Абрек значение слова

Кто такие абреки

Абрек значение слова

Абреками на Кавказе в разное время называли изгоев общества, бродяг, грабителей, благородных разбойников. Во времена Лермонтова так называли всех лихих горцев. Тех, что совершали дерзкие налеты, а после уходили в горы.

Изгнанники с кинжалами

Слово “абрек” восходит к иранскому “бродяга, грабитель” ( перс. *aparak “бродяга”). Из иранского через тюркский уже в древности оно попало в кавказские языки. В некоторых языках Кавказа это слово даже не утратило своей изначальной формы.

Например, в аварском языке. Однако стоит сказать, что свою негативную оценку оно утратило.

Так, в Чечне и Нагорном Дагестане в XVI-XVII веках апарагами называли простых перселенцев, занимающих в обществе промежуточное звено между членами общины и рабами.

У народов северо-западного Кавказа слово “апараг” стало звучать как “абрег”, изменилась и коннотация.

Абрегами здесь называли дворян и князей, которые были изгнаны из общества за преступление или менее тяжкий проступок.

Надо сказать, что абреги часто все же находили пристанище за пределами общины, они практически никогда не оказывались в положении бездомных бродяг, вынужденных зарабатывать на пропитание налетами и грабежами.

Строго негативную коннотацию слово “абрек” приобрело уже в XIX веке, во время Кавказской войны, когда через черкесский язык попало в русский. Если судить по словарю Толя, изданному в 1863, и второму изданию словаря Даля (1880), слово “абрек” практически утратило свое “благородное” значение.

В этих словарях абреки определялись как разбойники, беглецы, прибивающиеся к шайкам и промышляющие грабежами и разбоем.
Наконец, уже в XX веке значение слова “абрек” опять немного меняется. На этот раз – в сторону романтизации. Абреками стали называть “благородных кавказских разбойников”.

Откуда

Что же породило такое явление как абречество? По сути дела, система военной демократии Кавказа и право кровной мести.

Вплоть до вхождения Северного Кавказа в состав Российской империи, военные силы общин состояли из народного ополчения, костяк которого составляли отряды, сформированные из неженатой горской молодежи.

В эти отряды, впрочем, могли входить и остальные дееспособные мужчины.

В зимний период распространенной практикой было проживание этих отрядов в общих домах, где у горцев была возможность практиковаться в военных дисциплинах.

Важно понимать, что это не были профессиональные военные образования. Это были именно ополчения, как общинные, так и ханские. Их численность могла в отдельных случаях доходить до нескольких десятков сотен и даже тысяч человек. Первейшей их функцией была охрана общины от внешних вторжений, а также (нерегулярно) набеги на соседние территории.

Во главе каждого такого объединения стояли предводители, выбранные на это место советом общины. Они назывались шахами,  или ханами. У адыгов до середины XVIII века они назывались князьями-пши.  Необходимо сказать, что эта должность не была формальной. Предводители, как правило, сами первыми шли в атаку. За малодушие или прочие грехи пши мог лишиться своего места и даже стать изгоем.

Важна для понимания того, откуда есть пошли абреки,  и кровная месть, распространенная среди горских народов. Принято считать, что кровная месть – это что-то бесчеловечное и тотальное, но среди народов Кавказа она регулируется так называемой системой композиций, когда за кровь или бесчестье можно было расплатиться.

Также практиковалась и изгнание кровника (иногда и его ближайших родственников) за пределы территории общины. Это была вынужденная мера, поскольку в противном случае провинившийся ставил под удар безопасность своего тухума.

Не все изгнанные кровники шли в абреки, некоторым удавалось даже начть “новую жизнь”. Так, некоторые селения Дагестана были основаны тухумами кровников, которые бежали от кровной мести.

Хозяева гор

Абречество как явление стало распространенным ещё в годы Кавказской войны, однако тогда же и произошло изменение первоначального значение слова “абрек”. Русские в те годы стали называть абреками любых горцев, которые вели партизанскую войну и отличались особой непреклонностью и жестокостью, тогда как сами кавказцы предпочитали называть себя гаджерет.

Кавказская война не покончила с абречеством. Горцы продолжали создавать отряды и уходить от преследования в горы, откуда достать их было практически невозможно.

Следующая волна абречества пришлась на годы русских революций (и 1905 года, и 1917). Этому способствовало, прежде всего, ослабление центральной власти.

Пользуясь сумятицей, абреки совершали дерзкие набеги как на селения, так и на нефтяные промыслы, казначейства и торговые караваны.

