Апофеоз значение слова

Апофеоз

Апофеоз значение слова
Жан Огюст Доминик Энгр. «Апофеоз Наполеона», 1853

Апофеоз это в античном мире – обожествление, буквальное причисление героя или императора к лику богов; в переносном значении – прославление, возвеличение человека или события; заключительная, торжественная сцена спектакля.

Апофеоз в античности

Апофеоз известен с античных времён. Греческое слово apotheosis (от греческого apo – превращение, theos – бог) издавна обозначало обожествление, обоготворение греческих героев и римских императоров, т. е. причисление их к сонму богов через официальный обряд воздавания божественных почестей.

Имперские культы, при которых правители почитались как боги, известны ещё в Древнем Египте. Фараон считался воплощением бога Хора и Хатхор. В эпоху Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.) усопшие фараоны обожествлены в бога Осириса.

Апофеоз в Древней Греции

Филипп II Македонский

В эллинистический период первым человеком, который получил божественные почести, стал Филипп II из Македонии (IV в. до н. э.). Престольный образ македонского царя перенесен в шествие среди олимпийских богов. Этот пример стал обычаем, перейдя к македонским царям, которым позже поклонялись в греческой Азии, от них до Юлия Цезаря и так к императорам Рима.

В Древней Греции обожествлялись мифологические герои, военные, государственные деятели, полководцы, монархи при жизни (например, Александр Македонский, которого греки увенчали золотыми венками в знак признания его божественной сущности) или посмертно (члены династии Птолемеев). К лику богов прижизненно избирались основатели колоний, герои Пелопонесской войны, соратники Александра Македонского в ознаменование побед над противниками. До божественного уровня также возводились великие древнегреческие поэты (например, Гомер).

Апофеоз в Древнем Риме

Ромул – основатель Рима

В Римской республике (509-27 гг. до н. э.) причисление к пантеону богов началось с отождествления Ромула (герой, легендарный основатель Рима) с богом Квирином.

Однако, первым государственным деятелем, которого провозгласили богом, стал Юлий Цезарь. Полководец обожествлён посмертно в 44 году до н. э.

, когда римский сенат вынес постановление считать его богом и учредил государственный культ в его честь.

После официальной сакрализации Цезаря в Древнем Риме утвердился культ императора, согласно которому усопший правитель обожествлялся преемником, как правило, также указом сената и народным согласием. Правители периода Римской империи также обожествлены после смерти: Октавиан Август (14 г.), Клавдий (54 г.).Это будет вам интересно:  Герой литературный

На пике имперского культа в Римской империи обожествлялись также погибшие близкие императора – императрицы, возлюбленные, наследники (например, дочь императора Нерона была обожествлена в 63 г.

); им посмертно присваивался титул Divus или Diva (для женщин), в их честь возводились колонны и храмы. Традиционная римская религия разграничивала понятия deus (бог) и divus (смертный человек, ставший божественным).

Например, императора Октавиана Августа называли Divus Augustus, т. е. «божественный Август».

Апофеоз в искусстве

Античное явление апофеоза оказало сильное влияние на искусство эпохи Возрождения и периода классицизма:

  • Апофеоз Геракла, 1736в изобразительном искусстве под апофеозом закрепилось изображение вознесения души усопшего человека на небеса, восходящее к теологической концепции духовного обожествления. Ранний пример изображения сакрализации – «Апофеоз Геракла» (IV в. до н. э.). В эпоху Возрождения апофеоз воплотился преимущественно в жанре исторической и аллегорической живописи. Наряду с изображениями вознесения святых («Апофеоз св. Фомы Аквинского» Ф. де Сурбарана, 1631; «Апофеоз св. Игнатия Лойолы» Д. Б. Гаулли, 1685) создавались картины светского характера, посвящённые правителям (Козимо I Медичи, Людовику XIV, Якову I, Леопольду I и др.), а также аллегорические произведения («Апофеоз Венеции» П. Веронезе; 1585). Французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр написал знаменитую аллегорическую картину «Апофеоз Гомера» (1827), на которой изображен Гомер на троне, венчавшийся лаврами крылатой богини Победы и Славы; 44 персонажа на композиции выражают уважение к поэту, признавая его заслуги;
  • в театре апофеоз представляет собой заключительную, патетическую сцену спектакля. Театральная форма апофеоза разработана в XVI-XVIII вв. Апофеозу присущ монументальный характер, полный подъёма и величия. Финальная сцена, как правило, массовая и зрелищная, в ней участвует много действующих лиц (часто хор). Классический пример апофеоза в русской опере – завершающая сцена «Иван Сусанин» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» (1836);
  • в классической музыке апофеоз обозначает возвышенную, завершающую часть произведения. Французский композитор Г. Берлиоз использовал название «Апофеоз» для заключительной части «Траурно-триумфальной симфонии» (1840), посвященной французским воинам. Апофеозом заканчиваются балеты русского композитора П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1890) и «Щелкунчик» (1892), балет австрийского композитора Л. Минкуса «Баядерка» (1877);
  • в художественной литературе апофеоз рассматривается в контексте жанра. Литературный апофеоз – это произведение, написанное в определённом жанре и являющееся прославленным его образцом, например: «Цикл «Необыкновенные путешествия Жюля Верна» – апофеоз приключенческого романа»; или знаменитое произведение автора в пределах конкретного жанра его творчества, например: «Стихотворение «Осень» – апофеоз пейзажной лирики А. С. Пушкина».

