёркивающими предельную экспрессию выражения.

Источник: https://FB.ru/article/270934/bog-znachenie-slova-i-opredelenie-termina

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.