Они оказывали влияние практически на все сферы жизни. Абреки участвовали в сельских восстаниях в Кубанской и Терской области, под давлением абреков в годы революции местные власти были вынуждены снизить налоги, один из известных предводителей абреком Буба Икринский даже запрещал суннитам работать у шиитов.

Зелимхан

Пожалуй, самым известным абреком был  Зелимхан Гушмазукаев, родом из чеченского селения Харачой.

Он давно уже стал легендой Кавказа. За ним числится множество дерзких набегов, убийств и грабежей, его хорошо вооруженные отряды действовали, в основном, в Терской губернии.

В апреле 1906 года Зелимхан убил начальника Грозненского округа подполковника Добровольского, ещё через два года – начальника Веденского округа полковника Галаева.

Люди Зелимхана останавливали  и грабили поезда, совершили налет на Кизляроское казначейство, откуда ушли с 18000 рублями.

После своих операций Зелимхану всегда удавалось невредимым уходить в горы, отчего за ним даже закрепилась слава “неуловимого”.

Несмотря на то, что против абреков в целом и Зелимхана в частности шла активная пропагандистская работа, а также на то, что за голову легендарного абрека была назначена иогромная по тем временам награда (18000 рублей; тогда как корова стоила 60 рублей), выследить и ликвидировать его не удавалось долго. Только в сентябре 1913 года легендарный предводитель абреков погиб.

Последний абрек

Последним абреком считается Хасуха Магомадов. До 34 лет он был обычным сельским жителем, но после совершения убийства односельчанина в 1939 году ушел в абреки. Хасуха стал принципиальным противником Советской власти. Почти 40 лет он находился на нелегальном положении, принял участие в 194 нападениях, лично убил не меньше 30 человек. В основном – представителей власти.

Магомадова выслеживали долго, ему всегда каким-то чудом удавалось уходить от преследования, горы были его домом.

Только весной 1976 года жители села Беной дали информацию о том, что видели Магомадова в ущелье недалеко от села. На место выехала оперативная группа из сотрудников местной милиции и КГБ.

В ходе перестрелки, во время которой погиб один из дружинников, Магомадов был убит пулей в лоб.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5aec25c73dceb76be76f013c

Абрек – это кто? Кого так называют, и каково значение этого слова?

Абрек значение слова

Абреком называли ушедшего в горы человека, живущего вне власти и закона, ведущего скрытный образ жизни и периодически совершающего грабительские налеты.

У северокавказских народностей абрек – это изгнанник из рода, которому за совершенное преступление приходилось вести скитальческую и наполовину разбойничью жизнь.

А что о таких персонажах говорит история? По предположениям, слово «абрек» произошло от осетинского названия «абыраег» или «абрег», которое переводится как «скиталец». Позже обозначение «абрек» стало постепенно восприниматься как «бандит» и «разбойник».

Литературные иллюзии

Русское общество довольно продолжительное время смотрело на горцев сквозь некую поэтическую призму. Ведь зачастую именно произведения русских поэтов и писателей способствовали созданию чарующих образов «детей гор», таких как Казбич, Исмаил-бек и Хаджи-Мурат.

По прошествии лет поэтический флер все больше и больше безвозвратно уходил в небытие. На смену ему пришло время суровой реальной прозы.

Как бы красиво и романтично ни выглядели конные мужчины в горах, в душах некоторых людей они поселили страх и нежелание сталкиваться с ними.

Русским властям на Кавказе пришлось столкнуться с абрекским движением. А ведь еще в начале XIX века Броневской в своей классической книге «Кавказцы» очень живописно и достоверно описал разбойничьи промыслы горцев. Он рассказал, как чеченцы, рискуя собственной жизнью, переправлялись через реку Терек и по 2-3 дня ждали у дороги появления одинокого купца или офицера.

А дождавшись, они нападали на него, привязывали к бревну и таким образом переправляли через мощный горный поток в свои владения. После этого выходили на связь с властями либо близкими родственниками похищенного и требовали выкуп. Довольно часто за своего пленника им удавалось выручить хорошие деньги.

Вот так и сменило в реальности слово «абрек» значениесвое с восторженного на категорически противоположное.

Причинно-следственные истоки

Историки стараются подразделять всех абреков на две группы. Состав первой характеризуется так: абрек – это тот, кто выступал некогда против колониальной политики царизма и ее проводников.

Ко второй группе относят обычных бандитов, занимающихся разбойными наездами и грабежами в целях личного обогащения. Но тем не менее одинаковые методы и первых, и вторых ставят их в один ряд с уголовными преступниками.