Современное значение

В современной речи «апофеоз» используется в образном, переносном смысле – для обозначения возвеличения, прославления, восхваления человека, события или явления. В теологии апофеоз рассматривается как теозис, или обожение.

Апофеоз как финальная, торжественная сцена драматического или музыкального произведения позволяет употреблять термин в значении кульминации действия. Апофеозом называют вершину развития, достижение наилучшего результата, апогея, например: «Исполнение роли Гамлета – апофеоз его актёрской карьеры».

Слово апофеоз произошло от греческого apotheosis, что в переводе означает обожествление.

Источник: https://www.litdic.ru/apofeoz/

Апофеоз значение слова

Апофеоз значение слова
Жан Огюст Доминик Энгр. «Апофеоз Наполеона», 1853

Апофео́з, устар. апотеоз, апотеоза, апофеоза[1], (апоѳеозъ) (др.-греч. ἀποθεόσις, от ἀπο- — приставка со значением удаления или превращения, θεός — «бог») — обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления.

Первоначально термин прямо обозначал причисление человека к сонму богов (например, Геракла или императора Клавдия), со временем он приобрёл переносное значение и стал значить прославление, хвалу чего-либо вообще.

Кроме того, этот термин использовался в театральных постановках для финальных, торжественных сцен произведений, из-за чего в устной, иносказательной речи он приобрёл значение кульминации, венца событий[2].

В изобразительном искусстве термин обозначает изображение вознесения души умершего (обычно католического святого) в небеса, либо же прославление военного или государственного лидера с помощью аллегорий средствами барочной или классицистической живописи.

Первоначальное значение

Основная статья: Обожествление

В эллинистической Греции и Древнем Риме апофеоз обозначал обожествление (причисление к лику богов) государственного деятеля, героя, императора, обретение им божественной сущности.

В западноевропейской культуре это слово греческого происхождения продолжают применять к понятию «обожествление» и входящим в него многочисленным аспектам, тогда как в русском языке оно используется лишь для перечисленных во введении аспектов культуры и искусства.

Термин «апофеоз» обозначал присвоение через официальный ритуал статуса бога смертному человеку. Греческий глагол ἀποθεόω впервые появился в трудах греческого историка Полибия (II век до н. э.

) Существительное apotheōsis в латинском языке впервые упоминается Цицероном, хотя к этому времени оно могло вполне существовать в классическом греческом языке. В течение эллинистического периода это слово могло приобрести новые формы, чтобы распространиться уже в римской культуре на культ императора[3].

Практика воздавания усопшим императорам божественных почестей, видимо, ведёт свой исток из верования римлян в то, что души их предков становились божествами, что логично распространилось на Отца нации — императора.

Подобный апофеоз императора носил название consecratio, а об императоре, который заслужил эту почесть, обычно говорили in deorum numerum referri, или же consecrari. Под именем Квирина, например, почитался Ромул[4].

В Новое Время термин был воспринят католической церковью, которая перенесла на него значение «беатификация, канонизация»[1] и стала относить к своим святым.

  • Апофеоз Геракла, IV век до н. э.

  • Апофеоз императора Антонина Пия и его супруги Фаустины (Колонна Антонина Пия), 161 год н. э.: светлейшая чета изображена стоящей на крылатом гении и возносящейся в небеса

В искусстве

Самая ранняя иконографическая формула апофеоза сформировалась в Древнем Риме, и включает в себя изображение квадриги, поднимающейся по диагонали, причем она ещё не окружалась ореолом света. В древнегреческом искусстве ближайшая аналогия находится в изображении вознесения Геракла после его кончины на небеса, где он стал богом.

Христианская иконография унаследовала эту формулу в IV веке, но не использовала её часто[5]. Любопытно, что ей близок ветхозаветный сюжет вознесения на небо пророка Илии в огненной колеснице.

В живописи

В эпоху Возрождения название явления перенесено на его изображение в живописи, театре.

В эпоху барокко особенно обильными стали изображения католических святых, которые изображались возносящимися на небеса сонмом ангелов. Картину изредка могло дополнять изображение гостеприимно принимающего усопшего Христа на небесах, и свидетелей кончины покойного на небе.

(Иконографически такой христианский сюжет имел родство с Вознесением Богоматери, Вознесением Христовым и вознесением Марии Магдалины, но отличался от них тем, что в данном случае речь шла уже не о телесном вознесении, а о духовном).

Часто на подобный сюжет писали алтарные картины, но он был распространен и в украшении потолочных плафонов, где в изображении неба художники с удовольствием использовали эффект обманки.

Родство с древнеримским иконографическим типом апофеоза в этих многочисленных «Апофеозах святого имярек» прослеживается не так очевидно, как в светских произведениях, которые стали возникать примерно в тот же период.

Они, как и их римские предшественники, часто изображали военного или государственного лидера, полководца или монарха, на запряжённой конями колеснице возносящимся в небеса. Голову персонажа часто увенчивала крылатая богиня.

Картина могла создаваться уже не после смерти, а ещё при жизни заказчика, увековечивая, таким образом, не вознесение его души на небеса, но и его земные успехи, становясь аллегорическим изображением победы.

В число персонажей таких картин входили Козимо I Медичи, Генрих IV Наваррский, Людовик XIV, император Леопольд I, Яков I, Корнелис де Витт и т. д.

Светская тема апофеоза сохранилась в следующий, классицистический, период изобразительного искусства, хотя тема вознесения святых из него уже практически исчезла.

Изобразительные средства оказались весьма востребованы в творчестве французских художников-классицистов, творивших в эпоху Наполеона, а также его наследников.

Любопытно, что пользовались этой иконографической схемой и американцы, создавав, например, фреску «Апофеоз Вашингтона» в здании Капитолия, или изображения апофеоза убитого Линкольна.

  • Джованни Баттиста Гаулли. «Апофеоз св. Игнатия Лойолы», 1685

  • Гверчино. «Погребение и апофеоз св. Петрониллы», 1621-22

  • Г. Кабассон. «Апофеоз Наполеона III», 1856

  • Американская открытка с изображением апофеоза покойного Авраама Линкольна

Знаменитая картина Верещагина «Апофеоз войны» первоначально называлась «Торжество Тамерлана» и, в отличие от большинства картин, имеющих в названии термин «апофеоз», изображает не вознесение главного действующего лица, а кульминацию его действий.

В театре

В театральном искусстве «апофеоз» — это заключительная сцена музыкального или драматического спектакля, концерта, праздничной концертной программы, циркового представления[6]. Она содержит прославление героя, народа или важного события. Это эффектная «живая картина», которая пластически выражает основную идею зрелища.

Она носит торжественный характер и включает большое количество действующих лиц. Пример такого апофеоза — заключительная сцена из «Жизни за царя» М. И. Глинки[7]. Обычно апофеоз имеет монументальный характер и исполнен особого подъёма.

Гектор Берлиоз использовал название «Apotheose» для названия финальной части своего «Grande symphonie funèbre et triomphale», работы, посвящённой французам, погибшим в войне.

В XIX веке она порой была посвящена чествованию памяти автора пьесы[8].

Василий Верещагин. «Апофеоз войны». Апофеоз как приём масштабно применялся в старинной историко-мифологической опере (например, во французской «лирической трагедии» Жана-Батиста Люлли)[9]. Часто апофеозом заканчиваются балеты, особенно классические.

Иногда апофеозом называют торжественно-ликующее заключение какого-либо циклического произведения или отдельной музыкальной пьесы[7]. Апофеоз мог являться также самостоятельной частью (как правило без текста) какого-либо представления, празднества, шествия и т. п.

Такие апофеозы строились на выразительных группировках и позах действующих лиц («живая картина», «немая сцена»). В них использовались яркое декорационное оформление, костюмы, бутафория и т. д.