«Политическими преступниками» русские и казачьи власти Северокавказского округа абреков никогда не считали.

Частично на разбойничий промысел горцев толкали экономические причины, потому как в горах сколько труда ни вкладывай, всё равно хорошего урожая не вырастить. Также не выручало и занятие скотоводством. А на равнине они были изгоями.

Это и приводило к тому, что мужчины в горах решались на вылазки, на разбои и грабежи. Среди скал они сооружали каменные башни, в которых прятали чужой ворованный скот.

В то время даже родилось некое дикое правило: если успеть загнать украденных коров или овец в свою башню и закрыть ворота, то эти животные становится твоими.

От беззакония к беспределу

С конца XIX века многочисленные случаи абречества стали распространяться по территории Терской области, что переросло в проблемы довольно серьезных масштабов. Например, за 1910 год совершено было 3 650 вооруженных грабительских нападений.

Повальное пленение зажиточных обывателей, уничтожение чиновников администрации, нападения на поезда, почтовые кареты, на казначейства и банки, на магазины и лавки с товарами, систематические угоны скота и лошадей – уже только перечисленное закрепило в людях уверенность, что абрек этозло и беспредел, от которого практически нет защиты.

Но не все были такими, и чуть ниже приведем для сравнения двух человек, двух изгоев общества, а вы сделайте свои выводы.

Абрек Осман Мутуев (Грозненский округ)

Осман принадлежал видному чеченскому роду, некогда прославившемуся в войне под предводительством Шамиля. Карьера воина и лавры мятежника не интересовали парня. Он учился в Грозном и мечтал стать хорошим переводчиком, чтобы попасть на государственную службу.

Потеря родителей заставила молодого человека забыть об учебе и возвратиться в родной аул, где односельчане уже приняли его не как своего, а как «пришлого». Осман с трудом сводил концы с концами, но совершить что-либо противоправное никогда не было в его мыслях.

А когда администрация округа в связи с растущим беспределом и участившимися случаями грабежей потребовала сдать «порочных членов» для высылки в Сибирь, то нечестные односельчане отдали на расправу Османа и всех тех, за кого некому было заступиться.

Из Сибири парень сбежал, и, не скрываясь, пришёл к властям с просьбой разобраться в ошибке. В то время начальником области служил генерал Толстов. Он честно подошёл к вопросу, рассмотрел дело и официально признал Османа невиновным. Но жить спокойно ему опять не дали всё те же односельчане, которые вновь написали на него ложный донос.

И снова Сибирь, побег. Но, вернувшись на родину, теперь уже Мутуев скрылся в горах.

Чеченский «Дубровский»

Итак, какую же мысль передает выражение “абрек”? Значение слова часто сопоставляют с благородством, как в случае с Османом Мутуевым. Пострадавший от людского предательства, Осман не очерствел душой и не озлобился.

Умный и честный человек – на таких и держится этот мир – стал защитником для всех несправедливо обиженных. За это его всегда радушно принимали и даже называли своим князем.

И лишь семейство, некогда оболгавшее Османа, все так же продолжало натравливать на него власти, обвиняя и приписывая ему все, что творили другие абреки. Осман погиб в очередной зачистке, организованной властями по очередному несправедливому доносу.

Абрек Иски

На горные хребты Кавказа можно смотреть бесконечно, здесь можно делать самые загадочные и красивые фото. Абрек,появляющийся на этом красивом фоне, в один момент заставлял забыть про всякую лирику.

Иски – это полная противоположность Осману. Сбежавший из тюрьмы ценой убийства нескольких человек, он подался в абреки.

Иски был невысокий и худой, а злобным выражением лица и всей своей фигурой он напоминал обезьяну.

Отличительная черта его преступлений – звериная, беспощадная и бессмысленная тяга к убийству, иногда он даже не грабил своих жертв. Такой абрек – это был зверь в человеческом обличье. Иски наводил ужас и на русское, и на горское население. Его ненавидели все, независимо от национальности. Человек-зверь платил всем ещё более жестокой монетой.

Заключение

Слово, которым называли скитальцев, не признающих законов общества или просто желающих жить вне его, приобрело со временем негативный окрас. Абреков боялись. Но как и везде, одни рождаются и остаются людьми, другие превращаются в зверей. Может, дело не в обстаятельствах, а в силе и благородстве духа?

Источник: https://FB.ru/article/315674/abrek-eto-kto-kogo-tak-nazyivayut-i-kakovo-znachenie-etogo-slova

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.