Мастером подобных эффектных самостоятельных апофеозов в России являлся декоратор и машинист Большого театра Н. Ф. Вальц.

Форма апофеоза (а также панегирического спектакля, представлявшего собой как бы развёрнутый во времени апофеоз) была разработана в западноевропейских театрах и русском придворном театре XVI—XVIII веков.

В литературе апофеозом какого-либо жанра могло стать произведение, выражавшее основные положения этого жанра или конкретного автора

ru.wikipedia.org

Апофеоз это:

АПОФЕОЗ АПОФЕОЗ (от греческого apotheosis – обожествление), 1) в эллинистической Греции и Древнем Риме обожествление государственного деятеля, героя, императора, обретение им божественной сущности. В эпоху Возрождения название явления перенесено на его изображение в живописи, театре.

В современном понимании апофеоз – завершающая музыкальный или драматический спектакль сцена прославления героя, эффектная “живая картина”, пластически выражающая основную идею зрелища.

Форма апофеоза (а также панегирического спектакля, представлявшего собой как бы развернутый во времени апофеоз) разработана в западноевропейских театрах и русском придворном театре 16 – 18 вв.; развивалась также в театре революционных эпох – во Франции в конце 18 в.

, в России после Октябрьской революции. 2) В широком смысле – прославление, возвеличение какого-либо лица, события, явления.

Современная энциклопедия. 2000.

dic.academic.ru

Апофеоз – это… Истинное значение слова

Русский язык богат яркими словами. Одни из них зародились внутри славянского народа, иные же пришли к нам из зарубежья. Проблема в том, что порой довольно сложно определить истинное значение слова, особенно когда его корни берут свое начало далеко от русских земель.

Одним из таких заимствованных терминов является “апофеоз”. Это слово хоть и редко встречается, все же порой проскакивает во время беседы. И, чтобы не попасть в неловкую ситуацию из-за недопонимания, лучше заблаговременно узнать его истинное значение.

Следует сразу отметить, что это слово обозначает два явления, которые совершенно не похожи друг на друга. Поэтому будет вполне логичным разобрать эти понятия по отдельности.

Значение первое

Начнем с того, что апофеоз – это греческое слово, которое можно перевести как «обожествление». Ярким примером апофеоза можно считать причисление Геракла к пантеону греческих богов.

И хотя истории об этом силаче – всего лишь миф, данное понятие было весьма популярным в те времена.

Поэтому не удивительно, что многие цари и полководцы приписывали себе апофеоз, тем самым возвеличивая себя в глазах простых смертных.

Со временем и другие народы стали употреблять в своем языке слово “апофеоз”. Значение его менялось в зависимости от вероисповедания. И все же основная идея осталась прежней. Апофеоз – это превращение простого смертного в святого или божество.

Что значит слово “апофеоз”?

Пугач марина николаевна

Апофеоз – устаревшее слово, обозначает обожествление, прославление, возвеличивание кого-то или какое-то событие или явление.

Первоначально это слово имело значение причисления человека к Богам ( как пример, Геракл, император Клавдий), но потом слово приобрело переносное значение и стало обозначать прославление.

В изобразительном искусстве термин обозначает вознесение души умершего на небеса. Или прославление военного или государственного лидера с помощью аллегорий.

В театральных постановках этот термин использовался для финальных, торжественных сцен. Является заключительными сценами музыкального или драматического спектакля, концерта, циркового представления или какой-либо другой праздничной программы и содержит прославление героя, народа или важного события.

Tana76

Слово имеет древнегреческие корни, переводится как “обожествление”, “возвеличивание” чего-либо или кого-либо, прославление.

Поначалу слово употреблялось в отношении человека, которого причисляли к сонму богов (например, Геракл). Позднее термин стали использовать в переносном значении – как восхваление чего-то.

В мире искусства словом “апофеоз” называют кульминацию произведения, пик событий.

bolshoyvopros.ru

Что такое АПОФЕОЗ???

Валерий щетинин

Религиозный обряд обожествления героя, императора (в Древней Греции и Древнем Риме) . 2) Прославление, возвеличение какого-л. лица, явления, события. Высшая степень проявления чего-л. 3) Заключительная торжественная массовая сцена спектакля, концертной программы, циркового представления и т. п.

https://www.youtube.com/watch?v=89tUZYdwEac

Торжественное завершение какого-л. события.

Источник: https://zna4enie.ru/slova/apofeoz-znachenie-slova.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.